Надпредметный курс Мир деятельности

Задача учителя не только дать знания детям по тому или иному предмету, но и научить детей учиться. Для этого нам необходимо построить структуру учебной деятельности, т.е. ту дорогу по которой учащийся должен систематически «ходить» в процессе обучения, для того чтобы приобрести необходимый опыт и для дальнейшего использования в жизни и профессиональной деятельности.  Так вот инструментом, с помощью которого мы можем формировать у своих учащихся необходимые умения и является надпредметный курс «М...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Улыбина Т.Н.

Учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 867

«НАДПРЕДМЕТНЫЙ КУРС «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» -

КЛЮЧЕВОЕ ЗВЕНО ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УУД»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я бы хотела поделиться с Вами своим опытом и познакомить Вас с надпредметным курсом «Мир деятельности».

СЛАЙД 1.

Итак, что такое «Мир деятельности»?

Задача учителя не только дать знания детям по тому или иному предмету, а научить детей учиться. Для этого нам необходимо построить структуру учебной деятельности, т.е. ту дорогу по которой учащийся должен систематически «ходить» в процессе обучения, для того чтобы приобрести необходимый опыт и для дальнейшего использования в жизни и профессиональной деятельности.

В 2005-2006 учебном году «Центром системно-деятельностной педагогики» была разработана система и структура учебной деятельности, на основе которой был обоснован модельный образец организации понимания и принятия учащимися на личностно значимом уровне норм учебной деятельности, т.е. нормы самоизменения и саморазвития.

Т.е. была создана дорога, по которой будет ходить ученик в процессе обучения.

Для учителя эта система является инструментом реализации ФГОС.

По Новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартам у выпускника начальной школы должны быть сформированы следующие виды Универсальных Учебных Действий.

Слайд 2- 6.

Читать информацию со слайда

Слайд 7.

Так вот инструментом, с помощью которого мы можем формировать у своих учащихся необходимые умения и является надпредметный курс «Мир детельности». Все занятия этого курса строятся в технологии детельностного метода, разработанного Л.Г. Петерсон. Технология строится на принципе деятельности.

Слайд 8,9.

Технология деятельностного метода представлена виде … В курсе «МиД» эти 9 шагов помогает нам представить сквозной герой этого курса - Смайлик. Смайлик - это образ ученика. Он делает первые шаги и помогает младшим школьникам осваивать азы учебной деятельности.

Итак, новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.

Первый этап урока - мотивация к учебной деятельности. Что выбирает смайлик: игру или учебу? Смайлик выбирает учебу.

Следующий шаг урока - актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Повторение тех знаний, которые нам пригодятся для открытия нового. Смайлик не все шарики собирает, а только необходимые, ключи к новым знаниям. Ключи собрали, обобщаем, что мы собрали. Пробуем выполнить пробное действие. Прыгал, прыгал смайлик, не достал шарик. Остановлюсь и подумаю.

Третий шаг - выявление места и причины затруднения. Что я делал? Что не получилось? Определение причины затруднения. Какого знания мне не хватает. А как только я определил причину, поставлю цель - узнать новый способ или новое. Я строю план. Это следующий шаг. (Какие нужно сделать шаги?)

Пятый шаг - реализация построенного проекта. Работаю по плану, который построил. Смайлик по знакомым знаниям (шарикам) взбирается к новому.

Шестой шаг. Новые знания построили, зафиксируем его в эталоне. Это может быть в виде знаков, алгоритма. Проговариваем новые знания во внешней речи.

Седьмой шаг - посмотрю, как я усвоил (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). Оцениваю себя. Как я справился? После самостоятельной работы следующий этап.

Восьмой этап - включение в систему знаний и повторение. На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

Последний шаг - рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Слайд 10.

Методическое обеспечение курса - это

ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

Программа курса

Сценарии уроков

Презентации к урокам

Демонстрационный и раздаточный материал

ДЛЯ УЧЕНИКА:

Учебная тетрадь

Разрезной материал + Наклейки

Эталоны + «Копилка моих достижений»

Слайд 11. Демонстрационным материалом учитель может пользоваться на уроках, если нет возможности показать презентацию (в него входят эталоны работы - опорные сигналы). Так же есть диск, на котором записана презентации к урокам и печатный материал, который необходимо распечатать учителю для урока, помимо этого есть подробные методические рекомендации для учителя к каждому уроку.

А для ученика яркое красочное учебное пособие с подробными заданиями, иллюстрациями; наклейки; разрезной материал (что можно раздать каждому ребёнку)

Слайд 12.

А сейчас мы подробно рассмотрим, как расписан каждый урок для учителя. Остановимся на примере одного урока Урока 5

В каждом уроке: определена линия (к какой линии относится урок), (коммуникативная линия) сформулирована тема урока Тема нашего урока: Учимся работать в парах.

и основная цель (Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности).

Особенностью курса является то, что есть заметки на полях, в которых даются общие рекомендации к уроку, выделяются основные структурные элементы урока
Заметки на полях:

Основные структурные элементы урока:

  • Новое знание (которые получат дети на уроке)

  • Задание на пробное действие (которое будет предложено детям в сценарии урока

  • Фиксация затруднения (как зафиксировать затруднение)

  • Фиксация причины затруднения (как зафиксировать причину затруднения)

  • (Поставить с учащимися Цель) деятельности

  • (И как зафиксировать нового знания: в речи и с помощью эталона, Это образец урока работы в парах, поэтому здесь зафиксированы четыре основных правила парной работы.

Слайд 13. Далее идёт оборудование. Обратите внимание при перечислении оборудования стоят буквы Д−5.1, что обозначают эти знаки: Демонстрационный материал к 5 уроку первый, второй и т.д. А так же в сценарии есть ссылки на слайд и на материал, который надо прикрепить на доску. Печатные материалы (возможна распечатка на принтере): П-5.1а-б (значит 2 листа)

Разрезной материал (на каждого ребенка в учебном пособии): буква Р.

Наклейки к уроку 5. Правила работы в паре (в учебном пособии).

Эталон к уроку 5: «Правила работы в паре» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»).

Презентация к уроку 5 (на диске): слайды 1-12.

Сценарий урока (Вариант проведения урока)

И затем сноска «После урока», где учитель сможет найти, как сделать связку с другими уроками и как эти знания применять на предметных уроках

Слайд 14,15. Рассмотрим кадр из презентации урока в парах. Герои этого урока Крокодил Гена и Чебурашка, которые захотели построить дом дружбы. Крокодил Гена клал кирпичи, а Чебурашка собирал цветы. Когда они решили строить, каждый из них предлагал свой вариант, и они так и не смогли договориться. В результате их дом не был построен.

Слайд 16. Детям предлагается задание: выбрать правила, которые помогут нашим героям построить дом. Учащиеся выбирают и фиксируют своё затруднение (кто-то не смог выбрать правила, кто-то выбрал, но не знает верно, или нет, а может кто-нибудь скажет, что не может обосновать, т. е выбрать эталон верно ли выбрал правила).

Слайд 17. Затем идёт открытие нового знания, и новые знания фиксируются в эталоне). Таким образом, дети этот эталон всегда используют на уроках при организации парной работы, и учитель постоянно обращается к нему.

Слайд 18. Ну и в конце урока дети строят Домик дружбы, что стало возможно, благодаря дружной работе.

Слайд 19,20.

Таким образом, курс «Мир деятельности» обеспечивает каждому ребенку возможность не просто получать знания о некоторых надпредметных умениях, но и учит применять эти знания, сформировать УУД. Цель курса - эта теоретическая база, которая дается в системе.

Слайд 21. Таким образом, программа надпредметного курса «Мир деятельности» позволяет:

  • проводить занятия 1 раз в неделю

  • надпредметные знания системно применяются на предметных уроках

  • возможно проведение открытых занятий ДЛЯ родителей и ВМЕСТЕ с родителями

  • все занятия проводятся в деятельностном методе обучения Л.Г. Петерсон

Слайд 22. Надпредметный курс «Мир деятельности» тесно связан с технологией деятельностного обучения, в котором строятся предметные уроки. Одно связано с другим.

Слайд 23. МиД - это урочная и внеурочная деятельность

Слайд 24. Курс МиД помогает учителю контролировать уровень сформированности УУД?

1 этап - самодиагностика. На уроках, когда дети открывают новые знания, фиксируют в эталоне и используют лесенку достижений. Индивидуальная карта «Копилка моих достижений» заполняется детьми после прохождения каждой темы по программе «Мир деятельности», начиная со следующего дня. Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели (5-ти дней) на любом предметном уроке, проводимом в ТДМ, по выбору учителя. Основной целью использования «Лесенки успеха» является формирование у учащихся способности к адекватной самооценке.

Пособие «Лесенка успеха» состоит из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ». Таким образом, в курсе «Мир деятельности» уже с 1 класса начинается важная работа над формированием у учащихся понимания того, что «знать» - не значит «уметь». Учащиеся отдельно оценивают свои знания по какому-либо вопросу и умение это знание правильно применять.

Раздел «ЗНАЮ» заполняется в конце урока по каждой теме курса «Мир деятельности» на этапе рефлексии деятельности на уроке.

Важно выработать у учащихся спокойное и адекватное отношение к своим реальным результатам, чтобы каждый ребенок понял, что выявление своих затруднений при самооценке поможет ему в дальнейшем получить хороший результат.

2 и 3 этапы - это контроль знаний, который проверяется в виде тестирования в учебном пособии и контроль умений, в виде наблюдений. Психологическая диагностика проводится психологом.

После прохождения Курсов в Академии «Школа 2000» мне очень понравилась технология, МиД и я применяю технологию нас своих уроках и получаю большое удовольствие, когда мои ученики сами открывают новые знания!

Слайд 25. Спасибо за внимание!


7


© 2010-2022