Классный час О древней дружбе бурята и коня

Классный час "О древней дружбе бурята и коня" был разработан к конкурсу "Экологический фольклор". Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края посредством приобщения к бурятской культуре и традициям. Задачи: познакомить обучающихся с культом лошади в бурятской традиции; развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитать сознательное и бережное отношение к природе.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Управление образования администрации МО «Нукутский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новоленинская средняя общеобразовательная школа

Нукутского района Иркутской области




Классный час

по теме «Экологический фольклор народов мира»



О древней дружбе бурята и коня




Выполнила: Булкеева Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы



с. Новоленино, 2012

Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края посредством приобщения к бурятской культуре и традициям.

Задачи: познакомить обучающихся с культом лошади в бурятской традиции; развивать речь, внимание, наблюдательность; воспитать сознательное и бережное отношение к природе.

Ход классного часа:

1. Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели урока.

- Здравствуйте. Сегодня разговор у нас состоится необычный. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем пойдет речь.

Грациозный и ретивый, Трусит он красивой гривой.

Любит он в росе купаться, Кушать сено и брыкаться:

Дали прозвище - Огонь. Это самый лучший (конь).

- Чтобы точнее определить тему нашего разговора, я предлагаю вам собрать пазл на скорость. Мы разделимся на две команды, затем будем на скорость собирать пазл.

2. Работа с пазлами.

(Фотография лошадей разрезана учителем на несколько частей, ребятам необходимо собрать все части воедино. На пазле лошади бурятской породы около юрты).

- Что изображено на пазле? Почему рядом с конями юрта? Как вы думаете, кони какой породы на фотографии? Как это связано с темой классного часа? Ваши предположения?

- Ваши предположения верны. Тема классного часа: «О древней дружбе бурята и коня».

3. Разгадывание кроссворда

- Давайте выясним, что вы знаете о роли коня в бурятской традиции. Для этого предлагаю отгадать кроссворд. (После отгадывания каждого слова классным руководителем дается комментарий, пояснение, интересный факт взаимоотношения коня и бурята).

7


5

4

6

1

2

3

Кроссворд:

1.Кисломолочный напиток из кобыльего молока. Известен кочевым народам с глубокой древности.

- Достоинства кумыса общеизвестны. Прежде всего - прекрасное лечебное средство. Во-вторых, чудесный тонизирующий напиток. Высоки диетические и питательные свойства кумыса. Словом, он полезен во всех отношениях. Кроме того, кумыс относится к тем напиткам, которыми встречают почетного гостя. Высоко ценили его в старину. Необычайно широкой популярностью пользуется он и теперь.

2. Как звучит слово конь на бурятском языке?

- Для обозначения богатырского коня в бурятском языке есть слово «хулэк», собственного имени конь не имеет. Кони называются главным образом по их масти: светлый, темный, золотистый и так далее.

Масти коней по существу становятся именами. Бурятский язык богат словами, обозначающими возраст, масть коней. Например, «унаган» - жеребенок, «дааган» - двухлетний жеребенок, «гунан» -трехлетний конь, «донон» - четырехлетний; или «хэер» - гнедой, «шарга» - соловый, «хурэн» - бурый, «хара» - вороной, «боро» -серый, «cooxoj)» - пестрый.

3. Коновязный столб.

- В связи с культом коня у бурят коновязный столб - сэргэ являлся непременным атрибутом. Обряд воздвигания сэргэ проходил в торжественной обстановке со строгим соблюдением всех правил. Для коновязного столба могли использовать лиственницу, березу, сосну. На вершине столб имел конусообразный вид. Под конусом вырезали две или три зарубки. Верхняя зарубка предназначалась для коней божеств. В яму под коновязным столбом клали подношения в виде монет, драгоценных и полудрагоценных камней.

4. В каком бурятском эпосе одна из главных ролей отдана богатырскому коню, который наделен человеческой речью и большим умом?

-Вот описание богатырского коня в эпосе «Гэсэр» (заранее подготовленные ученики представляют инсценировку эпизода встреча Гэсэра с конем).

5. Бог лошадей.

Буряты верили, что существует бог лошадей Солбон (Венера), и посвящали ему живого коня. Для этого выбирали здорового жеребца, совершали обряд брызганья на его голову, спину и хвост, к гриве привязывали ленточки (зала). Посвященного коня (онгон морин) можно было седлать, ездить на нем, работать всем, кроме женщин. Когда священный конь становился дряхлым, мужчины уводили его в лес в тайгу на высокую гору и производили обряд ритуального заклания. Голову, шкуру, копыта, кости сжигали на специальном ритуальном помосте - так лошадь провожали к ее хозяину, богу Солбону, к которому она уходила вместе с дымом.

6. Лошадиные гонки, один из видов конного спорта, имеющий давнюю историю.

- В некоторых местах до сих пор сохранился обычай петь мориной соло в честь коня победителя на скачках. Победившего коня встречают уважаемый человек. В правой руке у него хадак, в левой - молоко. После того как он исполнит песню, прославляющую скакуна, преподносят духам местности молочное угощение. Первым пробует белую пищу человек, который исполнял песню. Затем дает всаднику - победителю. Тот пробует сам, затем пускает белую пищу по кругу.

7. Праздник с жертвоприношением у верующих бурят.

- Лошадь - животное, которое приносили в жертву высшим божествам на массовых молениях - тайлганах. Высоко на шесте подвешивали шкуру животного с головой и ногами. Кости жертвенного животного сжигались. Однако в древности добрым божествам приносили бескровные жертвы о чем часто упоминают старые люди.

4. Слово учителя

Конь для бурята - не только средство производства, а скорее дар богов, который надо беречь и лелеять. Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила.

Конь почитался существом небесного происхождения. Место его на небе, Млечный Путь, по представлению древних бурят,- это молоко небесной кобылицы. Лошади приписывали не только небесное происхождение, но и магическую силу. Верили, что дом, у порога или над дверью которого прибита подкова, недоступен для злых духов. Чтобы обезопасить себя от змей, место стоянки окружали веревкой, сплетенной из конских волос. Лошадь - символ добра, и она противопоставляется змее, которая олицетворяет злые силы. По преданиям, змея боится лошади, потому что у нее из ноздрей пышет пламя, из-под копыт вылетает огонь. Поэтому лошадь - воплощение добрых сил, в гриве коня прячется «душа» человека.

5. Работа с материалом устного народного творчества.

1. Пословица - Уважительное отношение к коню отразилось в устном народном творчестве бурят. Прочитайте пословицы о лошадях, объясните их значение. Как относились буряты к коням?

- Чем иметь плохого товарища, лучше ездить на добром коне.

- Без собаки пастух глухой, без коновязи юрта степняка пуста.

- Конь узнается при горе, а друг при беде.

- От одной чашки можно быть сытым за день, а лошадь может прокормить целый год.

- Кнут коню не помощник.

- В дороге надейся на коня, когда трудность настигнет, надейся на своего друга.

- Бурят без коня - не бурят.

2. Народная игра - Даже в народных играх бурят возникает образ коня. Сейчас мы поиграем в народную игру «Табун». Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два - три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков. Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

3. Загадка. -Отгадайте загадки: а) По дороге черная чашка побежала. (Харгы уруу хара аяга гуйбэ) (Отгадка: лошадиное копыто); б) Кнут бич из сапфира, сплетен из 1008 волос. (Минаа минаа миндарга, Минга найман hухалга) (Отгадка: лошадиный хвост).

4. Эпос «Гэсэр», сказки - И в бурятских эпосах конь всегда выручает героя, подает ему советы, исполняет его желания, спасает, преодолевает огромные расстояния. Немало добрых дел совершит на земле Гэсэр и всегда рядом с ним будет его верный друг. Конь практически не отделялся от всадника героя эпоса. В Гэсэриаде говорится, что «если хозяин убит, то убить и коня обычай велит»[9].Конь богатыря не попадает в руки врагов и возвращается к герою эпоса, если он «оживает», или идет к его сыну, чтобы отомстить врагу-дьяволу. Образ крылатых коней (далитай морин) особенно часто встречается в сказках. В них рассказывается о том, как конь преодолевает большие расстояния, исполняет сокровенные желания человека, защищает и спасает его. Советую прочитать сказки: «Девушка и говорящий бархатисто-черный конь», «Сирота-парень, сын Хулдая, и его саврасый конь», «Зэр Далай Мэргэн на рыжем коне», Борхон Тулай и его горбатенький сивый конь». Вспомните, русские народные сказки, в которых конь помогает хозяину, дает советы? К какому выводу привела эта работа? (Образ коня встречается и в русском фольклоре).

5. Изображение коня в элементах народных музыкальных инструментов.

- Посмотрите на музыкальный инструмент бурят - хур. Почему название этого инструмента с бурятского языка переводится как голос лошади?

- Хур, моринхур (букв. - голос лошади), струнный смычковый музыкальный инструмент у монгольских народов. Корпус трапециевидного сечения, дека кожаная, часто орнаментированная, длинная шейка завершается головкой в виде головы лошади. Струны из конского волоса.

6. Вывод.

- Предлагаю написать синквейн на тему «Древняя дружба бурята и коня».

Например, мне пришел в голову такой:

Бурятский конь.

Бесстрашный, крылатый, волшебный.

Спасает, охраняет, служит.

Есть древняя дружба между нами.

Морин!

- Можно сделать вывод о том, что у бурятского народа конь был самым любимым и почитаемым животным, что находит подтверждение и в сказках, и в пословицах, и в эпосах бурят.



Список использованной литературы:

1.Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. - Улан - Удэ, 2004.

2. Бурятские народные сказки. - Улан - Удэ: Книжное издательство, 1972.

3. Былины. - М.: Детская литература.1979.

4. Вяткина К. В. Культ коня у монгольских народов. Сов. Этнография, 1968. №6.

5. Герасимова К. М. Обряды защиты жизни. - Улан-Удэ: Книжное издательство. 1999.

9. Гэсэр: Бурятский героический эпос. - М.: Художественная литература,1972

10. Ковалевская В. Б. Конь и всадник. - М.: 1977.

11. Хий морин - символ удачи. Бураяд унэн, 26.02.1998.

Интернет-ресурсы:

  1. owasia.ru

  2. nsportal.ru

  3. kapralova.com/ru

  4. ayaganga.ru

  5. dic.academic.ru



© 2010-2022