Доклад на педсовет Роль школы в социализации детей старшего возраста

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШ №1

Роль школы в социализации детей старшего возраста

Автор - Чальян Инна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10 «Б» класса

28.03.2016

Роль школы в социализации детей старшего возраста

Многие известные люди задумывались о том, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка. Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков?

И практически все сходились на том, что целью обучения является в равной степени как получение детьми знаний, так и воспитание полноценной, гармонично развитой личности, подготовленной к самостоятельной жизни в обществе.

Иными словами, школа является после семьи мощнейшим инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не только образованного, но и умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, многие факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа.

Что такое социализвция?

Социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализвция включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает знания, умения, навыки (ЗУН), необходимые для жизни среди людей.

Социализация - это также процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения).

На мой взгляд, социализация в школе имеет 2 направления: с одной стороны, современная школа готовит ребёнка к будущей профессиональной деятельности, давая ему соответствующие знания, развивая необходимые навыки и способности; с другой - готовит для общества гармонично развитую личность, наделённую важнейшими личностными качествами.

Каким же должен быть нынешний выпускник, чтобы соответствовать требованиям современного мира? На основе тестирований и соцопросов был создан следующий психологический портрет: «образованный, нравственный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни с использованием новых технологий», что соответствует ключевым компетенциям выпускника школы, выдвинутым Советом Европы.

Сегодня особо значимыми качествами современной личности становятся:

· самостоятельность

· умение делать выбор и брать за него ответственность

· инициативность

· стрессоустойчивость

· умение преодолевать ситуацию неуспеха

· профессиональная мобильность

Школа на каждом этапе жизни ребёнка, практически с первых дней появления его в учебном заведении готовит его к успешной социализации. Ведь начинать учить самостоятельности, инициативности и другим жизненноважным качествам в 10-11 классах уже поздно. Д.Б.Элькониным было выделено, что для каждого возрастного периода характерна своя социальная ситуация развития, свой ведущий тип деятельности.

Цель моего доклада - показать, как проходит в 10 классе подготовка ребят к жизни в обществе, ко взрослой жизни, а также к будущей профессиональной деятельности.

Какие же средства учебной деятельности помогают приблизиться нам к идеальной модели современного выпускника?

Неоспоримо, что главное в школе - это урок. И именно на уроках мы, учителя, стараемся не только дать знания о мире, человеке, обществе, но и научить его эти знания применять на практике, развить в ребёнке самые важные человеческие качества. Поэтому и задачи перед собой мы ставим тройной направленности: обучающие, развивающие и воспитательные. Каждая дисциплина, в силу своей специфики, акцентирует внимание на разных качествах ученика. Так, точные и естественные науки развивают логическое мышление, общественные помогут ориентироваться в современном социуме, гуманитарные обогатят нравственными ценностями. Все мы помогаем детям развивать память, речь, внимание, коммуникативные навыки, учим правилам поведения среди людей. Нельзя переоценить в плане социализации обучающихмя введение в старших классах таких дисциплин, как право и экономика.

Существуют различные современные и не очень формы и приёмы работы на уроках, которые вовлекают ребёнка в определённые социальные отношения. Это, несомненно, проектная деятельность на уроках, где ученик учится работать в коллективе четко и слаженно, творчески подходить к поставленным задачам, учиться грамотно работать с информацией и т.д. Особое внимание нужно уделять и давно нам известным видам работ в группах, использовать на своих уроках элементы самоуправления, когда ученики выполняют социальную роль учителя и проводят уроки сами, выставляя отметки своим одноклассникам. Большую роль в плане социализации играет проблемное обучение, которое среди прочих целей преследует цель воспитания активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. А сколько проблем встретит выпускиник в своей жизни! И умение их решать будет большим достижением для молодого человека.

Нужно сказать, что как на уроках, так и между ними большую роль в воспитании личности ученика играет личность педагога. Адольф Дистервег писал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». От того, как мы будем себя вести, как мы будем общаться между собой, с ребятами и их родителями, какие мы соединим в себе нравственные ценности, напрямую зависит то, каким будут наши дети. Ведь ни для кого не секрет, что наши ученики часто подражают нам, как и своим родителям. Поэтому и мы обязаны, на мой взгляд, приближаться к тому идеалу, который рисуем относительно выпускника школы. Мы также должны шагать в ногу со временем, продолжать развиваться, несмотря на то, что опыт некоторых из нас, казалось бы, позволяет только пользоваться тем, что накоплено. Конечно, нет, это большая ошибка.

Не только уроки, но и внеурочная деятельность помогает ребёнку готовиться ко взрослой жизни.

Успешная социализация в школе возможна при наличии:

- школьного самоуправления,

- участия в различных программах,

- элективных курсов,

- кружковой работы,

- школьной газеты, школьного сайта,

- сотрудничества с учреждениями социума,

- участие в дистанционных, очных и заочных олимпиадах и конкурсах,

- взаимодействие с родительской общественностью.

В нашей школе существует ученическое самоуправление, и старшеклассники максимально вовлечены в жизнь школы, в принятие важных решений, в проведение мероприятий. Ребята не только участвуют в мероприятиях школьного, районного и даже краевого уровня, но и становятся их организаторами. Так, 10 «Б» класс в 2015-2016 учебном году организовал литературный бал «Осенний звездопад», который открыл Литературный марафон и закрыл Экологический марафон в нашей школе (в организации этого мероприятия из 18 человек участвовали 15). Ребята проявили большую самостоятельность, организованность, творчество, оригинальность мышления. В прошлом году 10- и 11-классники тоже сами организовывали большие школьные мероприятия, проявляя и развивая творческие способности, самостоятельность, целеустремлённость, креативное мышление, коммуникативные навыки.

Ресурсный центр, который существует в МОУ СОШ №1 на протяжении ряда лет, среди прочих важных целей призван подготовить старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Те направления, которые имеются на базе нашей школы, вполне удовлетворяют ребят и их родителей. Это следующие профили:

  • физико-математический

  • социально-гуманитарный

  • универсальный

  • химико-биологический.

Последний профиль в данное время, к сожалению, отсутствует по объективным причинам (нехватка учительских кадров), хотя является одним из самых востребованных.

Что касается, кружковой работы и элективных курсов, то у нас всё это имеется и даёт самые широкие возможности для обучающихся, в частности старшеклассников. Так, в 10-11 классах проходят элективы «Проектная деятельность» по разным дисциплинам.

В школе до недавнего времени существовала газета «Школьная, 27», в создании которой принимали самое активное участие старшеклассники. Они учились писать статьи в публицистическом стиле, брать интервью, оформлять периодику, были вовлечены в самые актуальные проблемы школьной жизни. Всё это позволяло детям развивать самые разнообразные способности и качества характера. Сайт школы существует и сейчас, но вовлечение ребят в его работу, к сожалению, не является максимальным.

МОУ СОШ №1, как и любая школа, крайне заинтересована, чтобы дети посещали не только школьные кружки и секции, но и те, что предлагают другие образовательные и культурные учреждения. Наши дети посещают ДДТ, ДШИ, ДК, и школа приветствует это, ведёт постоянноый учёт посещаемости учреждений социума. Кроме того, наши 10- и 11-классники являются постоянными посетителями районного историко-краеведческого музея и районной библиотеки.

Ученики МОУ СОШ №1 активно участвуют в различных олимпиадах и конкурсах. Так, учащиеся 10 «Б» класса приняли стопроцентное участие во Всероссийской олимпиаде школьников, 10 из них стали победителями и призёрами, некоторые ребята получили призовые места в 2-х и более олимпиадах (Гамзатгаджиев Г., Яшин А., Айрапетян В., Мещеряков В., Бугрова С.).

Такие ребята, как Гамзатгаджиев Г., Айрапетян В., Смолякова Т., активно участвуют в различных конкурсах разного уровня. Например, Смолякова Татьяна в 2015-2016 уч.г. приняла участие во Всероссийском конкурсе «Дети читают стихи», международном онлайн-конкурсе «Живая классика», наоднократно принимала участие в конкурсах сочинений.

Кроме того, ученики 10 «Б» класса приняли активное участие (под кураторством Варфоломеевой О.В.) в серии олимпиад «Олимпис» по разным дисциплинам - русскому языку, математике, истории, биологии, информатике. Это Гамзатгаджиев Г., Смолякова Т., Самохина Н., Бугрова С.

Всё это, без сомнения, развивает разнообразные способности детей, прививает им необходимые навыки, умения, готовит их к будущей жизни. И заслуга школы в этом деле неоспорима.

Особое место в социализации детей занимает работа с родителями. К сожалению, не все родители являются нашими союзниками в деле воспитания полноценной личности. Подчас слово, брошенное мамой или отцом ученика, разрушает то, что делала школа на протяжении недели, месяца. Поэтому необходимо проведение разъяснительной работы с родителями. И эта работа ведётся на классных, общешкольных собраниях, в индивидуальном порядке. И в старших классах, когда ребёнок вплотную подходит к концу подросткового этапа жизни, трудностей с родителями особенно много.

Особое место в социализации учащихся занимают классные часы. Классный час - это великолепная возможность сказать детям то, что не всегда успеваешь, можешь сказать на уроке. В этом плане одинаково важны как тематические, так и организационные классные часы. Достаточно посмотреть на этот небольшой список тем классных часов для старшеклассников, чтобы ещё раз ощутить неоспоримую пользу классного часа в деле воспитания молодого поколения, приобщению их к духовным ценностям поколений, к развитию способности ориентироваться в современном мире.

Темы классных часов для учащихся старших классов

  • «Отчизны верные сыны...»

  • Скажем курению «Нет!»

  • Что нами движет при выборе профессии?

  • «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...»

  • Правда о наркотиках

  • Прощение или месть?

  • Пьянство и алкоголизм

  • Депрессия и способы борьбы с ней.

  • Сбережем наш общий дом!

  • «Спасибо нашим матерям...»

  • Как противостоять агрессии и разрешить конфликт?

  • Отцы и дети

  • Опасности, подстерегающие современную молодежь

В своём классе я на каждом классном часе стараюсь читать детям рассказы, поднимающие какие-нибудь важные проблемы человеческого бытия. Затем идёт обсуждение, но только в том случае, если это требуется, если ребята сами того захотят. Иногда кажется, что всё понятно и вопросов нет. Но, оказывается, детям хочется обсудить эту проблему. Так недавно было после прочтения отрывка из произведения Расула Гамзатова «Мой Дагестан», в котром говорилось о недопустимости лжи. И Андрей Яшин начал разговор о том, что в жизни невозможно всегда говорить только правду. Нашлись оппоненты, началась дискуссия. А в спорах, как известно, рождается истина. Мне кажется, что такая ситуация несогласия, порождающая дискуссию, возможна только в старших классах, когда дети уже более независимы в суждениях, имеют больший жизненный опыт.

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста», - считал A. Эйнштейн. И если кто-то приведёт слова Альбера Камю: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует», - то мы всегда быть готовы ответить словами других великих людей:

Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан де Сент-Экзюпери

Если бы каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

А.П.Чехов

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..

Н.В.Гоголь

Ведь если мы постараемся убедить детей, что не нужно следовать волчьим законам, установленным предшествующими поколениями, что не столько от нас всех, сколько от каждого из нас на своём месте зависит судьба мира, то это будет уже полдела.

А пока хочется сказать, что наши дети не такие плохие, как мы привыкли слышать от тех, кто с ними мало общается. Они умеют дружить и переживать за своего товарища. Они могут сообща добиваться успеха. Они могут слаженно и добросовестно работать и находить истину. Они способны понять как надо самые сложные проблемы, проникнуться ими всерьёз. И это - ваша заслуга, уважаемые учителя!

А иногда они шалят и не слушаются, но мы не должны забывать, что это всего лишь дети, НАШИ ДЕТИ!

Показать фильм. (Интервью, взятые у детей 10 класса, по вопросу школьной поготовки в будущей профессии и будущей самостоятельной жизни в обществе.)

Спасибо за внимание!

Источники

  1. Авдеева Надежда Михайловна. Педсовет. «Место и роль школы в социализации детей».

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie tekhnologii/2015/04/27/pedsovet-mesto-i-rol-shkoly-v

  1. Проблемное обучение. redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/shpargalka_po_pedagogike_dlja_pedagogov/p51.php

  2. itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-o-vospitanii/

  3. moudrost.ru/tema/aphorism_teacher1.html

  4. Список тем классных часов. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа. ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/spisok-tem-klasnyh-chasov-klasnye-chasy-dlja-starsheklasnikov-i-studentov-koledzha.html

  5. Н.В.Гоголь. «Мёртвые души».

7. Роль школы в социализации ребёнка. fulledu.ru/articles/school/shkolnaya-zhizn/article/68_rol-shkoly-v-socializacii-rebenka.html


© 2010-2022