ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ по теме: Деятельностный метод обучения в начальной школеЭнукидзе Л. М

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление

педагогического опыта

учителя начальных классов

Энукидзе Людмилы Мухтаровны.



Говорят, что труд учителя - удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять "разумное, доброе, вечное"... Многие согласятся с тем, что учитель - это не просто профессия, это миссия. Ведь всех нас во многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслуги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его человеческих качеств, закладывает основы его будущего...

1.Актуальность и перспективность опыта .


Педагогическая проблема, над которой я работаю - «Деятельностный метод обучения в начальной школе»

Наше время - время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В настоящее время востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески и креативно мыслящие, умеющие решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Основные задачи современного образования:

*формирование системы культурных ценностей
*формирование мышления через обучение деятельности
*формирование целостной картины мира
*система дидактических принципов
*деятельности
*непрерывности
*целостности
*минимакса
*психологической комфортности
*вариативности
*творчества

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями к повышению качества образования, достижению новых образовательных результатов.

На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

Образовательные результаты

Метапредметные результаты - освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяе-мых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

Предметные результаты - усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, -знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей

Личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам .


2. Концептуальность.


Основная педагогическая задача: организовать условия, инициирующие детское действие .

Системно - деятельностный подход - методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения

Ключевая идея:
*систематически и методически правильное применение метода развивают учебную деятельность
Проблема
*определить возможность использования деятельностного метода на уроках в начальной школе в учебной деятельности обучающихся и во внеурочное время
*через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования
Основные задачи:
*раскрыть понятие деятельностного метода , используя педагогическую и методическую литературу
*показать специфику применения деятельностного метода
*разработать методические рекомендация по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения


4. Ведущая педагогическая идея учебно - воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.

5. Оптимальность и эффективность средств.


Эффективными средствами деятельностного метода на уроке являются:

- сомостоятельное добывание информации;

- дидактические игры;

- работа в парах;

- групповая работа;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ,

- использование современных образовательных технологий.

Повысить у учащихся интерес к учёбе помогают нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок- КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, уроки-проекты и интегрированные уроки.

Проблемные ситуации.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался.

Интеграция учебных занятий.

На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение.

Работая по образовательной модели «Школа 2100», я решаю проблему всестороннего развития личности путем применения технологии деятельностного метода, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, его склонности, интересы, ценности. Использование данной технологии вызывает интерес к изучению предметов, развивает способности учащихся, формирует необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.

Использование информационно - коммуникационных технологий

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися.

Текстовый редактор Word используется мной для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например небольшое сообщение на заданную тему.

На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Технология» «Музыка» по ФГОС.

Школа подключена к сети Интернет, что позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.

При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.

Я имею свою личные странички на сайтах:

Web-адрес сайта: muitiurok.ru/luda.enukidze/

учительский сайт/Энукидзе- Людмила- Мухтаровна

На них размещены детские презентации, исследовательские работы,тесты по разным предметам.

6. Результативность опыта .

Все уроки я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству.

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемой технологии деятельностного метода.

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ по теме :Деятельностный метод обучения в начальной школеЭнукидзе Л.М,



Наблюдается динамика успеваемости и качества знаний обучающихся.


Учебный год

Кол-во

обучающихся

Усп-ть,

%


Кач-во,

%

СОУ

%


Средний

балл

2013/14

35

100

69

58

3,7

2014/15

30

100

75

59

3,8

2015/16

I полугодие

31

100

78

67

3,9

В декабре 2015г. был проведен мониторинг в 4 классе по математике и русскому языку.

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ по теме :Деятельностный метод обучения в начальной школеЭнукидзе Л.М,ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ по теме :Деятельностный метод обучения в начальной школеЭнукидзе Л.М,

.

Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», "Олимпис"

Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам.

Используя деятельностный метод обучения, ребята повышают качество образования, участвуют во Всероссийских ,Региональных научных конференциях и получают призовые места.

В дальнейш я планирую использовать деятельностный метод обучения в начальной школе для повышения качества образования учащихся.


© 2010-2022