Классный час «Как мальчик стал космонавтом»

12 апреля вся страна отмечает День космонавтики, 53-летие со дня полета в космос первого космонавта мира - Юрия Алексеевича Гагарина. Это было великое открытие века! Навсегда люди того времени запомнили гагаринскую улыбку, которая излучала добротой, чистотой души истинного патриота. Нынешние ребята должны знать об этом великом человеке всё.    Данная разработка поможет в этом. Она включает в себя презентацию, которую можно использовать и в других случаях по-отдельности, и конспект беседы-калейдо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Беседа-калейдоскоп

«Как мальчик стал космонавтом»

(на 2 часа)




Автор:

Романова Светлана Васильевна,

учитель ИЗО, культуры родного края

МБОУ «Кульгешская основная общеобразовательная школа

имени Н. А. Афанасьева», классный руководитель 8 класса

Урмарского района Чувашской Республики















2014 г.



Пояснительная записка

12 апреля 2014 года страна отмечает 53-летие полета Ю. А. Гагарина в космос. Чем дальше уходит от нас весна 1961 года, тем острее мы интуитивно ощущаем необходимость воссоздать в деталях события того времени. Свою беседу-калейдоскоп я посвящаю этой знаменательной дате.

В целом я разработала много интереснейших мероприятий и уроков, посвященных этой замечательной дате, для учащихся 5-9 классов, поскольку еще являюсь классным руководителем.

Я преподаю изобразительное искусство, черчение, технологию и культуру родного края. Пробовала разные варианты бесед. С годами стало весьма интересно интегрировать все преподаваемые мной школьные предметы, потому, что они очень тесно связаны. К тому же сейчас, в век компьютерного прогресса, наиболее интересно и удобно сочетать полезное с необходимым. Интегрирование уроков с применением ИКТ позволяет мне наиболее полно активизировать учащихся, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Мои пятиклассники так же, как и учащиеся прошлых лет, начинают смотреть на мир шире, учатся более конкретно выражать свои мысли, мечты, устно и на бумаге. А как красиво они рисуют свои мысли! И это только начало, я только-только начинаю с ними работать после их пребывания в начальной школе…

В один прекрасный день я написала на доске объявление, что такого-то числа состоится беседа-калейдоскоп на тему «Как мальчик стал космонавтом». Внизу в объявлении написала: «Компьютером желательно пользоваться реже. Работайте самостоятельно в библиотеках». Потому что в этом возрасте целесообразнее и полезнее читать книги, как можно больше, чтобы речь развивалась лучше. Сейчас и в нашей школьной библиотеке достаточно много интересных книг, богато иллюстрированных энциклопедий, словарей. Авторов книг для самостоятельного чтения не указала, дабы не ограничивать их чтение.

И вот настал день беседы. Она прошла за круглым столом. Его решила вести я сама. Но и ученики легко включались в работу. Очень важный момент - я пригласила на мероприятие лекторскую группу (девятиклассников) и родителей. Они тоже активно работали вместе с восьмиклассниками.

Беседа (можно с учащимися 5-7 классов) рассчитана на 2 часа и сопровождается электронной презентацией.

Цели и задачи


Мы живем в эпоху освоения космического пространства. Похоже, что у человечества много причин исследовать космос. Многочисленные спутники, ракеты летают вокруг Земли, межпланетные автоматические станции посещают не только Луну, но и планеты, которые сообщают много новых сведений с поверхностей загадочных планет и передают на Землю ее панорамные фотографии. Наши летчики-космонавты во время полетов на космических кораблях и долговременных орбитальных станциях выполняют большую научную работу. Летчики-космонавты, конструкторы ракет, ученые, которые сейчас занимаются освоением космоса, образованные и культурные люди. Чтобы стать такими, как они, нужно много учиться, уметь проводить исследования, ставить эксперименты, проводить опыты, связанные с явлениями, которые имеют отношение к космосу. Наконец, школьники должны знать историю о том, как была проложена дорога в космос. Мы по-прежнему будем ждать, что ученые подарят людям еще более головокружительные открытия.

Нам, учителям, необходимо сделать все возможное, чтобы наши ученики знали многое о космосе, о проблемах космонавтики, а еще лучше, чтобы некоторые из них даже в будущем могли развивать дальше отечественную космонавтику. На уроках физики и на дополнительных занятиях школьники проводят опыты, основанные на физических законах, которые они изучают в школе. Они часто проводят опыты с атмосферным давлением и вакуумом, с тепловыми явлениями, с инерцией и невесомостью. Такие опыты на практике помогают делать первые шаги в изобретательстве. Но они, к сожалению, проводятся не всегда и не во всех школах по разным причинам.

Несмотря на то, что тема космоса является для ребят в школе самой излюбленной и фантастической (уж очень любят они и рисовать на эту тему), космическое невежество процветает на всех уровнях: и в обществе, и среди родителей, и среди учителей, и среди школьников. К сожалению, в школьной программе нет предмета, который бы наиболее полно подготовил учащихся в области космонавтики. Поэтому именно такие занятия я стараюсь включать в программу своей воспитательной работы уже в 5 классе.

Цель беседы: доставить детям огромную радость и удовлетворение от сделанных первых шагов в исследовательской работе, чтении и публичном анализе литературы по космонавтике.

А главными задачами считаю следующие:

  1. Развитие космического мышления учащихся, умения анализировать явления в космических терминах, развитие способности говорить и думать на астрономическом языке.

  2. Формирование у учащихся практических навыков чтения космической литературы и обращения к ним в повседневной жизни.

  3. Пробуждение живого интереса школьников к изучению космических исследований.

  4. Популяризация космических исследований наших ученых-космонавтов среди учащихся.

  5. Систематизировать и закрепить знания о жизни и деятельности первопроходца в космос Юрия Алексеевича Гагарина.

Ожидаемый результат

Беседа призвана способствовать формированию у учащихся следующих умений:


  1. Проводить комплексный поиск исторической информации по истории космонавтики в источниках разного типа.

  2. Обладать необходимыми коммуникативными навыками - устной и письменной речи, диалога, грамотной монологической речи.

  3. Участвовать в групповой работе, определять ключевые моменты беседы или дискуссии.

  4. Представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения и т.д.

  5. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; формирования своих мировоззренческих взглядов в окружающем мире.




Ход беседы-калейдоскопа «Как мальчик стал космонавтом»


Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?

Ребята: Очень хорошее.

Слайд 1 (титульный)

Учитель: Отлично. Значит, мы можем начать нашу беседу. Тема у нас действительно очень интересная, ответственная. Я хочу побеседовать с вами о человеке - первооткрывателе космоса. Задача не из легких. Я не хочу, чтобы вы последовательно друг за другом зачитывали мне страницы из биографии Ю.А. Гагарина. Было бы очень хорошо, чтобы каждый из вас мысленно представил себя на месте Юрия Алексеевича, всем сердцем пережил его детство, отрочество, юность, зрелость, наконец, представил себя космонавтом. Очень хотелось бы, чтобы вы соотносили свои взгляды с теми или иными фактами из жизни героя. Иными словами, в беседе должно присутствовать не только последовательная «говорильня», но и свои соображения, суждения, взгляды Сегодня у нас очень необычное занятие. На занятие я пригласила наших старшеклассников (лекторскую группу) и родителей. Давайте поприветствуем их…

Итак, на этом занятии мы с вами поговорим о том, как мальчик из простой крестьянской семьи поднялся к вершинам современной науки и техники, как всю свою жизнь сознательно и целеустремленно шел он к своему звездному часу - звездному часу всего человечества.

Мечтал ли Юрий стать космонавтом? Но я хочу начать беседу с разговора о вашей мечте. Я думаю, у вас у всех, а вы уже в 8 классе, есть сокровенная мечта. Если еще нет, то появится. Толя, поделись с нами, кем бы ты хотел стать?

Ваня: Врачом, как дядя Петя.

Учитель: Очень хорошо. А ты, Алена?

Алена: У меня еще нет определенной мечты.

Учитель: Ничего-ничего, еще появится. Ну а Алеша о чем мечтает?

Алеша: Когда вырасту, хочу много денег заработать, чтобы купить машину, коттедж.

Учитель: Также очень хорошо. Дима, а ты?

Дима: Мне хочется быть летчиком.

Учитель: Давайте, спросим у старшеклассников, если они непротив. Никита, поделись-ка с нами.

Никита: Капитаном дальнего плавания.

Учитель: Это чудесно. А Анжелика что скажет?

Анжелика: Бортпроводницей. Я их обожаю. Они все такие хорошие, красивые.

Учитель: Прекрасно, ребята, всех сейчас не могу опросить. Остальные расскажете на последующих занятиях. Договорились?

Таким образом, у каждого человека с малых подростковых лет зарождается определенная мечта. А для того, чтобы любая хорошая мечта исполнилась, очень много надо трудиться, а вам в первую очередь - хорошо учиться.


Слайд 2 (вопросы для рассмотрения)

Теперь перейдем к нашему герою - Юрию Гагарину. Рассмотрим такие вопросы:

1. Как прошло детство Юрия?

2. Его годы от курсанта до офицера.

3. Кто помог ему проложить дорогу на космодром?

4. Какое значение имел его подвиг для страны?

Слайд 3 (слова Жюль Верна)

Великий французский писатель-фантазер Жюль Верн писал: «Все, что в мире создано великого, порождено творческой мечтой». Итак, вернемся к семье Гагариных. Ребята, давайте вспомним несколько эпизодов из детства Юрия Гагарина. Предоставляем слово пятиклассникам.

Слайд 4 (фотографии)

Таня: Семья Гагариных жила в деревне Клушино. У них было четверо детей: Валентин, Зоя, Юрий и Борис. Юрий родился 9 марта 1934 года в городе Гжатск. Теперь этот город носит имя Гагарина в честь Первого космонавта Земли. Душою гагаринской семьи была мать Анна Тимофеевна. Это она принесла с собой в дом терпение и трудолюбие - то, чем впоследствии отличались все ее дети. Когда матери не бывало дома, отец Алексей Иванович один управлялся с детьми и хозяйством. Руки у него были плотницкие, привычные к топору. Любой труд был ему не в тягость. Едва дети начинали лепетать, передвигаться по избе, отец разговаривал с детьми, чему-нибудь учил. Вечерами старшие дети просили рассказать сказку, и отец расцвечивал собственной фантазией незамысловатую историю про медведя - липовую ногу…

Учитель: Да, под гагаринской крышей всегда царили лад и покой. И пара чувствовала себя счастливой.

Ваня: В три года Юра число выговаривал все буквы. Не картавил, не шепелявил. К пяти годам уже разбирал все буквы, начал заучивать стихи и не стеснялся декламировать их перед чужими. Но его самой любимой забавой было прыгать на лыжах с края обледенелого оврага, как с маленького трамплина. Он как бы на короткий миг отрывался от земли и словно повисал в воздухе. Это было счастьем для него!..

Учитель: Да, Ваня, ты молодец, с такой интонацией назвал слово «счастье»!.. Но… Юрино детство омрачила война, да?

Вера: Началась война. Юра был еще мал. Слово «война», которое так всполошило взрослых, казалось ему непонятным. Его заботы вертелись вокруг школы. Он часто доставал и рассматривал припасенные тетрадь в линейку и чернильницу-невыливайку, с которыми собирался идти в первый класс. Но старшим было не до учения. По ночам Клушино просыпалось от гула моторов и далеких всполохов: немецкие бомбардировщики летели на Москву.

Дима: Я бы хотел добавить. Однажды днем прямо над крышами Клушино пришли два советских самолета. Один из них был подбит. Летчик едва успел посадить машину на болотистый луг, как она разломилась надвое. Мальчишки в считанные минуты оказались на лугу. Они пристально следили за каждым движением летчика. А вот второй самолет возвращался на выручку товарищу. Вскоре летчики благополучно поднялись в воздух. Юра долго стоял, задрав голову: «Ах, если бы взлететь вместе с ними! Подняться высоко-высоко…»

Учитель: Как вы поняли, ребята, мальчика еще с малых лет манило небо. Как же жилось клушинцам в военные годы?

Алеша: Крайнюю гагаринскую избу гитлеровцы заняли сразу. Хозяева очутились под холодным дождем, ночевали на огороде. Подстелили солому, детей укутали мешками. Пришлось рыть землянку. Клушино долго оставалось прифронтовой полосой. 9 марта 1943 года, когда Юре исполнилось девять лет, советские войска освободили деревню Клушино. Фашисты уходили накануне, морозной ночью. Еще дымились горящие избы, а уже стар и млад кинулись навстречу своим. Среди мальчишек, полубосых, в обтрепанной одежде, был и Юрий Гагарин. Он с восторгом бегал вокруг танков. А женщины плакали и обнимали солдат.

Учитель: А как вы думаете, дети учились в военные годы?

Таня: Учительница Ксения Герасимовна собрала четыре класса в двух тесных комнатах. После уроков дети помогали матерям. Но вскоре немцы школу сожгли.

Учитель: А как же жилось жителям деревни?

Таня: Лошадей в деревне почти не осталось, поэтому женщины тащили плуги на себе, учили ходить в упряжке тощих коров. Малолетние дети собирали ранний щавель, обсасывали корешки. И повсюду натыкались на смертоносные следы войны: в перелесках, на вязких лугах ребята обнаруживали снаряды и патроны. Юра еще пас телят.

Учитель: Хорошо... Таким образом, родители деревни жили в постоянном беспокойстве за своих детей. Потому что дети могли изуродовать себя на всю жизнь от этих «найденных» снарядов. Ребята, а почему семья Гагариных переезжает в другое место?

Слайд 5 (фотографии)

Ваня: Алексей Иванович после окончания войны остался работать в Гжатске, а затем вся семья переезжает туда. Позднее уже отец часто прихварывал, и не мог уже работать. И там начались Юрины школьные годы. Гагарины жили скудно в разоренном Гжатске. Подсобного хозяйства, которое выручало в деревне, здесь не было. После 6 класса Юрию пришлось поступить в ремесленное училище. И начиналась для него другая жизнь, его зачислили в группу литейщиков. Ремесленники день сидели за партой, а день работали на заводе. В училище Юрий был один из лучших учеников. Окончив училище на отлично, Юрий уехал в Саратов. Там он учился в индустриальном техникуме на литейщика. Туда его приняли без экзаменов как отличника

Слайд 6 (фотографии)

Учитель: А вы знаете, одним из любимых предметов Гагарина была физика. В техникуме организовался физический кружок, участники которого выступали с докладами. Как-то Юрий взялся за тему «К.Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях». И, может быть, тогда, еще неосознанная, появилась у него тяга к небу, ребята?

Вера: Да, действительно, именно в Саратове Гагарин сделал первый шаг в сторону космоса. Его зачислили курсантом в аэроклуб. Он продолжал учиться в техникуме. Учился хорошо потому, что он все делал хорошо, но выбрал уже другой путь. После напряженного дня учебы в техникуме он спешил на учебный аэродром. Начались полеты. Впервые оторвавшись от земли, Гагарин ощутил восторг. Десятки раз переживал он в мечтах миг взлета: ручку потянуть на себя, и нос самолета приподнимается, отрываясь от взлетной полосы…

Слайд 7 (об Икаре)

Учитель: Да, людей всегда манило неизвестное. Первобытные охотники отважно углублялись в дремучие леса, где на каждом шагу могла ждать гибель от диких зверей. В Древней Греции сложили легенду об отважном юноше Икаре, который на самодельных искусственных крыльях поднялся в небо, чтобы узнать, далеко ли до Солнца. Тепло солнечных лучей растопило воск, которым были склеены его крылья, и он погиб. Но не погибла мечта о том, чтобы подняться к Солнцу.

А как учился летать Юрий Гагарин?

Алеша: Юрий научился летать на «Як-18». В это время у него появилась мечта стать военным летчиком. Ему дали направление в Чкаловское авиационное училище. Началась военная жизнь летчика Юрия Гагарина. После окончания училища он попросился на Север.

Учитель: Причуда?

Алеша: Нет. Он хотел стать настоящим летчиком, пройти через трудности, научиться летать в сложных погодных условиях. А Север был самым подходящим местом для этого.

Слайд 8 (фотографии)

Учитель: Небо… Бездонное… Как он любил его… Впереди у него были еще сотни учебных полетов на Севере. Авиация стала для него смыслом и содержанием всей жизни. Когда запустили первый спутник, Юра тогда еще учился в Саратове, он восторженно сказал: «Надо же! Вот шутку придумали». В училище космос стал тогда предметом особых разговоров: раз собака полетела, то и человек скоро полетит…

Вернемся к Северу. Дима, теперь наш Юра стал уже мастером?

Дима: Конечно. Но вот что. На Севере было время, когда Юра загрустил. Нет, не потому, что суровость этого края, мощные морозы, непроглядная ночная тьма и глубокий сон делали все, чтобы затруднить жизнь тех, кто служил здесь. Все это Юра воспринимал весело. Удручало другое. Молодежь к полетам не допускали. Летали те, кто был постарше, поопытнее. Молоденьких летчиков заставляли заниматься теорией, сдавать зачеты и ждать появления солнца, а вместе с ним и весны.

Учитель: Ну а как же он все-таки попал в космонавты?

Таня: Я знаю, что однажды Гагарина вызвали в Москву, откуда он вернулся, воспрянув духом. Прошел еще месяц, его снова вызвали в Москву. Было это как в раз 9 марта, в день его рождения. Ему исполнилось тогда 26 лет.

И вот Москва… «Для такого дела, - говорил Королев, главный конструктор страны, - более всего пригоден летчик, и прежде всего летчик-истребитель. Это и есть универсальный специалист. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер. Он обладает необходимыми морально-волевыми качествами, и его отличает собранность и непреклонное стремление к достижению поставленной цели.

Слайд 9 (о С.П. Королеве)

Учитель: Очень хорошо, Таня. А что же еще говорил Королев, ребята?

Ваня: Королев также отметил, что отбор кандидатов надо начинать немедленно из числа молодых, смелых и хорошо проявивших себя в летном деле войсковых летчиков-истребителей.

Алена: Также кандидаты должны были быть не старше 30 лет.

Учитель: Молодцы, ребята. Сергей Павлович думал, как всегда, о перспективе - речь шла о рождении новой профессии, а не разовых полетах будущих космонавтов… Ребята, а Королев сразу приметил Ю.А. Гагарина?

Дима: Первоначально были отобраны из 100 человек 20 летчиков после детального медицинского обследования. Потому что космонавтом может быть только совершенно здоровый человек. С.П. Королев к этому времени занимался и организацией Центра подготовки космонавтов…В списке отобранных кандидатов-летчиков оказался и Юрий Алексеевич Гагарин.

Слайд 10 (фотографии)

Учитель: Правильно, Дима. Кстати, 3 октября 1959 года в госпитале впервые встретились и познакомились Юрий Гагарин, Павел Попович, Владимир Комаров, Павел Беляев, Алексей Леонов, Андриан Николаев, Валерий Быковский и другие… 11 января 1960 года было принято решение о формировании отряда космонавтов. Первое занятие будущих космонавтов состоялось 14 марта 1960 года.

Таким образом, крутой поворот в жизни Гагарина наступил с приходом в Звездный городок в Москве. А давайте теперь поговорим о корабле, на котором должен был полететь первый космонавт.

Вера: О форме будущего «Востока» спорили долго. Предлагались конусы, полусферы, цилиндры, и, наконец, сфера, шар. Королеву шар сразу понравился своей законченной простотой. В шаре инстинктивно ощущается совершенство формы. Он знал, что полет шара при смещенном центре тяжести (ванька-встанька) обладает приемлемой устойчивостью на всех предполагаемых скоростях, что суммарные тепловые потоки во время входа в атмосферу на шаре будут меньше, чем на конусах и цилиндрах.

Решено было провести пять пробных запусков кораблей-спутников типа «Восток» с подопытными животными и манекенами на борту.

Учитель: Молодец, Вера! Алена, расскажи, пожалуйста, как прошел первый пробный запуск?

Алена: Первый полет показал, что космос не прощает малейшей неточности. Произошла неисправность в системе ориентации, и тормозная двигательная установка придала кораблю дополнительную скорость, а не направила корабль к Земле.

Учитель: Верно. С.П. Королев стал тщательным образом анализировать причины неполадок. Он знал: на ошибках учатся, учился сам, призывал учиться других. Говорил, что приобретается опыт маневрирования в космосе. А что стало с последующими попытками?

Таня: Второй полет с собаками Белкой и Стрелкой в кабине корабля прошел по программе. А 1 декабря 1960 года состоялся запуск третьего корабля. Полет начался успешно. Но на спуске траектория снижения отклонилась от расчетной, и корабль прекратил свое существование при входе в плотные слои атмосферы.

Ваня: А вот четвертый беспилотный полет и пятый, при котором присутствовали будущие космонавты, завершились успешно. На пятом корабле провожали тогда собаку Звездочку.

Учитель: Как вы думаете, ребята, как относился к некоторым неудачам в полете сам главный конструктор С. П. Королев?

Ваня: Он очень переживал.

Учитель: Действительно, ребята. Космонавты понимали, как переживал главный конструктор неудачу: новое дело не может идти гладко, напоминали случаи из авиационной практики. Каждый из них, становясь летчиком, прекрасно отдавал себе отчет в том, какие опасности таит эта профессия. Каждый работал над своим мастерством, чтобы свести степень риска к минимуму. С.П. Королев признавался: «Даже тогда, когда, казалось бы, все проверено, остается доля риска, и она не дает покоя».

Со дня рождения космической эры наметилась некая общая тенденция: сначала полетел простой, дешевый спутник. Кстати, что это за спутник был?

Вера: Это простейший шар с четырьмя «усами» - антеннами…

Слайд 11 (фотография спутника)

Учитель: Да, Вера, спасибо! Королев позволил отработать систему связи траекторных изменений и т.д. Это была школа, прежде всего, для Земли. Затем опыты с живыми объектами. Потом надо было научиться возвращать корабль с орбиты. Все это была подготовительная работа перед полетом человека, и, когда она была закончена, полетел человек.

А какие собаки побывали у нас в космосе?

Дима: Мы знаем, что первыми подопытными были Цыган и Девик, вторыми - Чайка и Лисичка, третьими - Белка и Стрелка, затем - Пчелка и Мушка, Шутка, Комета, Лайка.

Слайд 12 (фотографии собак)

Учитель: Правильно. Результаты даже недолгих наблюдений за собаками свидетельствовали в пользу будущих полетов человека.

Вот, наконец, настало время лететь на корабле командиром человеку. Требовались командир космического корабля и его дублер. Отобрать их было очень трудно: у каждого были сильные стороны, а слабостей, казалось, не было. Сравнивались медицинские показания, заключения о тех или иных тренировках. Они были неизменно хорошие. Постепенно же, вдруг, начал выделяться один человек…

А теперь давайте дадим слово нашим гостям - старшеклассникам. Кто же этот человек?

Никита: Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Все чаще оказывалось, что по всем видам подготовки никаких, самых малейших, отклонений не было у старшего лейтенанта Гагарина. Например, после серии тренировок в сурдокамере врачи записали: «В опыте по длительному пребыванию в замкнутом пространстве Ю.А. Гагарин показал высокий уровень функциональных возможностей нервно-психологической сферы, высокую устойчивость к воздействию экстрараздражителей - помех при выполнении заданной деятельности, быструю ориентировку в окружающем, умение владеть собой, высокую способность расслабляться даже в короткие паузы, отведенные для отдыха, быстро засыпать и самостоятельно пробуждаться в заданный срок, отсутствие четких суточных колебаний по результатам выполнения заданий при необычном - «повернутом» - распорядке: ночью - деятельность, днем - отдых. Одиночество перенес легко. Отклонений от нормы не обнаружил».

Света: Обратили внимание и на то, что в нерабочей обстановке около старшего лейтенанта Гагарина постоянно собирались его товарищи, ориентировались на него. «Неформальный лидер!» - заявил один из врачей. «Нравственный лидер коллектива», - уточнил руководитель подготовки.

Учитель: Да, действительно это был Человек с большой буквы. На членов отряда составлялись характеристики. Чем больше занимались и тренировались они, тем подробнее были эти характеристики, да, ребята? Что еще было сказано о Гагарине?

Света: О Гагарине было сказано: «Любит зрелища с активным действием, где превалируют героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе. Выносливость, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово - «работать»…»

Анжелика: «Его очень трудно, по существу невозможно, вывести из состояния равновесия. Настроение обычно немного приподнятое, наделен большим чувством юмора. Вместе с тем трезво рассудителен. Наделен беспредельным самообладанием. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Скромен, смущается, когда «пересолит» в своих шутках…»

Учитель: Очень хорошо. Прекрасные качества. А еще какие?

Никита: «Интеллектуальное развитие высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объемом активного внимания, сообразительностью, быстротой реакции. Усидчив. Тщательно готовится к занятиям и тренировкам. Уверенно манипулирует формулами небесной механики и высшей математики. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. Похоже, что знает жизнь больше, нежели его некоторые друзья…»

Учитель: Молодцы, ребята, спасибо! Таким образом, были проанализированы характеристики всех кандидатов. Первый космонавт должен был обладать многими положительными качествами. Безусловно, волей к победе, выносливостью, целеустремленностью, ощущением коллектива, трудолюбием. Прекрасно, если его трудно, по существу невозможно, вывести из состояния равновесия, если он не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной. В результате из шестерых космонавтов были выбран… Кто же, Олег? Ты сегодня что-то не работаешь с нами. Ты плохо себя чувствуешь?

Олег: Я чувствую себя хорошо. Просто глубоко задумался, услышав еще раз такую замечательную характеристику о человеке. Вы меня извините, Светлана Васильевна, я прочитал все названные Вами книги. Но я столько сегодня дополнительно узнал! Гагарин молодец! Он будет моим идеалом, а книги о нем - моими настольными книгами.

Анжелика: Из шестерых выбрали Гагарина.

Учитель: Правильно. Сначала из шестерых выбрали двоих: Гагарина и Титова. Тогда кто из них станет первым космонавтом, официально не было объявлено. Окончательное решение предстояло принять на космодроме.

Заседание Государственной комиссии состоялось 8 апреля 1961 года. На заседании руководитель подготовки доложил, что кандидаты в космонавты готовы к выполнению программы, к ручному пилотированию космического корабля в случае необходимости. Назвал имена. Командиром предлагалось утвердить Юрия Алексеевича Гагарина, а дублером - Германа Степановича Титова. Комиссия приняла решение единогласно. Полет назначался на 12 апреля. А 10 апреля состоялось очередное заключительное заседание, на котором присутствовали командир «Востока» и его дублер. А сейчас вкратце вспомним, как происходил взлет корабля «Восток»?

Таня: В день старта С. П. Королев по-отцовски спросил Гагарина: «Как настроение?» «Отличное, - улыбнулся Гагарин, - А как у Вас?» Потом посмотрел в лицо Главного конструктора, улыбаться перестал: «Сергей Павлович, Вы не беспокойтесь. Все будет хорошо. Мы готовы».

Вера: Светлана Васильевна, а может, я расскажу, как он обратился к провожающим?

Учитель: Пожалуйста, Вера, мы тебя слушаем.

Вера: 6 часов 50 минут. Автобус доставил Гагарина и Титова на стартовую площадку. В своем тяжелом костюме, в скафандре, неуклюже ступая, Гагарин подошел к лифту, обернулся к провожающим.

Учитель: Стоя у ракеты за несколько минут перед стартом и чувствуя всю важность предстоящего события, Юрий произносит слова, которые мог произнести только верный сын своей Родины. Эти слова затронули сердца его друзей и соратников, всех наших соотечественников и всех людей планеты. Давайте процитируем эти слова.

Таня: «Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением…» Он сделал короткую паузу. «Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем? Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях…»

Слайд 13 (старт корабля)

Учитель: Гагарин глубоко верил в успех и потому свое заявление закончил словами: «Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь». Спасибо, Таня!

И вот командир «Востока» в кабине. Подключается радиосвязь. Закончены все проверки. Включаются динамики. Идет обратный отсчет времени. С космонавтом поддерживается связь. Все желают доброго полета…

В 9 часов 7 минут московского времени, как гигантский корабль, задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Началась борьба ракеты с силой земного тяготения. Действие перегрузок и вибраций при взлете Гагарина перенес вполне удовлетворительно. Состояние невесомости не сказалось на его самочувствии. В полете космонавт ел пищу, упакованную в тубы, и пил воду. Вся бортовая аппаратура в первом космическом рейсе человека работала в автоматическом режиме.

В 10 часов 25 минут, после того, как был завершен виток вокруг земного шара, прошла команда на спуск. На высоте 7 км скорость аппарата была погашена достаточно, произошел отстрел крышки люка, и космонавт катапультировался вместе с креслом, а на высоте 4 км раскрылся парашют. 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут по московскому времени Ю.А. Гагарин приземлился.

А давайте уточним, где именно он приземлился? Ребята, что вы знаете об этом моменте?

Ваня: Оказалось, что Юрий Гагарин приземлился на саратовской земле, примерно в тех местах, где начинал летать шесть лет назад курсантом аэроклуба. Первый ориентир, который увидел, - Волга. Он сразу узнал великую русскую реку: над ней он совершил свои первые полеты.

Учитель: Правильно, Ваня, спасибо! Вы знаете, что интересно? Первой, кого Юра увидел на земле, была жена лесника Анна Акимовна (тезка его матери!) Тахтарова с внучкой Ритой. Они стояли около пятнистого теленка, с любопытством смотрели на Юру, а потом нерешительно направились к нему. Заминка их была понятна: одет-то он был в непривычную одежду - оранжевый скафандр. «Неужели из космоса?» - спросила женщина с сомнением в голосе. «Представьте себе, да!» - ответил Гагарин.

Никита: Да, была интересная встреча. 14 апреля 1961 года самолет с первым космонавтом на борту приземлился в аэропорту Внуково. Вечером Москва салютовала рождению новой эры в истории человечества. Люди плакали от счастья!

Сразу после полета Гагарина С.П. Королев говорил: «Отныне ученому доступны не только сухие и цифры и записи приборов, фото- и телеметрические пленки, показания датчиков. Нет, ему сейчас доступно свое, живое восприятие событий, чувство пережитого виденного, ему представляется увлекательнейшая возможность вести исследования так, как он этого пожелает, тут же анализировать полученные результаты и продвигаться дальше…».

Слайд 14 (фотографии после полета)

Учитель: Молодец, Никита! Мог ли Юрий, маленький деревенский мальчик, знать, что не пройдет и трех десятков лет, как однажды в аэропорту Внуково причалит Ил-18, и на тропу быстро и четко спустится он, майор, чье имя знала уже вся планета Земля?

Он бодро шагал по красной ковровой дорожке. Хотя всем телом чувствовал, что на одном его ботинке развязался шнурок и болтался. Но это же Юрий Гагарин, он не споткнулся на красной ковровой дорожке. Он шел, бодрый и радостный, самый счастливый человек на всей планете в ту минуту, и оркестр играл замечательный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».

Меньше чем через двадцать лет наша страна, ценою самых страшных жертв в истории человечества победившая в самой страшной войне, поднялась из кровавых руин и открыла прекраснейшую страницу истории, обозначив рождение новой эры - эры покорения человеком космического пространства. Гагарин заставил всех еще больше гордиться своей Родиной, он показал всему миру, на что способен человек, он расширил границы нашей воли, смелости, упорства. Он был первым, кто прошел дорогой на космодром. Это наша гордость. Но наша гордость будет ущербной, если мы в дни самых высоких космических триумфов забудем прошлое, забудем тех, кто приблизил час великих побед, тех, кто построил для счастливого майора Гагарина, для всех нас россиян, для людей всех континентов, дорогу на космодром.

Казалось бы, дорогу на космодром проложили сравнительно недавно - полвека лишь прошло, а строили тысячелетия.

Мы привыкли к космическим полетам. Такова натура человеческая, ничего тут не сделаешь. Но какие бы грандиозные свершения не ожидали нас в будущем и как громко не звучали бы в домах детей наших и внуков космические марши, и как бы мы ни привыкли к ним - в сердцах наших вечно должен жить блестящий шар, открывший новую эру, и улыбка Гагарина. Только тогда никогда не зарастут тропинки к тому месту на Земле, откуда видны звезды.

Ребята, мне так хочется, чтобы, услышав или увидев сообщение о запуске очередного искусственного спутника Земли, очередного космического корабля, вы не отложили бы равнодушно в сторону газету, а задумались, на миг удивились и сказали бы себе: «А ведь это чудо!»

Мне хочется, чтобы, глядя на телевизионный экран во время прямой передачи из космоса, вы волновались за этих людей на экране. Хочется, чтобы, увидев ни с чем не сравнимое зрелище старта гигантской ракеты, вы на секунду ощутили острый восторг победы.

Для новых поколений людей 12 апреля 1961 года - далекая история, но мы постоянно обращаемся к этим событиям, ставшим золотыми страницами истории человечества, к именам людей, с которыми связан величайший подвиг - прорыв в космос. Первыми в этом списке стоят Сергей Павлович Королев и Юрий Алексеевич Гагарин - Главный конструктор и Первый космонавт.

Слайд 15 (Гагарин и Королев)

Дима: Мы все свято храним память о Юрии Гагарине, о славном русском парне, о Человеке с большой буквы, о Первом гражданине Вселенной.

Анжелика: Юрий Гагарин всегда был очень добрым, открытым, принципиальным, честным. Я именно это ценю в каждом человеке. Да еще, Светлана Васильевна, о Гагарине по поводу его честности сложена даже легенда. Хотите, я вам всем расскажу?

Учитель: Было бы очень кстати послушать эту легенду.

Анжелика: Это случилось уже после того, как слетали первые шестеро космонавтов. Космонавты тогда все были очень молоды, общительны, полны озорства.

- Ребята, - воззвал к ним один из застольных знакомцев, вступив в стадию полной доверительности, - ну, скажите, почему все-таки полетел первым Юрий, а не ты, не ты и не ты? - Он жестом обвел полукруг.

Космонавты переглянулись.

- А потому, - отозвался один из них, кажется Павел Попович, - потому что он оказался честнее нас всех.

И будто бы рассказал такую историю.

Однажды вечером академик Королев повел их, космонавтов, всех взглянуть на корабль «Восток». Когда они вошли в пустой ангар, а Королев щелкнул выключателем и ровный безжизненный свет залил длинное помещение с хрупкой скорлупой космической лодки, всем стало как-то не по себе. Словно их оледенил прообраз космической пустоты. «Я понимаю, - сказал Королев после некоторого молчания, - лететь первому страшно. У нас нет полной уверенности, как там все получится. Дело это добровольное». Космонавты после секундной заминки подтвердили, что все они готовы лететь. «Ну, тогда с завтрашнего дня вы будете проходить еще некоторые дополнительные медицинские обследования».

И действительно, неделю или месяц они глотали таблетки, подставляли руки шприцам, вдыхали и выдыхали, вообщем, вели себя как послушные братцы-кролики.

В один из таких дней их позвали к Королеву. «Железный король», как его называли в шутку, был озабочен и хмур. Космонавты встали в ряд.

- Как Вы себя чувствуете, - спросил «железный король» у первого в ряду, - готовы к полету?

- Самочувствие отличное. Лететь готов. По лицу Королева скользнуло легкое облачко неудовольствия. Брови чуть сдвинулись.

- Как Ваше самочувствие? - отрывисто спросил он следующего.

- Чувствую себя хорошо. Готов выполнить любое задание.

Гроза на челе академика собиралась все явственнее, к полному недоумению присутствующих. Чем он недоволен? Что они сделали не так?

Юрий стоял не последним в ряду, но все-таки ближе к концу.

- Ну, - язвительно проронил Сергей Павлович, когда дошла очередь и до него, - Вы, конечно, тоже вполне здоровы и готовы лететь?

Гагарин замешкался. В нем происходила короткая внутренняя борьба. Он смотрел прямо в глаза Королеву.

- К сожалению, - с усилием начал он, - у меня сейчас очень болит голова, но я готов выполнить любое задание, - поспешно добавил он.

Королев с облегчением рассмеялся.

- Чертовы сыны! - воскликнул он. А может как-то иначе. - У вас у всех болят головы. Просто раскалываются на части! Вам дали такие порошки. Я знаю, что все вы герои, но не нужно мне сейчас ваше геройство. Я хочу знать, от кого могу получить объективную информацию.

- Так Юра и полетел первым, - юмористически вздохнув, закончил Попович под громкий смех товарищей.

Учитель: Спасибо, Анжелика. Очень интересно и правильно. Гагарин был как все, удивительно как все. Только чуточку смелее, добрее, добродушнее.

Ребята, Давайте подытожим все сказанное сегодня. Все-таки что же помогло нашему герою стать первым космонавтом Земли? Ваня, пожалуйста, поделись с нами.

Ваня: Мне думается, его крепкое здоровье, его последовательная отличная учеба, большая сила воли.

Учитель: Хорошо. А Никита что думает?

Никита: Целеустремленность.

Учитель: Хорошо. Таня, а что ты думаешь?

Таня: С малых лет у него была мечта стать летчиком, его манило небо. Потому всю свою энергию, знания Гагарин направил на претворение в жизнь этой мечты.

Учитель: Очень хорошо, спасибо! Дима, пожалуйста, выскажи все свои доводы.

Дима: Что я могу сказать. Спасибо писателям, поэтам, ученым, космонавтам, что они создали много книг, отзывов о таком замечательном человеке. Вы понимаете, эти книги все очень любы мне, они теперь являются моими настольными книгами, а сам Юрий Гагарин стал моим идеалом. Если будет позволять здоровье, то по окончании школы мне бы хотелось учиться на военного летчика.

Учитель: А как наши младшие друзья думают? Алеша?

Алеша: Мы с мамой думаем, что Гагарину повезло со здоровьем. Он был всегда лидером в компаниях, честный, добрый, а главное - был очень трудолюбивый, не зря же он был сыном крестьянина, а для крестьянина основа жизни - это труд. Без здоровья и трудолюбия он не смог бы стать летчиком, и без смелости и мужества не смог бы стать первооткрывателем космоса.

Родитель 1: Я, кончено, знаю о Гагарине многое, многое узнала еще сегодня. Но у меня такой вопрос, если можно.

Учитель: Пожалуйста, мы Вас слушаем.

Родитель 1: Мне очень хотелось бы узнать, как все-таки погиб Ю.А. Гагарин?

Учитель: Спасибо, уважаемые родители, за вопрос. Он очень кстати. Давайте послушаем наших детей на этот счет…

Ваня: Дело было вот как. 20 декабря 1963 года Гагарин был назначен руководителем летной подготовки космонавтов. В феврале 1968 года Гагарин защитил диплом на отлично, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского по специальности «летчик-инженер». Мечтал еще не один раз слетать в космос, продолжил подготовку, в том числе и как летчик-испытатель. Однажды Гагарин должен был самостоятельно пилотировать боевой МИГ-17. Однако до этого предстоял полет на «Спаркс» - двухместном учебно-тренировочном истребителе МИГ-15. Гагарин занял место в передней, а Герой Советского Союза летчик-испытатель Владимир Сергеевич Серегин - в задней инструкторской кабине. Самолет поднялся в воздух, но уже через некоторое время разбился. Так погиб наш легендарный Гагарин. Но мы всегда будем его помнить.

Учитель: Печально, это была большая потеря для нашего народа. А когда это случилось, ребята?

Таня: 27 марта 1968 года.

Света: Гагарина помнят и любят все. Наверное, не только потому, что он первым полетел в космос. А прежде всего потому, что он был замечательным человеком с прекрасными человеческими качествами, чистый, открытый, порядочный и отзывчивый.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно рассуждаете. Только благодаря перечисленным волевым качествам человек может заслужить доверие перед Родиной. Мы с вами провели беседу о космонавтике, в частности о Юрии Гагарине. И это была беседа не только о судьбе Юрия Гагарина, не только о судьбе отдельного человека, а всего человечества.

А какое значение имел подвиг Гагарина для страны?

Света: Во-первых, после него смогли работать в космосе все больше космонавтов, ученых. Во-вторых, успехи космонавтики позволили людям, как никогда остро ощутить свою родовую сущность. Только с развитием космонавтики впервые появилась возможность в глобальном масштабе изучить и наблюдать динамику жизнедеятельности биосферы в целом, исследовать магнитосферно-ионосферные и гелио-геофизические связи. Без этого не составить качественный прогноз погоды и климата и не определить их влияние на физическое состояние живых организмов и человека, не предсказать стихийные природные бедствия.

Анжелика: Космонавтика позволила уточнить фигуру нашей планеты и выявить аномалии гравитационного поля Земли и ее окрестностей. Применение исследовательской аппаратуры на орбите дало такие новые сведения о межпланетном пространстве, о Солнце и звездах, которые невозможно было получить в земных условиях.

Родитель 2: А можно и нам, родителям, поделиться кое о чем?

Учитель: Конечно же, можно и нужно. Пожалуйста, мы Вас послушаем с удовольствием.

Родитель 2: Мы очень гордимся тем, что Ю.А. Гагарин совершил настоящий подвиг для всего человечества! Очень правильно, что наших детей воспитывают на примере таких замечательных героев.

Учитель: Спасибо!

Родитель 3: Мы восхищаемся подвигом наших соотечественников. Конечно же, любой космический полет связан с определенным риском, особенно первый испытательный полет на новом корабле. За многие достижения, способствующие прогрессу, человечеству приходится платить дорогой ценой, нередко - ценой жизни лучших своих сыновей. Но движение по пути прогресса неодолимо. Эстафету научного подвига подхватывают другие и, верные памяти товарищей, идут дальше… Спасибо им всем за это!

Учитель: Спасибо, уважаемые родители! Спасибо и вам, ребята, вы молодцы! Как вы видите, наш герой Юрий Гагарин к 25 годам достиг гигантского успеха в избранной профессии и принес большую пользу своей Родине. Он не терял времени зря. Каждый его кусочек у него был наполнен чем-то (учением, трудом физическим и умственным, разумным развлечением), что и помогло ему выбрать правильный жизненный путь, и что создало космонавта-первопроходчика. Главное - он никогда не отступал перед трудностями. Любимое изречение Юрия Гагарина звучит так: «Работать! Только труд облагораживает человека. И никогда не отступайте перед трудностями».

Ребята, я вам всем того же желаю. Не знаю, прожилась ли вами сегодня тема космонавтики. Конечно же, я не ставила цели формировать из вас космонавта. Но хотелось бы знать, проснулось ли в вас, хотя бы чуточку, чуткое отношение к профессии космонавта?

Дима: Конечно же, да, Светлана Васильевна.

Никита: Мы поняли, насколько важна миссия космонавта для всего человечества.

Учитель: Я очень рада. Большое спасибо всем за беседу! Удачи всем и до новых встреч!













Литература для предварительного чтения



  1. Гагарина А.Т. Память сердца. - М.: АПН, 1986. - 224 с., ил. - (Б-чка АПН).

  2. Голованов Я.К. Дорога на космодром: Научно-художественная литература / Рис. А. Бисти, Д. Бисти. - М.: Дет. лит., 1982. - 551 с., ил.

  3. Есаков В.Д. и др. История СССР: Учеб. для 10 кл. сред. шк. / В.Д. Есаков, Ю.С. Кукушкин, А.П. Ненароков; под ред. Ю.С. Кукушкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 271 с.: ил.

  4. Звездный путь / Сост. М.И. Герасимова, А.Г. Иванов. - М.: Политиздат, 1986. - 351 с., ил.

  5. Леонов А.А. Выхожу в космос / Рис. А. Леонова. - М.: Малыш, 1980. - 80 с.

  6. Обухова Л.А. Любимец века. - Л: Лениздат, 1977. - 176 с.

  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - 23-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1990. - 917 с.

  8. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 1999. - 184 с.: ил.

  9. Рабиза Ф.В. Космос у тебя дома: Научно-популярная лит-ра / Рис. Г. Соболевского. - Переизд. - М.: Дет. лит., 1984. - 111 с.: ил. (Знай и умей).

  10. Энциклопедия для детей. [Т.8.] Астрономия / ред. коллегия: М. Аксенова, Е. Ананьева, В. Володин, А. Элиович, В. Цветков и др. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. - 688 с.: ил.

  11. Энциклопедия для детей. [Т.25.] Космонавтика. - 2-е изд., испр. / ред. коллегия: М. Аксенова, Е. Ананьева, В. Чеснов и др. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. - 448 с.: ил.


© 2010-2022