Статья
Коровина Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия № 33» г.Перми
Содружество учителя и родителей в организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта и Закона РФ «Об образовании» является равноправная ответственность всех участников образовательного процесса за качество результатов образования. Как известно, внеурочная деятельность - один из ведущих механизмов по достижению этих результатов.
Поэтому деятельность классного руководителя должна заключать в себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Все согласятся с тем, что важную роль в формировании личности ребенка играет продуктивный диалог учителя и родителей. Только тогда может быть качественный образовательный результат.
Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель, в силу своего профессионализма, способен влиять на развитие личности ребенка через семейное воспитание.
Повышение качества образования через гармонизацию родительских и педагогических отношений (родитель для педагога является агентом по установлению доверительных отношений с ребенком) позволяет установить доверие родителей в получении высоких результатов.
Как добиться того, чтобы родитель был полноправным участником образовательного процесса?
Прежде всего, перед началом первого класса с каждым родителем проводятся индивидуальные встречи, на которых сообщаются требования, доводятся до сведения особенности программы, выясняются индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагог предостерегает о возможных трудностях, которые могут возникнуть и путях выхода из этих ситуаций. Лучше использовать в своей речи конструкцию «мы» («мы преодолеем», «мы справимся», «мы договоримся» и т.п.).
Весь учебный год пронизан индивидуальными встречами, беседами с целью коррекции, профилактики школьной дезадаптации. После каждого рабочего дня необходима рефлексия (встреча) родителей и учителя о возникающих проблемах и достижениях ребенка. Очень важно, что родитель «слышит» педагога, между ними складываются доверительные, деловые отношения, способствующие установлению сотрудничества.
Одним из направлений деятельности классных руководителей в нашей гимназии является выявление и сопровождение одаренных детей с общей, академической и специальной одаренностью. Вопрос о развитии одаренности ребенка возможно решить только совместно с родителями, которые непременно должны принять участие, а может быть, сыграть в этом главную роль. Во-первых, в выявлении одаренности своего ребенка, во- вторых, в определении меры этой одаренности, в-третьих, в разработке стратегии ее развития. ...
Родители активно участвуют в проектной деятельности гимназии так, например, осенью 2012 в стенах гимназии проводился краевой фестиваль «Моя семья», семья из нашего класса выиграла призовое место. В гимназии много традиций, и родители вместе с детьми принимают активное участие в организации и проведении этих мероприятий: «Ледниковый период», «Встреча поколений», «День благотворительности».
Деятельность родителей, как ответственных и полноправных участников образовательного процесса благотворно влияет на статус их самих. Они становятся активным родительским сообществом, ответственность которого растет из года в год. Активная жизненная позиция родителей, безусловно, становится образцом для детей, учащихся класса.
Наибольшего внимания требуют учащиеся группы риска (дети с низким уровнем социальной готовности к школе). Совместно с родителями составляется программа развития, подключают специалистов (логопед, дефектолог, невролог). В результате, все дети благополучно окончили первый класс.
Таким образом, эффективному развитию воспитания младших школьников способствует продуктивное систематическое сотрудничество родителей и учителя, что способствует своевременной и благоприятной адаптации, относительно быстрому установлению контактов, оптимистическому восприятию разных людей, снимает социальную тревожность, повышает статус ребёнка в социуме, обеспечивает более высокие личностные и метапредметные результаты, качество которых зависит от каждого из участников педагогического процес...
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коровина Т.И. |
Дата | 17.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Содружество учителя и родителей во внеучебной деятельности
Без содружества всех участников образовательного процесса успешных результатов быть не может. Как известно, внеурочная деятельность является полноправной частью по ФГОС.
Работа классного руководителя должна заключать в себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями . Все согласятся с тем, что важную роль в формировании личности ребенка играет то, какую работу проведет учитель с родителями . Ведь никто не знает больше о своих детях, чем мама и папа.
Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью- это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель мог бы содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание.
Повышение качества образования через гармонизацию детско-родительских отношений, взрослый (родитель) для меня является агентом по установлению доверительных отношений с ребенком, если я не смогу установить доверие с родителем, то не о каких высоких результатах речи быть не может.
Как добиться того чтобы родитель был полноправным участником образовательного процесса?
В первую очередь перед первым классом с каждым родителем провожу индивидуальные встречи, на которых я рассказывала о своих требованиях, об особенностях программы, узнаю индивидуальные особенности ребенка. Я говорю и о трудностях, которые могут возникнуть и возможностях выхода из этих ситуаций. И всегда использую в своей речи конструкцию «мы» ( «мы преодолеем», «мы справимся», «мы договоримся» и т.п.). Весь учебный год пронизан индивидуальными встречами, беседами, с целью коррекции, профилактики школьной дезадаптации. После каждого рабочего дня я встречаюсь с родителями, где рассказываю не только о трудностях, но и достижениях ребенка. Для меня очень важно, что родитель меня «услышал» и у нас установлены доверительные, деловые отношения, что и способствует установлению сотрудничества.
Важный момент в моей работе является совместное написание программы класса и составление индивидуального образовательного маршрута каждого ученика. Один из моих педагогических принципов - участие каждого родителя в жизни класса. Поэтому в каждой четверти я активно сотрудничаю с одной из групп родителей.
Одно из направлений гимназии является выявление и сопровождение одаренных детей (академическая, специальная одаренность). Здесь активно использую межведомственные связи- ДТ «Ритм», центральную детскую библиотеку.
Мои родители активно участвуют в проектной деятельности гимназии. Осенью 2012 в стенах нашей гимназии проводился краевой фестиваль «Моя семья», семья из моего класса выиграла призовое место. В гимназии много традиций и родители вместе с детьми принимают активное участие в организации и проведении этих мероприятий.
По результатам психолого-педагогической диагностики была выявлена группа риска (дети с низким уровнем социальной готовности к школе). Совместно с родителями составили программу развития, подключили специалистов (логопед, дефектолог, невролог). В результате все дети благополучно закончили первый класс.
Таким образом, в результате ежедневной, кропотливой работы родитель становится полноправным субъектом образовательного процесса, что является одним из требований по ФГОС.