Развитие духовно – нравственной культуры учащегося через предмет «самопознание»

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жангельдинский район

ГУ средняя школа имени Н.Г.Иванова

учитель начального класса и самопознания

Абен Айнагул Жараскызы

[email protected]

Развитие духовно - нравственной культуры учащегося через предмет «самопознание»

Актуальной проблемой современной культуры и современного образования является проблема приобщения новых поколений к лучшим достижениям и ценностям духовной культуры человека. Острота этой проблемы объясняется тем, то в современном обществе имеются разные зачастую противоположенные точки зрения на формирование личности, на проблему смысла жизни, на роль духовной культуры в жизни человека и общества и на те ценности, которые могут составить основу процессов воспитания и образования. В настоящее время в нашем обществе имеют широкое хождение весьма сомнительные установки и ориентации в мировоззренческих и аксиологических вопросах. Достаточно вспомнить, какое широкое распространение получили паранаука и парарелигия, составляющие серьезную конкуренцию настоящей классической науке.

Почему так важен предмет «самопознание»? Разве не достаточно просто любить детей, окружать их атмосферой любви, полагаясь на интуитивное решение ситуаций, в которых востребованы ценностные критерии. Можно ли воспитать счастливого ребенка, если сам педагог или семья ребенка несчастливы? И какова тогда миссия педагога? Мы уверены, наша миссия- ставить педагогические задачи с верой, оптимизмом и знанием.

Именно знание о том, что уроком самопознания мы создаем мир, альтернативный агрессии, бездуховности, вульгарности, позволяет нам не опускать руки и верить в то, что именно ребенок привнесет в общество модель счастливой жизни, концепцию деятельной любви. Ребенок - наш волонтер, он изменяет мир вместе с нами уже сейчас.

Великий мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные- вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл» Мудрый Сократ говорил, что человеку нужно, прежде всего, «познать самого себя», ибо это даст ему понимание смысла жизни, осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Безусловно, это так. Главные силы и способности человека формируются духовным творчеством, культурой, моралью, интеллектуальным напряжением, а вопрос о выборе специальности в этом контексте является второстепенным.

Действительно, состоятельность наша, как Человека с большой буквы, зависит от уровня развития нашей духовно - нравственной культуры. Можно иметь большой багаж знаний, но при этом не иметь элементарных представлений о любви, милосердии, доброте, культуре общения, взаимопонимании, можно потерять себя, не найти свое призвание, несмочь выразить чувство любви ко всему живому. На уроках самопознания через игру, анализ ситуаций, взятых из жизни, самовыражение через проявление своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведет диалог с учащимся, в котором ребенок познает себя, познает мир.

На уроках самопознания учитель предоставляет возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на совершенно постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости, несоответствие слов с делом. Увидеть все это беспристрастно в себе очень полезно для познания самого себя. Самопознание человека включает не только изучение человеческой природы в других людях, но и в равной степени в себе. В других нам неприятны некоторые свойства или особенности поведения. И только посмотрев на себя со стороны, можно определить и увидеть недопустимость тех или иных свойств характера или поведения. Не случайно во всех четырех разделах программы самопознания с восьмого по одиннадцатый класс ключевым словом является «Человек». Очень важно для каждого из нас понять, для чего мы пришли в этот мир, что мы значим для нашего общества, кем мы являемся во вселенной.

Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Человек - активное творческое преобразующее существо со свободной волей. Бесконечными нитями материального и духовного свойства он связан с природой и событиями общественной жизни, находясь с ними в постоянном взаимодействии. Вне этого взаимодействия жизнь невозможна. Мы взаимодействуем с миром, прежде всего, через наши потребности, начиная от физиологическихи кончая самым утонченным-духовно-душевными. Мы нуждаемся в мире и преобразуем его не столько для постижения тайн, сколько для удовлетворения наших материальных и духовных потребностей.

Сара Алпысовна Назарбаева считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства - языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории. И уроки самопознания, как показала практика, очень нравятся нашим детям и крайне важны для их родителей.

В заключение хочу привести знаменитые слова Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»



© 2010-2022