Выступление на общешкольном родительском собрании на темуКомпьютер в жизни подростка

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кл.руководитель-Ярвикова С.Н.

Родительское собрание «Компьютер в жизни ребёнка».

Задачи собрания :

1.Познакомить учащихся с современной информацией о роли компьютера в жизни школьника.

2.Показать возможности использования компьютера для учебной деятельности в домашних условиях.

3.Обратить внимание родителей на возможные негативные воздействия компьютера на здоровье их ребёнка и на то, как можно их избежать.

4.Познакомить родителей с компьютерными возможностями нашего учебного заведения.

Содержание собрания:

В начале собрания предлагается задать следующие вопросы:

1. Какое место занимает компьютер в жизни ребёнка: частичку или целый мир?

2. Знаете ли вы, чем занят ребёнок в свободное время, особенно когда вы отсутствуете дома?

3. Почему дети часто охотнее общаются с компьютером, а не со сверстниками?

4. Знаем ли мы, взрослые, какие проблемы возникают у ребёнка, остающегося изо дня в день один с компьютером?

Затем рассмотрим 2 ситуации с позиции родителей.

Ситуация 1: Ребёнок за компьютером. Он не шатается бесцельно и не известно с кем на улице, он дома не бегает, не прыгает, не разбрасывает карандаши, фломастеры, не малюет ими, где попало, не режет на мелкие кусочки любимое мамино платье. Он занят, не пристаёт к взрослым и даже, может быть, учится чему-то(по обучающим программам), либо просто получает заряд положительных эмоций.

Ситуация 2: Компьютера нет. Зато есть столько проблем! Усадить дитя за уроки, погулять с ним, потом чем-то занять, потом всё убрать или заставить это сделать его самого и.т.д. И при этом надо ещё воспитывать, напрягать свои нервы и умственные силы.

Многие считают, что,купив наследнику персональный компьютер, можно облегчённо вздохнуть. Но если для этого основания? Решаем ли мы этим проблемы? Или создаём новые?

Вопрос для родителей: Для чего вы купили ребёнку компьютер?

Познакомить родителей с ответами детей на 7-ой вопрос анкеты

(приложение 1) и просят оценить, совпадают ли ответы детей с ожиданиями родителей, а , если нет, то почему?

Немаловажно обратить внимание родителей на то, какие компьютеры они купили ребёнку, по какому принципу выбирали. Как организовали рабочее место ребёнка ( поставили на письменный стол, сказав:»пользуйся» или купили специальный стол и кресло)? Кто «ухаживает» за компьютером: ребёнок или мама? Не помешают родителям и несколько советов(приложение2).

Рекомендации для родителей:

  1. Если вы решили купить компьютер, не экономьте на здоровье детей: компьютер и видеотерминалы должны быть хорошего качества.

  2. Компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене.

  3. Правильно организуйте рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребёнка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке.

Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом:

От 115 до 130 см рекомендуется стол высотой 54см, а стул- с высотой сиденья -32см;

Для детей выше 130см - стол 60см и стул - 36см;

Стул должен быть обязательно с твёрдой спинкой. Сидеть ребёнок должен на расстоянии не менее 50-70см от видеотерминала(дисплея), но чем дальше, тем лучше. Воображаемая линия взора(от глаз до экрана) должна быть перпендикулярна экрану и приходиться на его центральную часть.

Поза ребёнка- прямая или слегка наклоненная вперёд, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устройство посадки, ребёнок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке(опора для ног обязательна).

Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещённое место, но так, чтобы на экране не было бликов.

4.В помещении, где используются компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.

5.До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.

6.Поставьте недалеко от компьютера кактусы: считается, что эти растения поглощают вредные излучения.

7.Почаще проветривайте комнату, а чтобы увеличить влажность воздуха, поставьте в помещении аквариум или другие ёмкости с водой.

8.С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребёнка как по содержанию, так и по качеству оформления.

9.Без ущерба для здоровья дошкольники и младшие школьники могут работать за компьютером не более 15минут, а дети близоруких родителей и дети с отклонениями в состоянии здоровья - только 10минут в день, причём не ежедневно, а 3 раза в неделю, т.е. через день.

10. После каждого занятия делайте с ребёнком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

Переходим непосредственно к анализу анкет(результаты опроса выведены на слайд)

Как используют компьютер ваши дети:

-компьютер есть дома у …человек из28опрошенных(…%)

-в большинстве семей компьютер используется только ребёнком;

-дети проводят за компьютером 1,5-2часа ежедневно;

-компьютерные образовательные программы учащиеся не используют.

Немаловажно, что компьютером в большинстве семей пользуется только ребёнок, т.е. родители имеют весьма поверхностное представление о том, чем же на самом деле он занят. Из этого следует, что родители должны овладеть азами компьютерной грамотности , чтобы вовремя успеть сориентироваться, да и не потерять авторитет у собственного ребёнка.

Внимание родителей обращается на время, проводимое детьми за компьютером.

Ученики нашего класса узнали, что за компьютером в среднем они проводят 1,5-2 часа. Это не мало, если не сказать, что много!

Родителям предлагается информация о количестве времени, проводимом ребёнком за компьютером, без вреда для здоровья:

1класс - до 10минут;

2-5класс - до 15минут;

6-7класс - до 20минут;

8-9класс - 25минут;

10-11класс - 30минут.

Здесь, прежде всего, учтены требования врачей и санитарных норм к урокам информатики. В соответствии с ними для учеников 5 класса непрерывная работа за компьютером должна составлять 15минут, т.е.15минут работа, затем - отдых и т.д.Так ли это на самом деле?

Вопрос родителям: как часто вы контролируете время, проведённое ребёнком за компьютером, и его распределение в течение суток?

Что же писали об этом дети?

- я сижу за компьютером столько, сколько хочу - …%(понятно, что многие могли и слукавить, но тем не менее…).

- Моё время работы за компьютером ограничено - …%.

Сегодня миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения; трудности при переносе взгляда с ближних предметов на дальние и наоборот; кажущееся изменение окраски предметов, их двоение; неприятные ощущения в области глаз; чувство жжения, «песка»; покраснение век, боли при движении глаз.

Рекомендации родителям по профилактике близорукости:

1 Требования к монитору:

-количество цветов не менее 256;

-размер зерна не более 0,28мм;

-частота регенерации не менее 75Гц;

-возможность регулировки яркости и контраста изображения.

2.Монитор должен находиться на расстоянии не менее 45см от глаз(расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда.

3.Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В то же время оно должно быть достаточным для того, чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете.

4.При одновременной работе с книгой и монитором желательно, чтобы они находились на одной высоте, для этого приобретайте подставку для книг.

5.Почаще протирайте экран монитора.

6.Как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть, причём если с монитора переключиться на телевизор, толку будет мало.

После каждого занятия с компьютером необходимы, как минимум,

упражнения для глаз:

1.На счёт 1-4 закрыть глаза с напряжением, на счёт 1-6 раскрыть глаза.

2.Посмотреть на кончик носа на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6.

3.Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх- вправо- вниз- влево и в обратную сторону: вверх- влево- вниз- вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.

4.Держа голову неподвижно, перевести взор и зафиксировать его: на счёт 1-4-вверх, на счёт 1-6 - прямо; затем так же вниз - прямо, вправо - прямо, влево - прямо. Проделать движение глазами по диагонали сначала в одну, потом в другую сторону, затем посмотреть прямо на счёт 1-6.

5.Посмотреть на кончик указательного пальца, удалённого от глаз на расстояние 25- 30см, на счёт 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять его от носа на то же расстояние.

6. «Метка на стекле»: переводить взгляд с метки на стекле окна (красный кружок диаметром 3-5 мм) на выбранный предмет вдали за стеклом.

7.Перемещать взгляд по траекториям, изображённым на больших плакатах: по восьмёрке, по часовой стрелке и против неё.

Упражнения выбираются по желанию, каждое из них повторяется 4-5 раз. Общая продолжительность занятий 2мин.

Кроме зрительного переутомления компьютер может быть опасен:

- для позвоночника (для профилактики заболеваний позвоночника следует правильно организовать место за компьютером, как можно чаще менять позу или вставать из-за компьютера и, конечно же, по возможности делать гимнастику, заниматься спортом и всячески развивать мышцы спины);

-для органов дыхания (вредна пыль, которая скапливается и от которой не так - то легко избавиться);

-появлением синдрома запястного канала (жгучая боль и покалывание в области расхождения ветвей срединного нерва, болезненность и онемение запястья, ладони и пальцев, неловкость и слабость поражённой ладони);

-возможны стрессы и нервные расстройства, источниками которых могут быть разные ситуации (наверное, нет такого человека, у которого никогда бы не «зависал» компьютер, не терялась несохранённая информация, не было бы проблем с программами…)

Часто нервные расстройства, возникающие у ребёнка, связаны и с компьютерными играми. Чтобы узнать, во что играет ребёнок, достаточно взглянуть на обложки игр.

Необходимо с особым вниманием и ответственностью отнестись к выбору компьютерных игр: не увлекаться «пугалками» и «стрелялками», т.к.они - «провокаторы» агрессивного поведения ребёнка.

Во-первых, они не требуют от детей проявления терпения и силы воли, необходимых для серьёзных интеллектуальных занятий, вырабатывают привычку к развлечению, бездумности, лёгкому достижению цели. Уже имеются печальные результаты увлечения такими играми: педагоги видят, что через два года постоянных игр дети не могут связано рассказать о своей любимой игре, ограничиваясь возгласами и междометиями типа «бац», «ты-ты-ды» и т.п. Они легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро выполняют тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У детей вырабатывается быстрота реакции, однако теряется способность к сосредоточенности, необходимая для успешного выполнения учебных задач.

Во-вторых, подобные игры отчуждают ребёнка от живой природы, от сверстников, родителей. Может ли компьютер заменить общение с родителями? А общение с друзьями, другими людьми, природой? (НА эти вопросы предлагается ответить родителям)

И третья, может быть, самая главная опасность для детской психики: развлекательные компьютерные игры допускают жестокость со стороны игрока, моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов и военных действий.

Ребёнка следует учить работать за компьютером!

Для родителей желательно подготовить небольшой обзор компьютерных игр, программ, энциклопедий, справочников, которые могут быть полезны детям.

Важно обратить внимание родителей на то, как компьютер может помочь ребёнку в учебной деятельности, которая у учеников 5-6 классов является ведущей.

В чём может помочь компьютер:

1-подготавливать домашние задания, рефераты, таблицы, схемы, интерактивно познавать мир;

2-просматривать энциклопедии на СD-ROM;

-предоставлять свои идеи: пользоваться удобными приложениями для создания презентаций, проектов, вести исследовательскую работу;

3-готовиться к экзаменам: превратить компьютер в «репетитор», делающий обучение интереснее, эффективнее, быстрее;

4-использовать ресурсы Интернета: обучаться дистанционно, общаться с друзьями, проходить on-line тестирование, участвовать в конкурсах, проектах.

В качестве примера мы с моими учениками представили родителям класса созданную нами презентацию для Российской детской телекоммуникационной конференции увлечений «Умник». На следующем слайде отражены основные, общие, понятные родителям положительные моменты и преимущества использования компьютера на уроках.

Преимущества использования компьютера в учебном процессе:

  1. оперативность;

  2. развитие пространственного мышления;

  3. экономия времени;

  4. Получение современной информации;

  5. Возможность обратной связи.

И напоследок… такой призыв к родителям:

«Компьютер предназначен, прежде всего, для развития ребёнка: его интеллекта, талантов и способностей!

И наша задача с вами - сделать компьютер помощником ребёнка!

© 2010-2022