- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа курса ВД по краеведению для учащихся 1-4 классов
Программа курса ВД по краеведению для учащихся 1-4 классов
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Винниченко О.В. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа ВД «Краеведение»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа является сквозным курсом для учащихся начальной и основной школы.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, гражданственном воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом.
Цели программы:
-
воспитание патриотических чувств, формирование патриотического сознания учащихся;
-
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;
-
воспитание любви к природе родного края;
-
формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
-
формирование чувства толерантности.
Задачи программы:
образовательные
1. формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. расширить знания о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
Воспитательные
1. формировать уважительное, бережное отношение к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитывать уважительное отношение к окружающим людям,
3. вырабатывать выполнение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
Развивающие
1. способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развивать кругозор учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
-
системность: обеспечение преемственности обучения;
-
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
-
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
-
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы;
-
деятельностный подход: изучение краеведческого материала через экскурсии;
-
активность и сознательность: самостоятельное выполнение проектов, доступных определенному возрасту учащихся.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты.
В программах для каждого класса прослеживается:
-
преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
-
теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям, формированию чувства патриотизма, осознанию себя частью общности «Пермяки» . Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Общая характеристика курса
Курс внеурочной деятельности «Краеведение» представляет собой систему занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает 30 занятий в 1 классе и 34 занятия во 2-4 класса. Курс рассчитан на 4 года, объёмом в 132 часа, 1 час в неделю.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
-
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная.
-
По особенностям коммуникативного взаимодействия: беседы, мини-проекты.
-
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познавательная, проблемно-ценностное общение, экскурсионная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан пособием «Пермь и Пермский край: занимательное краеведение», авт. Зеленин.
Содержание программы
Первый год обучения.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.
Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Знакомятся с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, детскими писателями Пермского края. И в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края.
Результатами изучения первого года обучения курса являются умения:
-
называть государственные символы России, Перми и Пермского края;
-
ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3 национальности, населяющих наш край;
-
называть 2-3 достопримечательности края, города;
-
называть 2-3 детских писателей Прикамья, знать названия их книг.
На втором курсе обучения полученные умения совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. По каждой теме дается более точная и объемная информация. Дети переходят к знакомству с городом, с его достопримечательностями. Происходит знакомство с животным и растительным миром Прикамья.
При работе на третьем курсе обучения больше времени отводится на практическую работу с картой города, с его районами, улицами, музеями, театрами, цирком, планетарием. Продолжается более углубленное изучение произведений пермских писателей, трудового подвига пермяков в годы Вов и в настоящее время.
На четвертом курсе обучения повторяются и совершенствуются знания по ранее изученным темам и знокомство с новыми темами : « Знаменитые люди нашего края», «Природа Прикамья», «Население Прикамья», « Искусство Пермского края», «Пермские писатели». А также изучается место Пермского края на карте нашей страны, значение и вклад Пермского края в историю, искусство, экономику и т.д. России в целом.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Краеведение»
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
У выпускника будут сформированы:
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-ознавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Выпускник научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы;
-
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Ученик получит возможность:
-
осуществлять расширенный поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета;
-
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций;
-
строенить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Выпускник научится:
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнёра;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность:
-
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
-
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Примерное тематическое планирование на 1 год обучения.
Тема
Содержание
Кол-во часов
«Я-пермяк»
6 часов
Экскурсия
«Музей Пермских древностей»
во времена удивительных растений и загадочных животных, которых изучает наука палеонтология. Большинство из них исчезли навсегда, оставив лишь следы в летописи планеты: динозавры юрского периода, мамонты и шерстистые носороги четвертичного периода, и многие другие остались лишь в палеонтологической летописи. И только некоторые смогли пережить эпохи Великих вымираний и сохраниться до наших дней - они называются «живыми ископаемыми».
В недрах Пермского края скрыта летопись пермского периода, которую впервые в мире «прочитал» шотландский геолог Родерик Мурчисон в 1841 году. Изучив горные породы и окаменелости пермской земли, он писал: "...мы решились обозначить их [горные породы] по имени древнего царствия Биармии, или Пермии". Так Пермский край оказался навсегда вписан в геологический календарь всей планеты, наряду с Юрскими горами на границе Швейцарии и Франции или английским графством Девоншир.
3 часа
Экскурсия в Музей Детской книги
Музей находится в Пермской школе №2. Он посвящен творчеству детских писателей Перми и Пермского края.
3 часа
Выездная экскурсия на Краснокамскую фабрику игрушек.
Краснокамская фабрика деревянной игрушки - производитель и экспортер обучающих и развивающих игрушек из дерева - основана в 1941 году. Все Краснокамские игрушки изготовлены из высококачественной экологически чистой древесины, покрыты специальными безопасными, нетоксичными красками и соответствуют жёстким государственным стандартам качества.
4 часа
Проекты
« Моя семья», «Мои питомцы», « Профессии моих родителей»,
10
Рефлексия после каждой экскурсии и в конце года.
4
Примерное тематическое планирование на 2 год обучения.
Тема
Содержание
Кол-во часов
История города .
2
Периоды развития города.
2
История Перми - отражение истории страны.
2
Народы, населяющие Пермский край.
1
Обзорная экскурсия по городу
Пермь - крупный промышленный и культурный центр, порт и транспортный узел на Транссибирской магистрали. Город миллионник раскинулся по обоим берегам Уральской реки Камы. В честь Перми был назван один из периодов истории Земли - пермский, который был 280 миллионов лет назад. Пермский звериный стиль, пермская деревянная скульптура открывает другую страницу Великой Пармы с ее древней цивилизацией. История царской семьи Романовых тесно связана с нашим краем и хранит немало загадок. Пермь развивается и сейчас: живописная набережная реки Камы со множеством интересных зданий и современной скульптурой подарит приятную и познавательную прогулку. Пермский балет, который знаменит на весь мир и пермские моторы далеко не все, чем Пермь может гордиться.
4 часа
Экскурсия в Краеведческий музей
Через уникальные предметы и повседневные вещи - свидетелей ушедших времен - мы можем почувствовать свою связь с историей, осознать свое место и роль в ней…Культура древнего Прикамья - пространство древнего человека. Пермь Великая - пространство первопроходцев.
Горнозаводская цивилизация - пространство созидателей уральской промышленности.Городская культура - пространство городских жителей.
Культура крестьян Прикамья - пространство носителей традиционной культуры.
Революционная культура - пространство героев революционных событий и гражданской войны.
Культура советского общества - пространство советского человека.
Культура постсоветского общества - пространство человека рубежа тысячелетий.
3 часа
Экскурсия на Диараму .
Экспозиция Музея-диорамы в Перми посвящена декабрьскому вооруженному восстанию 1905 года в Мотовилихе. Музей находится на горе Вышка и является частью мемориала. Рядом с музеем горит Вечный огонь. Главный экспонат Музея-диорамы - объемное полотно (его длина - 25 метров, высота - 6 метров, ширина предметного плана в центре - 5 метров), на котором изображены события вооруженного восстания 1905 года. В Музее-диораме есть зал "История пермских пушечных заводов", здесь можно познакомиться с историей заводского поселка Мотовилиха.
4
Экскурсия в Музей Артиллерии
На открытой площадке музея Пермской артиллерии представлена обширная коллекция орудий с XIX века до современности. В коллекции музея есть уникальные экспонаты, например, знаменитая Пермская Царь-пушка. Экспозиция внутри здания музея рассказывает о развитии Мотовилихинского завода - старейшего предприятия города Перми.
Помимо традиционных экскурсий музей предлагает необычные экскурсии-квесты и игровые занятия для детей. Каждое занятие посвящено новой теме и включает в себя познавательную мини-экскурсию, развивающие и игры и творческое задание - создание своими руками поделки, которую можно унести с собой. Занятия проводятся каждую неделю по четвергам в 17.30 и субботам в 13.00 и 14.00.
2
Проекты
« Мой город», «Мой район», « Улицы нашего города» и т.д.
10
Рефлексия после каждой экскурсии и в конце года.
4
Примерное тематическое планирование на 3 год обучения.
Тема
Содержание
Кол-во часов
Пермь - культурный центр Прикамья.
2
Музеи и театры Перми
2
Посещение спектаклей в Пермских театрах
6
Экскурсия в художественную галерею
Пермская государственная художественная галерея - крупнейший региональный художественный музей России. Коллекции составляют около 50 000 произведений изобразительного искусства с древнейших времен до современности, представляющих различные виды искусства. Пермская художественная галерея была открыта в 1922 г. Ныне расположена в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора, являющегося памятником архитектуры XIX века. Галерея - это и одно из самых богатых в России хранилищ шедевров русской иконописи (коллекция «строгановских» икон), произведений живописи (подлинный Репин, Левитан, Саврасов, Серов).
4
Экскурсия в музей истории Индустриального района
Музей истории Индустриального района - уникальный и единственный музей района, в котором собраны архивы, фотодокументы, предметы быта и культуры, отражающие историю становления и развития Индустриального района.
За последние несколько лет в модернизированном Музее истории Индустриального района проведены выставки:
· «У истоков нашего района»,
· «Наш район - Индустриальный»,
· «Из бабушкиного сундука»,
· «Дела и люди Индустриального»,
· «Живая нить»,
· «Лики вольного народа»,
· «Тогда была война»,
· «Новогодняя история»,
· «Вечное время, в котором вся уместилась война»,
· «К Победе! К Миру! К Славе!»,
· «Роль китайских строителей в строительстве Балатово»,
· «Мир детства моей бабушки»,
· «Война и дети»,
· «Район, устремленный в будущее».
3
Экскурсия в Хохловку
Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом "Хохловка", расположился всего в 45 км. от Перми, возле села Хохловка.
На высоком мысу, с трех сторон он омывается водами Камского водохранилища. Площадь музея составляет порядка 42 гектар, на которых представлены 19 памятников деревянной архитектуры Пермской области конца 17 - начала 20 веков
6
Проекты
7
Рефлексия после каждой экскурсии и в конце года.
4
Примерное тематическое планирование на 4 год обучения.
Тема
Содержание
Кол-во часов
Известные люди Прикамья.
9
Экскурсия в Дом-музей Подпольная типография
Музей расположен в небольшом деревянном доме с прилегающим к нему двором. Он занимает три небольшие комнаты. Из сеней можно пройти в кухню-прихожую, а затем в комнату, где воссоздан интерьер жилой комнаты рабочих-подпольщиков с оборудованием конспиративной типографии. Здесь они жили, здесь и работали - выпускали листовки.
4
Экскурсия в Дом-музей Славянова
Экспозиция расположена в здании ХIХ века, построенном по проекту Н.Г. Славянова. В интерьерах жилых комнат на подлинных мемориальных предметах представлены жизнь и творчество всемирно известного ученого, талантливого инженера. Среди уникальных экспонатов - славяновский "стакан", образец сварки из восьми черных и цветных металлов, отмеченный в 1893 г. дипломом и медалью Всемирной выставки в Чикаго.
4
Экскурсия в Нытвенский музей ложки
Особую теплоту и индивидуальность музею придает экспозиция «История ложки», ставшая «Музеем ложки». Это единственный в мире музей ложки. Коллекция музея насчитывает около 3000 единиц хранения.
Гордость коллекции - ложки из 70 стран мира. Уникальные экспонаты переданы музею в дар известнейшим пермским этнографом, доктором исторических наук, профессором Пермского госуниверситета Георгием Николаевичем Чагиным. Более 100 деревянных ложек передала музею Поздеева Ирина Васильевна, профессор МГУ, коллекционер с 50-летним стажем. Пользуется спросом передвижная выставка «Из истории ложки». Экс-губернатор Пермского края Чиркунов Олег Анатольевич по достоинству оценил идею создания музея ложки и перспективы развития этого проекта. Коллекция столовых приборов сегодня пополняется раритетными предметами благодаря его вниманию и участию.
6
Проекты
7
Рефлексия после каждой экскурсии и в конце года.
4
Литература.
-
«Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011.
-
Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. - П.: «Книжный мир», 2003
-
Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь - П.: Издательство ПГТУ, 1996
-
Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. - П.: «Книжный мир»,1999
-
Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001
-
Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001
-
Л.А.Боровская, Н.С. Жесткова, М.А.Быховская «Наш Пермский край», Пермь.ПГПУ.2010
-
Верхоланцев В.С.город Пермь, его прошлое и настоящее.Пермь:Пушка, 2002
-
Горбацевич Н.П.,Шатрова Н.В. Прикамье:странички далеких и близких времен. Пермь: Книжный мир, 2003
-
Зеленин А.С. Пермь и Пермский край:занимательное краеведение.Пермь:Пермский край,2009
-
Князева Н.А.Маленький пермяк (азбука краеведа).Пермь:Книжный мир,2007
-
Спешилова Е.А.Старая Пермь:Дома.Улицы.Люди.1723 - 1917. Пермь:Курсив,2003
-
Твое Прикамье.Береги свой дом/Е.А.Черных, Т.В.Похожаева.Пермь:Пушка,2001