Внеклассное мероприятие Интеллектуальный марафон Я - ПАТРИОТ

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию рассчитано на возрастную группу 14 - 16 лет.Цель: обобщить знания детей о истории Казахстана, Павлодара и родного края; формирование у подростков патриотических качеств. Задачи: воспитать чувство любви к Родине, уважение к защитникам Отечества, ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лесная общеобразовательная средняя школа















Интеллектуальный марафон

«Я - патриот!»










Подготовила: учитель биологии и химии

Панова С.А.












2015 г.


Интеллектуальный марафон «Я - патриот!».

Цель: обобщить знания детей о истории Казахстана, Павлодара и родного края; формирование у подростков патриотических качеств.

Задачи: воспитать чувство любви к Родине, уважение к защитникам Отечества, ответственности, сопричастности, уважения к воинам-защитникам, нашим землякам.

Ход игры

  1. Вступительное слово ведущего.

  2. Игра

Гейм 1 «Знатоки истории - история Казахского ханства».

Каждой команде ведущий задает вопросы в течении 2 минут. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда не знает ответ, капитан говорит: «Дальше»; тогда ответ дает ведущий.

I команда

II команда

  1. Ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическими состояниями двух государств:

  2. Мухаммед Хайдар Дулати относит время образование Казахского ханства к:

  3. Первые казахские ханы Жанибек и Керей были из династии ...

  4. Первоначальный район возникновения Казахского ханства.

  5. Попытку объединить и нормализовать политическую ситуацию в Казахском ханстве в конце XVII- начале XVIII вв. удалось ...

  6. Хан, при котором в состав Казахского ханства окончательно вошли города Сырдарьи и на 200 лет Ташкент.

  7. Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в. в период правления ...

  8. В каком году в казахскую степь прибыло посольство Семена Мальцева?

  9. Годы правления Хакназар хана.

  10. Самый молодой хан Казахского ханства. В конце XVI в. он занял ханский престол в 20 лет.

  11. Основной район борьбы между казахскими ханами и шайбанидами.

  12. Сколько лет длилась борьба между казахскими ханами и Мухаммедом Шайбани?

  13. После смерти Жанибека ханский престол занял сын Керея ...

  14. В каком году Касым хан одержал окончательную победу над Мухаммедом Шейбани?

  1. Для противостояния сибирскому хану КучумуХакназар хан вступил в союз с ханом ...

  2. Назовите основную цель поездки казахского посольства в 1594 году в Москву во главе с Кул-Мухаммедом.

  3. В каком походе узбекского хана Абдаллаха принял участие хан казахов Шыгай?

  4. Какого хана называли ханом казахов, кыргызов и каракалпаков?

  5. В XVII в. на Казахское ханство с востока нависла угроза со стороны ...

  6. После каких событий Касым хан прочно укрепил свои позиции в Семиречье?

  7. В начале XVI в. население Казахского ханства насчитывало ...

  8. После смерти Есима ханом стал его старший сын ...

  9. Годы правления хана Тауекеля.

  10. Какой город оказал достойное сопротивление джунгарам в конце XVII в. в Южном Казахстане?

  11. В каком году в Орбулакском сражении войска хана Жангира нанесли поражение джунгарам?

  12. Годы правления хана Тауке.

  13. Под каким городом погиб Мухаммед Шейбани в борьбе с шахом Ирана?

  14. При каком хане впервые после монгольского завоевания Казахстана почти все казахские рода были объединены в одном государстве?

(дополнительные вопросы: задаются в том случае, если у команды осталось время.

+ 1мин)

О ком идет речь?

  1. Он - внук Жанибека. Не пользовался большим влиянием, но отличался жестокостью. В 1524 году разорвал союз с ханом Могулистана Султан Саидом. А остаток жизни провел среди кыргызов.

  2. Это было сложное время. Хану приходилось вести войну на два фронта - за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами (джунгарами). Он пригласил нас - трех биев, - и мы вместе с ним составили «Семь установлений». Это укрепило ханство.

  3. Он - правнук Урус-хана, вместе со своим родственником обосновался во владениях могольского хана Есен-Буги. Последний принял его радушно; увидев в нем и его сородичах оплот для защиты своих западных владений. После смерти Есен-Буги, он окончательно укрепился в Семиречье, создав свое ханство.

  4. В 1513 году взял под контроль самый южный город - Сайрам. Его признали ногайцы. Московское государство при Василии III вступило в дипломатические связи с Казахским ханством. Сведения о Казахском ханстве распространились до Европы.


  1. Он - потомок Джанибека, сын Касыма. Ему удалось отстоять земли на востоке и юге Семиречья в борьбе с ойратами и могольскими правителями, установить союзнические отношения с узбекским ханом Абдиллахом. Народом прозван был «справедливым ханом».

  2. Он - сын Шигая. Одним из первых отправил посольство в Москву. После смерти узбекского хана Абдиллаха овладел Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом. Дойдя до Бухары, был тяжело ранен и в том же году скончался.

  3. Этот правитель вошел в историю Казахского ханства как «собиратель казахских земель». При нем численность населения составляла один миллион человек. Назовите его имя.

  4. При нем в районе Каракума собрался первый курултай с целью организации общеказахского ополчения против джунгар. Его наследник султан Кайып не смог сохранить единство трех жузов. О каком хане идет речь?


Гейм 2 «Знатоки права».

Используется кубик, грани которого окрашены в разные цвета, соответствующие определенному виду права РК:

Красный цвет - Гражданское право;

Зеленый цвет - Трудовое право;

Желтый цвет - Семейное право;

Синий цвет - Административное право;

Белый цвет - Уголовное право;

Белый фон с зеленым треугольником - «Счастливый случай» (3 вопроса по Конституции РК).

Капитан бросает кубик и в зависимости от выпавшей сверху грани, ведущий задает 1 вопрос определенной области права. На обсуждение вопроса дается 30 сек. В обсуждении вопроса принимает участие вся команда. Если команда дает неверный ответ , ведущий отвечает на него сам. Каждая команда бросает кубик по три раза, за каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Если выпадет сектор «Счастливый случай» ведущий задает команде три вопроса, время обсуждения каждого - 10 сек.

1 блок - Гражданское право:

  1. Договор - это…(соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей)

  2. Какие формы собственности предусмотрены ГК РК?(государственная, частная)

  3. Над несовершеннолетним, в возрасте от 14 до 18 лет, устанавливается…(опека)

  4. Под физическими лицами понимаются…(граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства)

  5. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет вправе самостоятельно… (совершать мелкие бытовые сделки)

  6. Пеня - это… (вид неустойки)

2 блок - Трудовое право:

  1. Когда был принят Закон «Об охране труда»? (15 мая 2007 г.)

  2. Трудовой договор - это...( договор между работником и работодателем)

  3. Забастовка - это … (Организованное массовое прекращение работы на предприятии с целью добиться выполнения требований рабочих)

  4. Полная дееспособность в трудовом праве наступает… (При достижении 16 лет)

  5. Согласие родителей (опекунов, попечителей)на заключение трудового договора 15-летнего ребенка выражается… (росписью в договоре)

  6. Размер минимальной заработной платы в РК определяется… (Законом «О республиканском бюджете»)

3 блок - Семейное право:

  1. Что такое брак? (равноправный союз между мужчиной и женщиной)

  2. Позитивное условие вступление в брак? (взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц)

  3. Вступать в брак разрешается с достижением… (18 лет)

  4. В каких случаях брак регистрируется в день подачи заявления? (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств)

  5. Если один из вступающих в брак скрыл, что состоит в нерасторгнутом браке, то… (Судом брак может быть признан недействительным)

  6. Если брак был заключен с девушкой, не достигшей брачного возраста, то… (Судом брак может быть признан недействительным)

4 блок - Административное право:

  1. Что относится к административным взысканиям? (административный штраф)

  2. Кто может применить меры административного принуждения? (исполнительные органы и суды)

  3. Административный арест не может быть применен… (к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, к инвалидам I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше пятидесяти восьми лет и к мужчинам свыше шестидесяти трех лет)

  4. На какой срок устанавливается административный арест? (до 15 суток)

  5. Возраст, по достижению которого лицо может быть привлечено к административной ответственности? (женщинам старше 58 и мужчинам старше 63лет)

  6. Когда был принят новый Кодекс об административных нарушениях? (5 июля 2014 года)

5 блок - Уголовное право:

  1. При каких обстоятельствах 14-летний может быть привлечен к уголовной ответственности? (особо тяжкое преступление)

  2. Уголовная ответственность устанавливается для людей в возрасте от… (14 или 16 лет)

  3. Штраф, как мера уголовного наказания несовершеннолетним, может быть выдвинут только если… ( у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание)

  4. Общественные работы, как мера уголовного наказания несовершеннолетних, назначаются на срок… (от 40 до 160 часов)

  5. В отношении несовершеннолнетних запрещено применять… (смертную казнь, срок лишения свободы не может превышать 12 лет, нельзя применить лишение свободы в виде заключения в тюрьму.)

6 блок - «Счастливый случай»:

  1. Каким государством утверждает себя РК? (демократическим, светским, правовым и социальным государством)

  2. Какие высшие ценности закреплены Конституцией РК? (человек, его жизнь, права и свободы)

  3. Форма правления в РК. (президентская республика)

  4. Форма государственного устройства и правления РК. ( унитарное государство с президентской формой правления)

  5. Гражданство ребенка в возрасте до 16 лет подтверждается… (свидетельством о рождении, паспортом любого из родителей)

  6. Кому РК гарантирует защиту и покровительство за ее пределами? (своим гражданам)

Гейм 3 «Ты - мне, я - тебе».

Каждая команда подготовила дома по одному вопросу по теме «Павлодарцы - участники ВОВ», который задает противоположной команде. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Гейм 4 «Темная лошадка».

Ведущий зачитывает обрывки из биографии политического и общественного деятеля. Выигрывает та команда, которая первая отгадает имя «темной лошадки».

Зашифрованная личность:

Ее вклад в нравственно-духовное образование и воспитание детей бесценнен.

• С февраля 1992 г. - основатель и президент республиканского детского благотворительного фонда "Бобек". Фонд оказывает реальную помощь обществу в решении проблем, связанных с обеспечением прав и законных интересов подрастающего поколения.

• С июля 1994 г. - президент фонда "SOS - детские деревни Казахстана".

• С марта 1999 г. - председатель попечительского совета благотворительного фонда "Демография".

• Награждена орденом "Достык" 1-й степени (2001 г.), Золотой медалью имени Чингиза Айтматова "за великий вклад в философию самосознания и культуры чтения", специальной наградой ЮНИСЕФ за выдающийся вклад в области защиты прав детей, лауреат премии "КурманджанДатка" за плодотворную деятельность в области охраны здоровья, благотворительности и духовного формирования подрастающего поколения, обладательница звания "Мээрман Эне-98", почетный работник образования РК.

• Автор нового образовательного проекта по возрождению нравственно-духовных ценностей, который называется "Самопознание": главная его цель - возродить общечеловеческие ценности, научить детей жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Гейм 5 «Аукцион»

Команде набравшей наименьшее количество баллов предлагается выбрать одну из предложенных категорий: Павлодар или Железинский район. Назначает первоначальную ставку. На вопрос отвечает та команда, которая поставит большую ставку.

Павлодар

Железенский район

Корреспонденция г. Павлодара: «24 мая г. Павлодар представлял из себя буквально море огня, от которого осталось огромное пепелище. Куда ни бросишь взор, всюду полное разрушение и жалкое запустение. Только ветер один продолжает гулять по запустелому месту пепелища. Сгорела самая важная, самая большая и богатая половина г. Павлодара. Сгорел до основания и древний храм Флоро-Лаврский; жертвою огня сделались и пять домов причтовых. При сильном свирепствовавшем ветре местной пожарной команде не было возможности локализировать огонь, который с необыкновенной быстротою перебрасывало с одного строения на другое. Народ совершенно растерялся, и немногим удалось спасти свое имущество.»

Как ознаменовали это событие в истории Павлодара?

Через 50 лет после основания Железинки в ней побывал известный путешественник и географ, оставивший описание Железинки: «… Железинская крепость получила своё название от ручья, сим именем называемого, текущего с Киргизской стороны в Иртыш. Она выстроена на высоком мысу, около которого Иртыш в просторной низменности, извиваясь, составляет дугу, и берег у крепости подмывает.

Со стороны твёрдой земли оный мыс защищается крутым высоким валом. В данной крутине построена для проезда большая деревянная башня, а у пристани находится старый деревянный бастион с пушками. В крепости находится новая деревянная церковь, полковничьи и комендантские дома, офицерские дворы, казармы, конюшни, запасной и пороховой склады, а также некоторое число простых домов. Вне крепости, выше по Иртышу находится слобода…В низменности, при крепости есть сад...»

Как звали этого путешественника?

(Большой пожар, май 1901г.)

( П.С. Паллас)

Гейм 6 «Поэтическая страница».

Ведущий зачитывает отрывок стихотворения известного казахстанского писателя (так же стихотворение представляется на интерактивной доске).

Казахстан, ты огромен -

пять Франций -

без Лувров, Монмартров -

уместились в тебе все Бастилии

грешных столиц.

Ты огромной каторгой

плавал на маленькой карте.

Мы, казахи, на этой каторге родились.

Мы прошли испытание

дымом костров и копытами,

в переулках ночных -

испытания горла ножом,

навсегда испытали вербованными чернозём,

радость радия и тяготенье земное испытано.

Вся земля в проводах, космодромах,

гектарах и станциях,

если дождь - это ливень,

а ветер - так суховей,

своих все испытавших,

страна, назови казахстанцами,

своих самых испытанных,

преданных сыновей.

(Олжас Сулейменов)

Команда должна определить имя писателя. В обсуждении участвует вся команда, время обсуждения - 1 мин. Выигрывает та команда, которая быстрее соперников верно назовет имя автора. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

  1. Подведение итогов конкурса, награждение участников.











Литература:

  1. Казахское ханство (II часть) : Детская энциклопедия Казахстана. - Алматы: издательство «Аруна», 2009 - 224с.

  2. Областная газета «Звезда Прииртышья» вторник 9 августа 2011 год №90 (18187)

  3. map.pavlodarlibrary.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=40&Itemid=20〈=ru

  4. Кто есть Кто в Казахстане, 2007-2008 (Данияр Ашимбаев.)

  5. Конституция Республики Казахстан

  6. «Пересекающиеся параллели» (введение в тюркославистику), Алматы, 2001.



© 2010-2022