- Преподавателю
- Классному руководителю
- Беседа Что значит быть настоящим человеком?
Беседа Что значит быть настоящим человеком?
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ашрафзянова Л.Л. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема:"Что значит быть настоящим человеком?"
Форма проведения: беседа
Задачи :
-
Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
-
Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
-
Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.
Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.слайды Приложение.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.
Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.
- Я - человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?
Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)
- Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее - от человека».
Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание - человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.
- Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я - человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)
- Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? ( о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).
- То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком). Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.
- Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.
2. Основная часть.
- Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.
1 уч-ся:
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут - стоит, как пень,
Как будто в землю врос.
2 уч-ся:
Смотри, не пей сырой воды,
Советует сосед.
Один стакан, потом другой
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
3 уч-ся:
Придёшь обедать к 3 часам, -
Ему сказала мать.
Он пробурчал: - я знаю сам,
А сам явился в 5.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
- Когда я вас не слушаюсь,
То выгляжу взрослей.
- Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?
Дети: Нет.
(встаёт уч-ся и говорит): - Может мне быть таким, как Андрюшка?
Дети: Егор, будь человеком!
- Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).
Слайд 1 - Итак, правила вежливости, прочитаем хором.
-
Будь внимательным к людям.
-
Не будь грубым.
-
Не причиняй другому неприятностей и обид.
- Неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?
4 уч-ся:
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
- У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае - она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
Говорит она толкаясь: - Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке: - Это детские места.
- Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
- Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?
Дети: Нет.
- Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).
Слайд 2: - Прочитаем хором, запомним и будем такими же.
-
Помогай тому, кому трудно.
-
Будь трудолюбивым и отзывчивым.
-
Уважай старших, помогай малышам.
-
Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.
- Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека - это значит:
-
быть готовым оказать ему помощь;
-
вежливо разговаривать;
-
сидеть за одной партой в классе;
-
вместе играть на переменах.
- А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.
Игра «Словарь волшебных слов».
-
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
-
Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
-
Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
-
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).
-
Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста).
-
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).
- Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).
- Прочитаем хором. Слайд 3
-
Будь вежлив на словах и на деле.
- Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?
Дети: Нет.
- Скажите, вежливый человек может быть злым?
Дети: Нет.
- Почему? (ответы уч-ся).
- Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.
5 уч-ся:
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
- Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?
Дети: Нет.
Слайд 4:
-
Будь добрым.
-
«Сейте разумное, доброе, вечное…» - сказал когда-то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
-
Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В. Шаинского «Улыбка».
Исполняется песня «Улыбка».
- Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её - доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра. Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы - настоящий человек.
3. Заключительная часть.
- А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да - поднимите зелёную карточку, если нет - красную. Работаем в паре.
Игра «Вежливо-невежливо».
-
Говорить грубые слова.
-
Обижать маленьких.
-
Поиграть с младшей сестрой или братом.
-
Поздороваться при встрече.
-
Толкнуть, не извиниться.
-
Помочь пожилому перейти дорогу.
-
Заплатить за проезд в автобусе.
-
Помыть дома посуду, сходить в магазин.
-
Жаловаться на других.
-
Не уступить место в автобусе взрослому.
-
Сказать «спасибо».
- Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)
- Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)
- Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)
- Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)
- Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка Слайд 5.
- А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)
- Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.
Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. Слайд 6 (небольшая беседа о выборе).
- Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо - дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.
Слайд 7:
- Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - человек».