- Преподавателю
- Классному руководителю
- Турнир знатоков истории России, посвящённый Дню народного единства (конспект)
Турнир знатоков истории России, посвящённый Дню народного единства (конспект)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Cунцова Е.В. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пышкетская средняя общеобразовательная школа
427693, Удмуртская Республика, Юкаменский район,
с.Пышкет, ул.Советская, д.13 тел. 6-61-66
Сценарий Урока Мужества
Турнир знатоков истории России.
автор сценария
Сунцова Елена Вячеславовна,
учитель истории
Сценарий Урока мужества
Турнир знатоков истории России,
посвященный Дню народного единства
Сценарий Урока Мужества посвящён 400-летию освобождения Москвы от поляков в период Смуты и Дню воинской славы, празднуемому в нашей стране 4 ноября.
Цель мероприятия:
-
заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге русского народа, проникнуться духом патриотизма наших предков.
Задачи:
-
Познавательные: формировать интерес к истории российского государства
-
Образовательные: формирование основ гуманитарных знаний по истории России; умение анализировать и систематизировать полученные знания; повторение понятийного аппарата, хронологии; выявление пробелов в знаниях и устранение их.
-
Развивающие: развитие навыков отбора главного и существенного в материале, концентрация внимания, логического мышления; развитие коммуникативных умений.
-
Воспитательные: через игровые элементы мероприятия развивать чувство патриотизма, прививать интерес к истории Отчизны.
Оборудование: ноутбук учителя, мультимедийный проектор, доска, мультимедийная презентация, плакат "Памятник Минину и Пожарскому в Москве".
Участники: команды 8-11 классов по 5 человек.
Форма проведения: турнир знатоков истории России в игровой форме.
Предварительная подготовка команд к игре:
1) Выбрать капитана команды.
2) Придумать название команды (должно соответствовать историческому времени) и эмблему команды (должна соответствовать времени и названию)
3) Вспомнить теоретический материал о периоде Смуты, выполняя задания со стенда «4 ноября - День народного единства» : прочитать «Страницы русской истории», ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд и т.д.
Ход турнира:
Вступительное слово учителя: В декабре 2004 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон, в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: "4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе". Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской Иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал "спасителем Отечества". Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Мы проведем сегодня турнир знатоков истории, который поможет нам вспомнить события рубежа XVI-XVII вв.
Представление жюри: Злобина Ольга Юрьевна, Агафонова Елена Анатольевна, Сунцова Елена Фредовна.
Члены жюри работают с оценочными листами (Приложение 1)
Представление команд.
1-й конкурс: Разминка (устные ответы на блиц-вопросы)
-
Хронология Смутного времени. (1598-1613гг.)
-
Кем приходился Борис Годунов Федору Ивановичу? (Шурин, брат жены царя Ирины.)
-
Настоящее имя Лжедмитрия II (Григорий Отрепьев.)
-
Кто правил после смерти Бориса Годунова? (Его сын Федор.)
-
Кого называли "боярским царем"? (Василия Шуйского.)
-
Где было создано первое народное ополчение? (В Рязани.)
-
Светское имя отца царя, избранного на престол в 1613 г. (Федор Никитич Романов.)
-
Как называлось правительство, созданное в апреле 1612 г. в Ярославле? ("Совет всея земли".)
2-й конкурс: О ком писали историки? (Письменные ответы, время 5 минут, пока команды выполняют задание - раздаем задание болельщикам.)
А) "При нем московский дворец стал трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство - спокойным и негневливым. От светлодушия и доброты правителя было бы ошибочно заключать о правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а он никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками, казнил по сыску и суду, "государевы опалы", постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием" (С.Ф.Платонов).
Б) "На престоле московских государей он был небывалым явлением. Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое угнетательное отношение к людям, нарушал заветные обычаи священной русской старины, не спал после обеда, не ходил в баню, со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски. Он тотчас же показал себя деятельным управителем, чуждался жестокости, сам вникал во все, каждый день бывал в Боярской думе, сам обучал ратных людей" (В.О.Ключевский).
В) "Когда… , утомленный мирским великолепием, искал отдохновения в набожности; когда, прервав блестящие забавы и пиры, в виде смиренного богомольца ходил пешком из монастыря в монастырь, в лавру Сергиеву и в иные святые обители, вместе с супругою, провождаемою знатнейшими боярынями и целым полком…телохранителей, в то время правительство неусыпно занималось важными делами государственными, исправляло злоупотребления власти, утверждало безопасность внутреннюю и внешнюю." (Н.М.Карамзин).
Г) " Женщина, в начале XVIIв. игравшая такую видную, но позорную роль в нашей истории, была жалким орудием той римско-католической пропаганды, которая, находясь в руках иезуитов, не останавливалась ни перед какими средствами для проведения заветной идеи подчинения Восточной церкви папскому престолу" (Н.И.Костомаров).
Д) "Вступивши на престол, … целовал крест, что ему, "не осудя истинным судом с боярами своими, никого смерти не предавать, вотчин, двор и имения у братьев, жены и детей преступника не отнимать, если они не виноваты, доносов ложных не слушать, но исследовать всякое дело как можно обстоятельнее, а ложных доносчиков казнить, смотря по вине, какую возвели на другого". (С.М.Соловьев)
(Ответы: А) Борис Годунов Б) Лжедмитрий I В) Федор Иоаннович Г) Марина Мнишек Д) Василий Шуйский.)
Задание для болельщиков: Отгадай кроссворд. (Приложение 2)
(Ответы:
По горизонтали: 1. Дон 6. Ополчение 8. Филарет 9. Шеин 10. Интервенция
По вертикали: 2. Отрепьев 3. Скопин-Шуйский 4. Крестьяне 5. Пожарский 7. Иван)
3-й конкурс: Конкурс капитанов.
Историческая фальшивка (письменно 4 минуты).
После смерти Ивана IV в 1586г. на престол вступил его сын Федор. Фактически же власть принадлежала царскому шурину боярину Борису Годунову. В царствование Федора Ивановича произошло событие большой важности: Собор духовенства в 1589 г. избрал первым патриархом московским и всея Руси Иеремию.
Феодальная знать враждебно относилась к Годунову и хотела отстранить его от власти. Когда в 1591 г. в Коломне при загадочных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного от его жены кабардинской княжны Марии Темрюковны, пошел слух о том, что царевича убили по приказу Годунова, чтобы устранить возможного претендента на царство. Все же после смерти бездетного царя Федора в 1598 г. Борис Годунов при поддержке патриарха был избран Боярской думой на престол.
Ответ:
ошибки
дело обстояло так
1586 г.
1584 г.
Иеремия.
Первый патриарх Иов.
в 1591 г. в Коломне.
в 1591 г. в Угличе.
Младший сын Ивана Грозного от его жены кабардинской княжны Марии Темрюковны.
Младший сын Ивана Грозного от его жены Марии Нагой.
Был избран Боярской думой.
Был избран Земским собором.
4-й конкурс. История в живописи. (слайды 8-12)
Определите:
-
Название картины
-
Автора
-
Какие изображены события.
(Ответы: № 1 - С.Иванов. "В Смутное время" , № 2 - В.Верещагин. "Защита Свято-Троицкого монастыря", № 3 - Э. Лисснер. "Изгнание поляков из Кремля", № 4 - М.Скотти. "Минин и Пожарский". )
5-й конкурс. Кто сказал эти слова? При каких обстоятельствах они были произнесены? (Письменно 3 минуты.)
А. "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! Мы совершим его, если Бог поможет. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело: я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут и мы избавимся от иноплеменников."
Б. "Нет, не я вас, а вы обманули сами себя. Как могли вы думать, что я выдам вам нашего государя? Он спасен теперь, и вы очень далеко от его поместья! Вот вам голова моя, делайте со мною, что хотите, я отдаю себя Богу!"
В. "Отче великий, патриарх Иов! Бог свидетель, что не будет в моем царстве бедного человека. Последнюю рубашку разделю со всеми".
(Ответы:
А) Кузьма Минин, обращение к жителям Н.Новгорода.
Б) Иван Сусанин, завел польский отряд, искавший Михаила Романова, в непроходимые болота. В) Борис Годунов, при вступлении на престол в 1598 г.)
6-й конкурс. Монеты. ( слайды 13-15)
-
Восстановите надписи на монетах.
-
Укажите имена и годы правления государей.
-
Определите достоинство монеты.
(Ответ: №1 - Царь и Великий князь Федор Иванович всея Руси (1584-1598), копейка; № 2 - Великий князь Борис (1598-1605), копейка.)
7-й конкурс. Укажите верные утверждения.
А) со смертью царя Федора прервалась правящая династия в России;
Б) настоящее имя Лжедмитрия II Григорий Отрепьев;
В) основной военной силой движения И. Болотникова были стрельцы;
Г) вторым избранным царем на русский престол был польский королевич Владислав;
Д) после свержения Василия Шуйского в стране стала править Боярская дума;
Е) после смерти Бориса Годунова на престол был возведен его сын Иван;
Ж) в 1613г. Земский собор избрал на царство Михаила Романова.
(Ответ: А, Д, Ж - "да".)
8-й конкурс. Восстановите последовательность событий:
А) убийство Федора Годунова;
Б) пресечение династии Рюриковичей;
В) гибель царевича Дмитрия;
Г) установление семибоярщины;
Д) Речь Посполитая объявила войну России;
Е) введение в России патриаршества;
Ж) освобождение Москвы от поляков.
(Ответ: ЕВБАДГЖ.)
Пока жюри подводит итоги.
9-й конкурс: Задание: составить как можно больше слов (существительных в ед.числе) из слова ЕДИНСТВО
Жюри подводит итоги турнира, награждает победителей.
Литература.
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. Учебник для 7 класса. М., 2012.
-
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. Рабочая тетрадь. М., 2012.
-
Карамзин Н.М. История государства российского. М., 2004.
-
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.2. Ростов-на-Дону, 2010.
-
Короткова М.В. История России IX-XVIII вв. 6-7 классы. Дидактический материал. М., 2010.
-
Шаповал В.В. Дидактические материалы по истории России XVI-XVIII веков. М., 2006.
Приложение1.
Оценочный лист для жюри
Конкурсы
Критерии
оценка
Представление команд
Представление игроков, обоснование названия, эмблемы (соответствие историческому времени)
Максимально 2 балла
1 конкурс:
Разминка
По 1 баллу за каждый правильный ответ
2 конкурс:
О ком писали историки?
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Максимально 5 баллов
Задание для болельщиков: Кроссворд
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Максимально 10 баллов
3 конкурс: Конкурс капитанов. Историческая фальшивка
По 1 баллу за каждую найденную ошибку (5 баллов), по 1 баллу за каждое правильное объяснение (5 баллов). Максимально 10 баллов.
4 конкурс: История в живописи
До 3 баллов за каждую картину, максимально 12 баллов
5 конкурс: Кто сказал эти слова?
До 3 баллов за каждый ответ (в зависимости от полноты ответа). Мак
6 конкурс: Монеты
До 3 баллов за каждый ответ Максимально 6 баллов.
7 конкурс: Укажите верные утверждения
По 1 баллу за каждый правильный ответ «да»
Максимально 3 балла
8 конкурс: Восстановите последовательность событий:
За правильную последовательность - 2 балла, с одной ошибкой - 1 балл
9 конкурс: Составь слова.
За каждое слово -1 балл.
Всего баллов:
Приложение 2.
Задание для болельщиков: Кроссворд
6
3
----
8
5
10
4
2
1
9
7
По горизонтали:
1. Река, с которой «выдачи нет». 6. Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах . 8. Монашеское имя двоюродного брата Федора Иоанновича. 9. Герой обороны Смоленска. 10. Насильственное вмешательство одного государства во внутренние дела другого.
По вертикали:
2. Фамилия беглого монаха, сыгравшего важную роль в истории России. 3. Талантливый полководец Смутного времени. 4. Большинство населения России. 5. Один из руководителей ополчения. 7. Имя «ворёнка».
Фото - отчёт о проведении мероприятия.
Данное мероприятие проводилось, как заключительное, в рамках недели истории среди учащихся 8-11 классов в 2012 году. Победителем турнира стала команда 10 класса, II место- 11 класс, III место- 9 класс.