- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие Учимся быть культурными
Внеклассное мероприятие Учимся быть культурными
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Арнаут О.И. |
Дата | 15.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»
СЛАЙД 1
«В последнее время вокруг Димки стало твориться что-то непонятное. С ним перестали здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя. Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 3 «А» Он буквально сверлил ее глазами - и представьте себе, она даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления и решил, что вокруг него зреет заговор».
- А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался?
Примерные ответы детей.
- Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.
- Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.
- А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.
Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.
А теперь продолжение этого рассказа.
«На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка первым должен был всех приветствовать. И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское рукопожатие!
Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» - закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что Димка хочет ей помочь, и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из-за этого Димка чуть не опоздал в школу - а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!
Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как только учитель вышел в коридор, Димка протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!». Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 3-А классу, чтобы хоть Ленке подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию»
- Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?
Примерные ответы детей.
- Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену
- Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.
- Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.
- Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.
- Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения. И, сам того не желая, оскорбил окружающих.
БЫЛ НЕКУЛЬТУРНЫМ! СЛАЙД2
- Культурный - некультурный… слова такие интересные….. Я вот знаю, культурными могут быть растения….
Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных?
Ну, например, дикая яблоня от культурной, породистой яблони?
(ВЕШАЮ ДИКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ЯБЛОКИ)
Примерные ответы детей:
- Дикая груша растет, где и как попало, а культурная - в саду.
- За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.
- Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.
Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются?
Примерные ответы детей:
- Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно
Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?
Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.
Яблоне можно сделать прививку, и она станет культурной.
А человеку делают прививку?
Примерные ответы детей:
- Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.
- Можно привить правила культуры, хорошие манеры.
- Можно привить хорошие навыки, привычки.
А можно привить человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?
Дети хором отвечают: культурным
Что значит быть культурным человеком?
- Это значит соблюдать правила культурного поведения.
- Значит вести себя так, чтобы себя не опозорить.
- Значит вести себя так, чтобы родителям за тебя не было стыдно.
Игра «Беспроигрышная лотерея».
А теперь, ребята, у нас будет практическая работа.
Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду - аплодисменты наших девочек.
Итак, начинаем. Кто первый?
Мальчики подходят к учителю, вытягивают
из коробки билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том, как нужно выполнять это задание.
Задания для карточек:
-
Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.
(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)
С девочкой учителю нужно договориться заранее, что как только выпадет этот билет, она выйдет к доске и медленно направится к двери
-
Пригласить (имя, фамилия девочки) на танец.
(Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?», затем взять девочку за руку и вывести ее к доске)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она ответила: «Хорошо»
-
Помочь (имя, фамилия девочки) надеть куртку.
(Нужно взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, вышла к доске с курткой, пиджаком или пальто
-
За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час.
(Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?»
-
Позвоните по телефону (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И, если девочки нет дома, поговорите с ее мамой.
(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.
С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это билет, подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей передать?»
-
Подойти к (имя, фамилия девочки) и предложить ей сесть.
(Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)
Нужно договориться с девочкой, чтобы она вышла к доске
-
Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.
(Нужно сказать: «Простите»)
-
Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.
(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста, войти»)
Для этого упражнения мальчик должен выйти за дверь, постучать и войти.
-
Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ.
(Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером»)
-
Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия
(Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество учителя)»
-
Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего-то хорошего.
-
Поздравьте всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего-нибудь хорошего
-
Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.
(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль старушки (надеть платочек и взять большую сумку)
-
Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!»
-
Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.
(Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть)
Нужно попросить одну из девочек сыграть роль бабушки
Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?
- Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно.
- Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл.
- Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.
2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»
Ребята, кто знает, как называются правила культурного поведения? («этикет».) СЛАЙД 3
Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.
- Для чего соблюдаются правила этикета? (чтобы окружающим было комфортно)
- Так вот из этого и складывается главный принцип этикета: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого принципа, никогда не ошибешься! СЛАЙД 4
В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам.
(Группы делятся по рядам: каждая группа - половина ряда)
1. Итак, первая группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному движению людей)
2. Вторая группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать? (Потому, что можно задеть руками постороннего человека)
3. Третья группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться? (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое настроение, и ваш смех их может раздражать)
4. Четвертая группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор)
5. Пятая группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках? (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)
6. Шестая группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится)
Итак, культурный человек - это человек, который знает и выполняет правила поведения, знает этикет.
- А можем ли мы считать культурным человека, который хорошо ведёт себя за столом, но грубо разговаривает с окружающими? Или разговаривает культурно, но мусорит на улице?
- То есть, вы согласны, что человек должен быть культурным во всех областях нашей жизни?
- А давайте с вами построим домик из кирпичиков разных областей культуры
-Что обозначают три точки на кирпичике?
РЕФЛЕКСИЯ
!- здорово, мне понравилось, я узнал много нового
?- я всё это итак знал, не вижу значимости классного часа для себя
:- в этой теме есть ещё много интересного, того, с чем ещё хочется познакомиться