- Преподавателю
- Классному руководителю
- Этнокультурный проект Мой дом-Ямал
Этнокультурный проект Мой дом-Ямал
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Костюкевич Е.Ф. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Воспитание патриотизма через реализацию этнокультурного проекта
" Мой дом-Ямал "
"Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это - ответственность за свою страну и ее будущее."
В. В. Путин
Проблема формирования личности человека, с чувством толерантности, бережного и уважительного отношения к языку и культуре других народов является одной из основных проблем воспитания в настоящее время.
Поэтому неотъемлемой составляющей эстетического, нравственного, патриотического воспитания школьников является этнокультурное образование. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, родине, семье, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к родной земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках.
Этнокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов, обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа.
Предпосылками для возникновения метапредметного проекта "Мой дом-Ямал" и реализацию его через различные мероприятия направленные на привлечения внимания социума к проблемам и этническим особенностям округа явилось то, что большинство обучающихся школ города Салехарда, не смотря на то, что живут и учатся в регионе имеющем много национальных особенностей имеют либо весьма поверхностное представление о культуре коренных народов Севера, либо не знают ничего: ни обычаев, ни традиций, ни истории.
Целью данного проекта является создание условий для формирования глубокого уважения у учащихся к культуре края, в котором они живут, бережного отношения к природе и её богатствам, толерантности, высокого уровня образованности и культуры.
Основные задачи:
-
Воспитание у школьников интереса к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной и мировой культуры, поликультурной компетенции.
-
Знакомство обучающихся с историческим и культурным прошлым, настоящим и будущим народов, проживающих на территории ЯНАО (ненцев, ханты, коми, русских, сибирских татар, и др.)
-
Воспитание положительного этнотолерантного отношения и поведения в условиях поликультурной образовательной среды МБОУ СОШ№3.
-
Осуществление поликультурного воспитания обучающихся на основе широкого знакомства с культурой других народов, укрепление и расширение связей с национальными культурными центрами.
-
Совершенствование механизмов взаимодействия школы с социумом в целях реализации этнокультурного воспитания и обучения старшеклассников, расширение рамок партнерства, вовлечение общественности и средств массовой информации.
-
Создание в сотрудничестве с МВК им. Шемановского учебно-методической базы по реализации этнокультурного компонента в условиях школы. Организация просветительской деятельности среди детей и молодёжи.
-
Организация работы по привлечению учащихся разных национальностей в совместную творческую деятельность.
Проект "Мой дом-Ямал" включает в себя как научно-исследовательскую деятельность, так и творческую составляющую.
Подобные научно-исследовательские проекты этнокультурного содержания организуются с целью совершенствования и повышения определенного уровня познавательной культуры и познавательных интересов обучающихся.
Проект реализуется как на уроках различных предметов, входящих в учебный план школы, так и во внеурочной деятельности.
Он предполагает различные направления работы:
-
Через изучение теоретического материала - создание информационных буклетов и совершенствования навыков в журналистике.
-
Через организацию экскурсий - совершенствование навыков работы гида- переводчика.
-
Через проведение уроков физической культуры - формирование представления у учащихся о национальных видах спорта.
-
Через уроки МХК - формирование знаний о менталитете народов крайнего Севера, празднично-обрядовых и семейно-бытовых традициях, этнических стереотипах поведения в природной среде и в социуме, а так же о народной художественной культуре.
-
Через участие в конкурсах посвященных 85-летию ЯНАО- привлечение внимания общественности к округу, как одному из направлений туристических маршрутов.
Вниманию читателей мы хотим представить часть этнокультурного проекта "Мой дом-Ямал".
Результатом коллективной работы во внеурочное время по изучению истории образования ЯНАО, города Салехард, этнокультурных достопримечательностей, природных богатств, обычаев и легенд местного населения, стал метапредметный проект к 85- летнему юбилею Ямало - Ненецкого Автономного округа «Прогулки по родным местам».
Данный проект был создан совместно учащимися 8-10 классов и педагогами с разным опытом работы и специализацией.
Проект направлен на краткое знакомство с достопримечательностями, историей и знаменитыми людьми г.Салехарда, а так же ставшими в последнее время популярными туристическими маршрутами Крайнего Севера.
Наиболее интересной для учащихся и эффективной в воспитательной деятельности педагога является внеклассная работа, организованная по методу проектов, особенно метапредметных. Это позволяет всем участникам проекта определить наиболее интересное для себя направление работы, участвовать в планировании, целеполагании, реализации отслеживания результатов работы. Многие участники проекта работают в разных областях исследований, с разными составами команд. Результаты исследования и «продукты» проектной деятельности ребята успешно представляют на научно-практических конференциях, в рамках «Школы проектной деятельности».
Технология проектной деятельности предусматривает, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе.
Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении и воспитании, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем. Данная технология способствует развитию познавательных интересов, умению систематизировать материал, выдвигать идеи и т.д.
Описание работы над проектом.
Цель проекта: Изучение, сохранение и популяризация этнокультурного наследия, ценностей региональной культуры народов крайнего Севера, современных памятников освоения Севера и перспектив развития родного края.
Задачи проекта:
-
Расширение знаний об историческом прошлом малой родины
-
Воспитание бережного отношения к природе и этнокультурному наследию края в котором ты живешь
-
Привитие интереса к истории и традициям народов Севера
-
Повышение мотивации к изучению иностранного языка и развитие коммуникативных навыков общения на английском языке
Актуальность проекта:
-
Промышленное освоение Северных территорий изменило традиционный уклад жизни коренных народов, поэтому очень важно сохранить традиционную культуру, традиции и исторические памятники народов Крайнего Севера.
-
В связи с возрастающим интересом к Северу, как жителей России, так и зарубежья актуальным является развитие туристической сферы.
Работа над проектом включала в себя следующие этапы:
I этап - поисково-исследовательский
-
Анализ проблемы, после получения темы работы, ученики должны описать, что представляет собой тема проекта, насколько она важна;
-
Планирование работы, сбор информации по теме проекта;
-
Постановка цели, изучение информации по главной теме и создание конкретного продукта;
-
Перечень возможных продуктов проектной деятельности:
- видеофильм;
- видеоклип;
- мультимедийная презентация;
- буклет;
II этап - технологический
На этом этапе происходит практическая реализация проекта под руководством учителей, подбор необходимых безопасных приёмов работы, способов обработки собранного материала, в соответствии с возможностями учащихся и уровнем их подготовки. На создание самих продуктов проектной деятельности отводится примерно 70% времени.
-
Обработка текстовой информации, перевод готовых текстов на английский язык;
-
Работа с текстом на русском и английском языках;
-
Разработка маршрутов экскурсий, подготовка фото и видеоаппаратуры;
-
Выезд группы на объекты маршрута, съёмка фото и видеоматериалов;
-
Обработка фото и видеоматериалов, монтаж видеороликов;
-
Выпуск буклетов по разделам проекта;
III этап - заключительный
Включает в себя анализ информации, формулирование выводов, оценка полученных результатов и защиту проекта.
После всей проведенной работы, учащиеся оценивают свою работу. Насколько она будет полезна? Что нового и интересного удалось узнать в ходе работы? Получилось ли выполнить работу так, как она была задумана на первом этапе.
Защита проекта включает в себя: доклад, мультимедийную презентацию.
-
Оформление статьи и презентации к проектной работе;
-
Защита проекта на научно-практической конференции в рамках «Школы проектной деятельности».
Конечные продукты проектной деятельности:
-
Информационно - ознакомительный фильм о Ямало-Ненецком автономном округе;
-
Видеоролик «Прогулки по родным местам» (экскурсия по г.Салехард);
-
Видеоролик Экскурсия по МВК им. И.С. Шемановского;
-
Видеоролик Экскурсия в посёлок Горнокнязевск - вотчину князя Тайшина;
-
Рекламные буклеты о знаменитых людях и основных исторических местах г. Салехард.
Использование продуктов проекта:
-
Реклама для гостей города и округа
-
Проведение занятий по биологии, краеведению, истории, географии, английскому языку
-
Проведение классных часов и общешкольных мероприятий
Дальнейшая работа над проектом:
-
Проведение классных часов на параллелях начального общего и среднего общего образования с целью привития интереса к истории своей малой Родины и развития мотивации к изучению иностранного языка
-
Развитие дальнейшего сотрудничества с МВК им. И.С. Шемановского
Фотоотчет:
Горнокнязевск - вотчина князя Тайшина
Экскурсия по МВК им. И.С. Шемановского
«Прогулки по родным местам» (экскурсия по г.Салехард)