• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Патриотическое воспитание. Методические рекомендации в помощь педагогам по составлению сценариев воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности

Патриотическое воспитание. Методические рекомендации в помощь педагогам по составлению сценариев воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности

       В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Сегодня на государственном уровне патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления.          Педагогами постоянно ведется поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания.          В школе используются различные формы гражданско-патриотического воспитания. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказы...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотическое воспитание учащихся.

Методические рекомендации в помощь педагогам по составлению сценариев воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности.

В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Сегодня на государственном уровне патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение. Ведь решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа и народов, проживающих на территории России и за ее пределами.

Для патриотического воспитания общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела - не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов.

Педагогами постоянно ведется поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся. Организация воспитательного процесса испытывает некоторые трудности, связанные с малочисленными методическими разработками, организацией и планированием гражданско-патриотической работы.

В школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как

  • тематические вечера;

  • тематические беседы;

  • уроки мужества;

  • уроки воинской славы;

  • уроки мира;

  • встречи с ветеранами войны и Вооруженных сил;

  • акции;

  • месячники;

  • концерты;

  • поздравления ветеранов;

  • лектории;

  • фестивали;

  • спортивные праздники;

  • игровые программы.

Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств. Как сделать так, чтобы эти мероприятия были интересными, познавательными и запоминающимися?

Вот несколько рекомендаций для педагогов по составлению сценариев воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа.

В основе написания сценария любого мероприятия лежит определённый алгоритм, ключевые слова которого: для кого, зачем, как.

Когда Сергею Образцову журналисты задали вопрос: «Как вы готовите спектакль для детей?» - он ответил: «Сначала отвечаю на вопрос, для кого готовлю спектакль (определение адреса и возраста), потом отвечаю на вопрос, зачем я ставлю этот спектакль (определение цели), и только потом я отвечаю на вопрос, как надо делать спектакль (определение методики)».

Таким образом, можно выделить несколько основных этапов работы над составлением сценария:

  1. Отклик на «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала для сценария (из различных Интернет- ресурсов и печатных изданий).

Одна из задач сценариста мероприятия заключается в том, чтобы создать оригинальное художественно-просветительное произведение путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, фрагментов из спектаклей и кинофильмов в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

  1. Работу над сценарием следует начинать плана творческой деятельности, с определения темы и идеи.

Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий. Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Также необходимо учитывать возрастные особенности участников и зрителей.

  1. Кристаллизация плана, обрастание содержательным материалом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев и работа с ними и над документами. Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала. Для мероприятий гражданско-патриотической направленности необходимо очень серьезно подходить к подбору литературного материала. В нем не должно быть сложных фраз, слов, научной терминологии, иначе дети не поймут смысла и драматургии сценария. Так же нужно включать в сценарий детские и тематические стихи, поговорки, цитаты из известных произведений, как поэтических, так и прозаических. Немаловажную роль играет музыкальное оформление мероприятия, так как оно оказывает свое эстетическое влияние на зрителей в аудитории. В сценарии так же необходимо это учитывать и указывать, находить подходящую к драматургии музыку, которая ярко отражала ее. Важно определить оборудование, информационное обеспечение (компьютерные презентации), костюмы, декорации, необходимые для проведения мероприятия.

  2. Форма мероприятия - это угол зрения специалиста на проблему, ведь каждое

мероприятие становится своеобразным ответом на «социальный заказ» общества, откликом на то или иное социальное явление. Содержательный материал сценария несет документальную и художественную основу, сочетая информационные и зрелищные компоненты, а способ его обработки имеет тяготение к публицистичности, поскольку тематика программ имеет ярко выраженную социальную окраску. Определенность и ясность выбранной темы связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «Что я хочу сказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?»

  1. Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии. Композиция - организация действия и соответствующее расположение материала. Каждый сценарий должен содержать определенные этапы, которые позволят сделать описываемое событие более выразительным и интересным.

В самом общем случае можно составить сценарий по следующей схеме:

• экспозиция - знакомство с героями и обстановкой

• завязка

• развитие действия

• кульминация

• развязка

Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды, необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария

  1. Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи.

  2. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств для воплощения замысла.

Рассмотрим практику написания сценария, на примере разработки театрализованного представления.

Театрализованное представление
В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды:

  • агитационно-художественное представление,

  • литературно-музыкальная композиция,

  • тематический вечер,

  • массовое празднество.
    1.Тематический вечер как вид театрализованного представления

Тематический вечер - вид театрализованного представления (зрелища), отличающийся общественной значимостью затрагиваемых тем, органическим слиянием художественно-образного с документальным материалом и их драматургической разработкой.

Содержанием тематического театрализованного вечера является общественная жизнь и быт людей, их напряженный, созидательный труд, чувства и стремления, отраженные в конкретных проявлениях и событиях, в жизненных конфликтах, пропаганда достижений человеческой мысли в сфере экономики, политики, науки, техники, литературы, искусства. Основное методическое требование к тематическому театрализованному вечеру - раскрытие темы через призму конкретного человека, его мироощущение, эмоции, действия.

В задачах тематического вечера всегда присутствуют две важнейшие линии - информационно-логическая и эмоционально-образная. Однако, обязательно присутствуя на любом вечере, эти две линии могут быть не слиты органически в единое целое, а прослеживаться в отдельных его частях. В торжественной или деловой части может быть сосредоточена вся новая информация, а в художественной и массовой человек получит возможность отдохнуть, встретиться с героями любимых произведений искусства. Преобладание той или иной части формирует тип тематического вечера. Если центральное место в нем занимает информационная часть, то мы можем отнести такой вечер к разряду торжественных заседаний, митингов, вечеров науки и техники. Если преобладает художественная часть, то это может быть вечер-концерт, литературный, музыкальный или киновечер. Если же отдано предпочтение массовой части, то вечер относится к вечерам отдыха, танцев.

Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление. Это театрализованный тематический вечер или массовое представление.

Любой тематический вечер, какова бы ни была степень его театрализации, требует, чтобы в его основе лежала социально важная и близкая аудитории тема. Практика проведения массовых театрализованных мероприятий показывает, что тематические вечера играют важную роль в решении следующих основных задач:

  • формирование основ научного мировоззрения и идейной убежденности человека;

  • воспитание нравственных качеств личности;

  • формирование эстетического отношения к действительности;

  • воспитание общественной активности;

  • стимулирование всестороннего развития личности.

Решению этих задач соответствуют и основные направления тематики таких вечеров, среди которых можно выделить следующие:

  • вечера, посвященные пропаганде идей;

  • вечера, посвященные выдающимся достижениям науки и техники, пропаганде передового производственного опыта;

  • вечера, посвященные народным традициям;

  • вечера, посвященные достижениям культуры.

1.1 Жанровое разнообразие тематических вечеров

Тематический вечер - по форме многожанровое явление, дающее простор творчеству, инициативе, выдумке. К наиболее распространенным жанрам тематического вечера относятся:

-вечер-рассказ,

-вечер-рапорт,

-вечер-портрет,

-вечер-митинг,

-вечер-ритуал,

-тематический киновечер и др.

1.2 Сценарий тематического вечера
В основе тематического вечера обязательно должен лежать сценарий, т.е. подробная литературная разработка содержания тематического вечера, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них, предусматриваются средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование помещений.

Отсутствие тщательно разработанного сценария вечера, замена его лишь сценарным или режиссерским планом или так называем планом организации будущего вечера приводит к несоразмерности и несогласованности отдельных его частей, механическому их соединению, обеднению выразительных возможностей и недостаточному раскрытию идеи тематического вечера. Профессиональный подход к массовой работе, в частности к проведению тематических вечеров, требует от ответственных лиц умения составлять сценарий и воплощать его.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием тематического вечера. В начале работы продумывается идейно-тематическая основа будущего вечера, четко определяются тема и идея.

Тема - круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором в сценарии. Другими словами, тема - это то, о чем автор хочет рассказать участникам вечера.

Идея - основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых в сценарии событий. Идея - это то, ради чего проводится вечер. На основе идеи решаются методические вопросы.

Идея сценария, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих.

Поиски яркого, интересного сюжета - неотъемлемая часть работы над сценарием, важное требование к драматургии. Избрав сюжет для массового мероприятия, нужно организовать художественный и публицистический материал так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в сценическом действии.

Тематический вечер - это идейно и сюжетно организованное единство, связная цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, слитых в рамках сюжета сценарно-режиссерским замыслом.

Но вот выбрана тема сценария, определена идея, найден сюжет.

Как работать над сценарием дальше?

Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т. е. реализация конфликта, развитие сюжета в сценическом действии.

В начале сценария необходима экспозиция, которая погружает зрителя в атмосферу будущего представления. После этого следует пролог т. е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Пролог в сценарии обычно перерастает в завязку. Пролог и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Следующая часть сценарной композиции - основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария.

Действие в сценарии подчиняется следующим основным методическим требованиям:

  • Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта.

  • Постепенное нарастание действия.

  • Законченность каждого отдельного эпизода.

  • Действие обязательно должно быть подведено к кульминации.

  • После кульминации должна следовать развязка - финал действия.

Чтобы подобранный материал не представлял собой рваного монтажа, не страдал бы излишней пестротой, был стройным произведением, важно обрабатывать стыки между эпизодами. Удачный монтаж создает ощущение целостности, слитности двух совершенно разных элементов: песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление. Умение монтировать разнообразный материал в единое целостное произведение - это важнейший навык сценариста.

2. Особенности режиссуры тематического вечера

2.1 Методические требования к подготовке тематического театрализованного вечера

Реализация идеи тематического театрализованного вечера находится в прямой зависимости от режиссуры.

Специфика режиссуры тематического вечера, как массового праздника заключается в том, что она представляет собой не только создание, реализацию театрализованного действа, но и организацию действия аудитории - и участников и зрителей.

Разработка тематического театрализованного вечера начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества.

Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику будущего мероприятия. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, так и отдельные структурные составляющие - действующие лица, события.

Важность поднятой темы, ее актуальность - первое методическое требование к организации тематического театрализованного вечера.

Тематический театрализованный вечер отличается особым путем раскрытия темы. Какие бы вопросы ни поднимались на тематическом вечере - производственные, общественно-политические, морально-этические, всегда в центре внимания должен быть человек, его поступки, мироощущение, эмоции.

Поэтому второе методическое требование к организации тематического вечера следующее: выбирая тему нужно руководствоваться возможностью раскрыть ее через образ человека, через мир его чувств, мыслей и поступков.

Тематический вечер не может оставаться лишь на уровне общей постановки темы, а должен раскрыть ее на конкретном жизненном материале. Специфика тематического вечера, требует документальности его драматургии, ведь это композиция с конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными героями. Сюжет тематического вечера так же должен раскрываться на широком историческом фоне, подкрепляться и усиливаться художественным материалом.

Жизненный материал, положенный в основу тематического театрализованного вечера, расширяет режиссерские возможности организаторов тематического вечера, дает простор творчеству.

Отсюда следует третье методическое требование к организации тематического театрализованного вечера - необходимость документальности сюжетного построения тематического вечера.
2.2 Законы композиционного построения тематического театрализованного вечера

Законы целостности, взаимосвязи и соподчиненности частей целому. Специфическая особенность режиссуры тематического театрализованного вечера, выражающаяся в поэпизодном построении, обусловлена не прихотью режиссёра, а объективной необходимостью наиболее полно раскрыть тему и идею.

Закон контрастности является важнейшей творческой опорой в отборе и композиционном построении сценарного материала. В основе композиционного построения материала по контрасту лежит стремление показать факты, явления, процессы окружающей действительности в противоречии, в конфликтном отношении друг к другу. Это обеспечивает наличие конфликта в сценарии, позволяет активизировать мышление зрительской аудитории, придать культурно -досуговой программе ярко выраженный художественно-публицистический характер.

Закон подчиненности всех выразительных средств идейному замыслу - одна из самых труднейших задач, которую решает сценарист при создании тематического вечера. Реализовать замысел в содержании - значит, так отобрать сценарный материал и так его композиционно выстроить, чтобы все средства идейно-эмоциональной выразительности раскрыли идею, авторскую позицию.

Закон соразмерности при работе над материалом тематического вечера базируется на неограниченных возможностях при поиске материала. Событие, его масштаб и содержательная направленность определяют "границы" отбора материала. Изучая проблему, режиссёр из массы материала отбирает только тот, который в большей степени отвечает его творческому замыслу. И здесь в силу вступают такие важные творческие качества сценариста, как чувство меры, творческая интуиция.

2.3 Использование разнообразных средств воздействия в тематическом вечере

Искусство режиссера в том, чтобы суметь уловить художественную логику сцепления собранного материала и, подчинив ее своему замыслу создать новую художественную гармонию, новую духовную реальность, произведение искусства. По-настоящему режиссура становится творчеством только тогда, когда режиссер-постановщик может не только выдвигать смелые художественные идеи и задачи, но и последовательно, убедительно осуществлять, разрешать их на сценической площадке. Для этого режиссёр должен хорошо знать все выразительные возможности учреждения, чтобы максимально использовать их при создании композиции вечера, праздника.

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки - весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, отличным от других, закладывают потенциальные эмоции, способствуют их выражению.

Важное методическое требование к устному выступлению на массовом мероприятии - его конкретность и яркость. Часто используется поэтическое слово, сильно воздействующее на зрителей, особенно если оно точно подобрано и обращено в зал от первого лица.

К другим средствам идейно-эмоционального воздействия в театрализованных тематических вечерах относятся литература и искусство, используемые в виде инсценировки, фрагмента из спектакля и кинофильма, музыки.

Большое место в театрализованном тематическом вечере занимает музыка.

Подобно музыке и песне режиссер массового вечера может широко использовать художественное и документальное кино. Особенно удачно оно используется там, где необходимо переключить внимание участников в гущу тех или иных исторических событий. Таковы многочисленные кинопрологи, посвященные истории Родины, боевому героизму в Великой Отечественной войне и т. д.

Другим важным средством наглядности в театрализованной работе является оформление сцены.

Алгоритм разработки сценариев не является догмой. Каждая творческая группа, работая над сценарием, вносит что-то свое, оригинальное, запоминающееся.

В нашем образовательном учреждении накоплен большой опыт по разработке и реализации сценариев гражданско-патриотической направленности. Используя те или иные формы воспитательных мероприятий, были созданы следующие сценарии:

Форма мероприятия

Название сценария к мероприятию

Митинг - реквием

«Неугасима память поколений…»

Праздник

«Наследие твое - твоя земля и твой язык»

Торжественная линейка, посвященная Дню Победы

«Помните!..Через века, через года…»

Концертная программа, посвященная Дню рождения школы

«Заходите к нам на огонек»

Литературно - музыкальная композиция

«Память, опаленная войной»

Литературно - музыкальная композиция

«Дорогами памяти …»

Литературно - музыкальная композиция

«С верой живи, Отечеству служи!»

Торжественная линейка

«Поклонимся великим тем годам…»

Тематический вечер

«Моя Родина» и др.

Рекомендуемая литература

Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

Гавдис, С.И. Основы сценарного мастерства: учебное пособие/ С.И. Гавдис. - Орёл: Картуш, 2005. - 242 с.

Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых и анимационных программ. / Т. И. Гальперина. - М.: Советский спорт, 2008. - 234 с.

Генкин Д.М. Массовые праздники: учеб.пособие.- М.: Просвещение, 1975.- 140с.

Жарков, А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Ч.2/ А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ,2004. -215с.

Клубоведение: учебник /Под ред. С.Н.Иконниковой и В.И. Чепелевой. - М.: Просвещение, 1980.- 268с.

Книга клубного работника. Опыт. Справочный материал. М., Профиздат. 1973 - 424с.

Козлова, Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно - методическое пособие/ Т.В. Козлова. - М.: АПРИКТ, 2006. - 171с.

Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.- М.: Высш.шк., 1990.- 208с.

Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: Сценарная технология: учеб.пособие.- Краснодар: КГУКИ, 2004.- 408с.

Режиссура массового театрализованного действа: Словарь./Перм. гос. ин-т искусств и культуры. - Пермь: УПЦ "ДИККС",1999.-113с.

Триадский, В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений: учебное пособие/ В.А. Триадский. - М.: МГИК, 1985. - 74 с.

Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: учеб.пособие.- М.: Просвещение, 1976.- 88с.

Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: История и теория. Учебник для студентов ин-тов культуры. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

Шароев И.Г. Режиссер эстрады и массовых представлений: учеб.пособие.- М.: Просвещение, 1986.- 463с.


© 2010-2022