Устный журнал Благо твори

Цели: -воспитывать чувства ценности человеческой жизни, -воспитывать чувства ответственности за свои поступки; -воспитывать сострадание и душевность к чужой боли, к чужому горю; -сконцентрировать внимание на истории благотворительности и меценатства  Задачи: 1)    раскрыть сущность понятий «благотворительность», «милосердие», «меценатство»;  дать представление о благотворительности и меценатстве в России,   2)    формировать стремление совершать добрые поступки, воспитывать добрые чувства к окру...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Устный журнал Благо твориУстный журнал Благо твориУстный журнал Благо твориУстный журнал Благо твори

Номинация конкурса: «Сценарии воспитательных мероприятий».



(для учащихся 5 - 7 классов)



Подготовила: Бердик Наталья Николаевна.

Должность: учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 6 «А» класса.

МКОУ «Основная общеобразовательная школа №20» станицы Суворовской Предгорного района Ставропольского края

Телефон школы: 8 (87961) 27-2-12

Личный телефон: 8 (87961) 27-3-04

Дом.адрес: 357391 Ставропольский край,

Предгорный район,

ст.Суворовская,

улица Будённого, д.18.


Цели:

-воспитывать чувства ценности человеческой жизни,

-воспитывать чувства ответственности за свои поступки;

-воспитывать сострадание и душевность к чужой боли, к чужому горю;

-сконцентрировать внимание на истории благотворительности и меценатства

Задачи:

  1. раскрыть сущность понятий «благотворительность», «милосердие», «меценатство»; дать представление о благотворительности и меценатстве в России,

  2. формировать стремление совершать добрые поступки, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, чувство гордости и уважения к своему краю, к его славным традициям, к людям, создающим его сегодняшнюю историю.

Оборудование: страницы устного журнала с иллюстрациями; плакаты с высказываниями; музыкальное сопровождение.

Категория учащихся: 5 - 7 классы.

Ход мероприятия.

I. Вводная часть. Смысл понятий «добро» и «благотворительность».

Урок начинается песни «Дорогою добра».

- Ребята! Сегодня мы проводим устный журнал, который называется «Благо твори». Только что вы прослушали отрывок из песни «Дорогою добра».

Вопросы учителя:

- Каким вы представляете героя этой песни?

- Как вы поняли, в чём он видит смысл своей жизни, зачем он живёт на земле?

- Что такое добро?

- Говорим «добро» - имеем в виду хорошее, полезное - всё, что помогает жить и защищать жизнь.Золотое правило прозвучало из уст Иисуса Христа в начале нашей эры: «И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступаете и вы с ними».

Учитель.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Если человек любит только се6я, он не имеет ни товарищей, ни друзей и, когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Наши доброта и человечность должны проявляться по отношению не только к людям, но и ко всему живому.

Когда я иду по улице и вижу человека, просящего милостыню, то иногда ловлю себя на мысли, что я не хочу ему помочь.

Мне делается неприятно, и я мысленно говорю себе о том, что он, наверное, - обманщик. А иногда - рука дрогнет, и я достану деньги, и мне, почему - то не жалко, а даже тепло на сердце. И досады нет никакой. Почему я так по-разному себя веду.

Я думаю, и ваши родители, и Вы попадали в подобную ситуацию. Что же происходит в наших душах?

Есть в нашем русском языке мудрое и красивое слово- благотворительность. Давайте вслушаемся: благотворительность!Попробуем объяснить его. Как Вы понимаете это слово?

Ответы ребят:

  • творить благо;

  • благо - это добро;

  • поведение человека, для которого характерно стремление помочь другим людям, сделать доброе дело.

Учитель: А кто же является творцом добра? Конечно, человек - творец блага, добра.

Обратите внимание на эпиграф урока. Цитата принадлежит известной сибирской целительнице Н. И. Степановой:«Тот, чья рука дала взаймы, славен среди людей. Тот, чья рука подала милостыню, славен перед Богом. Тот, чья рука отдала на храм - тот подал и мёртвым, и живым».

Чтец.

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог,

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее

Хорошеть самому. (Н. Кучин)

- В словаре С.К. Ожегова: «Благотворительность - оказание частными людьми материальной помощи бедным из милости, безвозмездное действие и поступки, направленные на общественную пользу. Причём, постоянно, а не один раз по настроению.

Благо - добро, польза. Творить - делать, создавать. Безвозмездно - просто так, даром, бескорыстно.

Задание

- Перед вами - лепестки цветика-семицветика. Выберите те, которые соответствуют качествам человека, от которого можно ожидать благотворительности.(лицемерие, бескорыстие, зависть, доброта, жадность, честность, эгоизм, гуманность, хитрость, сострадание, благородство, милосердие. (По ходу работы ненужные качества убираем)

- Молодцы! Посмотрите. Вот он наш Цветик-семицветик, на лепестках которого вы видите слова, обозначающие замечательные качества человека. Но сегодня мы не будем отрывать лепестки.

II. Основная часть. Устный журнал.

- В мире очень много людей, которые нуждаются в помощи. Среди них дети, старики, инвалиды. Творить благо, делать добро привыкли на Руси издревле. Помочь слабому, накормить голодного, подать просящему. Эти не писаные правила знали ещё наши предки.

- И мы открываем первую главу нашего журнала.

Я приглашаю журналистов, которые собирали сведения о благотворительности в Древней Руси. (Звучит музыка)

Первая глава устного журнала Древняя Русь


1Ведущий:

Первыми историческими свидетельствами о благотворительности в Древней Руси принято считать договоры князя Олега (911) и князя Игоря (945) с Византией о выкупе пленных, упоминаемые в «Повести временных лет».

2Ведущий:

С принятием христианства благотворительность в Древней Руси получает особое направление - "нищелюбия". Народ относился к нищим как к людям, причастным святости, с которыми надо делиться своим достоянием.

3 Ведущий:

Раскрывая сущность древнерусского благотворения, крупнейший историк начала XIX века В.О. Ключевский пишет:

«В рай входят святой милостыней,- говорили в старину, - нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться».

4 Ведущий:

Заметной вехой на пути становления благотворения на Руси стало княжение Владимира Святославича, именуемого в народе Крестителем. Князь-христианин, как пишут летописи, велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, "брать кушанье и питье, и деньги из казны", а дряхлым и больным посылал телеги, груженные хлебом, мясом, рыбой, "овощем разным", медом в бочках и квасом. Именно при нем были построены первые богадельни, больницы и странноприимные дома.

5 Ведущий:

В 996 году он издаетУстав (то есть закон), по которому поручает призрение надзору патриарха и подчиненных ему церковных структур. На содержание монастырей, церквей и организуемых при них благотворительных учреждений этот же устав определяет "десятину", то есть десятую часть княжеских доходов. Немалые деньги! Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был «истинным отцом бедных».

6 Ведущий:

Преемники князя следовали его примеру. Владимир Мономах так изложил обязанности князя по отношению к бедным: «Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи». В средние века благотворительность была одним из главных направлений деятельности братств. Братские приюты предназначались для тех, кто не имел возможности жить самостоятельно своим трудом.

Слово учителя.

Наша история богата людьми, для которых благотворение было смыслом жизни. Это качество является неотъемлемой частью русского характера, нашим национальным достоянием. И одним из такихлюдей был Сергий Радонежский.

7 Ведущий

Сергий Радонежский происходил из боярского рода, до принятия монашества носил имя Варфоломей. В 1335 г. вместе с братом Стефаном основал пустынь на берегу реки Кончуры посреди глухого Радонежского бора. Постепенно к пустыни стали стекаться иноки из разных мест, по настоянию братии Сергий стал игуменом новой обители. Сюда стали обращаться страждущие.

Сергий Радонежский никогда не оставлял дел милосердия и благотворения: привечал странников, ухаживал за больными, помогал нищим и обиженным. Всей своей жизнью доказывал окружающим - жизнь можно устраивать только добром и любовью.

Чтец.

Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.
Кресты и главы золотые
Венчают иноков приют,
Где мощи Сергия святые
Нетленно в раке почиют.

8 Ведущий

Вся жизнь Серафима Саровского представляет поучительные образцы истинно христианского подвижничества, пламенной веры в Бога и самоотверженной любви к ближним. Как духовный врач, он исцелял души множества приходивших к нему верующих кротким словом, наставлением, а главное - исходившей от него любовью. Толпы народа неотступно притекали к старцу в последние годы его жизни.

Чтец.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло! -

Ведь все нарушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надёжное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена. (А. Дементьев).

Слово учителя

  • Молодцы, ребята! Большое вам спасибо! Присаживайтесь на свои места.

  • А теперь вопрос другим группам. Что же показалось вам интересным в выступлении первой группы журналистов?- Сейчас мы с вами вернёмся к истокам благотворительности на Руси. Восемнадцатый век можно бы назвать счастливым для России; как в начале его, так и в конце, престол занимали лица несомненно отмеченные печатью государственного гения и в равной мере имеющие право называться «Великими».- Я приглашаю журналистов, которые собрали сведения о благотворительности в 18-19 веках.(Звучит музыка)



Вторая глава устного журнала.18 - 19 века

9 ведущий

Крупное значение законодательно-благотворительной деятельности и Петра Великого, и Екатерины II достаточно велико.

Из благотворительных мероприятий заслуживает внимания создание в 1775 г. Приказов общественного призрения, на которые возлагалась забота об устройствеи содержании больниц, богаделен, сиротских домов и домов для душевнобольных.

Еще одним шагом благотворительности стало создание в 1802 г. Императорского человеколюбивого общества.

10 ведущий

История российского общества хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков.


Елизавета Федоровна Романова.

Чтец:

Мы царских мучеников имя

Достойно в должный час почтим;

А ныне честь,Христа во имя,

Елизавете воздадим…

11 ведущий

Елизавета Федоровна Романова - великая княгиня дома Романовых, благотворительница.После смерти своего мужа Елизавета Федоровна распродала все свои драгоценности, собрание произведений искусства и редкостей, которые долгие годы собирал Сергей Александрович, часть вырученных средств отдала в казну, часть - родственникам, остальные направила на благотворительные цели. Детей у нее не было, поэтому всю себя она решила посвятить бедным и больным.

12 ведущий

В 1907 г. она приобрела усадьбу на ул. Большая Ордынка в Москве для устройства Марфо-Мариинской обители сестер милосердия.

Обитель содержала больницу на 22 места, аптеку, амбулаторию с бесплатным лечением и бесплатной выдачей лекарств, приют для девочек-сирот, дом для туберкулезных женщин, дом дешевых квартир для студенток и работниц, воскресную школу для фабричных женщин, библиотеку, столовая отпускала ежедневно дешевые обеды для бедных.

Елизавета Федоровна канонизирована Соборами Русской Православной Церкви.

Учитель: В русском языке есть ещё слово, тесно связанное с благотворительностью - меценат, т. е. богатый человек, покровительствующий искусству, литературе или науке.

Третья страница устного журнала будет посвящена благо деятелям в области культуры и искусства.

Чтец: Твори добро, не требуя награды,
Оно вернется светом среди тьмы,
Минуя все препоны и преграды
Верь в это свято и твори добро.


Павел Михайлович Третьяков.

13 ведущий

Павел Михайлович Третьяков родился в потомственной купеческой семье, любовь к искусству сделала Павла Михайловича страстным коллекционером, а любовь к Отчизне помогла составить ему уникальную коллекцию картин русской школы.

16 мая 1893 года состоялось торжественное открытие "Городской художественной галереи Павла и Сергея Третьяковых". Передавая галерею городу, Третьяков писал, что делает это, "желая способствовать в дорогом мне городе полезным учреждениям, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную…коллекцию".

14 ведущий

Ныне Государственная Третьяковская галерея - выдающийся памятник русской художественной культуры, сокровищница отечественного искусства. Свыше 50 тысяч произведений живописи, графики и скульптуры составляют ныне её коллекции.

Павел Третьяков помогал не только художникам. Он отправил несколько крупных денежных переводов в адрес экспедиции известного путешественника и географа Миклухо-Маклая.

15 ведущий

Павлу Михайловичу была вручена бронзовая медаль за участие во всех пожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и русско-турецкой войн.

Одним из самых известных благотворительных начинаний Павла Михайловича Третьякова стало училище для глухонемых детей. Павел Михайлович регулярно перечислял деньги на одежду и прочие нужды учащихся.

16 ведущий

"Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы так же обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь". Эти слова можно по праву соотнести со всей благотворительной деятельностью П.М. Третьякова.

17 ведущий Морозов Савва Тимофеевич - русский предприниматель и меценат. Громкую известность Савве Морозову принесла его благотворительная деятельность. Кроме того он был большой меценат, и многие культурные начинания тех лет происходили при участии его капиталов. Он поддерживал все, в чем предчувствовал важное влияние на отечественную культуру. Морозов с самого начала строительства в 1898 г.дал деньги на строительство Московского художественного театра. Его пожертвования стали для театра важнейшим источником средств.Под его руководством было перестроено здание и создан новый зал.

18 ведущий

Писатель Л. Н. Толстойво время голода в Самарской губернии в 70-ых годах 19 века организовал помощь в спасении сотен тысяч крестьян от голодной смерти деньгами и хлебом. Его сын открыл в Самарском крае 243 бесплатных столовых, где питалось 15 тыс. человек.

19 ведущий

Писатель Н. Г. Гарин - Михайловскийспас сотни семей от голодной смерти, открывал школы - интернаты, библиотеки, занимался строительством железных дорог в крае. Хотя сам умер нищим.

Учитель:

  • Молодцы, ребята! Большое вам спасибо! Присаживайтесь на свои места.

  • А теперь вопрос другим группам. Что же показалось вам интересным в выступлении второй группы журналистов?

Третья глава устного журнала.

20 - 21 века.

Слово учителя

-В современной России с новой силой звучат слова «благотворительность», «милосердие», «человеколюбие», «гуманность».

Я приглашаю журналистов, которые собрали сведения о благотворительности в 20- 21 веках.

20 ведущий

С 1990 года в доме 22 на Покровке располагается Правление благотворительного общественного фонда - Российский фонд милосердия и здоровья (РФМЗ). Сегодня это крупнейшая благотворительная организация России.

21 ведущий

А. А. Сахаров, трижды герой Советского союза, лауреат Нобелевской премии, правозащитник, физик - ядерщик, встал на защиту нынешнего и будущих поколений от губительного воздействия радиации. Почти все свои денежные сбережения жертвовал на дела милосердия: строительство больниц, уход за больными детьми и престарелыми. После смерти его стали называть «совестью народа ». Мало кому выпадает такая честь.

Чтец:

Сумей преодолеть преграды, И боль, и призрачный успех. Живи, не требуя награды, За свой поступок ради всех. Еще печалью мир простужен, Исподтишка разит беда. Ты должен быть кому-то нужен - Всегда - как хлеб или вода. Быть добрым надо по привычке, Не по расчету. Пригодись Хотя бы маленькой синичке - Пусти ее из клетки ввысь.

22 ведущий

Одним из первых филантропов современности стал Мстислав Растропович. Его вложения только в детскую медицину составили более $ 8 млн. Галина Вишневская, Владимир Спиваков, Владимир Крайнев, Иосиф Кобзон… Эти люди являются создателями благотворительных фондов.

23 ведущий

Много лет подряд певица Анита Цой реализует программы по оказанию помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и детям, имеющим инвалидность.

Чулпан Хаматова- известная актриса спасает жизни детей, больных раком. Ее фонд «Подари жизнь» известен не только в России, но и за рубежом.

24 ведущий

Ежедневно лейкемией, т. е. раком крови в мире заболевают тысячи детей. К сожалению, никто из нас не застрахован от такой беды. Лечение только одного больного стоит несколько миллионов рублей. Не у всех людей, желающих помочь, есть деньги. Но есть собственная кровь, которая может спасти тысячи людей от смерти. Эти люди делают мир лучше, добрее, красивее. Они не ждут благодарностей и почестей. Они часто остаются неизвестными. А награда для них знать, что в мире с их помощью кому-то стало легче жить, творить.

25 ведущий

Примеров очень много. Эти люди помогают немощным и больным, создают больницы и приюты, покупают лекарства и еду. Они собирают книги и картины, а затем открывают библиотеки и музеи, даря произведения искусства обществу.

В нашем Ставропольском крае тоже уже давно работают благотворительные фонды. Например, в конце прошлого года были подведены итоги традиционного краевого благотворительного марафона "Спешите делать добро", который проходил на Ставрополье с 1 июня по 31 декабря 2010 года.

26 ведущий

Эта акция проходит в крае уже в двадцатый раз.

По данным краевого отделения Детского фонда, из средств, собранных в ходе марафона, 1,9 миллиона рублей направлены на оказание помощи детским домам, приютам, школам-интернатам, 2,1 миллиона рублей - детям-инвалидам, 4,9 миллиона рублей получат около 17 тысяч многодетных, неполных, опекунских семей, 1,5 миллиона рублей направят на оплату лечения больных детей.

Чтец:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда!

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря! (К. Паустовский)

Слово учителя

- Молодцы, ребята! Большое вам спасибо! Присаживайтесьна свои места.

Мир вступил в XXI век. Человечество за прошедшее время изменилось: оно превратилось в человека «разумного» и «цивилизованного» - как само считает. Но, удивительное дело, став умнее, оно, вместе с тем, стало и более жестоким, изощренным, гордым и самолюбивым.

Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и милосердие постепенно забывается. Но правильно ли это?

Долго ли мы будем забывать, что «как ты относишься к людям, так и они к тебе».

Возможно, когда-нибудьмы все вспомним, что цель нашей жизни - добро. Добро, а не равнодушие. И в первую очередь - милосердие, благотворительность.

Чтец:

Блаженны мы в неведенье своем,
Закрыв глаза на горе и беду.
И Господу Осанну мы поем,
У алтаря встав в церкви, на виду.
Но лишь протянет руку нищий к нам,
Иль друг, споткнувшись, к помощи взовёт,
О милосердии мы забываем враз -
Не достучаться тем, кто к нам придёт.
Мы стали глухи, слепы, стали злы,
И милосердие проникнет к нам едва ль.
Сердца,закрыв, блаженны стали мы,
Забыв, что есть и горе, и печаль.

III. Подведение итогов.

Слово учителя:

  • А кто-нибудь из вас делал добрые дела, творил благо? (ответы детей).

  • Вспомните ребята, какую благотворительную помощь мы оказывали с вами.

  • А теперь я прошу васнаписать на зеленыхлисточках хотя бы одно доброе дело, от которого вы испытали счастье и радость. Затем редактор группы наклеит эти листочки на веточки.(Дети пишут на листиках, и в конце классного часа на доске появится большое развесистое дерево с листочками.)

  • Пока девочки работают у доски, скажите, почему так важно, особенно в наше время, помогать нуждающимся?

  • А что мы можем сделать?(Можем объявить акцию по сбору игрушек и вещей для детей, лишившихся родителей; помочь пожилым людям в засадке огородов; соорудить кормушки для птиц и т.д.)

  • Посмотрите, какое большое красивое дерево с листочками появилось у нас. Давайте прочитаем, какие же добрые дела доставили вам радость. (Зачитываются записи с листочков на дереве)

  • Мы переворачиваем последнюю страницу нашего журнала.

  • Я дарю каждому из вас маленькую копию нашего цветика-семицветика с надеждой, что эти качества, как иготовность помогать людям, вы сохраните в себе на всю жизнь!

- Если вы здоровы и добры - вы обладаете несметными богатствами. У вас отличное настроение, вы счастливы, открыты, вы приносите людям радость и творите чудеса. А это самое главное. Это здорово. Творите добро, приучайте себя к добрым поступкам!

IV. Рефлексия.

- Увас на столах лежат бабочки и цветочки.

Если вам устный журнал понравился, приклейте на доске возле нашего дерева Добра цветок.

А если вы ещё и узнали много нового из нашего мероприятия - приклейте бабочку.

Устный журнал Благо твори


Устный журнал Благо твори


Устный журнал Благо твори

Устный журнал Благо твори

Устный журнал Благо твори


Устный журнал Благо твори


© 2010-2022