Материалы на конкурс Мой классный-классный руководитель

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАТЕРИАЛЫ НА КОНКУРС


«Мой классный - классный руководитель»



Никитиной Татьяны Ивановны

учителя начальных классов

МОУ Прасковьинская средняя общеобразовательная школа









2014


Анкета участника


Фамилия, имя, отчество претендента

Никитина Татьяна Ивановна

Образование

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского, 2006 г., высшее

Место работы

МОУ Прасковьинская средняя общеобразовательная школа,

Ульяновская область, Николаевский район, п. Крутец, ул. Центральная,89, тел.9 45 1 72

Должность

Учитель начальных классов

Стаж:

общий, педагогический,

в данном учреждении

Общий стаж - 10лет

Педагогический стаж - 7 лет

В данном учреждении - 4 года

Учебная педагогическая нагрузка

27 часов, классный руководитель 4 класса, руководитель шк. Кружка « Мастерилка»

Аттестационная категория

1 категория

Контактная информация:

домашний почтовый адрес, сотового телефона

Ульяновская область, Николаевский район, с. Прасковьино, ул. Заречная,26, тел. 89279827164

Самые значимые достижения

(награды, звания)

- Грамота районного конкурса «Сердце отдаю детям»

- Сертификат Министерства образования Ульяновской области ОГБОУ ДПО УИПК и ПРО

- Сертификат регионального конкурса «Академический успех»

- Свидетельство Всероссийского проекта «Инфоурок»

- Благодарность Всероссийского проекта «Инфоурок»





Потому учителем зовусь я,

что я душу не предам людскую.

Потому учителем зовусь я,

что душой как вещью не торгую.

Потому учителем зовусь я,

что ищу я счастье в каждом взоре.

Потому учителем зовусь я,

что другим готова скрасить горе.

Злобного нет места в нашей жизни!

Нет в ней равнодушию приюта!

Ничего не пожалеем ближним -

дорог час и дорога минута!

Давайте познакомимся.

Материалы на конкурс Мой классный- классный руководитель

Я - Никитина Татьяна Ивановна.

Учителем в Прасковьино

работаю сейчас.

То было много лет назад,

Я тоже в первый раз

С толпою школьников - ребят

Явилась в школьный класс.

А дни идут, года бегут

Не то, чтоб очень унываю.

Как в класс войду,

печали забываю

И потихонечку тружусь,

Тружусь.

Но все труды мои,

Не для начальства дорогого,

А для Марии Кукушкиной,

Ещё для Стеши Румянцевой,

Ещё для Юли Трошиной…

И для других моих учеников.





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Прасковьинская средняя общеобразовательная школа

Николаевского района Ульяновской области





Папка профессиональных достижений

Никитиной Татьяны Ивановны


учителя начальных классов

МОУ Прасковьинская СОШ

в 2010-2014 годах









Прасковьино,2014




Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года









«Школа - мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»

Начальная школа это первооснова воспитания и образования. Её главная задача - так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый школьник, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовать себя в познавательной деятельности.

Учитель начальных классов - профессия особая, даже в чём-то уникальная: очень уж большие задачи и цели стоят перед ним. Оттого - большая ответственность и большая любовь.

Любовь - определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям - вряд ли без неё можно стать Учителем; конечно, любовь к человеку даёт силу выдержать многие несуразности повседневности; любовь к жизни - без оптимизма в школе сегодня не выжить; любовь к труду - профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. Нужно много сил для того, чтобы научить считать, читать, писать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. Я считаю, что в начальной школе работают талантливые люди. Начальная школа закладывает основы формирования всех общеучебных умений.

У многих детей потенциал развития велик. Есть дети, которые не усваивают стандарт, а есть среди наших воспитанников и одарённые дети. Я считаю, что наша задача заметить собственную неповторимость каждого ребёнка. Как это удаётся осуществить на практике?

Сухомлинский В.А. писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Присмотритесь к жизни школы, и вы увидите, что именно в период обучения грамоте многие дети теряют веру в свои силы. Давайте же подниматься, дорогие коллеги, на эту ступеньку так, чтобы дети не чувствовали усталости. Чтобы каждый шаг к знаниям был гордым взлётом птицы, а не усталой ходьбой обессилевшего путника, изнемогающего под непосильной ношей за спиной»

Несомненно, что при изучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения - процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Её цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально - духовной сферы, формирование качеств, позволяющих полноценно жить в существующем обществе.

Учитель должен владеть методикой применения диагностики психолого-педагогического состояния класса и обладать навыками корректной мотивации учебной деятельности учащихся.

Сейчас много внимания уделяется сути личностно ориентированной педагогике. Я полностью согласна с мнением большинства педагогов, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая свободную личность ребёнка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая и развивая способности и склонности ребёнка.

Нужно помнить о том, что каждый ребёнок индивидуален, это свеча, зажженная на земле. Наша цель:

  • Увидеть индивидуальность в каждом ребёнке.

  • Раскрыть эту индивидуальность.

  • Дать возможность проявить ей в жизни.

Позитивная динамика уровня обученности, «качества знаний» и успеваемости обучающихся

На протяжении двух предыдущих лет работы динамика уровня обученности остаётся стабильной (2-3 классы, 1 класс не аттестуется), данные приведены в таблицах и диаграммах.

Таблица 1. Результаты обученности литературного чтения

Показатель

2011-2012

2012 - 2013


1 ч

2 ч

3 ч

Год

1 ч

2 ч

3 ч

Год

Средний балл

4,7

4,4

4,3

4,5

4,0

4,0

4,1

4,0

Качество %

96

92

96

96

96

96

92

100

Успеваемость %

96

96

96

100

100

100

100

100

Таблица 2. Результаты обученности русского языка

Показатель

2011-2012

2012 - 2013


1 ч

2 ч

3 ч

Год

1 ч

2 ч

3 ч

Год

Средний балл

3,7

3,6

3,8

3,8

3,8

3,7

3,5

3,8

Качество %

69

61

73

69

64

57

42

60

Успеваемость %

96

96

96

100

100

100

92

100

Таблица3. Результаты обученности математики

Показатель

2011-2012

2012 - 2013


1 ч

2 ч

3 ч

Год

1 ч

2 ч

3 ч

Год

Средний балл

3,6

3,9

3,3

3,9

3,9

3,7

3,7

3,9

Качество %

61

81

77

77

71

60

61

72

Успеваемость %

96

96

96

100

100

96

92

100

Примечание: Снижение качества знаний по русскому языку и математике в 2012 - 2013году по сравнению с 2011-2012годом обусловлено изменением контингента обучающихся. В 3 класс прибыла Воронцова Ж. из другой школы с низким уровнем обученности.

Таблица 4. Результаты обученности окружающего мира

Показатель

2011-2012

2012 - 2013


1 ч

2 ч

3 ч

Год

1 ч

2 ч

3 ч

Год

Средний балл

4,0

4,1

4,2

4,1

4,1

4,2

4,1

4,2

Качество %

81

81

92

84

82

82

85

88

Успеваемость %

96

96

96

100

100

100

96

100

Увеличение количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах

Ежегодно в рамках недели естественно-математических наук все желающие участвуют в школьном туре олимпиады по математике, а в рамках недели гуманитарных наук - в школьном туре олимпиады по русскому языку.

Таблица 5. Результаты участия в школьном туре

Количество учащихся

2011-2012

2012 - 2013

2013-2014

I полугодие

по математике

68%

92%

100%

по русскому языку

56%

76%

92%

Динамика участников олимпиад школьного тура

В результате я поняла, что чем старше ученик, тем активнее он участвует в олимпиадах школьного тура, интеллектуальных играх, так как на уроках я часто использую логические задачи, смекалки, ребусы, задачи развивающего характера, развиваю творческий подход к предметам, нестандартное мышление. У ребят нет страха, что наберут мало баллов, главное проверить себя, свои способности. Даже маленькой победе ученика я радуюсь вместе с ним.

Таблица 7. Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

2011

2012

2013

Количество учащихся

24%

40%

48%

Наивысший балл

59

62

74

Средний балл

37,5

40

45

Таблица 8. Всероссийский конкурс «Кенгуру»

Динамика участников Всероссийских конкурсов

2012

2013

Количество учащихся

32%

52%

Наивысший балл

34

64

Средний балл

28

53

Динамика результатов участников конкурсов «Русский медвежонок» и «Кенгуру»

Процент участников возрастает, показатели (баллы) становятся выше, т. к. дети становятся старше.

Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по предмету

К урокам окружающего мира, литературному чтению учащиеся пишут доклады, рефераты по темам и защищают их на уроках.

В этом году мои ученики 4 класса участвовали во всероссийском конкурсе «Львенок»

Рост мотивации к изучению предметов

Мотивация учебной деятельности - важнейший элемент успешности ученика.

Интересы детей разнообразны и зависят они от возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также от той среды, в которой они воспитываются.

Учение и игра идут рядом. Я работаю под девизом «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, увлеки меня - и я научусь».

Задачи: всемерно поощрять маленьких «почемучек»; поддерживать у них познавательный интерес к людям, природе, искусству, чтению, математике; приобщать к различным видам практической деятельности.

Показателем мотивации к изучению предметов может служить участие учащихся во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру»,

в олимпиадах школьного тура, в интеллектуальных марафонах, сообщения и рефераты к урокам, результаты анкет.

Определение уровня школьной мотивации я провожу с помощью тестов для учащихся, их родителей.

Диаграмма параметров учебной мотивации (синий цвет - 1 класс, красный - 2класс, зелёный - 3 класс):

Для результативности интеллектуальной деятельности мотивация играет не последнюю роль. Оказывается, учащиеся отдают себе отчёт в том, что информация, получаемая ими в школе, полезна для их дальней шей жизни. Общий показатель школьной мотивации зависит от того, насколько интересно ребёнку то, чем он занимается. Для психологов не секрет, что в основе любой мотивации лежат эмоции. Положительные эмоции для качественного обучения и развития детей очень важны. Поэтому не стоит забывать, что человек - существо эмоциональное и часто двигателем его поступков, особенно в детском и младшем школьном возрасте, является именно «хочу», а не «надо». И конечно, главный секрет педагогического мастерства - именно в создании психологически тёплой, комфортной и насыщенной положительными эмоциями атмосфере на уроке, когда от «хочу» ученик плавно переходит к «надо» и это становится его внутренней познавательной потребностью.

Таблица 9. Результаты анкеты «Номинация»

Номинация

2010-2011

2011-2012

2012 - 2013

2013 - 2014

интересный

Чтение

Чтение

Окружающий мир

Математика

полезный

Математика

Математика

Математика

Математика

Русский язык

трудный

Математика

Математика

Математика

Русский язык

Немецкий язык

Русский язык

лёгкий

Физкультура

Чтение

Изо

Чтение

Физкультура

Весёлый

Чтение

Чтение

Физкультура

Физкультура

Ненужный

-

-

-

-

Проанализировав анкеты, я увидела, что познавательный интерес к предметам расширяется. Я считаю, что повышать познавательный интерес учащихся к предметам удаётся лишь тогда, когда учебно-воспитательный процесс четко продуман, спланирован и проведён во взаимодействии с развивающими технологиями. Я стараюсь следовать правилам:

  • Только в сотрудничестве, общих с ребятами делах. Нужно правильно, умело организовать повседневность, наполнить каждый день интересными и полезными мыслями и делами, маленькими победами и радостью.

  • Сначала научить, потом спрашивать.

  • Наблюдать, фиксировать наблюдения.

  • Помнить, что 7 - 10 лет - это возраст, в котором почти всё ещё поправимо.

Результаты, характеризующие другие учебные достижения обучающихся

«Необходимо дать детям радость успеха в учении, пробудить чувство гордости, собственного достоинства» - писал В.А.Сухомлинский.

Для того чтобы каждый ученик видел свой рост (даже незначительный), все учащиеся класса ведут «Портфолио» или его называют «папка достижений», которая состоит из «индивидуальных листов продвижений». С течением времени папка пополняется. Эта папка помогает школьникам преодолевать трудности, быть более инициативными, отслеживать свои успехи. С её помощью я наблюдаю за изменением состояния ученика, его личным приращением знаний, способностей и опыта.

Ученик вкладывает в папку свои творческие работы, грамоты, благодарности. По «листам продвижений» ученик может увидеть свой рост, проследить, над чем ему надо работать. Очень важно: анализируя «листы продвижения», родители следят за развитием ребёнка, а не гонятся за хорошими отметками.

Большую помощь в работе оказывают результаты исследований мыслительных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания. Результаты исследования показали низкие результаты.

Динамика результатов исследования уровня памяти, внимания, мышления и воображения

Дальнейшая работа учителя - это коррекция школьно-необходимых функций. В результате совместной работы со школьным психологом удаётся повышать показатели, которые «западают». Основная цель занятий по коррекционной программе - преодоление интеллектуальных трудностей, развитие творческого потенциала. С каждым годом обучения результаты становятся выше, значит, моя работа не напрасна.

Немецкий психолог Карл Бюлер писал: «Развитие ребёнка зависит от того, как мы его учим, от его деятельности»

Поэтому любую работу с детьми я организую так, чтобы она вызывала положительные чувства. Если у ребёнка что-то не получается, то я всегда вселяю надежду на будущее, никогда не перебиваю учеников, даю возможность всем высказаться. Каждое мнение имеет право быть услышанным.

Я верю в силы своих учеников, в их таланты, таким образом, я на практике осуществляю принцип психологической комфортности. С первого класса каждый год отслеживаю, с помощью диагностических исследований:

1) степень тревожности младших школьников, которая связана с учебной деятельностью - «Градусник»;

2) негативные эмоции по отношению к какому-либо предмету - «Краски»;

3) отношение учащихся как к учению в целом, так и к изучению отдельных предметов - «Настроение»;

4) ранжирование учебных дисциплин и т.п.

Если ученики чувствуют себя на учебных занятиях комфортно, следовательно, познавательный интерес выше, повышается качество обученности.

Динамика результатов эмоционального фона уроков по годам:

Уроки математики Уроки русского языка

Уроки чтения Уроки окружающего мира

Таблица 10. Социальный паспорт класса

Полная семья

Неполная семья

Многодетная семья

Малообеспеченная семья

Неблагополучная семья

7

3

1

1

1

Таблица 11. Четыре основных традиционных типа темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

16%

24%

32%

28%

Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Изучение типа темперамента необходимы для организации целенаправленной и эффективной индивидуальной работы с учащимися класса. Результативность индивидуальной работы педагога с учащимися зависит от профессиональной компетентности педагога, знаний основ психологии личности, педагогического мастерства. Зная темперамент ребёнка можно знать какое дело, поручение можно поручить, доверить ему.

Холерик - вспыльчив, резок, раздражителен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий. В индивидуальной работе с такими обучающимися необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Спокойный ровный тон педагога.

  2. Предъявление чётких и обоснованных требований.

  3. Демонстрация перспектив деятельности.

  4. Положительная оценка деятельности ученика.

Сангвиник - подвижный, легко приспособляемый к обстоятельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать всё новое, конструктивен, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца. В индивидуальной работе с обучающимися - сангвиниками необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Чёткость постановки целей деятельности.

  2. Возможность демонстрации учеником его достижений.

  3. Одобрение и поддержка взрослого.

  4. Учёт интересов ученика в порученном деле.

Флегматик - инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен. В индивидуальной работе с обучающимися - флегматиками необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Демонстрация практического результата восполняемой работы.

  2. Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).

  3. Использование положительных методов воздействия.

  4. Поддержка начинаний учащихся, проявление их инициативы.

Меланхолик - необщителен, замкнут, впечатлителен, обидчив, слезлив, спокоен, медлителен, рассудителен. В индивидуальной работе с обучающимися - сангвиниками необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Эмоциональное поглаживание и одобрение.

  2. Создание условий для выполнения совместных действий в парах и группах.

  3. Демонстрация достижений ученика.

  4. Объективная оценка его вклада в общее дело.

Учителю нужно помнить о том, что каждый ребёнок индивидуален и наша цель:

  • Увидеть индивидуальность в каждом ребёнке.

  • Раскрыть эту индивидуальность.

  • Дать возможность проявить её в жизни.

Все диагностические исследования, которые я провожу в начальной школе, помогают ученику начальных классов безболезненно перейти в основное звено, а классному руководителю (в 5 классе) и учителям - предметникам познакомиться с каждым учеником для грамотной организации преемственности между начальным и основным звеном.

В детском коллективе можно выделить одарённых детей, детей, имеющие физические проблемы, трудных учащихся. Каждая группа учащихся требует особого подхода со стороны педагога и своих методов педагогического воздействия.

При работе с одарёнными детьми я как классный руководитель руководствуюсь следующими принципами:

  • постоянно удовлетворять желание деятельности со стороны учащихся;

  • создавать атмосферу творчества, поиска, интеллектуальной загруженности;

  • использовать различные методы поощрения;

  • проводить мероприятия, направленные на разностороннее развитие личности учащихся;

  • формировать навыки самовоспитания, самоутверждения и самоконтроля;

  • формировать нравственные качества личности у одарённых детей.

Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. В нашем классе таких нет. Ни один ребёнок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными учащимися становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, манипулирование детьми, издевательства в семьях, разводы родителей, перебрасывание ребёнка из одной семейной ситуации в другую - всё это приводит к тому, что ребёнок становится трудным.

Идеал, к которому мы должны стремиться, это воспитание:

  • свободных, самостоятельных, активных детей, проявляющих инициативу в деятельности и общении, способных отстаивать собственное мнение, достоинство, индивидуальность;

  • интеллектуально развитых, имеющих собственные познавательные интересы;

  • эмоционально отзывчивых на состояние других людей, красоту окружающего мира и произведений искусства;

  • психологически подготовленных к переходу к новой жизни и участию в новой социальной ситуации развития.

Приёмами положительного воспитательного воздействия на учащихся могут быть: грамоты, благодарственные письма учащимся и их родителям, записи в дневнике, сюрпризы - подарки, различные поощрения в виде поездок, экскурсий и т.д.

Заповедью педагога является: «Изучи, пойми ученика и помоги ему учиться»























Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по предметам








Предметные кружки веду только для учащихся моего класса. В кружки дети ходят по желанию.

Моя внеурочная деятельность целенаправленна на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, привитие интереса к математическим наукам, истории, русскому языку, творчеству.

Задачи, которые стоят передо мной:

  • развитие умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, логически излагать мысли;

  • развивать познавательный интерес;

  • содействовать формированию нравственных качеств: коллективизм и толерантность;

  • содействовать эстетическому воспитанию;

  • развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности; расширение кругозора;

  • умение видеть красоту и творить чудеса.

Ведение и посещение кружков учащихся моего класса отражено в таблице.

Таблица 12. Занятость обучающихся в кружках



Название кружка, руководитель



2010 - 2011



2011 - 2012



2012 - 2013




2013 - 2014

«Юный художник»-Добраднева С.А.

-

12%

20%

100%

«Мастерилка»-Никитина Т.И.

100%

100%

100%

100%

«Шашки»-Ахметова Н.З.

24%

28%

28%

32%

Результаты всей внеурочной деятельности дают возможность учащимся активно принимать участие во внеурочной деятельности. Участвовать в концертах, спортивных соревнованиях, конкурсах рисунков и поделок на школьном, муниципальном и областном уровне.

Таблица 13. Результаты внеурочной деятельности

Дата

Мероприятие

Статус

2011

Конкурс рисунков «Школа моей мечты»

Школьный

2011

Интеллектуальный марафон «Хочу всё знать!»

Школьный

2011

Выставка «Мир увлечений»

Школьный

2012

Игровая программа «Зелёные сказки»

КТД «Зелёный ковёр»

Школьный

2012

Неделя естественно-математических наук: олимпиада по математике

Школьный

2012

Конкурс рисунков в рамках недели семьи «Спортивная семейка»

Школьный

2011

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

Всероссийский

8 сертификатов

2012

Конкурс рисунков «Волшебница Зима»

Школьный

2012

Всероссийский конкурс «Кенгуру»

Всероссийский,

8 сертификатов

2013

Конкурс рисунков «Кем я хочу стать»

Школьный

2013

Конкурс рисунков «Герои любимых книг»

Школьный

2013

КТД - Открытка Ветерану

Школьный

2013

Конкурс рисунков «Осень золотая»

Школьный

2013

Конкурс поделок из природного материала

«Чудо из чудес»

Школьный

2012

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

Всероссийский

7 сертификатов

2013

Всероссийский конкурс «Кенгуру»

Всероссийский,

8 сертификатов

2014

Всероссийский дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Инфоурок»

Всероссийский,

сертификат


2014

пионербол


По итогам года активные учащиеся награждаются грамотами и благодарностями.

Я, как учитель начальных классов, веду такие учебные предметы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, ОРКСЭ, немецкий язык, физическая культура, поэтому предметных недель провожу много.


Таблица 14. Предметные недели в начальной школе

«Осенний лист - краса природы»

Цель: воспитать любовь к окружающему миру

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Экскурсия в природу

Конкурс рисунков и поделок из природного материала «Дары осени»

Конкурс сочинений «Золотая осень»

Викторина «В гостях у Старичка - Лесовичка»

Праздник «Золотая Осень». Подведение итогов

«Неделя краеведения»

Цель: расширить знания о своём крае

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Символы нашего края

Страницы истории «Наши великие земляки»

Аукцион народных мудростей (пословицы и поговорки)

Конкурс рисунков, чтецов

Праздник «Папа, мама, я - спортивная семья». Итоги

«Неделя дорожного движения»

Цель: повторить ПДД, осуществить профилактику детского дорожно-транспортного травматизма

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Встреча с инспектором ГАИ

Беседа «Улица, где я живу»

Конкурс рисунков

Викторина «В стране дорожных знаков»

Праздник (Вертушка) «Правила дорожные знать каждому положено!» Итоги

«Экологическая неделя» или «Неделя птиц»

Цель: бережное отношение к окружающей природе, расширить знания детей

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Рассказы о животных и птицах

Викторина «Наши друзья - птицы»

Конкурс рисунков «Братья наши меньшие»

Конкурс кормушек и их развешивание.

Презентация «Почему их так назвали?» Итоги

«С любовью к женщине»

Цель: воспитывать любовь к близким, друзьям

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Беседа «Весна - время пробуждения», операция «Сувенир»

Конкурс чтецов

Выступление библиотекаря «Сто великих женщин»

Конкурс среди девочек «Маленькая модница»

Праздник «Моя мама - самая лучшая на свете» Итоги

«Неделя Всезнайки» или «Книжкина неделя»

Цель: расширить кругозор, прививать любовь к чтению …

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Беседа «Книги - наши лучшие друзья»

Игра «Самый умный», «Умники и Умницы»

Устный журнал «Хочу всё знать!»

Конкурс рисунков, сочинений

Конкурс чтецов. Итоги

«Почемучкина неделя»

Цель: повышать интеллектуальный уровень учащихся

«Неделя вежливости»

Цель: воспитывать уважение к взрослым, чувство ответственности за свои поступки



























Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта







На протяжении четырех лет выполняю функцию классного руководителя. В настоящее время являюсь классным руководителем 4 класса. Свою деятельность как классного руководителя веду по следующим основным направлениям: создание эмоционально-благоприятного психологического климата в классе, развитие классного самоуправления, формирование активной жизненной позиции, формирование здорового образа жизни, взаимодействие с семьями обучающихся.

Сейчас много внимания уделяется сути личностно ориентированной педагогике. Я полностью согласна с мнением большинства педагогов, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая свободную личность ребёнка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая и развивая способности и склонности ребёнка.

Нужно помнить о том, что каждый ребёнок индивидуален, это свеча, зажженная на земле. Наша цель:

  • Увидеть индивидуальность в каждом ребёнке.

  • Раскрыть эту индивидуальность.

  • Дать возможность проявить ей в жизни.

Провожу как общешкольные, так и классные мероприятия, ориентированные на развитие творческих и актёрских способностей, навыков общения; тренинги, беседы, конкурсы, классные часы.

У каждого ребёнка есть поручение, распределяем на классном часе. В конце каждого месяца проходит классное собрание - высший орган самоуправления в классном коллективе. Для того чтобы ребята не забывали информацию, она находится на видном месте в классном уголке.

Классному руководителю при организации процесса воспитания младшего школьника нужно выполнять следующие условия:

  1. Формировать базовую культуру личности, культуру жизненного самоопределения.

  2. Совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

  3. Целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребёнок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе.

  4. Воспитание должно строиться на добровольности участия учащихся в любом воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведёт к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого я провожу различные диагностики, анкеты, сочинения

Нет пределу совершенствованию, но чтобы встать на ступеньку выше, нужно проследить пройденный путь, определить свой уровень и наметить ориентиры. Это невозможно без проведения мониторинга. В рамках общих диагностических исследований школы я ежегодно отслеживаю уровень проявлений формирующегося характера младших школьников в своих классах.

Результаты исследований показывают, что во втором классе на более высоком уровне были такие показатели как трудолюбие, доброта, отзывчивость и самодисциплина, а самый низкий - любознательность. В третьем классе любознательность возросла больше других показателей. Отрадно, что личностный рост показателей в большей степени происходит именно у детей, требующих особого внимания.

Имею следующие результаты работы по данным направлениям:

  1. По результатам опроса изучения удовлетворённости жизнедеятельностью школы учащиеся показали высокий уровень, а их родители - выше среднего уровня, что подтверждает благоприятный психологический климат в классе.

Таблица 15. Результаты анкеты-опроса, проведенного в рамках мониторинга хода реализации программы развития школы.

2011 - 2012

2012 - 20013

учащиеся

83%

86%

родители

71,5%

72%


  1. В соответствии с планом родительского всеобуча ежегодно провожу 5 - 6 тематических собраний, индивидуальные встречи, совместно с родителями по плану воспитательной работы организую культурно - массовые мероприятия, что позволяет осуществлять постоянное взаимодействие с родителями.

  2. В классе нет учащихся, стоящих на внутришкольном учёте и учёте в комиссии по делам несовершеннолетних.

  3. Девять учащихся входят в состав органов школьного самоуправления - школьных Советов, что способствует развитию самоуправления в классном коллективе.

  4. Обучающиеся активно участвуют во всех внеклассных мероприятиях и занимают призовые места.

Один из непременных залогов успешного труда учащихся - разумная организация их досугового времени. Пусть ученик, старательно корпевший над учебниками, закрепит свои успехи, пройдя через маленький праздник, в котором он сам выступает либо как участник, либо как зритель.

Школьные праздники - благодатное поле для реализации художественного потенциала ребят. А результат, как говорится, налицо. Напряжённое послеурочное утомление сменяется расслабленностью, унылое ожидание - оживлением, рассеянное внимание - сосредоточенностью, плюс приобретаются полезные двигательные навыки, развивается интеллект.

Учитель, тем более классный руководитель, должен быть человеком творческим. Как всякий исследователь, он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимися увлекательной и захватывающей.

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

В своей воспитательной работе стараюсь формировать у обучающихся такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

  • Интерес к самому себе (научиться любить себя).

  • Самопризнание себя как личности (формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах).

  • Управление самим собой.

  • Уважение чужого мнения (развивать коммуникативные навыки).

  • Любознательность и вовлечённость в деятельность (создание условий и стимулирование).

  • Эмоциональная устойчивость (управление отрицательными эмоциями).

  • Желать действовать и совершать поступки (положительная мотивация)

Таблица 16. Результаты внеурочной деятельности

Дата

Мероприятие

Статус

2011

Интеллектуальный марафон «Хочу всё знать!»

Школьный

2011

Праздник «Прощай, Азбука!» (для родителей)

Школьный

2011

Гала-концерт «Весенний калейдоскоп»

Школьный

2010

Праздник «Мы школьниками стали»

Школьный

2010

Экскурсия в осенний лес.


2011

Праздник «Путешествие в Осеннее царство»

Школьный

2012

Интеллектуальный марафон «Мы крутим глобус»

Школьный

2012

Выезд в р.п. Николаевку на экскурсию в музей

2013

Экскурсия в зимний лес на лыжах (с родителями)

2013

Семейный праздник «Кем я хочу стать» (выступления родителей)

Школьный

2013

Праздничная игровая программа «За чашкой чая» (для мам и бабушек)

Школьный

2013

Праздник книги

Школьный

2014

Игра-путешествие «Откуда берутся грязнули?»

Школьный

2014

Игровая программа «Осторожные сказки»

Школьный

2014

Игровая программа «Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

Школьный

Традиция «С днём рождения!» (каждую четверть, с родителями)

Школьный

Традиция «День поддержки особо охраняемых территорий» - уборка братского кладбища

Школьный

Для младших школьников очень важны традиции, которые способствуют их продвижению вперёд. Это классные часы, дни здоровья, внеклассные мероприятия. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.

Самое главное - традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

Обязательно нужно поощрять успехи обучающихся.

Учитель начальных классов, используя различные формы воспитательной работы, способствует раскрытию индивидуальных особенностей детей, развитию их речи, коммуникативных качеств, интеллектуальных способностей, а также расширяет их кругозор и прививает интерес к учёбе.

Основными задачами воспитательной работы считаю сплочение детского коллектива; организацию деятельности ребят, обеспечивающую активную позицию всех её участников; развитие индивидуальных особенностей каждого; привлечение родителей к участию в школьной жизни детей. Особое внимание уделяю созданию общей атмосферы дружбы, приветливости, вежливости и радости за успехи товарищей.

Результативность работы проявляется в количественных и качественных показателях психологического сопровождения. По результатам диагностик виден рост позитивной тенденции комфортности и сплочённости коллектива класса. Социометрическое исследование наглядно это демонстрирует: во 2-ом классе считали, что коллектив класса создан - 36%, а в 4 классе - 92 %. Представленная ниже диаграмма наглядно подтверждает эти данные.


Ученики 4 класса с нетерпением ждут начала нового учебного дня, встречи с одноклассниками. «Нам вместе интересно и весело», - признаются ребята.

Воспитание начинается в семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», - гласит народная мудрость. Система моей работы с родителями традиционна.

Всегда руководствуюсь девизом «Не навреди!» и с родителями строю такие отношения, чтобы они приходили в школу не только без страха, но и с желанием.


















Использование

современных образовательных технологий,

в том числе информационных

и

наличие собственной методической системы учителя



















Совершенствование образования сегодня сложно представить без внедрения информационных технологий, основой которых является персональный компьютер, мультимедийные программы. Их использование позволяет изменить преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысить тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Наиболее удачной формой использования ИКТ являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. Презентации - это средство развития познавательной активности учащихся. Это наглядность, дающая возможность учителю выстроить объяснение на уроке, внеклассного мероприятия логично, научно. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемой теме. Наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность создают благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный и воспитательный процесс. С использованием ИКТ уроки и внеклассные мероприятия могут проходить в игровой , соревновательной форме, которые доставят удовольствие и детям и учителю.

Систематизируя возможности использования учителем электронного пособия в обучении младших школьников, я пришла к выводу, что можно:

  • использовать на уроке и внеклассном мероприятии отдельно иллюстративного мультимедийного материала;

  • использовать справочный материал: словари, биографии учёных и писателей;

  • использовать любой фрагмент электронного пособия для создания наглядно-иллюстрационного материала урока, внеклассного мероприятия и распечатать его.

Информационно - коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать информацию другим. Эти технологии значительно повышают дидактические и личностно - ориентированные параметры учебного процесса.

При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям использую образовательные ресурсы:

  • Superperemenka. Narod. ru;

  • http: // brozer. Narod. ru / line frame. Htm;

  • http: // school. Holm. ru / biblio /;

  • развивающие игры на компьютерных дисках.

Перед школой стоит задача выработать механизмы постоянного совершенствования, пополнения социальных навыков, умение адекватно отбирать и дифференцировать всё происходящее вокруг него и самостоятельно реагировать на сложные жизненные ситуации. Патриотизм, гражданственность, порядочность, доброту и многие другие качества нельзя «привить». Чтобы они стали убеждением, их необходимо вырастить. Это возможно лишь в условиях развивающего образования, в контексте развития личностных качеств ребёнка.

Существует десять принципов развивающего воспитания:

  1. Принцип социальной активности.

  2. Принцип социального творчества.

  3. Принцип взаимодействия личности и коллектива.

  4. Принцип развивающего воспитания.

  5. Принцип мотивированности.

  6. Принцип индивидуализации.

  7. Принцип целостности воспитательного процесса.

  8. Принцип единства образовательного процесса.

  9. Принцип опоры на ведущую деятельность.

  10. Принцип опоры на традиции.

Задача учителя - вос - пи - та - ние: питать, готовить пищу для ума, сердца, души ребёнка.

Тончайшими способами влияния на нашу душу являются слово и красота. Воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место нашей современной школы. Воспитание души должно пронизывать собой весь учебно-воспитательный процесс.

Многовековая практика воспитания детей приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей. «Человек без воспитания, что тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замесил, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости.

Программа по риторике младших школьников составлена на основании многолетнего опыта работы учителей начальных классов МОУ Прасковьинской СОШ в 2010 году . Она раскрывает учащимся значение и сущность этики поведения, основных нравственных понятий, формирует начальные критерии нравственной оценки ребёнком себя и других, даёт примеры и образцы для подражания, обеспечивая необходимые предпосылки управления своим поведением. Условиями успешности усвоения Программы являются наличие положительного примера взрослых.

Цель программы: подготовить школьников к вхождению в реальную жизнь, к решению жизненных проблем, управление процессом школьного периода социализации.

Задачи:

  • Воспитание нравственных качеств путём ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведение мероприятий нравственного содержания.

  • Воспитание творческих качеств путём ознакомления учащихся с методами творческой деятельности и осуществление коллективных и индивидуальных творческих дел.

  • Ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведение в различных жизненных ситуациях.

  • Формирование и развитие умения анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения.

  • Ознакомление с азбукой учения, с организацией здорового режима.

  • Обучение практическим приёмам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственности, экологической и общей культуры.

  • Формирование среды воспитания в классе и обучение учащихся организации и проведению коллективных и индивидуальных творческих дел.

  • Осуществление положительной коррекции среды воспитания в семьях и по месту жительства учащихся.

Раздел I - «Нравственные корни»

Ребёнок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он постепенно становится таким в зависимости от того, в какой среде живёт и какое воспитание получает.

Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе во все времена определяло содержание нравственности воспитания. Эти общечеловеческие моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.

Этот раздел предполагает создание образа человека, умеющего уважать самого себя и утверждать своё духовное достоинство: осознание недопустимости проявления отрицательных качеств - зависти, чёрствости, бездушия, бессердечности, лености, трусливости, жестокости.

Раздел II - «Наши традиции»

Традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

Речь идёт о самом дорогом для человека - о родителях и родственниках, о большой и малой родине, о людях, составляющих славу и гордость отечества, - героях, богатырях, духовных наставниках народа.

Раздел предполагает возрождение нравственно-этических традиций семьи, построение модели осмысленных отношений с родными с позиции нравственности, формирование позитивной самооценки, развитие доверительных отношений в семье. Освоение обучающимися традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по её возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, изучение шедевров народной и мировой культуры и т.д.

Раздел III - «Учусь быть здоровым»

Соблюдение гигиенических правил должно быть для ребёнка не тягостной обязанностью, а радостной игрой: сначала - под руководством взрослых и вместе с ними, потом - рядом, потом - самостоятельно. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, - верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физкультурой, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни.

Раздел IV - «Краски природы»

Этот раздел предполагает воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий и в разумном её использовании, изучение природы родного края. Способствует расширению зкологических знаний у детей, воспитанию у них экологической культуры и потребности принять личное участие в сохранении окружающей среде.

Не каждый ребёнок будет композитором, художником, писателем, но каждый человек может и должен научиться любить и понимать искусство - без этого нельзя стать образованным и культурным человеком. Надо научить находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты. Ведь красота нужна человеческой душе как воздух! Без неё невозможно представить жизнь.

Раздел V - «Ты и твоя безопасность»

Так как уроков ОБЖ нет, об этом обязательно нужно говорить с ребятами на классных часах. Правила безопасности жизнедеятельности связаны с интенсивным движением на улицах, большим скоплением людей. Эти темы помогут ребёнку предвидеть и по возможности избегать опасности.

Раздел IV - «Учимся учиться»

Ведущей, доминирующей потребностью в младшем школьном возрасте является познавательная деятельность, учение.

Основными мотивами деятельности являются учебно-познавательные. Определённое место в системе мотивов занимают также социальные: ребёнок учится, чтобы быть не хуже других, чтобы следовать общепринятым нормам. В действиях и поступках ребёнка формируется осознанность, произвольность, что выражается в умениях организовывать, планировать свою деятельность, подчиняя её намеченной цели.

Раздел V - «Учимся общаться»

Умение общаться необходимо каждому человеку, а главное правило, касающееся отношений между людьми, было сформировано более 2000 лет назад. Оно гласит: «Относись к другим людям так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам». Такие классные часы помогут углубить интерес детей к социальному миру, расширить представления об окружении, познакомить с оптимальными формами поведения, развить коммуникативные способности.

Младшим школьникам свойственна прямая и быстрая связь эмоций и поведения. Доминирующая составляющая «Я - концепции» личности - «Я - эмоциональное», в которой можно выделить следующую структуру:

  • «Я - нравлюсь» - чувство успеха, уверенность в общественном признании;

  • «Я - способен» - уверенность совершить то или иное действие, осуществить намеченное;

  • «Я - защищён» - чувство значимости, признания, защищённости в своём кругу общения.

Совокупность этих трёх элементов самоощущений создаёт положительную «Я - концепцию», которая способствует положительным проявлениям личности, успеху, прогрессу. Стремление к положительной «Я - концепции» выражается в потребности положительных оценок со стороны окружающих. Формирование положительной эмоциональной «Я - концепции» - одна из основных задач данной Программы.

Программа «Учимся жить» - это не просто подбор тематических взаимосвязанных занятий или внеклассных мероприятий, это система постижения каждым из учеников себя, своего места и предназначения в мире.

Реализовать цели и задачи программы невозможно без участия родителей, так как в формировании нравственных качеств личности семья обладает несомненными преимуществами перед общественными институтами образования. Ведь именно в семье дети учатся разделять радости и горести других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни.

Основной целью своей работы считаю создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика.

Моя главная задача - помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.

Смысл моей работы отражён в афоризме Ф. Рабле: «Ребёнок - не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».






















Обеспечение непрерывного собственного профессионального развития














Таблица 17. Обобщение и распространение опыта

год

тема

форма обобщения

уровень

2011

«Нетрадиционные формы урока»

Выступление на педагогическом совете

Школьный

2011

«Экологическая культура, как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач»

5 Всероссийская конференция

Областной

2012

«Самый уютный кабинет»

школьный

I место

2013

«Самый уютный кабинет»

школьный

2 место

Данные участия подтверждаются копиями сертификатов участия, копиями выступлений.

Таблица 18. Участие в профессиональных конкурсах

год

Название конкурса

уровень

результат



2013




«Сердце отдаю детям»



муниципальный



участие



2014




«Самый классный»



школьный



победитель

Данные участия подтверждаются копиями дипломов и сертификатов.

(Приложение 6)

Таблица 19. Прохождение повышения квалификации

год

название

Количество часов



Октябрь 2011



«Современные формы и методы работы с детьми с отклонениями в развитии»



72 ч



Май-ноябрь 2011









Апрель 2012



«Обучение в начальных классах»





«Управление организацией летнего отдыха»



108 ч









36 ч

Данные участия подтверждаются копиями дипломов и удостоверений.















Эссе на тему


«Мой взгляд на воспитание»











Учитель - это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно.

К. Д. Ушинский

Счастье учительское, учительская судьба…

Вот уже много лет я работаю в школе. Всё было за это время: радости и огорчения, победы и поражения. Прошедшие годы - годы поисков, раздумий, открытий. Бывает, что в трудные минуты наступает разочарование. Приходится всё пройденное заново анализировать, находить ошибки и исправлять их. Затем - всё начинать с начала, но никогда я не пожалела, что стала учителем.

Судьба… скажу ли я ей спасибо? Скорее, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие качества в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребёнок вдруг восклицал: «Получилось!» - и обретал веру в себя.

Победа ребёнка - моя победа, его радость - моя радость. При виде весёлых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз радуюсь наступлению очередного школьного дня. Меня тянет к ребятам, к моим умницам и хулиганам, тихоням и задирам. Девиз каждого учителя, наверное: « Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь». Что может быть лучше?

Учитель - это наставник. В его труде - радость творчества, сила духа и способность сопереживания.

Каждый день, переступая школьный порог, учитель должен забывать о всех своих бедах и тревогах и входить в класс с чистой душой и доброй улыбкой. В очередной раз ловлю себя на мысли, что задаю один и тот же вопрос: «Где взять силы для ежедневного вдохновения?» И тут же отвечаю на него: «В самой себе и в детских пытливых глазах, заинтересованных и ожидающих». Не оправдать их надежды невозможно. Они верят в меня.

Учителю начальной школы, который одновременно преподаёт и воспитывает, необходимо обладать следующими профессиональными навыками:

  • Уметь правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему.

  • Быть во всём примером и образцом для детей.

  • Вызывать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.

  • Учитывать индивидуальные особенности воспитываемого ребёнка.

  • Уметь вселять в ребёнка уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

  • Находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания.

  • Вызывать к себе уважение со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны.

  • Иметь авторитет среди детей.

Классный руководитель должен быть человеком творческим. Как всякий исследователь, он создаёт творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимися увлекательной и захватывающей.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, марафонах, занятия в группах продлённого дня - после всего этого младшим школьникам требуется разрядка. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая способствует развитию личности.

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

В своей воспитательной работе стараюсь формировать у воспитанников такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

  1. Интерес к самому себе. Ребёнок должен научиться задавать себе вопросы: «Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь?» и отвечать на них. Он должен научиться любить себя.

  2. Самопризнание себя как личности. Я должна помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Это приведёт любого ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

  3. Управление самим собой. Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу - одно из важных звеньев реализации целей воспитания в работе классного руководителя. Ребёнку даётся право выбора.

  4. Уважение чужого мнения. Воспитательные мероприятия должны формировать у воспитанников коммуникативные умения.

  5. Любознательность и вовлечённость в деятельность. Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают активно участвовать во всех делах. Такая жажда деятельности формирует ещё одно жизненное важное качество личности - трудолюбие. Педагог должен создавать условия для проявления трудолюбия, подчёркивать успешность деятельности ученика и стимулировать учащихся в школьных и классных делах.

  6. Эмоциональная устойчивость. Школа наряду с семьёй должна развивать эмоциональную сферу учащихся, научить управлять отрицательными эмоциями. Учу прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать. Ребята должны также научиться управлять своими страхами: потерпеть неудачу, получить двойку и т.д.

  7. Желать действовать и совершать поступки. Отношение учащихся к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Каждый ребёнок, который идёт в школу, хочет учиться хорошо, однако уже первые замечания педагога приводят к нежеланию заниматься. Стимулом для проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, вера в собственные силы, положительные эмоции.

Итак, определение целей обучения и воспитания, а также качеств, которые необходимо развивать у учащихся, приводят к пониманию задач, которые необходимо решить классному руководителю совместно с учащимися и их родителями.

Социальные задачи включают в себя защиту ребёнка, помощь ему, взаимодействие с семьёй и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.

Дидактические задачи - изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.

Воспитательные задачи связаны с воспитанием и развитием учащихся.

Профессиональные задачи - планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.

Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах:

  • Принцип открытости (совместное планирование).

  • Принцип привлекательности будущего дела (увлекать ребят).

  • Принцип деятельности (различные внеклассные мероприятия).

  • Принцип свободы участия (учитывать мнения учащихся).

  • Принцип обратной связи (рефлексия).

  • Принцип сотворчества (сотрудничество и творчество).

  • Принцип успешности (оценка должна быть искренней).

Каким вырастет ребёнок? Добрым? Отзывчивым? Это во многом зависит от меня.

Борис Пастернак говорил: «О, детство! Ковш душевной глуби».

Я считаю: чем наполнится этот ковш, таким и вырастет этот человек. Учитель должен не только давать знания, но и воспитывать ребёнка. Поэтому он должен знать различные методики и постоянно находиться в поиске, проявлять творчество.

«Шутя о серьёзном»

  1. «Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите.

  2. Пусть не всегда вы в этом правы, но повторяйте вновь и вновь: «Любой из вас имеет право на уважение и любовь!»

  3. К детям своим относитесь любя, злиться вы можете лишь на себя!

  4. Наедине всё выясняйте и перед всеми не ругайте. Не унижайте их при всех, ведь убивает даже смех!

  5. По пустякам не возникать! Конфликты нейтрализовать! Порой идти на мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!

  6. Не бойтесь вежливыми быть, «спасибо» детям говорить.

  7. Умейте слушать вдумчиво, внимательно и завоюете ребёнка окончательно.

  8. Стремись изучать детей настроение, их мимику, жесты и глаз выражение. Какие они вчера и сегодня, какие с утра, и какие в полдень, что говорят они смехом, глазами. Учись себя видеть детей глазами!









План воспитательной работы на учебный год


















Приложение 1.

Портфолио - система оценки и достижений в учебно-воспитательной деятельности учащихся















Приложение 2.

Диагностические исследования, сочинения детей, отзывы родителей
















Приложение 3.

Экран активности учащихся, копии грамот, дипломов, сертификатов участия ребят и классного сообщества.














Приложение 4.

Копии приказов и диагностик эффективности внеклассных мероприятий.


Разработки внеклассных мероприятий





















Приложение 5.

Подтверждения участия в конкурсах, научно-практических конференциях, повышение квалификации




© 2010-2022