- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа по художественному эстетическому воспитанию для студентов техникума
Программа по художественному эстетическому воспитанию для студентов техникума
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рафальская С.Н. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа
по художественно-эстетическому воспитанию учащихся
Наименование:
Программа по художественно-эстетическому воспитанию студентов .
Разработчик Программы:
Рафальская Светлана Николаевна
Цели:
- воспитание гармоничной личности студента
- воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса
Задачи
- формирование образного мира студента,
- приобщение студентов к выступлениям в художественной самодеятельности в техникуме,
развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное.
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования студента, самореализации его творческих способностей;
- обучение этическим нормам и правилам
Сроки реализации:
2,5 года
Основные направления Программы:
- Система работы по художественно-эстетическому воспитании;
- Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях;
- Проведение регулярных тематических мероприятий
Оценка результатов:
- Промежуточные результаты будут оцениваться по исполнению плановых мероприятий
- На завершающем этапе будут подведены итоги реализации Программы и ее эффективности.
Эффект Программы в долгосрочной перспективе:
- создание благоприятных условий для развития творческой природы учащихся,
Считаю, что жизнь студентов в техникуме и группе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что студентов должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы студенты были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры).
Пояснительная записка.
«Чтобы воспитать человека чувствующим
и думающим, его следует, прежде всего,
воспитать эстетически». (Ф. Шиллер)
Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса.
Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - помочь студентам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.
Художественно-эстетическое образование и воспитание - одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важность и значимость художественно-эстетического образования и воспитания студента особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами".
Задача художественно-эстетического образования - развивающее обучение, оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а с точки зрения творческой самореализации учащихся.
Искусство - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.
Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая работа представляет собой единый, неразрывный процесс.
Основная направленность работы по художественно-эстетическому воспитанию - предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей студента (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.) - формирование творческой личности, что является конечной целью программы.
Целью Программы :
является воспитание гармоничной личности студента,
воспитание ценностного отношения к искусству,
эстетического вкуса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование образного мира студента;
- развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования студента, самореализации его творческих способностей;
- обучение этическим нормам и правилам.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2,5 года. Она определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания студентов, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.
Основные направления реализации Программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват художественно-эстетическим воспитанием всех студентов группы.
- Развитие форм и методов художественно-эстетического воспитания на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания.
Участие группы в программе
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности студента и сплачивает коллектив. Благодаря творчеству студент выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности студента, стимулирует осуществление студентом дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
-
Принципы художественно-эстетической деятельности
1. Принцип развития
2. Принцип индивидуальности
3. Принцип творчества и успеха
4. Принцип поддержки и доверия
5. Принцип ответственности
Возможных форм работы с детьми
Участие в проведении праздников:
- 1 сентября
- день учителя
- Новый год
- 23 февраля
- 8 марта
- День космонавтики
- 9 мая
- Выпускной
Диспуты:
- «Можно ли изменить свой характер?».
- «Что значит владеть собой?».
- «Что такое духовность человека?».
- «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
- «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».
- «Надо ли любить всех?».
Игры-доказательства:
- «Суд над пороками людей».
- «Суд над наркоманией».
- «Суд над алкоголизмом».
- «Суд над воровством».
Вечера:
- «Молодость наших бабушек».
- «Орден твоего деда».
- «Моя малая Родина».
Викторины:
- «К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне».
- «Братья наши меньшие».
Беседы:
- «Расскажи мне обо мне».
- «Что значит быть хорошим сыном?».
- «В дружбе - сила».
- «Чтобы иметь друга, надо быть им».
Встречи с интересными людьми:
- «Защитники Родины у нас в гостях».
- «История глазами моих родственников».
Конкурс сочинений
- «Что значит быть человеком?».
Творческие конкурсы:
- Юных фотолюбителей.
- На лучшую праздничную стенгазету.
- На лучший реферат о вреде курения.
- Команд КВН.
Ожидаемые результаты
-
Воспитывая красотой, мы учим студентов тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы студента, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития студентов. Считаю, что жизнь детей в группе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы студенты были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Занятия вокалом, театром, танцами, ИЗО должны стать для студентов средством самовыражения, самоутверждения. Концерты и фестивали искусства и литературные салоны, музыкальные гостиные и выставки рисунков, фото, изящных поделок, должны стать в группе традиционными.
Список литературы:
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.-127с. -
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996
-
Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание / Н. Варкки // - 2003. - №6. - С.57-67.
-
Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Изд-во полит.лит-ры, 1988.-178с.
-
Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Русь-Олимп: АСТ: Астрель, 2005.-829с.
-
Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.-с.156.
-
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1991.
-
Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание : Кн. для учителя. 2-е изд-е, доп. и перераб. Мн.: Нар.асвета, 1985.-128с.
-
Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,1997.-175 с.
-
Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.-94с.
-
Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А.Джидарьян. - М.: Наука, 1986.-191с.
-
Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
-
Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -№6.- с.17-29.
-
Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н.Леонтьев. - М.: Тарту, 1994.
-
Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. - Самара: Бахрах, 1998.
-
Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников.
-
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - СПб.: Питер, 1997.
-
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М.Неменский. - М.: Искусство, 1987.
-
Обухова Л.Г. Психология детства. М., 1992.-263с.
-
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.
-
Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1992.
-
Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе, 1987.-184с.
План мероприятий
по художественно-эстетическому воспитанию студентов
.№
Название мероприятия
дата
ответственный
1.
День Знаний
1.09
Рафальская С.Н.
2.
Участие в подготовке концертной программы, посвященной Дню Учителя
5.10
актив группы
3.
Участие в конкурсе:
фотографий «Лучший фотосюжет о маме» посвященных Дню матери
ноябрь
Рафальская С.Н.
4.
Участие в конкурсе «Нет наркотикам!»
ноябрь
актив группы
5.
Акция «Я выбираю жизнь!»
- конкурс стихотворений
1-5 декабря
актив группы
6.
«Новогодний калейдоскоп!»
- Оформление кабинета
- Подготовка номеров художественной самодеятельности
15.12 -30.12.
Актив группы
Рафальская С.Н.
7.
8.
Викторина к 23 февраля
Участие в подготовке концертной программы к 8 марта
Февраль
март
Рафальская С.Н.
Рафальская С.Н.
9.
Литературно-музыкальная гостиная
«Защитники Отечества»
февраль
Рафальская С.Н.
Синдяева Л.А.
10.
Участие в конкурсе стихов
«Я выбираю жизнь!»
март
Рафальская С.Н.
11.
12.
Участие в празднике, посвященном Дню Книги
Викторина ко дню космонавтики
К 9 мая
Братья наши меньшие
март
апрель
Рафальская С.Н.
Синдяева Л.А.
Рафальская С.Н.
13.
«Живи и помни!»
- конкурс рисунков и плакатов
«Война глазами студентов»
- участие в конкурсе стихотворений, посвященных Дню Победы
- встреча с ветеранами
1-9 мая
Рафальская С.Н.
Актив группы
14.
Принять участие в подготовке выпускного вечера
Рафальская С.Н.
15.
Проведение классных часов :
«Хорошие манеры»
«Поговори со мною мама»
Диспуты
- «Порядочный человек. Кто он такой?»
- «Можно ли изменить свой характер?».
- «Что значит владеть собой?».
- «Что такое духовность человека?».
- «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
- «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».
- «Надо ли любить всех?».
Игры:
- «Суд над пороками людей».
- «Суд над наркоманией».
- «Суд над алкоголизмом».
- «Суд над воровством».
Творческие конкурсы:
- Юных фотолюбителей.
- На лучший реферат о вреде курения.
- Команд КВН.
В течение всего срока
Рафальская С.Н.