Этнокультурный проект Мой дом-Ямал

Предпосылками для возникновения метапредметного проекта "Мой дом-Ямал" и реализацию его через различные мероприятия направленные на привлечения внимания социума к проблемам и этническим особенностям округа явилось то, что большинство обучающихся школ города Салехарда, не смотря на то, что живут и учатся в регионе имеющем много национальных особенностей имеют либо весьма поверхностное представление о культуре коренных народов Севера, либо не знают ничего: ни обычаев, ни традиций, ни истории. Ц...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание патриотизма через реализацию этнокультурного проекта

" Мой дом-Ямал "

Этнокультурный проект Мой дом-Ямал

"Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это - ответственность за свою страну и ее будущее."

В. В. Путин


Проблема формирования личности человека, с чувством толерантности, бережного и уважительного отношения к языку и культуре других народов является одной из основных проблем воспитания в настоящее время.

Поэтому неотъемлемой составляющей эстетического, нравственного, патриотического воспитания школьников является этнокультурное образование. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, родине, семье, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к родной земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.

Этнокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов, обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа.

Предпосылками для возникновения метапредметного проекта "Мой дом-Ямал" и реализацию его через различные мероприятия направленные на привлечения внимания социума к проблемам и этническим особенностям округа явилось то, что большинство обучающихся школ города Салехарда, не смотря на то, что живут и учатся в регионе имеющем много национальных особенностей имеют либо весьма поверхностное представление о культуре коренных народов Севера, либо не знают ничего: ни обычаев, ни традиций, ни истории.

Целью данного проекта является создание условий для формирования глубокого уважения у учащихся к культуре края, в котором они живут, бережного отношения к природе и её богатствам, толерантности, высокого уровня образованности и культуры.

Основные задачи:

  • Воспитание у школьников интереса к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной и мировой культуры, поликультурной компетенции.

  • Знакомство обучающихся с историческим и культурным прошлым, настоящим и будущим народов, проживающих на территории ЯНАО (ненцев, ханты, коми, русских, сибирских татар, и др.)

  • Воспитание положительного этнотолерантного отношения и поведения в условиях поликультурной образовательной среды МБОУ СОШ№3.

  • Осуществление поликультурного воспитания обучающихся на основе широкого знакомства с культурой других народов, укрепление и расширение связей с национальными культурными центрами.

  • Совершенствование механизмов взаимодействия школы с социумом в целях реализации этнокультурного воспитания и обучения старшеклассников, расширение рамок партнерства, вовлечение общественности и средств массовой информации.

  • Создание в сотрудничестве с МВК им. Шемановского учебно-методической базы по реализации этнокультурного компонента в условиях школы. Организация просветительской деятельности среди детей и молодёжи.

  • Организация работы по привлечению учащихся разных национальностей в совместную творческую деятельность.

Проект "Мой дом-Ямал" включает в себя как научно-исследовательскую деятельность, так и творческую составляющую.

Подобные научно-исследовательские проекты этнокультурного содержания организуются с целью совершенствования и повышения определенного уровня познавательной культуры и познавательных интересов обучающихся.

Проект реализуется как на уроках различных предметов, входящих в учебный план школы, так и во внеурочной деятельности.

Он предполагает различные направления работы:

  • Через изучение теоретического материала - создание информационных буклетов и совершенствования навыков в журналистике.

  • Через организацию экскурсий - совершенствование навыков работы гида- переводчика.

  • Через проведение уроков физической культуры - формирование представления у учащихся о национальных видах спорта.

  • Через уроки МХК - формирование знаний о менталитете народов крайнего Севера, празднично-обрядовых и семейно-бытовых традициях, этнических стереотипах поведения в природной среде и в социуме, а так же о народной художественной культуре.

  • Через участие в конкурсах посвященных 85-летию ЯНАО- привлечение внимания общественности к округу, как одному из направлений туристических маршрутов.

Вниманию читателей мы хотим представить часть этнокультурного проекта "Мой дом-Ямал".

Результатом коллективной работы во внеурочное время по изучению истории образования ЯНАО, города Салехард, этнокультурных достопримечательностей, природных богатств, обычаев и легенд местного населения, стал метапредметный проект к 85- летнему юбилею Ямало - Ненецкого Автономного округа «Прогулки по родным местам».

Данный проект был создан совместно учащимися 8-10 классов и педагогами с разным опытом работы и специализацией.Этнокультурный проект Мой дом-Ямал

Проект направлен на краткое знакомство с достопримечательностями, историей и знаменитыми людьми г.Салехарда, а так же ставшими в последнее время популярными туристическими маршрутами Крайнего Севера.

Наиболее интересной для учащихся и эффективной в воспитательной деятельности педагога является внеклассная работа, организованная по методу проектов, особенно метапредметных. Это позволяет всем участникам проекта определить наиболее интересное для себя направление работы, участвовать в планировании, целеполагании, реализации отслеживания результатов работы. Многие участники проекта работают в разных областях исследований, с разными составами команд. Результаты исследования и «продукты» проектной деятельности ребята успешно представляют на научно-практических конференциях, в рамках «Школы проектной деятельности».

Технология проектной деятельности предусматривает, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе.

Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении и воспитании, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем. Данная технология способствует развитию познавательных интересов, умению систематизировать материал, выдвигать идеи и т.д.

Описание работы над проектом.

Цель проекта: Изучение, сохранение и популяризация этнокультурного наследия, ценностей региональной культуры народов крайнего Севера, современных памятников освоения Севера и перспектив развития родного края.

Задачи проекта:

  • Расширение знаний об историческом прошлом малой родины

  • Воспитание бережного отношения к природе и этнокультурному наследию края в котором ты живешь

  • Привитие интереса к истории и традициям народов Севера

  • Повышение мотивации к изучению иностранного языка и развитие коммуникативных навыков общения на английском языке

Актуальность проекта:

  • Промышленное освоение Северных территорий изменило традиционный уклад жизни коренных народов, поэтому очень важно сохранить традиционную культуру, традиции и исторические памятники народов Крайнего Севера.

  • В связи с возрастающим интересом к Северу, как жителей России, так и зарубежья актуальным является развитие туристической сферы.

Работа над проектом включала в себя следующие этапы:

I этап - поисково-исследовательский

  • Анализ проблемы, после получения темы работы, ученики должны описать, что представляет собой тема проекта, насколько она важна;

  • Планирование работы, сбор информации по теме проекта;

  • Постановка цели, изучение информации по главной теме и создание конкретного продукта;

  • Перечень возможных продуктов проектной деятельности:

- видеофильм;

- видеоклип;

- мультимедийная презентация;

- буклет;

II этап - технологический

На этом этапе происходит практическая реализация проекта под руководством учителей, подбор необходимых безопасных приёмов работы, способов обработки собранного материала, в соответствии с возможностями учащихся и уровнем их подготовки. На создание самих продуктов проектной деятельности отводится примерно 70% времени.

  • Обработка текстовой информации, перевод готовых текстов на английский язык;

  • Работа с текстом на русском и английском языках;

  • Разработка маршрутов экскурсий, подготовка фото и видеоаппаратуры;

  • Выезд группы на объекты маршрута, съёмка фото и видеоматериалов;

  • Обработка фото и видеоматериалов, монтаж видеороликов;

  • Выпуск буклетов по разделам проекта;

III этап - заключительный

Включает в себя анализ информации, формулирование выводов, оценка полученных результатов и защиту проекта.

После всей проведенной работы, учащиеся оценивают свою работу. Насколько она будет полезна? Что нового и интересного удалось узнать в ходе работы? Получилось ли выполнить работу так, как она была задумана на первом этапе.

Защита проекта включает в себя: доклад, мультимедийную презентацию.

  • Оформление статьи и презентации к проектной работе;

  • Защита проекта на научно-практической конференции в рамках «Школы проектной деятельности».

Конечные продукты проектной деятельности:

  • Информационно - ознакомительный фильм о Ямало-Ненецком автономном округе;

  • Видеоролик «Прогулки по родным местам» (экскурсия по г.Салехард);

  • Видеоролик Экскурсия по МВК им. И.С. Шемановского;

  • Видеоролик Экскурсия в посёлок Горнокнязевск - вотчину князя Тайшина;

  • Рекламные буклеты о знаменитых людях и основных исторических местах г. Салехард.

Использование продуктов проекта:

  • Реклама для гостей города и округа

  • Проведение занятий по биологии, краеведению, истории, географии, английскому языку

  • Проведение классных часов и общешкольных мероприятий

Дальнейшая работа над проектом:

  • Проведение классных часов на параллелях начального общего и среднего общего образования с целью привития интереса к истории своей малой Родины и развития мотивации к изучению иностранного языка

  • Развитие дальнейшего сотрудничества с МВК им. И.С. Шемановского

Фотоотчет:

Горнокнязевск - вотчина князя Тайшина

Этнокультурный проект Мой дом-ЯмалЭтнокультурный проект Мой дом-Ямал


Этнокультурный проект Мой дом-ЯмалЭтнокультурный проект Мой дом-Ямал


Экскурсия по МВК им. И.С. Шемановского

Этнокультурный проект Мой дом-ЯмалЭтнокультурный проект Мой дом-Ямал


Этнокультурный проект Мой дом-ЯмалЭтнокультурный проект Мой дом-Ямал


«Прогулки по родным местам» (экскурсия по г.Салехард)Этнокультурный проект Мой дом-ЯмалЭтнокультурный проект Мой дом-Ямал

Этнокультурный проект Мой дом-Ямал

Этнокультурный проект Мой дом-ЯмалЭтнокультурный проект Мой дом-Ямал



© 2010-2022