Статья ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование культуры здоровья детей и подростков в учебной и внеурочной деятельности

Бодренкова Г.К.

МБОУ «Троицкая СОШ»

Одним из направлений развития общего образования в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначена проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, что нашло отражение в проектах федеральных государственных образовательных стандартах.

В Губкинском городском округе вопросы состояния здоровья детей и подростков являются приоритетными. Приучать людей заботиться о своем здоровье нужно с раннего детства. В этом глубоко убеждены губкинские педагоги дошкольного, школьного и дополнительного образования, которые участвуют в реализации окружной программы «Губкинская школа здоровья» и социально-просветительского проекта «От здорового образа мысли - к здоровому образу жизни».

Наша школа участвует в опытно - экспериментальной деятельности по теме "Воспитание культуры здоровья школьников в деятельности классного руководителя в условиях сельской школы" под руководством Гаркуша Н.С., к.п.н., доцента кафедры теории и методики воспитания Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов. Учителя нашей школы работают по программе «Дорога к здоровью», которая обеспечивает научно- методические, организационные, информационные условия для работы по воспитанию культуры здоровья школьников.

Физическое воспитание в нашей школе проводится на протяжении всего учебного процесса и осуществляется в следующих формах: физические упражнения в режиме учебного дня; самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом; занятия в спортивных секциях по интересам; массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые в свободное от учебы время.

С целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся, пропаганды здорового образа в прошлом учебном году была проведена декада «В здоровом теле - здоровый дух». В рамках декады проведены веселые эстафеты и соревнования по плаванию среди учащихся 2-10 классов. Вторым этапом было проведение спортивных соревнований среди учащихся 5-6 классов «Мы со спортом крепко дружим», а среди обучающихся 7-8 классов - «Быть здоровым - это здорово». «Ралли-выживание» прошли между 10 «А» и 10 «Б» классами. Выступление агитбригад 1-4 классов «Мы за здоровый образ жизни!» стало заключительным этапом проведения декады. В своих выступлениях ребята говорили о ведении здорового образа жизни, занятием спортом, закаливанием, о соблюдении режим дня, правилах личной гигиены. Агитбригады были яркими, содержательными, в сценарий которых вошли песни, частушки, спортивные упражнения. В целях пропаганды и популяризации среди обучающихся здорового образа жизни, воспитания духовных, волевых и физических качеств, необходимых для развития полноценного гражданина российского общества, был проведен день здоровья «Быть здоровым - это здорово!» в урочище «Михайловское. Для учащихся были подготовлены следующие этапы полосы препятствий: параллельная и навесная переправа, спуск, подъем, траверс, бревно. Спортивные эстафеты: лабиринт, обводка мяча, кочки и маятник. Все учащиеся с большим желанием приняли участие в преодоление полосы препятствий и спортивных эстафетах.

Наличие культуры здоровья у школьников отражается в поведении детей, так как в процессе ее становления формируются определенные ценностные ориентации, проявляется забота о своем здоровье, здоровье окружающих людей, происходит саморазвитие, самосовершенствование и оздоровление. В процессе воспитания культуры здоровья осознание ценности здоровья является стимулом ведения здорового образа жизни.

В рамках эксперимента было проведено исследование по изучению показателей воспитанности культуры здоровья у обучающихся 1-11-х классов с использованием следующих методик:

  1. Гармоничность образа жизни школьников.

  2. Уровень владения школьниками нормами в сфере здоровья.

  3. Участие школьников в здоровьесбергающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях.

В результате проведенного исследования был сделан вывод, что общеобразовательная школа должна стать центром практической реализации идей здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья подрастающего поколения.

Второй год в нашей школе дети обучаются по методике В.Ф. Базарного.

Данная методика, относящаяся к здоровьесберегающим технологиям, оказывает значительное положительное воздействие на развитие психических процессов младшего школьника и способствует лучшей адаптации к обучению в основной школе. Методика Базарного позволяет не только не нарушать, а даже укреплять здоровье ученика.

В настоящее время здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. Педагоги все острее понимают свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений. Поэтому актуальными остаются проблемы обучения детей здоровому образу жизни, грамотному распределению учебного времени, а также профилактике вредных привычек.

© 2010-2022