Статья на тему Особенности детского словаря

Исследования словарного запаса младших школьников дают возможность выявить наличие «пустых клеток» в лексической микросистеме, усвоенной детьми определенного возраста. Речь учащихся бедна отвлеченной лексикой; словами, обозначающими цвет;  словами, обозначающими оценку; эмоционально – окрашенной и образно – выразительной лексикой; синонимами, в том числе и контекстуальными.   Усвоение значения отвлеченных имен представляет для младших школьников большую сложность. Развитие форм конкретно – образ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности детского словаря

Исследования словарного запаса младших школьников дают возможность выявить наличие «пустых клеток» в лексической микросистеме, усвоенной детьми определенного возраста. Речь учащихся бедна отвлеченной лексикой; словами, обозначающими цвет; словами, обозначающими оценку; эмоционально - окрашенной и образно - выразительной лексикой; синонимами, в том числе и контекстуальными.

Усвоение значения отвлеченных имен представляет для младших школьников большую сложность. Развитие форм конкретно - образного мышления предшествует развитию форм абстрактного мышления. Подавляющее большинство объяснений, данных в детских работах, представляют собой различные способы конкретизации отвлеченного значения.

Чаще всего объяснение отвлеченного понятия дается детьми через функциональное его проявление. Например: трусость - боятся молнии, безделие - двоечник бездельничает на уроке. При этом значение слова может определятся детьми через чисто внешнее, частое, несущественное проявление данного понятия, что связано с возникающими в их сознании побочными, примыкающими к основному понятию ассоциациями. В этих случаях мы наблюдаем наибольшее сужение значения. Можно проследить, как преломляется отвлеченное понятие через жизненный опыт ребенка, его собственное восприятие мира: дисциплина - человек не дерется, помощь - девочка помогает маме, вытирает пыль.

Таким образом, из совокупности всех признаков, входящих в значение слова, выделяется один, который является для ребенка признаком - заместителем абстрактного понятия. Отсюда следует, что работа над значением слова должна быть связана с установлением полного набора признаков, составляющих это значение.

Стремление детей к наглядности в толковании отвлеченных понятий особенно ярко сказывается в определении значения слова через конкретный эпизод, иллюстрирующий функциональное проявление данного понятия: героизм - фашисты взяли в плен партизана и пытали его. Он ничего не сказал.

Особо следует отметить случаи, когда рассказ -эпизод служит иллюстрацией к обобщенному определению, данному вначале, выносливость - это терпеть боль. Например: Яне ревел, когда упал с велосипеда.

К описанному выше способу близко примыкает способ определения значения по месту, причине, источнику, следствию или цели функционирования данного явления. Особенности детского мышления проявляются в том, что само явление не отграничивается от цепи смежных явлений, так или иначе связанных с центральным, например: воля - это в поле или во дворе, веселье - это на елке или на другом празднике.

Признак, лежащий в основе отвлеченного понятия, в сознании детей очень часто не отделяется от носителя признака, что также вытекает из конкретности мышления ребенка. Весьма распространенным типом ответов являются следующие определения: жадность - это тот человек, который не дает прокатиться на велосипеде; грусть - человек невеселый; вкус - мороженное или конфета.

Этапом, переходным от конкретно - образных способов определений к абстрактно - логическим, является способ толкования значения через сумму представлений( т. е. ряд признаков).( чистота - это когда все чисто убрано в комнате, когда человек бывает чистым.)

В подавляющем большинстве случаев детские толкования нельзя рассматривать как логические эквиваленты толкуемого значения. При этом обращает на себя внимание безразличие детей к грамматическому соответствию между толкуемым словом и его толкованием. Существительные толкуются через прилагательные ( грусть - нерадостный), глаголы (радость - веселиться). Конечно, среди детских толкований имеют место определения абстрактно - логического характера типа: радость - чувство (родовое понятие), героизм - храбрость (синонимическое определение) и подобные. Эти толкования свидетельствуют о закреплении в сознании детей связей системного характера.

Отдельные детские высказывания обнаруживают случаи смешения противоположных смыслов (добро - все, что в сундуке лежит, молодость - это человек весь в морщинах).

Всякая речевая ошибка является следствием нарушения нормы языка ( фонетическая ошибка - результат нарушения фонетической нормы; грамматическая ошибка - результат нарушения грамматической нормы). Следовательно, словарная ошибка должна быть следствием нарушением лексической и лексико - семантической нормы.

Словарные ошибки наблюдаются также в случаях омонимического и паронимического смешения значений, в случаях неоправданных отступлений от законов лексической сочетаемости.

Речевые словарные недочеты проявляются в обедненном лексическом составе высказывания, а именно в недостатке: а) ключевых, тематически обусловленных слов или сочетаний слов; б) синонимических и антонимических параллелей; в) изобразительных и выразительных лексических средств, а также в неуместной лексической тавтологии и повторах.

Причины речевых словарных ошибок и недочетов учащихся обычно связывают с отсутствием конкретных знаний о предмете речи, с недостатком жизненного опыта, уровнем культуры, влиянием местной, в том числе диалектной среды, влиянием лексикона взрослых и др. все это, несомненно, имеет значение. Вместе с тем есть другая объективная причина словарных затруднений - возрастные особенности языкового мышления, характеризующиеся особой тенденцией отбора языковых элементов, объемом системных словарных объединений, особым осмыслением значений слов и выражений, тенденцией к свободному моделированию речевых единиц по типу языковых.

Речевые словарные ошибки и недочеты, встречающиеся в речи учащихся, связаны, с одной стороны, с затруднениями в выборе лексических единиц, необходимых для построения высказывания, и, с другой стороны, с затруднениями в сочетаемости лексических единиц, ограниченной языком.

Отсюда необходимость специальной словарной работы на уроках, в частности работы над системными объединениями слов ( владение последними и обуславливает возможность незатруднительного выбора нужного для высказывания слова).

В процессе словарной работы должны быть преодолены затруднения, связанные с возрастными особенностями восприятия лексики языка.

© 2010-2022