- Преподавателю
- Классному руководителю
- Школа вожатых Программа подготовки вожатых для работы в летнем пришкольном лагере
Школа вожатых Программа подготовки вожатых для работы в летнем пришкольном лагере
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мартынова А.А. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №29
Утверждаю
Директор БМБОУ ООШ№29
___________ Л.Е.Рожкова
п.Старопышминск,2012г.
Пришкольный оздоровительный лагерь - это система, способствующая развитию ребенка как личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни. Как показывает практика, существенную поддержку в работе педагогов лагеря может оказать вожатский отряд, сформированный из числа учащихся старших классов. В течение учебного года старшеклассники проходят подготовку в Школе вожатых, активно работают с учащимися младших классов, помогая им в подготовке к различным мероприятиям, конкурсам, проектам. Это помогает учащимся овладеть элементарными знаниями и навыками работы с младшими школьниками, психологическими особенностями возраста, дает возможность объективно оценить себя и свои способности: «Могу ли я стать организатором, могу ли придумать оригинальные идеи, или, возможно, я обладаю знаниями, необходимыми всей команде?» На эти и другие вопросы каждый вожатый получает ответы в ходе практической работы в пришкольном оздоровительном лагере. Навыки, полученные на занятиях в рамках подготовки вожатых , помогают ребятам выстраивать личностные отношения, заниматься самоанализом и саморегуляцией.
Данная программа рассчитана на 8 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс обучения составляет 2 месяца. Программа предусматривает теоретические и практические занятия.
Цель программы - Создание условий для развития качеств делового лидера, освоение новой социальной роли вожатых .
Задачи:
-
Развитие организаторских и коммуникативных навыков;
-
Обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;
-
Развитие мотивации к самосовершенствованию, к творческой деятельности;
-
Формирование вожатских умений в процессе с детьми младшего школьного возраста.
В процессе освоения программы учащиеся приобретают следующие знания и умения.
Знания:
-
Основные приемы эффективного общения.
-
Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста Нормативно-правовые основы работы вожатого.
-
Особенности временного детского коллектива.
-
Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.
-
Игровая деятельность, возможности игры.
-
Охрана жизни и здоровья детей.
Умения
-
Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;
-
Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)
-
Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)
-
Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)
-
Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)
Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:
1. Вожатый - это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, первый помощник воспитателя в отряде, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.
-
Особенности современных детей и условия, в которых работает вожатый - детский пришкольный лагерь, требуют от вожатых элементарных психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе с маленькими детьми
3. Занятия в рамках программы должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в пришкольном летнем лагере, методике организации досуга детей.
Ожидаемые результаты:
Знакомство с индивидуальными психологическими особенностями возраста младших школьников. Подготовленность учащихся старших классов к работе в пришкольном оздоровительном лагере, овладение элементарными знаниями и представлениями об организации жизнедеятельности отряда, организации детского досуга.
Учебно-тематический план обучения.
№
Название блока, темы
Всего часов
Лекции
Практика занятия
Основы вожатского мастерства
8
5
3
1.
Нормативно-правовые основы работы вожатого. Охрана жизни и здоровья детей.
2
1
1
2.
Особенности работы с детьми младшего школьного возраста
1
1
3.
Основные приемы формирования команды. Малые формы работы.
1
4.
Знакомство с методикой КТД. Тематические дни смены
1
1
1
5.
Самоуправление в коллективе.
1
1
6.
Игра и ее возможности. Классификации игр. Этапы организации игры.
2
1
1
Литература
-
Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
-
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
-
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
-
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - (Воспитание и доп.образование детей).
-
Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,
-
Электронная версия газеты « 1 сентября . Начальная школа»
-
Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.
-
Интернет материалы.
Сведения об авторе
Мартынова Анна Александровна, педагог-организатор стаж педагогической деятельности 32года
6