- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект урока ко Дню Знаний Первое сентября
Конспект урока ко Дню Знаний Первое сентября
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Поленова Ю.Б. |
Дата | 11.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КОНСПЕКТ УРОКА. 1 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА.
ТЕМА: Семья, детство.
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования понятия значения дома и семьи для человека; способствовать формированию положительных качеств, обеспечивающих успешность взаимоотношений в коллективе и в семье; способствовать развитию умения обобщать, сравнивать, делать выводы; формирование уважительного отношения детей к своим родителям; формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.
ОБОРУДОВАНИЕ: магнитофон с записью песен «Маленькая страна», «Про мамонтенка», «Улыбка», выставка детских книг Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, В.Осеевой, плакаты с пословицами, тест.
ХОД УРОКА.
-
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
-
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
-
(Звучит мелодия песни «Маленькая страна»)
Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Там мама, папа, дед и баба, братик или сестра.
Там мне всегда тепло и ясно. Любят все там меня.
Там солнца лучик поселился и излучает свет.
ПРИПЕВ: Маленькая страна- это моя семья,
Там , где родился я и вырос,
Где любят все меня.
-
- Сегодня начинается новый учебный год и как всегда первый урок посвящается какому- то большому событию, которое будет отмечаться в этом учебном году. 2008 год Президентом нашей страны В.В.Путиным был объявлен Годом Семьи. Поэтому и разговор у нас с вами будет о семье, о вас, детях, о детстве.
- А что такое семья?
- Я расскажу вам сказку, которая поможет нам определить что же такое семья?
* СКАЗКА. Давным- давно, много веков тому назад, так много звезд на небе как сейчас, не было. В ясную ночь на небе можно было увидеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки, почему ее свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный. Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила, что свет ее становится тусклым тогда, когда ей одиноко. Ведь рядом с ней нет никого похожего на нее. А ей так хочется видеть и слышать кого- то рядом с собой. Тогда Луна спросила, а в какие ночи ее свет становится ярким? И звездочка ответила, что когда она видит спешащих странников, ей всегда было интересно узнать, куда они спешат, что их манит в дорогу. «Ты узнала тайну спешащих странников?»- спросила Луна. «Да» - ответила Звездочка. Однажды она задала этот вопрос страннику, который долгое время был в пути. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза… «А какими были его глаза?»- недоуменно спросила Луна. «Его глаза светились в темноте от радости и счастья»- ответила, тяжело вздыхая Звездочка и спросила:»Чему ты радуешься странник?» И он ответил: « Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждут тепло и уют, забота и сердечность моей семьи- жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить невозможное». Звездочка замолчала, а потом ответила: «Вот с той самой поры я стала дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в дом, в свою семью.»Луна посмотрела на Звездочку и спросила ее о том, хотела бы она иметь свою семью, любящих людей, которые помогали бы Звездочке делать людей счастливыми? «А разве это возможно?»_ с надеждой спросила Звездочка. Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые помогали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говоря ей : «Мы здесь, мы рядом, мы теперь одна семья»
* - а как появилось слово «семья»?
- Есть легенда, которая это объясняет.
Когда-то о нем не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам: Кто деток родит мне , богиня моя?
И Ева тихонько ответила- Я
Кто платье сошьет постирает белье?
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мне подруга моя!
Я, я, я, я. Ева молвила: Я
Сказала она знаменитых семь «Я»
И так на земле появилась семья!
* ОБОБЩЕНИЕ: Семья- это объединение людей, сплоченных общими интересами.
- а наш класс можно назвать семьей? (школьная семья)
- а группы животных , растений одного вида? (тоже семья)
-СЕМЬЯ - это группа живущих вместе родственников.
* - кто такие родственники?( человек, который находится в родстве с вами- близкий, дальний)
- составим словарь близких родственников:
- кем приходится папа для мамы? (муж)
- кем приходится мама для папы? (жена)
- кто такие бабушка, дедушка, тетя, дядя, кузен, кузина?
- назовите членов своей семьи?
* ОБСУЖДЕНИЕ ПОСЛОВИЦ.
(на доске пословицы:
* Cчастье не птица- само не прилетит.
- как вы ее понимаете?
- что такое семейное счастье?
Вся семья вместе, так и душа на месте.
- как понимаете пословицу?
ВЫВОД: каждый человек должен гордиться своей семьей, своими родственниками. Все семья счастливы по- своему, у большинства счастливых семей есть общие увлечения, какое- то любимое дело, которое объединяет и взрослых и детей.
- какие общие интересы в ваших семьях?
- как вы думаете, кто должен выполнять домашние дела?
- у кого из вас есть постоянные поручения?
- а если кто- то занят или заболел, как быть?(взаимопомощь, забота друг о друге)
* ЗАГАДКА.
Ласкает, но не море.
Греет, но не солнце.
Говорит «спокойной ночи»,
Но не радио. (мама)
- важная роль в жизни человека отводится маме. Это самый близкий вам человек, с которым вы можете поговорить обо всем, доверить свои самые сокровенные тайны. И мама никогда вас не осудит, не посмеется над вами, а даст правильный совет, всегда поможет.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
-
Фазу Алиева «Разговор с сыном»
Ты, сын мой, должен помнить:
Оттого ржавеет даже новый лист железа,
Что в сырости лежит он бесполезно
И не находят дела для него.
Душе людской во много раз трудней:
И в дверь души, и в щели этой двери
Сто ржавчин и пороков лезут…
Запомни три из них по крайней мере:
Во- первых, зависть.
Ты ее убей в зародыше и научись по праву
Без ревности ценить других людей.
Второе- злость, беги от чувства злого,
Сей доброту, живи других любя.
Суди себя, коль осудил другого,
Прости другого, коль простил себя.
И третье- корень наших многих бед,
Убийство всех достоинств в человеке-
Безделие… Позорнее вовеки
Порока не было и нет.
Не в праздном воздыханье на диване,
А в празднике полезного труда
Ищи свой смысл…И разочарованье
Не потревожит ум твой никогда.
- чему мать хочет научить сына?
От чего предостерегает?
- убедительны ли ее доводы?
- бывают ли подобные беседы в кругу вашей семьи?
- что стараются внушить вам ваши родители?
- какие главные пороки человека названы матерью?
ВЫВОД: Пословицы: Дети хороши- отцу и матери венец, худы- отцу и матери конец. Родительское слово на ветер не молвится. Родители трудолюбивы и дети не ленивы. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.
-
РЕШЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ.
- согласны ли вы с этими утверждениями, и если нет- почему?
* Хорошие родители должны оберегать своих детей даже от маленьких трудностей.
* Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.
* У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.
* Так как ребенок часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.
* Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.
* В семейной жизни много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.
* Ребенка не надо приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
ВЫВОД: если сам человек не следует тем или иным правилам, то он не имеет права требовать неукоснительного выполнения этих правил от других
- могут ли у хороших родителей вырасти плохие дети?
- почему это происходит?
- что значит быть хорошим сыном или дочерью?
ВЫВОД: Украинская народная мудрость гласит: Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость- неотвратима, смерть- неизбежна. А от плохих детей дом можно уберечь как и от огня. И это зависит не только от родителей, но и от самих детей». Быть хорошим сыном или дочерью- значит приносить в дом только мир и покой, радость и счастье. Поменяйтесь с родителями ролями, хотя бы день мысленно побудьте на их месте, попробуйте взглянуть на себя их глазами , и вы поймете, как трудно и ответственно воспитывать детей. Поинтересуйтесь как воспитывали ваших родителей ваши бабушки и дедушки. Расспросите какими были ваши родители.
-
ТЕСТ.
- проведем простой опыт, который поможет выяснить, воспитанный ли вы сын или дочь?
Это маленький тест. Если вы положительно отвечаете на вопрос, то ставим плюс, если отрицательно, то минус.
-
Если вам приходится неожиданно задерживаться в школе, на прогулке, или внезапно уйти из дома, сообщаете ли вы об этом своим близким( запиской, по телефону, через товарищей)
-
Бывают ли случаи, что родители заняты какой- то большой работой ( генеральная уборка, ремонт, заготовка овощей и т.д.) а вас отправляют на улицу или в кино, к бабушке, чтоб не крутились под ногами?
-
Можете ли вы сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, брата или сестры?
-
Свои нужды( купить коньки, джинсы, мяч)вы конечно хорошо знаете. А известно ли вам, какая вещь срочно необходима маме, папе и когда они собираются ее приобрести?
-
Случается ли помимо маминого поручения вам выполнять какую- нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
-
Всегда ли вы делитесь со взрослыми чем - либо вкусненьким?
-
У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать вам, что надо заняться каким- либо тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в разговор?
-
Стесняетесь ли вы дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать ей другие знаки внимания?
РЕЗУЛЬТАТЫ: Если вы хороший сын или дочь, то у вас должны быть знаки: плюс- 1,3,4,5,6 вопросы, минус- остальные.
-
САМОВОСПИТАНИЕ.
- скажите, только семья занимается вашим воспитанием? Кто еще?
- а может человек сам себя воспитывать?
- Послушайте стихотворение Яна Райниса и ответьте на этот вопрос.
Минутка выдастся- я сажусь…
Сижу один и думаю, думаю…
Так весело мне, так хорошо,
Я занят собой, я замкнут в себе.
Сидеть и сидеть бы так, не вставать-
И думать, вдумываться-
Одному.
ВЫВОД: Самовоспитание- это деятельность , направленная на совершенствование своей личности. Она зависит от жизненного идеала, т.е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать.
-
КРАСИВ ТОТ, КТО КРАСИВО ПОСТУПАЕТ.
(ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ)
- каждому из вас хочется быть красивым. Но красота тоже воспринимается по-разному. Одни говорят, что человек красив своей внешностью, другие утверждают, что человек должен быть красив душой, своими поступками, своим отношением к окружающим. Как вы думаете, какая красота важнее?
ВЫВОД: красивый человек- добрый, внимательный, трудолюбивый, воспитанный, вежливый и т.п.
- сейчас проверим , какие вы вежливые. Ведь с помощью этих слов можно даже грустному человеку вернуть хорошее настроение, радость и тепло души.
* вы пришли в школу, первое слово, которое как легкая красивая птичка слетает с ваших губ…(здравствуйте)
* вы идете по коридору и нечаянно кого - то толкнули, это слово звучит как волшебная музыка и обида проходит (простите, извините)
* чтобы вам с удовольствием помог человек, нельзя забывать одно очень доброе слово…(пожалуйста)
* а за все добрые дела и поступки, за оказанную помощь надо сказать от души …( спасибо)
ЧТЕНИЕ стихотворения «Вежливое слово» После чтения дети должны назвать как можно больше вежливых слов из него.
Театр открывается! К началу все готово! Билеты предлагаются за вежливое слово.
В три часа открылась касса, собралась народу масса.
Даже ежик пожилой притащился чуть живой…
- Подходите, ежик, ежик! Вам билет в каком ряду?
- Мне поближе, плохо вижу, вот спасибо, ну пойду.
Говорит лисичка - Мне одно местечко!
Вот мое благодарю - доброе словечко.
Петушок: «кукареку! Первый ряд для меня и для ребят!»
И достал наш Петя лучшее слово на свете.
«Доброе утро!»
А козел - «Добрый день!»
Если только вам не лень уважаемый кассир,
Я бы очень попросил мне, жене и дочке дайте лучшие места
Вот мое- пожалуйста!
И вдруг, отпихнув старух, стариков, барсуков, бурундуков…
Вдруг ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы.
Стукнул зайца пожилого…
- Касса, выдай мне билет!
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет!
- Ах, у вас такого нет, не получите билет!
- Мне билет!
- Нет и нет! Не стучите, не кричите, до свиданья!
Ничего кассир не дал. Косолапый зарыдал.
И ушел он со слезами, и ушел к мохнатой маме.
Мама шлепнула слегка косолапого сынка.
И достала из комода очень вежливое что- то.
Развернула и стряхнула, и чихнула, и вздохнула…
- ах, слова какие были! И не мы ли их забыли?
Изволь, позволь… Их давно уж съела моль.
Бедные пожалуйста, что от них осталось?
Театр открывается! К началу все готово!
Билеты предлагаются за вежливое слово.
Вот уже второй звонок. Медвежонок со всех ног
Подлетает к кассе.
- До свиданья, здравствуйте, доброй ночи и рассвета,
Замечательной зари!
И кассир дает билеты не один, а целых три…
- С новым годом, с новосельем! Разрешите вас обнять.
И кассир дает билеты не один, а целых пять!
- Поздравляю с днем рожденья! Приглашаю вас к себе.
И кассир от восхищенья постоял на голове.
И кассиру все под силу, очень хочется запеть.
Очень, очень, очень, очень, очень вежливый медведь.
- Благодарен, извиняюсь! Славный парень!
- Я стараюсь!
- Вот какая умница! Вот идет медведица.
И она волнуется и от счастья светится.
- Здравствуйте, медведица! Знаете, медведица
Славный мишка- ваш сынишка. Даже нам не верится!
- Почему не верится? - говорит медведица.
- Мой сыночек молодец! До свидания! Конец!
-
ИТОГ УРОКА.
- о чем говорили сегодня на уроке?
- что вы поняли из нашего разговора?
ВЫВОД: очень важно, чтобы каждое утро в вашей семье начиналось с хорошего настроения. Если будут трудности, верьте, что семья справится с ними. Давайте будем вырабатывать привычку каждый день улыбаться друг другу, ведь улыбка дарит не только хорошее настроение, но и добрые слова, так мы дарим еще друг другу и радость.
ИСПОЛНЯЕТСЯ ПЕСНЯ «УЛЫБКА»
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ №7» г. Воскресенска Московской области
Поленова .Юлия Борисовна..