Мастер-класс по теме: Оптимизация образовательной деятельности учащихся средствами ИКТ

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оптимизация образовательной деятельности учащихся средствами ИКТ нового поколения

- В эпоху всеобщей информатизации роль информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении, в том числе иностранному языку, становится все более значимой. Традиционный учебник, являвшийся основным средством обучения в течение многих десятилетий, уступает место электронному.

- Всё внимание на экран пожалуйста!

- Владение иностранным языком рассматривается как важный фактор социально-экономического, научно-технического и культурного прогресса. Иностранные языки изучаются в целях их дальнейшего функционирования в качестве инструмента всестороннего информационного обмена, взаимодействия национальных культур, усвоения личностью общечеловеческих ценностей.

Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:

  • повышение мотивации к изучению языка;

  • развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

  • увеличение объема лингвистических знаний;

  • расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

  • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ:

  • формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;

  • расширение активного и пассивного словарей;

  • приобретение культурологических знаний;

  • формирование культуры общения;

  • формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;

  • формирование навыков работы в группе.

Задачи учителя состоят в том, чтобы:

1) создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество;

2) активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
К аппаратным средствам относятся компьютер, принтер, проектор, телекоммуникационный блок, устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами, устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон), внутриклассная и внутришкольная сети, аудио-видео средства.

К программным средствам относятся источники информации, виртуальные конструкторы, тренажеры, тестовые среды, комплексные обучающие пакеты(электронные учебники).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности. Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий:

  1. Для поиска литературы в электронном каталоге библиотеки учебного заведения; в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox.

  2. Для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования.

  3. Для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT), с использованием электронных словарей (AbbyyLingvo x3).

  4. Для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски).

  5. Для планирования процесса исследования (система управления MicrosoftOutlook).

  6. Для общения с ведущими специалистами (Internet, электронная почта, чаты).

  7. Для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio).

  8. Для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, Интернет).

Существуют следующие педагогические цели использования компьютерных средств обучения:

  1. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:
    - развитие мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

    - эстетическое воспитание (использование возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

    - развитие коммуникативных способностей (форумы, чаты, электронные семинары);

    - формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (с помощью компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

    - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

  1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
    - повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей компьютерных средств;

    - обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности).

Наиболее часто используются следующие типы заданий при обучении английскому языку:

1. Вопросно-ответный диалог: необходимо дать прямые ответы на вопросы компьютерной программы, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе.

2. Диалог с выборочным ответом: обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.

3. Диалог со свободно конструируемым ответом: диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос, с тем, чтобы последний мог «узнать» и оценить правильность ответа.

4. Упражнения на заполнение пропусков: необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме.

5. Упражнения для самоконтроля владения словарём. Возможны варианты таких упражнений:

а) компьютер предлагает список слов для перевода;
б) компьютер предлагает соотнести два списка слов и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках;
в) компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
г) компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.

Классификация программ по типам заданий, существующая в зарубежной теории компьютерного обучения, включает следующие их разновидности:

  1. заполнение пропусков (gapfilling);

  2. множественный выбор (multiple-choice);

  3. восстановление порядка слов в предложении, последовательности предложений / разделов текста (sequencing);

  4. установление соответствий (matching);

  5. реконструкция текста (total-deletion).

Таким образом информационно - коммуникационные технологии способны во многом решать те же методические задачи, что и традиционные виды обучения. Но в условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике, так как компьютерные технологии:
1) обладают значительным объемом памяти и высоким быстродействием;
2) предоставляют возможность не только распространения учебного материала и фиксирования ответов, но и анализа ответов и запросов учащихся, что очень важно для самостоятельной работы;
3) связывают учебный материал (компьютерной программы) с обучаемым в диалоговом режиме, имитируя некоторые функции преподавателя и, в известной степени, общение;

Тем самым компьютер помогает студенту внести коррективы в тактику самообучения, а преподавателю выработать индивидуальный подход как к отдельному обучаемому, так и к группе в целом.
Информационно - коммуникационные технологии содержат огромный культурный и дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем мире.







Художественная литература и электронные ресурсы:


  1. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.

  2. Власов Е.А., Юдина Т.Ф. и др. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения.  М.,1990.

  3. Голубева Т.И., Репина С. О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.

  4. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.

  5. Никифоров А. Английский на МАКЕ. Особенности компьютерного обучения иностранным языкам // Информатика и образование.  М., 1995.  № 3.  C.146-150.

  6. Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. - Якутск, 2004.

  7. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001

  8. openclass.ru
    openclass.ru/io/11/vlasenko2
    charko.narod.ru/tekst/izdan/serii.htm
    Информационные технологии обучения в средней школе
    cnit.ssau.ru/ito/modul_11/index.htm





Компьютер регулярно используется мною в процессе обучения с различным контингентом студентов для реализации учебной программы.

В рамках организованного учебного процесса компьютерное обучение, как правило, осуществляется в двух режимах:

1) самостоятельная работа;
2) работа на занятиях под руководством преподавателя.

При этом функции компьютерного и традиционного обучения разделены, и в любом случае работа с компьютерными программами служит средством компьютерной поддержки обучения.

Самостоятельная работа организуется мною следующим образом:

а) во внеаудиторное время учащиеся работают с теми программами, которые позволяют отрабатывать и закреплять материал, изученный в классе, или готовиться к последующей аудиторной работе;

б) учащиеся используют компьютерные программы различных типов для подготовки домашних и индивидуальных заданий, выполнения проектов.

Успешная организация компьютерного обучения языку зависит от множества факторов, ведущими среди которых являются:

  • наличие необходимого комплекса программ различных типов,

  • образовательное качество использующихся обучающих программ,

  • достаточный уровень компьютерной грамотности учащихся и преподавателя.



  1. Подробнее о применении мультимедийных презентаций на уроках английского языка нам расскажет преподаватель ЦМК иностранных языков О.В.Гусарева

  2. А сейчас слово предоставляется Е.А.Москаленко с докладом о проектной методике с применением информационно-коммуникационных средств при обучении английскому языку.

  3. Говоря о современных информационно - коммуникационных средствах обучения английскому языку мы не могли не сказать о таких современных средствах обучения как обучающие программы на CD - Rom и электронных учебниках, слово предоставляется Л.Г.Поповой.

ГБОУ СПО СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»

Утверждено и одобрено

на заседании ЦМК ин.яз.

протокол №__

от «__» апреля 2015г.

Оптимизация образовательной деятельности учащихся средствами ИКТ нового поколения

Подготовила: преподаватель ЦМК ин.яз.

К.П.Усова

Выступали: преподаватели ЦМК ин.яз.

О.В.Гусарева

Е.А.Москаленко

Л.Г.Попова







г. Ставрополь, 2015г.

Содержание:

  1. Актуальность использования Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка.

  2. Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы.

  3. Практическое применение ИКТ на уроках английского языка.

  4. Мультимедийные презентации на уроках английского языка (О.В.Гусарева)

  5. Проектная методика с применением ИКТ(Е.А.Москаленко)

  6. Обучающие программы и электронные учебники (Л.Г.Попова)

  7. Заключение.

  8. Список использованной литературы.



© 2010-2022