Основные подходы к содержению деятельности классного руководителя в новых условиях

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…"

В.А.Сухомлинский

Наше время - это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование.

В Концепции математического образования в России говорится о том, что математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности. Математическое образование есть благо, на которое имеет право любой человек, и обязанность общества - предоставить каждому возможность воспользоваться этим правом. Но овладение математикой требует больших умственных усилий, напряжения. Следовательно, чтобы достичь успехов при обучении математике, необходимо большое внимание уделять здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, пособствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Что такое здоровьесберегающая технология?

Здоровьесберегающая технология - это:

1. Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3. Соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;

4. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

5. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей

деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.).

2. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.

3. Создание комфортного психологического климата.

4. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.

5. Чередование различных видов деятельности на уроке.

6. Использование аудиовизуальных средств обучения.

Урок необходимо организовать в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся.

Изучение предмета «математика» кроме учебника, ручки, карандаша, линейки и тетради в настоящее время предусматривает активное использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на уроке без использования ИКТ. На уроке по максимуму необходимо использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.

Одно из самых главных условий - это условия работы.

Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель. Ученики, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, желательно уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого учащегося находить доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняет на протяжении всего занятия.

Интересным являются проблемный метод и метод проектов.

Они всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы. Ученик, анализируя фактический материал и оперируя им, расширяет и углубляет знания при помощи ранее усвоенной информации. А поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

Ведь, как известно, лучший вид отдыха - смена деятельности. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, надо проводить динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.

Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. В системе использовать физические упражнения,

например:

На вдохе - ноги вместе, руки вверх и сильно прижимаем их к ушам, а затем на выдохе - резко опускаем руки вниз и др.

Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или с учебником надо рекомендовать в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Это следующие упражнения:

1. Вертикальные движения глаз «вверх - вниз»;

2. Горизонтальные «вправо - влево»;

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;

4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

На уроках также особое внимание желательно уделяю одному из принципов развивающего обучения: включать в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие - это все художественное, интуитивное, а

левое - рационально-логическое. Поэтому в основу когнитивного стиля личности положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этим особенностей «предпочтений» восприятий.

Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. Для гармонизации двух полушарий можно предложить школьникам вначале медленно, а потом в более быстром темпе левой рукой взять правое ухо, а правой рукой взять левое ухо. Выполнять упражнение нужно несколько раз и в системе. Это снимает психологический стресс, улучшает гармонизацию полушарий.

Перед контрольной работой или зачетом на перемене (на доске или листке бумаги)можно рисовать, писать формулы, чертить схемы и т.д. Это позволяет заметно снять внутреннее напряжение перед контрольной работой.

Некоторым учащимся трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья как через формирование усталости, так и само по себе. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.

Целенаправленное, управляемое со стороны преподавателя развитие творческих способностей при помощи системы познавательных прикладных задач приводит к тому, что у школьников появляется интерес не только к знаниям, но и к способам их приобретения. Они соприкасаются также и с эстетической стороной умственного труда, когда они учатся сравнивать несколько способов решения одной задачи, как по правильности, рациональности, так и по «красоте» - простоте, изяществу, лаконизму. Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.

Один из приемов создания положительных эмоций на уроке - юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость. Например, урок проведем под девизом «Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!» (Цицерон).

Второй прием - возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс - это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.

Третий прием - «возбуждение умственного аппетита» к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются «очень трудные», таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.

Четвертый прием - совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии, можно сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.

В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Вот здесь необходимо применять разнообразные элементы рефлексии, причем, если она была проведена в начале урока и в конце, то сразу видна оценка уроку, причем выставленная классом в целом. Это позволяет сделать выводы по уроку для себя каждому и, мне, как учителю, особенно необходимо! Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.



© 2010-2022