Психологическое консультирование родителей младшего школьного возраста

  Е.Д.Божович связывает кризис 6-7 лет с появлением системного новообразования – внутренней позиции. Выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, каковой в современных культурно-исторических условиях оказывается обучение в школе.   К концу дошкольного возраста складывается  целая система противоречий, свидетельствующая о формировании психологической готовности к школьному обучению.  Становление  ее предпосы...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психологическое консультирование родителей младших школьников».

К 6-7 годам выделяются две группы детей:

1.Дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность;

2.Дети, которые, не имея этих предпосылок, продолжают оставаться на уровне игровой деятельности.

Психологическая способность ребенка к обучению в школе рассматривается как с субъективной, так и с объективной стороны. Объективно ребенок психологически готов к школьному обучению, если к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития: любознательностью, яркостью воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организацией. Память дошкольника достаточна развита. Он уже сам способен ставить перед собой задачу запомнить что - либо. Легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает и непосредственно связано с его интересами.

Относительно хорошо развита наглядно-образная память. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Ребенок уже может понимать услышанное, связно излагать свои мысли.

Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению. У ребенка появляется потребность выстраивать свое поведение таким образом, чтобы добиваться поставленных целей, а не действовать под властью сиюминутных желаний. Сформированы и элементарные личностные проявления: настойчивость, оценивание поступков с точки зрения их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Это важное условие готовности к школьному обучению.

1.Новообразования начального периода школьной жизни.

Самыми важными новообразованиями в начальный период школьной жизни являются произвольность, рефлексия и внутренний план действий.

С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения - переходу к обучению в средних классах. Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что, придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили учителя как школьникам.

Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит формирование такого психического процесса, как произвольность, которая необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или преодолевая возникающие сложности.

Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого умения, как планирование действия про себя, то есть формируется внутренний план действия.

Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и аргументы.

С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является отделение от ответов - шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка. Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в развитии рефлексии.

Значимым является еще одно новообразование - умение управлять собственным поведением, то есть саморегуляция поведения. До того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать…)

Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий. С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь взрослый.

В период младшего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В семь лет уровень развития восприятия достаточно высок. Ребенок воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия. На начальном этапе обучения выявляются сложности в процессе дифференциации. Это обусловлено еще не сформировавшейся системы анализа восприятия. Способность детей производить анализ и дифференциацию предметов и явлений, связана с еще не до конца сформировавшимся наблюдением. Уже мало просто ощущать и выделять отдельные свойства предметов. Наблюдение быстро формируется в системе школьного обучения. Восприятие приобретает целенаправленные формы, перекликаясь с другими психическими процессами и переходя на новый уровень-уровень произвольного наблюдения. Память в период младшего школьного возраста отличается ярким познавательным характером. Ребенок в этом возрасте начинает понимать и выделять мнемическую задачу. Происходит процесс формирования методов и приемов запоминания. Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того, чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.

Периоды развития мышления:

1.Преобладание наглядно-действенного мышления. Период схож с процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;

2. Дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.

Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью.

У детей младшего школьного возраста есть свои особенности развития познавательных процессов.

В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной и управляемой деятельностью. Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения.

В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.

Особенность воображения младших школьников - его опора на восприятие. Основная тенденция развития воображения - это совершенствование воссоздающего воображения. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более правильного и полного отражения действительности.

Мышление младшего школьника, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, младшим школьникам понять трудно.

В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Дети постепенно научаются выделять существенные признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. На этой основе у детей постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Возрастная особенность внимания младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные. Значительно лучше развито в этом возрасте непроизвольное внимание. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями.

К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна; их внимание легко отвлекается.

2.Консультирование родителей младших школьников

Важно провести с родителями детей младшего школьного возраста беседу о психологических перестройках у детей, связанных с поступлением в школу, об особенностях физического развития.

Резко изменяется весь уклад жизни, социальное положение, положение в коллективе, семье.

Учение - это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умение подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности и дисциплины.

Усвоение знаний в начальной школе требует от младшего школьника сравнительно высокого уровня развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать. И с первых же дней обучения возникает основное противоречие как движущая сила развития в младшем школьном возрасте - противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, учитель, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и уровнем психического развития ребенка, уровнем развития его познавательных процессов, качеств личности. Требования эти нарастают и усложняются с каждым днем, и наличный уровень психического развития непрерывно «подтягивается» до уровня требований.

Знания младших школьников в процессе обучения формируются при рациональном соответствии двух путей познания - путем непосредственного восприятия и путем усвоения словесного описания тех или иных предметов и явлений.

В единстве с приобретением знаний происходит и умственное развитие младших школьников.

Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико - синтетическая

функция коры головного мозга; заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно меняется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Уровень физического развития младшего школьника вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома и не вызывает переутомления, перенапряжения.

Необходимо ознакомить родителей со всеми новообразованиями, которые происходят у детей младшего школьного возраста.

Работа с родителями направлена как на профилактику возможных нарушений, так и на коррекцию неправильных, травмирующих ребенка стилей воспитания. Она может проводиться в виде тематических семинаров для родителей, совместных вечеров вместе с детьми. Главная ее цель - обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребенку.

Желательно провести с родителями тренинги по общению с детьми, дать необходимо важные рекомендации.

Следующие компоненты эффективного общения родителей с детьми являются необходимыми.

Контакт глаз. Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе. Часто бывает, что родители используют контакт глаз, только когда упрекают ребенка, ругают, настаивают на своем. В результате на фоне внешней покорности и послушания у ребенка могут развиться депрессия и невроз. Родители должны знать о действенности этого контакта, как созидательного, так и разрушительного.

Физический контакт. Речь идет о любом физическом контакте: прикосновение к руке ребенка, поглаживание по голове, легком объятии… В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать такие нежные прикосновения. Это форма общения должна быть естественной, но не демонстративной и чрезмерной.

Пристальное внимание. Ребенок чувствовать неподдельный интерес к нему со стороны родителей, заботливую сосредоточенность, готовность прийти на помощь в нужный момент. Пристальное внимание - жизненно важная, насущная потребность каждого ребенка.

Дисциплина. Предполагается, что уверенный в любви и поддержке со стороны взрослых ребенок должен уметь подчиняться определенному алгоритму деятельности, соблюдать принятые на себя обязательства .

Важно, чтобы родители понимали, что «наказание» и «дисциплина» суть не одно и то же. Наказание свидетельствует о том, что в системе отношений со взрослым у ребенка не был выбран четкий алгоритм взаимной ответственности.

Консультационная работа с родителями должна быть направлена на преодоление ими неправильных, ведущих к искажению психосоциального развития ребенка, стилей воспитания. Педагог в состоянии справиться с данной задачей только вместе с родителями, а для этого он должен уметь определить ее и учесть в своей работе, разъясняя родителям негативные последствия неправильного воспитания.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживаниями младших школьников чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой, подчеркивающей даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперед.

Эффективность обучения и воспитания младших школьников связана, в частности, с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом.

Авторитет учителя - важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Родители также должны быть солидарны с учителем в вопросах обучения и воспитания. Должны быть осведомлены и проконсультированы по вопросам особенностей развития психики и физического развития детей на данном возрастном этапе.

Совместное сотрудничество учителя и родителей, даст наиболее положительные и эффективные результаты в процессах обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.


Литература:

1.Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/В.Г.Асеев, М.: Просвещение, 1976.-258с.

2.Ахутина, Т.В. Дети с трудностями учения/Т.В.Ахутина, М.: Прометей, 2005.-110с.

3.Выготский, Л.С. Проблема развития и распада высших психических функций/Л.С.Выготский, М.: Просвещение, 1995.-500с.

4.Дружинина, В.И. Психология/В.И.Дружинина, М.: Литература,2000.-326с.

5.Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога/И.В.Дубровина, М.: Международная педагогическая академия,1995.-324с.

6.Зак, А.З. Как определить уровень развития мышления школьника/А.З.Зак, М.: Знание,1982.-202с.

7.Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/Е.Е.Кравцова, М.: Педагогика, 1991.-119с.

8.Крутецкий, В.А. Психология/В.А.Крутецкий, М.: Просвещение, 1974.-330с.

9.Фотекова, Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте/Т.А.Фотекова, Абакан: Книга, 2004.-179с.

10.Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей школьного возраста/Л.М.Шипицына, М.: Речь, 2003.-240с.









© 2010-2022