Обычаи и традиции Чукотки, открытый классный час

Цели и задачи классного часа: 1.      Познакомить с традициями и обычаями коренных народов Чукотского автономного округа; 2.      Познакомить с современными достижениями ЧАО; 3.      Прививать любовь и уважение к родному краю; 4.      Прививать навыки здорового образа жизни и т.д. Оборудования:  видео, баннер, презентация. •      Чукотский автономный округ – субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа, расположен на крайнем северо-востоке России, граничит: на западе – с Республикой Саха (Якутией), на юге – с Магаданской областью, на юго-востоке – с Камчатским краем, на востоке – по морю с США. •       Чукотский автономный округ омывается водами Северного Ледовитого (Восточно-Сибирское и Чукотское моря) и Тихого (Берингово море) океанов. •       Территория Чукотского автономного округа – 721,5 тыс. кв. км. •       Население Чукотского автономного округа в 2010 году составляло 48,6 тыс. человек.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обычаи и традиции коренных народов Чукотки.


Цели и задачи классного часа:

  1. Познакомить с традициями и обычаями коренных народов Чукотского автономного округа;

  2. Познакомить с современными достижениями ЧАО;

  3. Прививать любовь и уважение к родному краю;

  4. Прививать навыки здорового образа жизни и т.д.

Оборудования: видео, баннер, презентация.

Презентация.

Ход классного часа:

1. Добрый день гости и учащиеся. Сегодня наш классный час «Обычаи и традиции Чукотки» посвящён 83 годовщине образования Чукотского автономного окуруга.

Немного общих сведений о Чукотке нам расскажет Хасан Катя:

  • Чукотский автономный округ - субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа, расположен на крайнем северо-востоке России, граничит: на западе - с Республикой Саха (Якутией), на юге - с Магаданской областью, на юго-востоке - с Камчатским краем, на востоке - по морю с США.

  • Чукотский автономный округ омывается водами Северного Ледовитого (Восточно-Сибирское и Чукотское моря) и Тихого (Берингово море) океанов.

  • Территория Чукотского автономного округа - 721,5 тыс. кв. км.

  • Население Чукотского автономного округа в 2010 году составляло 48,6 тыс. человек.

Чукотский автономный округ входит в состав Дальневосточного федерального округа. Административный центр округа - город Анадырь, основан в 1889 году, получил статус города в 1965 году. Численность постоянного населения Анадыря - 11038 человек.

Общие сведения из истории Чукотского автономного округа нам даст Швец Анна:

  • 10 декабря 1930 года в составе Камчатской области был образован Чукотский национальный округ.

  • Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 мая 1951 года Чукотский национальный округ был выделен в непосредственное подчинение Хабаровскому краю.

  • 3 декабря 1953 года Чукотский национальный округ вошел в состав Магаданской области.

  • Чукотский национальный округ получил статус автономного в 1980 году.

  • 16 июля 1992 года Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области и стал самостоятельным субъектом Российской Федерации.

Включается видео фильм 002

Так кто же такие чукчи? Вы уже услышали из этого видеоролика.

Какие факторы влияют на формирование жизни северных людей?

Чтобы выжить в суровых условиях, на помощь людям Севера приходил тщательно охраняемый опыт традиционной культуры. Залогом успешного выживания было соответствие трём великим силам: природе (земля, видимое окружение и сущность самого человека), культуре и человеческому обществу.

Вся чукотская мудрость была направлена, прежде всего своей основополагающей сутью на воспитание такого человека, который мог бы выжить в полном органичном согласии с природой, поскольку нарушение этого согласия несёт всему разрушение, смерть. Один из важных этнических принципов, такой - «Люди должны жить в мире между собой и природой». Поэтому отношение к природе всегда было у оленных чукчей предельно бережным, экономичным, строго рационалистичным. «Земля кормит оленей, - гласит известная чукотская поговорка, - а олени кормят нас». А это значит, что землю, окружающую тундру нужно строго беречь, неукоснительно следуя её правилам и законам. Сколько мудрости несут в себе поговорки:

1. Цветок в тундре можно понюхать, полюбоваться им, но нельзя срывать - это не еда;

2. Рыбу старайся добыть лишь столько, сколько требуется, потому что она нужна всем - зверю, и даже птице, и чтобы не оскудели со временем реки и озёра;

3. Не бери лишней зелени и съедобных корней при сборе, чтобы не нанести ущерба природе. В тундре были определённые места для сбора зелени, которая служила зимой приправой к пище (собирали весной молодые листья полярной ивы, арктического щавеля, тундрового кисличника, горца и другие дикорастущие растения, которые мелко крошили и заливали жиром, таким образом консервируя их и обеспечивая сохранность);

4. Запрещается детям разрушать мышиные норы и птичьи гнёзда, так как и у мышей, согласно этническому мировоззрению, есть свои семьи, родственники и даже покровители-духи, которые могут отомстить;

5. Перед кочёвкой территория стойбища тщательно убиралась женщинами. Ненужные бытовые остатки аккуратно сжигались, а всё несгоревшее зарывалось неподалёку в землю. Нельзя было оставлять после себя ничего, чтобы олени не поранили себе ноги, чтобы зловредный дух не узнал, не заметил следов ушедших со стоянки людей и не устремился за ними в погоню;

6. Кости оленей никогда не выбрасывались, иначе, по древнему поверью, стадо могло стать беспокойным, неуправляемым. Поэтому кости дробили, вытаскивали костный мозг и использовали его в пищу или вытапливали из него жир и использовали его для освещения и обогрева полога в холодное время.

Согласно традиционному мировоззрению люди поклонялись воде, земле, солнцу, небу, траве - всему, что окружало в природе человека. И сам человек считался частью живой природы, неотъемлемой её частью.

С самых ранних лет чукотские дети, постоянно наблюдая очень бережное отношение взрослых к природе, естественно впитывали философию особой бережливости к родной земле к окружающему миру - философию необычайно мудрой и рациональной народной северной экологии.

О том, как раньше шло воспитание детей в чукотских семьях расскажет Попов Вадим:

В суровых климатических условиях, когда случались перебои с добычей дикого или морского зверя могли выжить только крепкие и выносливые люди.

О том, какое значение придавали физическому воспитанию детей в семьях расскажет Клинских Саша:

Но и сейчас на Чукотке придают большое внимание физическому развитию людей. Спортом занимаются и взрослые и дети:

Включается видеоролик «Спортивные состязания» (зачитать информацию о национальных спортивных состязаниях).

Но вернёмся в наши дни, ведь и сейчас в на Скажите, пожалуйста какое грандиозное по своей значимости ожидает Россию? (олимпиада).

Что предшествует олимпиаде? Чем значимо 12 ноября 2013 года для Чукотки?

Просмотр презентации (с 9 по 14 слайд):

Эстафета Олимпийского огня "Сочи 2014" завершилась на площади у Ледового дворца Анадыря. На разных отрезках пути факел приняли известные спортсмены Чукотки, люди, прославившие ее своим трудом, заслуженные деятели культуры. Среди них многократный призер чемпионатов России по северному многоборью Михаил Пенеринтын, победители гонок на собачьих упряжках Михаил Тельпин, первый геолог из числа коренных народов Чукотки Григорий Тынанкергав, хранительница традиций Маргарита Глухих и многие другие». Последним факелоносцем, который зажёг городскую Чашу Олимпийского огня, стал морской зверобой и капитан сборной Чукотки по гребле на байдарках Максим Тыненеут.

Там же была выставлена техника, которая сейчас используется на Чукотке - современные вездеходы, и ТРЭКОЛы с нанесенной на них (нами) символикой Олимпиады. Там же состоялся концерт с участием чукотских фольклорных коллективов, лазерным шоу и фейерверком.

На маршруте протяженностью 9,1 км, который был проложен по главным улицам окружного центра, символ Игр пронесли 50 факелоносцев. В Анадыре олимпийский огонь побывал у самого большого в мире памятника Николаю Чудотворцу - покровителю путешественников, у самого большого деревянного кафедрального собора страны, а часть пути проделал на собачьих упряжках.

О том, какая раньше была Чукотка, какие звери жили и живут на её территории, о традициях, обычаях и традициях народов Чукотки нам рассказывают музеи - хранители прошлого или хранители традиций (просмотр презентации 15-16 слайд).

Сейчас предлагаю принять участие в конкурсе рисунков, который объявил музей.

Ученики начальной школы, приняли участие и предлагаю вашему вниманию их поделки.

Итог классного час: что нового вы узнали из классного часа?

Благодарю всех за внимание!


© 2010-2022