Классный час на тему: Талант и труд

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: Талант и труд

Методика проведения: лекция учителя с рассказами учащихся.

Воспитательные задачи:

Расширить у учащихся круг представлений о работе выдающихся учёных как о напряжённом и постоянном труде.
Связать воедино два понятия - «Талант» и «Труд», разъяснить учащимся понятие о таланте как составном элементе труда.
Стимулировать самооценку учащихся и процесс их самовоспитания.

Подготовительный этап:

Поручить учащимся подобрать материалы о том, как работали выдающиеся люди.
Заготовить плакат с высказыванием талантливой личности.
Побрать материал психологического характера о способностях человека
За несколько дней до классного часа, используя соответствующую учебную ситуацию, объявить, что ближайший разговор о жизни будет посвящён теме способностей человека и роли труда в их развитии.

Содержательный материал классного часа.

Вступительная часть.

Краткое слово учителя о том, что из особенностей личности, которыми обладает человек, наиболее удивительным явлением кажутся нам способности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой либо деятельности, о том, что способности бывают различной степени развитости. Различают просто способных людей, людей очень способных и исключительно способных. Исключительно способных называют талантливыми. Талант всегда притягателен. Быть талантливым - значит переживать высочайшие минуты счастья, потому что талант помогает достигать наивысших результатов в творческой деятельности.

Но способности не даны человеку в готовом виде от рождения. И они не развиваются сами по себе, без усилий самого человека. Только активная, напряжённая деятельность может развить обычные способности до уровня таланта.

Основная (содержательная) часть.

Рассказ учащегося об истории становления таланта величайшего оратора Древней Греции Демосфена. С детства чахлый и болезненный, с неясным выговором и коротким дыханием, юноша Демосфен поставил перед собой задачу стать оратором. Требования к оратору того времени были суровыми: оратор должен был иметь величественный вид, громкий, но не крикливый голос, виртуозно владеть мимикой и жестом. Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление, однако было осмеяно народом. Демосфен начал работать над собой. Он устроил себе комнату в подземелье для занятий: учился актёрской игре; укреплял голос; неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи; запоминая речи, которые ему приходилось слышать, он затем восстанавливал ход мыслей, выражал ход мыслей, выражал те же мысли иными речевыми оборотами. Труд Демосфена увенчался успехом - он завоевал славу лучшего оратора.

Слово учителя: связь труда и таланта. Зависимость таланта от количества труда давно замечена. Великий изобретатель Эдисон говорил, что гений - это один процент вдохновения, а девяносто девять - потения. Если рассмотреть жизнь и деятельность великих мыслителей, то в этом легко убедиться.

Рассказ учащегося об Эдисоне, который до пятидесяти лет ежедневно работал в среднем по 19,5 часов, а при создании аккумулятора провёл 10 000 опытов.

Рассказ второго ученика о детских годах А. Эйнштейна, о том, как утешал своего племянника дядя Якоб, говоря, что не из каждого же, мол, получается профессор, о том, как упорно трудился в юности Альберт и как, уже будучи великим учёным, продолжал усиленно работать.

Рассказ третьего ученика о мужестве И.Е. Репина: как уже в преклонном возрасте от постоянного напряжения у него начала сохнуть рука, как Репин научился работать левой рукой приспособив палитру на шее при помощи особых ремней.

Слово учителя: «Талант - это колоссальное трудолюбие. Талант - дитя настойчивого и громадного труда. И в этом можно убедиться не только на примере великих людей, но и на примере несостоявшихся талантов. К сожалению, в мире были и такие люди. Их способности гибли, не имея возможности развиться потому, что отсутствовал великий труд в жизни этих потенциально великих людей. В детстве почти все они имели задатки «вундеркиндов». Вундеркиндом называют ребёнка, который с раннего возраста проявляет большие успехи в какой-либо деятельности: музыкальной, технической, литературной, спортивной. Вундеркиндом, например, был Моцарт: с трёх лет началась его композиторская деятельность.

Вундеркинды подрастают, и то, что удивляло в них, когда они были детьми, перестаёт удивлять, когда они становятся взрослыми. Если огромным трудом эти дети успевали развить свою одарённость, то многие из них становились талантливыми людьми».

Рассказ учащегося об Ольге Скороходовой - слепоглухонемой, авторе книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», сегодня - научном работнике, о том, как, благодаря неимоверным усилиям, О. Скороходова максимально развила свои способности, как достигла высшего уровня образования, как отвоевывала, как отвоевала в борьбе со своим недугом часть за частью окружающий мир.

Чтение стихов О. Скороходовой «Думают иные», «Письмо».

Заключительная часть.

Учитель говорит о том, что не из чистого любопытства обратились они сегодня к вопросу «Талант и труд», что с этим вопросом сталкивается каждый учащийся. И от того, как решит этот вопрос для себя каждый отдельный человек зависит его судьба. Учитель обращает внимание детей на то, что у каждого человека имеется предрасположение к какому-то виду деятельности. Но узнать об этом можно, лишь включившись в эту деятельность, которую надо осуществлять в полную меру сил.

- Каждый из нас, - говорит учитель, - обязан сегодня поставить перед собой вопрос таким образом: «Достаточно ли я делаю для того, чтобы развить свои способности?»

Классный час на тему: Человек и его манеры

Методика проведения: беседа

Воспитательные задачи:

1. Расширить знания о правилах культуры поведения.

2. Углубить понимание нравственного смысла данных правил.

3. Сформировать положительное отношение к правилам культуры поведения и стимулировать самовоспитание и самоконтроль учащихся.

Подготовительный этап:

Предложить учащимся специально составленный рассказ о незадачливом герое, который, не зная правил поведения, постоянно их нарушал. Просить их отмечать ошибки в поведении героя.

Рассказ может быть примерно такого содержания: «Вася торопился, так как знал, что опаздывать не хорошо. К дверям он подошёл за 10 минут до назначенного срока. Сильно и торжественно нажал звонок. Дверь открыла хозяйка. Он громко произнёс: «Здравствуйте!» перешагнул порог, наступил хозяйке на ногу, извинился. «Сказал: Поздравляю с днём рождения!» - и протянул аккуратно завёрнутый в газету подарок. Потом, облегчённо вздохнув, стал снимать пальто. Затем снял шапку.

- Проходите, - сказала хозяйка

Вася пошёл за ней на кухню. И пока она готовила последние блюда, развлекал её разговорами и даже дал два совета: «Хлеб надо резать тонкими ломтиками!», «Селёдку хорошо украшать зелёным луком!»

… За столом Вася, конечно же, пользовался приборами, а не ел руками. Салфетку аккуратно разложил на коленях, держа нож в правой руке, а вилку в левой. Оплошал он только раз: уронил нож, перекладывая из руки в руку вилку. Однако он тут же извинился. И так как хозяйка сказала: Ничего. Не стоит беспокоится» - Вася успокоился и, довольный, произнёс: «Всё очень вкусно. Но моя мама готовит лучше». Все улыбнулись. А Вася, осмелев, стал рассказывать смешные истории, которых он знал уйму.

Припоминая правила хорошего тона, Вася следил за собой: хлеб брал только вилкой, сначала угощал всех, потом накладывал себе еды, немного недоедал каждого блюда.

Когда он наелся, то сказал: «Спасибо. Ух, сыт». Отодвинув от себя подальше тарелку, встал, вышел из-за стола».

Проанализировать письменные замечания детей, отметив наибольшее количество ошибок. Приготовить результаты этого анализа к сообщению на классном часе.
Выделить ряд правил, менее известных детям, для рассмотрения их нравственного смысла на классном часе.
Подобрать материал из истории происхождения некоторых правил вежливости.

Содержательная часть классного часа.

1.Вступление в беседу ведет учитель.

Учитель объявляет тему, говорит о том, что ее необходимость стала ясна при анализе "рассказа с ошибками", который был предложен детям, о том, что из 21 ошибки в поведении Васи было замечено только 12.

Ставится вопрос: так ли уж необходимо знать эти правила? Каков их смысл?

Учитель предлагает построить разговор следующим образом: он называет правила поведение-учащиеся пытаются найти их внутренний смысл, так чтобы принять в итоге только те правила поведение, в ценности которых убедятся.

Ученики соглашаются.

2.Основная часть содержания.

Первый вопрос. Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина, чтобы держать свечу впереди и освещать путь даме. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала. Но правило все-таки осталось. Почему? Может быть, ему пора отмирать?

Учащиеся обосновывают необходимость соблюдать данное правило тем, что при его соблюдении можно оказать помощь своей спутнице или спутнику, если он слабее тебя. При несоблюдении правила такой помощи оказать невозможно. (Данная ситуация может быть разыграна.)

Второй вопрос. Можно предположить, что какие-то правила поведения, которые когда-то возникали в силу обстоятельств, теперь сохранились потому, что они оказались удобны на все времена. Например, следующее. Все вы знаете, что рукопожатие возникло в средние века, когда рыцари при встрече, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперед, обнажая ладонь, показывая тем самым, что там нет оружия. По той же самой причине они снимали при встрече головной убор. Дама никогда не была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако на сегодня мы замечаем, что это правило начинает относиться и к представителям женского пола: они все-таки при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая плотно облегает руку и тонка; снимают они и головной убор, если снимается верхняя одежда. Как вы объясняете наличие таких правил? Есть ли в них смысл?

Ученики находят этический и гигиенический смысл в появившихся правилах поведения. (Ситуация также может быть разыграна.) При этом обращается внимание детей на то, что мальчики сначала снимают головной убор, вслед за тем-верхнее пальто. Девочки-сначала пальто, затем головной убор.

Третий вопрос. И все-таки порой кажется, что люди слепо соблюдают правила, заучивая их как традиции. Например, правило, жестко регламентирующее способ обращения с приборами за столом. Если ты во время беседы за столом перестал пользоваться приборами, ты можешь их сложить параллельно на тарелку. (Демонстрируется этот способ.) А если ты уже поел и сыт, то положи приборы на тарелку крест-накрест. (Демонстрируется.) на первый взгляд это правило настолько условно и традиционно, что хочется от него отказаться. Каково ваше мнение по этому поводу?

Ученики находят и в этом положении этикета смысл: если оно всем известно, то люди освобождают себя от неудобных и излишних ситуаций уговаривания, угощение, закармливания и т.п. В таком расположении приборов на тарелке находят и удобство чисто "техническое" - определенную устойчивость положения приборов.

Четвертый вопрос. Итак, оказывается, в каждом правиле поведения, которое нам предписывает этикет, есть свой смысл. Нет бессмысленных требований, заставляющих человека совершать ряд бесполезных действий. Но тогда возникает еще один вопрос: можно ли запомнить все эти правила, веди их очень много, а жизненных ситуаций, вероятно, еще больше? Как же быть? Учить наизусть? Записывать в дневник и постоянно сверяться, правильно ли ты поступаешь?

Учащиеся, пытаясь ответить на этот вопрос, предлагают ряд решений: надо не забывать, что вокруг тебя люди, которым нельзя мешать; надо стараться оказывать помощь окружающим людям; надо стараться не портить им настроения и самочувствия.

Пятый вопрос. Ваши предложения кажутся очень разумными. Попробуем проверить их на некоторых жизненных ситуациях.

Ситуация первая: на столе чашечка с воображаемым чаем. Одна из учениц "пьет чай". Почему, размешивая чай, мы не касаемся краев чашечки. Почему стараемся делать это тихо?

Ученики находят ответ: чтобы не мешать окружающим людям.

Ситуация вторая: к имениннику пришли гости, они вручают подарки в развернутом виде. Именинник благодарит, даже если ему принесут ненужную ему вещь. Почему?

© 2010-2022