Особенности нравственного развития учащихся малокомплектных школ

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности нравственного развития учащихся малокомплектных школ.

Несмотря на то, что ученые работали по этой проблеме, мы , учителя малокомплектной школы испытываем трудности в работе по духовно- нравственному воспитанию младших школьников. Малокомплектная сельская школа - явление сложное, самим, своим существованием создающая много проблем в разных областях обучения и воспитания учащихся. Воспитательная работа в малокомплектной школе имеет свои плюсы - например, увеличение возможностей индивидуальной работы с детьми. Когда детей немного и каждый из них на виду, мы имеем больше возможностей лучше узнать ребенка, познакомиться с особенностями его жизни в семье, с его дружескими связями вне школы. Как правило, сельский учитель хорошо знает и специфику дошкольного развития своих учеников. Все это создает прекрасные возможности для осуществления индивидуального подхода к каждому учащемуся, которыми обычно широко и пользуемся.

Но малокомплектность сельской школы имеет и большой минус, вносящий немалые трудности в нашу работу. Это - в первую очередь, отсутствие или малочисленность одновозрастных детских групп, значение которых в развитии личности ребенка трудно переоценить. Именно одновозрастная сфера общения является мощным средством формирования личности ребенка, его нравственного воспитания. Учителю малокомплектной школы приходится прилагать специальные усилия для того, чтобы компенсировать отсутствие или ограниченное действие этого важнейшего воспитательного фактора.

Чем же характеризуется общение учащихся друг с другом в малокомплектной сельской школе? Прежде всего тем, что круг общения ребенка со сверстниками в школе чрезвычайно узок.

Коллектив учащихся в сельской школе обычно представляет собой небольшую по численности разновозрастную группу: 2-3 ученика одного возраста, 3-5 другого, 1-4 третьего. Такая структура учебной группы диктует специфику построения взаимоотношений между детьми. Основной единицей общения в такой группе неизбежно становятся отношения типа «младший - старший». Этот тип отношений, как правило, поддерживается и мной: работа на уроке одновременно с двумя классами (2 и 4 классами) подсказывает обращение к старшим ученикам за помощью.

Такое положение не может не сказаться как на развитии нравственного сознания учащихся, так и в целом на развитии их личности, в связи с чем в малокомплектной школе встает как одна из главных проблем воспитания проблема организации общения детей между собой.

Как учитель малокомплектной школы, я ставлю перед собой специальную задачу направленной организации общения детей. Использую любые, даже самые ограниченные возможности для создания ситуаций как делового, так и игрового общения сверстников как равноправных партнеров. Например, стараюсь организовать игры на переменах, поручать одноклассникам совместное выполнение каких-то общественных обязанностей, устраивать соревнования между сверстниками в разного рода умениях и т.д. При организации общения разновозрастных групп необходимо обращать внимание на то, чтобы младшие дети не находились в состоянии постоянной подчиненности у старших. Следует так организовать совместную деятельность на уроке и вне его, чтобы старшие не всегда руководили младшими, а когда-то и младший - если, например, он лучше других умеет что-то делать - сыграл роль помощника учителя, руководителя деятельностью других детей. Через такую смену позиций - ведущего и ведомого, командира и подчиненного - должны обязательно пройти все дети, причем не раз, и не два. Хорошего воспитательного эффекта можно достигнуть при помощи использования в часы досуга так называемых «игр по правилам», в которых наблюдение за исполнением правил возлагается на младшего партнера.

Фиксирую все учебные успехи младших" детей, их достижения в трудовых умениях, подчеркиваю их перед старшими, создавая тем самым основу для констатации реального равенства детей. Эта цель легче будет достигнута, если в совместных делах удастся создать отношения взаимной ответственности - старший за младшего, а младший - за старшего.

Второй путь коррекции развития личности младших школьников - путь прямого формирования нравственных представлений и знаний. Для этого использую уроки чтения, воспитательные часы, ситуации внеклассной деятельности .

Читая с детьми художественные произведения, обращаю их внимание на мотивировки поступков героев, на качества их личности, обсуждаем нравственную сторону их поступков и отношений. Важно учить детей анализировать мотивы поступков и отношений людей и давать им правильные нравственные оценки.

Чрезвычайно важно развивать у детей требовательное отношение к себе, самокритичность. Для этого стараюсь обращать их внимание на себя , на свои поступки и качества личности, учить их анализировать последствия своих действий, давать нравственную оценку своим поступкам: «Правильно ли ты поступил? Как ты сам оцениваешь свой поступок?» - такие вопросы, заданные в доверительной беседе, способствуют формированию у ребенка самооценки и зачатков самовоспитания. Такие беседы провожу с глазу на глаз, т.к. их не следует делать предметом общего обсуждения и тем более общественной оценки, выраженной в резкой форме. Всякое неосторожное вмешательство здесь может привести к отрицательным последствиям.

Поскольку в малокомплектной сельской школе общение детей со сверстниками ограничено, то возможную задержку в развитии личности ребенка можно в определенной степени предупредить специально продуманной организацией общения учащихся со взрослыми, В каких-то ситуациях взрослый должен занимать позицию равноправного партнера по совместной деятельности.

В ряде игровых ситуаций строю свое общение с детьми так, чтобы они воспринимали меня как равного себе: подчиняться тем же правилам, что и дети, исполнять те же роли. В таких ситуациях стараюсь не подчеркивать ошибок детей, не направлять их деятельность, предоставляя им самостоятельность. Равноправное партнерство создает условия для развития тех сторон личности ребенка, которые формируются только в общении со сверстниками. В таких ситуациях дети учатся согласовывать свои действия с действиями партнера, вырабатывать программу совместных действий, учатся лучше понимать другого. Главное желание ребенка младшего школьного возраста - желание «быть хорошим». Поэтому в воспитании ребенка надо формировать у него отношение к себе с опорой на эту замечательную черту детской личности, на эту столь естественную потребность. Но необходимо помнить, что публичные замечания, громкие отрицательные оценки поступков и качеств ребенка очень ранят его, создают эмоциональный барьер для осуществления педагогических воздействий. Доброта, понимание ребенка учителем достигнут большего успеха, чем резкое, категорическое указание. Надо помнить, что ребенок младшего школьного возраста - уже во многом сформировавшаяся личность.



© 2010-2022