План-конспект классного часа на тему Нецензурная лексика (7 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА В 7 КЛАССЕ

Тема: «Нецензурная лексика».

Цель: рассказать и объяснить, какое негативное воздействие имеет нецензурная лексика на психику, действия и даже судьбу человека.

Задачи:

1. Образовательная: расширить знания о вреде нецензурной лексики.

2. Воспитательная: побудить старшеклассников к осознанию причин и последствий употребления нецензурных выражений. Отказаться от использования бранных слов в своём лексиконе.

3. Развивающая: развить любовь к литературному языку, неприязнь к сквернословию.

Подготовка: я выбрала именно эту тему, потому что считаю её актуальной в данном возрасте (13-14 лет) и вообще в нынешнее время. Молодёжь употребляет бранные слова, не подозревая, какой смысл заложен в них, какое воздействие они имеют на человека, как говорящего, так и слушающего. Для них эти слова - самовыражение. Одни за счёт таких слов хотят показаться взрослее, а другие употребляют их в силу своего слабого культурного и умственного развития.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, схема, выполненная в программе Microsoft Word, фильм «Вода…», зелёные и красные карточки, вырезанные из картона.

Ход мероприятия:

Слово учителя: Сегодня мы будем говорить о нецензурной речи и о том, как она влияет на жизнь человека.

На доске написан эпиграф к занятию: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает» М.Монтень.

Слово учителя: Давайте подумаем над смыслом этого высказывания.

Ученик: Это высказывание говорит о значимости слов как для того, кто произносит слова, так и для того, кто воспринимает их. Слова помогают понимать друг друга.

Слово учителя: Слова - это нечто большее, чем просто следующие друг за другом звуки, слоги, буквы. В каждом слове заключён определённый смысл. У каждого народа свой язык.

Наше слово - русское, потому что мы общаемся на русском языке. О богатстве русского языка можно судить по толковым словарям. Словарь современного литературного русского языка Академии наук состоит из 17 томов, в них насчитывается 120 тысяч 480 слов.

Слово соединяет людей и в мыслях, и в их чувствах. И то, и другое может быть как со знаком «+», так и со знаком «-». Это люди заметили давным-давно. И отразили в устном народном творчестве: притчах, пословицах. Я предлагаю вам послушать притчу о мудром Эзопе:

Притча о мудром Эзопе

Однажды на пир к богатому и знаменитому купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесёт нам самое прекрасное на свете». Хозяин велел позвать Эзопа. «Ты слышишь, Эзоп. Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете». Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её поднимают, а там лежит язык. «Эзоп, ты же принёс язык?» «А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода». Через некоторое время кто-то подсказывает хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. Удивлению гостей нет предела. «Эзоп, ты же опять принёс язык?» «А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

Слово учителя: Знаете, мне кажется, если бы эта притча родилась в наше время, то она могла бы заканчиваться так: «…языком мы произносим слово «раб», языком мы произносим нецензурные слова».

Что такое цензура?

Ученик: Это те слова, которые можно употреблять.

Слово учителя: Общее название контроля власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинематографических произведений, передач радио и телевидения. В нашем случае это действительно слова, которые допустимы в употреблении.

Слово учителя: Что такое нецензурные слова?

1 Ученик: Это неприличная речь.

2 Ученик: Это те слова, которые считаются непринятыми.

Слово учителя: Напрасно юные мальчики считают мат признаком силы, мужественности, как говорят «крутости». Большое зло скрывается в этих бессмысленных «выражениях», которые отражают лишь темноту и злобность. Некоторые учёные считают правильным, что на Руси, так заведено, что ей без «выражений» никак нельзя. Да ещё и гордятся, что иностранцы, часто не зная русского языка, матерятся, предпочитая мат другим ругательствам.

Задумайтесь, ведь мат проник уже и в художественную литературу.

Нецензурная речь не допустима и её использование запрещено даже законом - статья 156 Уголовного Кодекса, «Мелкое хулиганство». Влечёт наложение штрафа в размере от 10 до 50 рублей или испытательные работы на срок от 1 до 2 месяцев с удержанием 20% заработка.

Слово учителя: Каковы возможные последствия того, что человек использует в речи мат (задание выполняется по группам):

1 группа: для отношений этого человека с другими людьми;

2 группа: для отношений с противоположным полом;

3 группа: для профессионального авторитета;

4 группа: для развития интеллекта.

Ответы, последовавшие после обсуждения в группах:

1 группа: не все люди употребляют в своей речи мат, многие относятся к нему отрицательно. Поэтому последствия могут быть разными. Некоторым людям неприятно будет общение с этим человеком, они будут избегать его.

2 группа: мы рассмотрели 2 примера. Употребление мата в речи мужчины и женщины. Если мужчина хочет понравиться женщине, то это он будет делать посредством ухаживаний, комплиментов, проявления образованности, но никак не с помощью употребления в своей речи мата. А женщинам тем более мат «не идёт». На такую женщину не посмотрит культурный, образованный мужчина. Последствиями можно назвать ограничение общения с противоположным полом.

3 группа: авторитет - это тот человек, на которого все должны равняться. Но будет ли авторитетом человек, который вместо красивой, убедительной и богатой речи употребляет мат? Конечно же нет. Такого человека неприятно слушать. И вряд ли у него будут продвижения в карьере.

4 группа: если люди всё чаще будут употреблять в своей речи нецензурные слова, это войдёт в привычку, от которой не возможно будет избавиться. Эти слова будут заменять литературный язык. Это всё приведёт к спаду культурного уровня населения страны.

Слово учителя: Итак, тогда сделаем выводы: употребление нецензурной речи может привести к отрицательным для личности последствиям: замедляется развитие интеллекта (зачем думать, подбирать слова), нарушаются отношения с окружающими людьми.

Слово учителя: Какие слова приятны вам по звучанию?

Задание (по группам): Каждая группа должна записать по 5 слов, которые им приятно слышать, которые «радуют ухо». Затем огласить список слов и сравнить с другими группами.

А теперь скажите мне, вам приятней слышать слова любви, слова ласки, слова доброты или же ругань, брань? Как это влияет на ваше настроение?

1 Ученик: Мне нравится, когда говорят добрые, чистые слова по отношению ко мне. От этого у меня может даже подняться настроение.

2 Ученик: Всё зависит от настроения. Если у меня его нет, то никакие хорошие слова не поднимут мне его.

3 Ученик: Любому человеку будет неприятно слышать в свой адрес нецензурные слова. Он будет злиться, появится ненависть, и своё плохое настроение он передаст другому человеку.

Слово учителя: Наука предупреждает. В Институте управления Российской академии наук группой учёных, под руководством видного молекулярного биолога П.П.Гаряева, проводятся исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит сегодня с родом человеческим? С помощью аппаратуры, разработанной в лаборатории, учёные пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! И более того, под воздействием человеческой речи эти молекулы - ответственные за наследственность, меняют свою форму и структуру. А это значит, что каждый человек своей речью влияет на собственную жизненную программу!

Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат - бранные слова, несущие разрушительный заряд, - его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причём до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, - отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства.

Слово - инструмент обоюдоострый. Человек строит себя, своё будущее сам. Слово есть результат мышления. То есть: каков мыслитель, таков и результат.

Слово учителя: Перед вами на доске цепочка слов. Согласны ли вы с их последовательностью? Объясните почему.

Мысль - слово - действие - привычка - характер - судьба.

1 Ученик: Да, я согласна с их последовательностью. Потому что сначала мы думаем, потом уже говорим. После слов совершаем какие-то действия или поступки, которые в течение нашей жизни переходят в привычку. Потом формируется характер, который влияет на нашу судьбу.

2 Ученик: Я немного не согласен с мнением Кати. Ведь некоторые люди сначала говорят и действуют, а потом уже обдумывают свои слова и поступки.

Слово учителя: Вы правы, некоторые люди нарушают эту последовательность. И в этом их ошибка. Человек должен обдумать значение тех слов, которые собирается сказать в адрес своего собеседника, а потом уже их произносить.

Теперь подумаем, что можно построить из мата? Какие силы и образы мы привлекаем содержанием этих «слов»?

Ученик: Ничего нельзя построить из мата, он негативно влияет на людей.

Слово учителя: Верно, только хаос и разрушение себя и окружающих.

Наука предупреждает, что каждое слово, сказанное или воспринятое нами, воздействует на нас явно и скрыто, поэтому убеждаем себя и окружающих от бранных слов, несущих разрушение и смерть.

Вопросы к группам (после вопроса учителя даётся группам время на обсуждение ответа):

Слово учителя: Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения для связки слов?

2 Группа: Таких людей можно назвать невоспитанными. У них небольшой словарный запас. Им просто не хватает слов, чтобы выразить свои мысли.

Слово учителя: Что можно сказать о тех, кто употребляет нецензурные выражения для убедительности речи?

4 Группа: Наверно это говорит об их неуверенности в себе.

Слово учителя: Почему некоторые матерятся, когда выпьют?

1 Группа: Потому что они находятся в расслабленном состоянии и не контролируют свою речь.

Слово учителя: Означает ли это, что они хорошо воспитаны, коль в трезвом виде не матерятся?

1 Группа: Нет. Ведь есть даже такая пословица - «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке».

Слово учителя: Чем бы вы объяснили тот факт, что большинство ваших сверстников допускают использование нецензурных выражений в речи?

4 Группа: Во-первых, влияет то, что вокруг все матерятся. Во-вторых, это говорит о бедности языка. В-третьих, о невоспитанности.

2 Группа: Конечно, какая может быть культура, если даже кумиры подростков, их идеалы позволяют себе употреблять нецензурные слова.

Слово учителя: У каждого на парте лежит зелёная и красная карточка в виде круга. Я буду называть утверждения, а ваша задача - поднимать зелёную карточку, если вы согласны, и красную, если не согласны.

1.Язык мой - друг мой,

2.Язык мой - враг мой.

3.Можно научиться совладанию со своими отрицательными переживаниями без мата.

4.Речевая культура многим не по плечу.

5.Скверные слова мне лично неприятны.

6.Мату много лет, спасения от него - нет.

7.Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.

8.Можно матом покрывать и при этом уважать.

9.Я голосую за красивую, добрую и понятную речь без мата.

10.Лучше материться, чем молча злиться.

11.Сквернословие можно потерпеть, не замечать.

Мнение: большая часть класса заявили о негативном отношении к нецензурной лексике, остальные пока сомневаются в успешной борьбе со сквернословием.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм «Вода…» (просмотр фильма).

Только мы можем изменить свою судьбу! Так пусть наши мысли и слова будут чистыми!

Что получилось:

Цель проведённой беседы была достигнута. Я рассказала, какое воздействие оказывает нецензурная лексика на жизнь человека. Ребятам самим удалось определить, работая в группах, к каким последствиям может привести нецензурная речь.

Задачи, поставленные передо мной, были выполнены.

1. ребята расширили знания о вреде нецензурной лексики

2. ученики данного класса выяснили причины и последствия употребления мата. Многие из них задумались над тем, так ли необходимо использовать эти «разрушающие» слова.

3. учащиеся сами сделали вывод о том, что произносить и слышать добрые слова гораздо приятней, нежели мат, брань.

Получилось воздействовать на сознание учащихся. Благодаря активной деятельности учеников, примеров из их личного жизненного опыта, классный час был полноценный, интересный, поучительный.

Что не удалось: 4 ученика неохотно слушали и показывали негативное отношение к учителю и к тому, что он говорил. Как выяснилось позже, они как раз и относятся к категории людей, которые не живут и дня без мата. Которые не хотят ничего в себе изменить.

Что бы я в следующий раз сделала по-другому: в следующий раз я бы:

- использовала видео, показавшее судьбы людей, которые, казалось бы, «всего лишь» начали использовать в своей речи мат. Хотелось бы донести до них и показать наглядно, насколько негативно влияет нецензурная речь на жизнь людей;

- пригласила на классный час священника, который бы провёл с ребятами беседу духовности;

- позвала родителей, чтобы они вместе с детьми поняли, какое разрушающее воздействие имеет нецензурная лексика на людей, тем более на подростков. Ведь прежде всего воспитание, культура закладывается в семье.

9

© 2010-2022