Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка

В помощь классному руководителю в работе с родителями.В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.Глубоко убеждена, что организация взаимодействия школы и родителей должна базироваться на результатах изучения семей – анализе семейных анкет, разнообразных тестов, опросников, личных бесед с родителями и детьми, педагогами, ранее работающими с данной семьей. Эта работ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педсовете 11.01.2013

учителя Фаустовой Ю.Ю.


Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребёнка.


Цени превыше всех открытий,

Устои жизненные чтя,

Три мира воедино слитых,

Семью, учителя, дитя.



В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты.

Глубоко убеждена, что организация взаимодействия школы и родителей должна базироваться на результатах изучения семей - анализе семейных анкет, разнообразных тестов, опросников, личных бесед с родителями и детьми, педагогами, ранее работающими с данной семьей. Эта работа позволяет понять уклад семьи, каковы её социальные установки, система нравственных и духовных ценностей, семейные традиции, педагогическая образованность родителей. Все виды общения, все контакты с родителями в процессе совместной воспитательной деятельности дают новые материалы о семейном воспитании, об использовании свободного времени в семье, о любимых занятиях членов семьи, о глубине осмысления родителями процесса формирования личности ребенка, что позволяет выбрать педагогически грамотное направление работы с семьей.

Я придерживаюсь своего основного правила: встречи классного руководителя и других педагогов с родителями должны основываться на положительной информации, следует отмечать даже самые маленькие достижения детей и родителей. И ни в коем случае не говорить при всех негативную информацию о семье и ребенке. Проблемы конкретных детей и семей решать необходимо индивидуально. Именно индивидуальные беседы, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка.

В прошлом году у меня появился класс, в котором 19 мальчиков и 6 девочек. Конечно, т.к. мальчики все очень разные и по темпераменту, и по уровню воспитанности, и по мировоззрению. Как привести к единому целому такую разрозненную группу? Конечно, только при поддержке и помощи родителей. Для себя я определила самыми оптимальными следующие основные формы работы:

  • Формирование активной жизненной позиции родителей в жизни школы и класса.

  • Родительские собрания.

  • Индивидуальные встречи.

На первом в учебном году родительском собрании присутствующие знакомятся с ориентировочным планом воспитательной работы на год, примерными темами родительских собраний, вносят свои коррективы, намечают мероприятия, которые пройдут совместно с родителями, обсуждают, какую конкретную помощь может оказать семья, решают многие другие организационные вопросы. Еще в начале каждой четверти родители знают, ответственным за проведение каких классных дел и мероприятий является их ребенок, и могут оказать заблаговременную помощь.

Мы ведём летопись класса, на основе которой к родительскому собранию готовится презентация. Родители видят наши дела, достижения, успехи и результаты своего вклада. Это является неплохой мотивацией для того, чтобы мамы и папы принимали активное участие в общественной жизни ребёнка, а стало быть и школы. И как результат:

  • Достижения учащихся в творческих конкурсах, организованных «Центром детского и юношеского туризма»,победы и призовые места в школьных конкурсах и спортивных соревнованиях - всё это стало возможным благодаря поддержке и помощи родителей.

  • Совместные поездки по памятным местам Белогорья, музейные экскурсии.

  • Родители активно участвуют в акциях «Красный крест», «Белая ромашка», «Метры тепла» и др.

Чтобы встреча не носила формальный характер, я убедила родителей в письменной или устной форме сообщать темы, которые их волнуют. Большое значение придаю тому, чтобы содержание предстоящей беседы на родительском собрании опиралось на результаты предварительно проведенных диагностических исследований по интересующему их вопросу.

Так при подготовке собрания «Поощрение и наказание в семье» сначала было проведено анкетирование ребят по данному вопросу, выяснено, какие виды наказаний и поощрений применяются в их семьях, какие поощрения приносят большую радость, какие наказания по их мнению наиболее действенны. Именно ознакомление родителей с обработанными результатами этого опроса стало отправной точкой живого и заинтересованного обсуждения поставленного вопроса на родительском собрании. Хочется особо обратить внимание на необходимость применения разнообразных форм проведения родительских собраний. Они могут проходить в форме «круглого стола», конференции, тематической дискуссии, вечера вопросов и ответов.

Проработав не один год классным руководителем, я составила для себя несколько правил в отборе материала к собранию:

  • материал, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям детей;

  • теоретические сведения должны обогащаться обменом опыта по семейному воспитанию, проведением педагогических практикумов, разбором конкретных педагогических ситуаций;

  • родительское образование должно базироваться на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, знание которых является несомненной ценностью для образования родителей, опираться на результаты предварительно проведенных диагностических исследований;

  • освещая основные задачи и содержание семейного воспитания, необходимо вооружать родителей конкретными методами и приемами воспитательной работы с детьми.

Хочется поделиться еще одной маленькой находкой. На первой встрече со своими родителями я попросила их завести свои родительские папки, в которых они накапливают материал, помогающий им в общении с ребенком, его воспитании, здесь же хранятся записи с родительских собраний. Поэтому я стараюсь, чтобы на каждом родительском собрании родители получили распечатанные памятки, рекомендации по изученному вопросу. Только за истекший год мои родители пополнили свои папки следующими памятками:

  • «Правила этики общения с ребенком в семье»;

  • «Памятка по использованию компьютера ребенком»;

  • «Памятка по предупреждению детской агрессии»;

  • «Как способствовать развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у детей»;

  • «Обращение к родителям по предотвращению ДТП с детьми»;

Еще одной из форм взаимодействия с родителями являются дни открытых дверей (по пятницам), когда родители могут решать вопросы с любым учителем и представителями администрации.

На мой взгляд, это самая эффективная форма сотрудничества классного руководителя, родителя и ребёнка.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования - доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Индивидуальная консультация должна способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

- особенности здоровья ребенка;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивации учения;

- моральные ценности семьи.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель - сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

 Педагогам и родителям на заметку

Если:

- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

- ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

- ребенка хвалят, он учится быть благородным;

- ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

- ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.



Темы родительских собраний:

1.Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности.

2. Физическое здоровье ребенка - залог успешности учебной деятельности.
3. Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
4. Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего она зависит?
5. Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.
6 Культура общения с компьютером.
8. Книга и ее роль в жизни семьи.
9. Вредные привычки и как с ними бороться.
10. Уже не дети, еще не взрослые.
11. Половые различия и проблемы пола.
12. Причины детских суицидов.
13. Когда родители в разводе.
14. Как избежать конфликтов в семье?
15. Трудности школьного ученичества.
16. Как научить ребенка любить и быть любимым?
17. Хорошие родители. Кто они?
18. Система воспитательной работы в школе глазами родителей.
19. Свободное время и развлечения учащихся.
20. Одаренный ребенок в семье.

5



© 2010-2022