Рабочая программа по Гражданско-патриотическому воспитанию Я - Человек, Ученик, Гражданин

  Программа по ГПВ "Я - Человек, Ученик, Гражданин" составлена для внеурочных занятий с обучающимися старшего возраста коррекционной школы.    Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому; формирование в нем чувства хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны,  любит труд и уважает людей труда, с у...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рабочая программа по Гражданско-патриотическому воспитанию Я - Человек, Ученик, Гражданин



















Пояснительная записка.

Гражданско- патриотическое воспитание - один из приоритетов воспитательной работы, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите.

Память - важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего района, города, Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа.

Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.

В целях ознакомления школьников с основными правами и свободами граждан, а также с основными законодательными документами, воспитательная работа спланирована на основе изучения Всеобщей Декларации Прав человека, Конвенции ООН, Конвенции о правах ребенка.

Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.

Воспитание гражданина - это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому; формирование в нем чувства хозяина - человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания выделяются:

- гуманизм, демократизм;

- приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

- многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

- его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

- тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Цель программы: - корректировка поведения через формирование гражданских ценностей (уважение к закону и права других людей; уважение мнения других людей, идей, образов жизни, религий) и патриотических чувств.

Основные задачи:

- создавать условия для формирования духовно и социально-активного гражданина;

-развивать у учащихся социальную активность, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни;

- формировать чувства ответственности за свои действия; знание своих обязанностей;

- формировать навыки здорового образа жизни, невосприимчивость к негативным привычкам, ведущим к правонарушениям и преступлениям;

- снижать уровень правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания.

Программа рассчитана на один учебный год, 32 часа по 1 часу в неделю.

По своему значению программа занятий примыкает к кругу предметов и занятий (таких как «СБО», «ЗОЖ», история, «Творческий час»).

Основные направления программы:

  • Связь поколений.

Цель:

Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

  • Растим патриота и гражданина России.

Цель:

формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.


  • Мой край родной.

Цель:

Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края.

2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я - гражданин России».

3. Формировать экологическое поведение.

  • Я и семья.

Цель:

осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

В программу включены различные формы занятий: дискуссии, беседы, наблюдения, экскурсии, разбор ситуаций, размышления, обсуждения прочитанных текстов, чтение стихов, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми.

Методы обучения:

  • Словесный

  • Теоретический

  • Репродуктивный

К концу учебного года учащиеся должны:

знать:

название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;

понимать:

назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов - герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, наказание, обязанность, ответственность, потребность; право на жизнь, на имя и гражданство, на образование; преступление, равноправие граждан, ребенок, семья, триколор.

применять:

правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализировать ситуации, давать положительную и отрицательную оценку поступкам, ситуациям; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.

Литература

Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе №7 2010г.

Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателей дет.сада/ Р.С.Буре и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989.

Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях: - Казань, РИЦ «Школа», 2003

Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9

Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

Страничка интернета/ Rambler/Образование/@. ru

Страничка Интернета/Rambler/Пед. наука/@. ru

Страничка Интернета/Rambler/Воспитание/@. Ru

Страничка Интернета/5-ballow /Военное и патриотическое воспитание

/@. кu
















Календарнор-тематическое планирование


№ п/п


Тема занятий



Дата



К-во

часов



Цели занятий

I.

Вводное занятие.


1


1.

«Я - Человек, Ученик, Гражданин». Знакомство с темами занятий.




1

- расширение кругозора;

- воспитывать у ребят позицию - «Я- гражданин России»,

- рассказать о значении гражданско-патриотического воспитания.

II.

«Отношения ребенка с миром»


13


1.

«Учение и труд рядом идут»


1

- формирование положительного отношения к учебе;

- привитие чувства ответственности.

2.

«Моя малая Родина»:


3



- «Экскурсия на природу»


1

- формирование экологического поведения,

- воспитание чувства прекрасного,

- привитие любви к своему родному краю;


- «Час поэзии»


1

- развитие речи,

- привитие любви к своему родному краю


- «История моего края»



- изучение истории нашего края,

- воспитывать у ребят позицию «Я - гражданин России»

3.

«Страна, в которой мы живем»:


2



- «Россия»


1

- расширение кругозора,

- знакомство с историей России.


- «Культура и традиции России»


1

- знакомство с историей и традициями России,

- формирование общечеловеческих ценностей,

- воспитание любви к Родине.

4.

«Взаимоотношения с окружающими людьми» :


2



- «Уважение человека к человеку- обязанность гражданина?»



- формирование культуры проявления гражданской позиции,

- воспитание доброжелательных, бесконфликтных отношений в коллективе.


- «Формы проявления уважения к окружающим»



- формирование общечеловеческих ценностей,

- воспитание порядочности и культуры поведения

5.

«Моя семья»:


2



- «Взаимоотношения в семье»



- воспитание культуры семейных взаимоотношений,

- формирование у ребят чувства сострадания, заботы о ближних, уважения.


- «Моя родословная»



- знакомство с родословной и традициями своей семьи;

- формирование чувства сопричастности к семье.

6.

«Понятие «сильного» человека, помогающего «слабому»:


2



- «Сильный человек» - кто он?»



- формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми,

- воспитание доброжелательного отношения к окружающим.


- «Виды помощи»



- воспитание умения сочувствовать другому, мысленно ставя себя на его место,

- прививать стремление помогать окружающим.

III.

«Настоящий гражданин - культурный человек»


5


1.

«Кого называют гражданином?»


1

- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и уважения к представителям других национальностей;

- формирование чувства сопричастности к культурному наследию и природе своей малой родины,

- развитие мышления, в ходе обсуждений.

2.

«Культурный человек - законопослушный человек»:


2



- «Что такое Закон? Зачем его нужно соблюдать»



- формирование гражданской направленности личности,

- знакомство с Законом,

- развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

.


- «Твое поведение в ситуациях: «один на улице», «в драке», «животному плохо», «звонок другу».



- формирование чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей;.

- воспитание чувства ответственности за жизнь «братьев меньших»,

- привитие культуры общения.

3.

«Культура обращения с «вещами» и предметами»


1

- формирование ответственного отношения за свой внешний вид, за сохранность своих вещей,

- привитие аккуратности,

- воспитание трудолюбия.

4.

«Культура поведения в общественных местах»



1

- формирование культуры поведения,

- привитие внимательного, заботливого отношения к старшим.

IV.

«Человек, государство, общество»:


5



- «Главный закон государства»



- формирование гражданской и правовой направленности воспитанников,

- развитие мышления.


- «Символы России»



- формирование у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России,

- развитие памяти, мышления.


- «Я - Человек, у меня есть права»



- формирование гражданской и правовой направленности воспитанников,

- воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.


- «Что такое общество?»



- формирование гражданской и правовой направленности воспитанников,

- развитие мышления.

- «Уход за памятниками - добрая память о людях»



- формирование у воспитанников чувства причастности к судьбе Отечества, его прошлому,

- привитие чувства ответственности за сохранность исторических памятников.

V.

«Никто не забыт, ничто не забыто»


8



- «От сердца к сердцу»



- способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны,

- воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.


- час поэзии. Чтение стихов о войне.



- развитие речи,

- воспитание патриотических качеств и чувств.


- «Мы помним их имена». Беседа.



- развитие речи и мышления в ходе беседы,

- формирование познавательного интереса.


- встреча с ветеранами



- формирование познавательного интереса,

- воспитание уважительного, внимательного отношения к старшему поколению, к ветеранам.


- «Солдаты Победы». Открытое занятие.



- воспитание патриотических чувств: любовь к Родине, уважительное отношение к ветеранам войны;

- развитие речи, памяти;

- привитие чувства долга хранить память о войне и

людях, отдавших жизнь за мир на Земле;


- час поэзии. Обсуждение прочитанного рассказа.



- развитие речи, мышления, памяти,

- воспитание патриотических качеств и чувств.


- «Я только слышал о войне». Беседа.



- развитие речи и мышления,

- воспитание патриотических качеств и чувств.


- «Герои и подвиги». Обсуждение просмотренного фильма.



- развитие внимательности, мышления, речи,

- воспитание патриотических чувств: любовь к Родине, уважительное отношение к ветеранам войны.

VI.

Итоговое занятие


1



- «Память жива». Конкурс чтецов и рисунков.



- закрепление полученной информации,

- привитие у воспитанников позиции «Я -гражданин России».



© 2010-2022