Классный час на тему «К. И. Чуковский-любимый детский писатель»

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

на тему

«К. И. Чуковский- любимый детский писатель»

3 класс

2015-2016 уч. год


Классный час на тему «К. И. Чуковский- любимый детский писатель»


Подготовила: Шилина Татьяна Викторовна

учитель начальных классов

Цели: Популяризация творчества К.Чуковского среди учащихся.

Знакомство с краткой биографией писателя.

Поддерживать интерес детей к знакомым литературным произведениям.

Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность, умение инсценировать.

Воспитывать желание, прочитывать отрывки стихов, участвовать в литературной драматизации.

Предварительная работа: чтение произведений К.И.Чуковского, разучивание отрывков наизусть, обыгрывание сценок, создание слайдов.

Оборудование: книги К.И.Чуковского: "Федорино горе", "Доктор Айболит", "Мойдодыр", "Телефон" «Топтыгин и лиса» и др.; портрет К.И.Чуковского, презентация «Творчество К. И. Чуковского», видеоматериалы.

У.: В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.

Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своем саду, зимой расчищая дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом трудился в огороде или в цветнике перед домом. В шесть часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за широким столом и писал. Поработав несколько часов, он оправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Этим маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».

- Кто догадался, о каком великом детском писателе идет речь? (О Корнее Ивановиче Чуковском)



-Правильно, ребята. И сегодня наше мероприятие посвящено творчеству К.И. Чуковского.

Корней Иванович Чуковский (слайд 1),настоящее имя Корнейчуков Николай , (слайд 2)поэт, прозаик, переводчик, учёный, критик, доктор литературы Оксфордского университета. В этом году К.И Чуковскому исполнилось бы 134 года.

Николай Корнейчуков, родился в Санкт-Петербурге 31 марта 1882 года; часто встречающаяся дата его рождения 1 апреля появилась в связи с ошибкой при переходе на новый стиль (прибавлено 13 дней, а не 12, как должно для XIX века). Тем не менее сам писатель праздновал свой день рождения именно 1 апреля. Родился Корней Иванович Чуковский 31 марта в Петербурге.

(слайд 3) Когда ему было три года, мама с ним и его сестрой переехали в Одессу. Жили в бедности. Чуковский учился в одесской гимназии.

С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, сам изучил английский и французский языки.

В 1916 по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства Парус и начинает писать для детей: стихотворные сказки Крокодил (1916), Мойдодыр (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929) и др.(слайд 4)

Конечно я не могу не познакомить вас хотя бы заочно с этим человеком. (Видео 1960 года «Встреча К. Чуковского с детьми»).

(слайд 5) Удивительно, но писать детские стихи и сказки он начал совершенно случайно. У К.И. Чуковского было четверо детей. Общаясь с ними, он стал сочинять для них интересные истории. Однажды заболел его маленький сынишка, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тот час потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.

Быть может, этот случай не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
-Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам - стыд и срам! Стыд и срам!
А когда надо было уложить детей спать, Корней Иванович рассказывал им забавные рассказы, которые сочинял тут же. Например:

« Маленькие дети, ни за что на свете, не ходите в Африку гулять…». Позднее все эти рассказы и сказки он записал. С тех пор и мы можем их прочитать. Ни одно поколение выросло на этих прекрасных произведениях. С тех пор прошло много лет, а произведения К.И.Чуковского знают не только в России, но и в других странах.

У.: Ребята, скажите, вам нравятся произведения К.И. Чуковского? Хотите послушать? А давайте лучше посмотрим.(слайд 6)

(инсценировка сказки «Телефон»)

У.: А сейчас дети расскажут отрывки из самых любимых сказок К. И. Чуковского. И первая сказка- « Муха-цокотуха» (слайд 7)

«Айболит» (слайд 8)

«Путаница» (слайд 9)

«Федорино горе» (слайд10)

«Тараканище» (слайд 11)

У. : Напомним вам сказку «Мойдодыр». (слайд 12)

Сказка «Бармалей» (слайд 13)

А теперь проведём небольшую викторину. (слайд 14)

1. В какой из сказок рассказывается о добром докторе?

(«Доктор Айболит»)

2. Кто доставил доктору телеграмму от гиппопотама?

(Шакал)

3. Кто помог Айболиту добраться до Африки?

(Волк, кит, орлы)

4. В какой сказке рассказывается о мальчике - грязнуле?

(«Мойдодыр»)

5. Какие вещи убежали от грязнули?

(Одеяло, подушка, простыня, свечка, самовар, утюг, кочерга, кушак)

6. Кто заставил грязнулю отмыться?

(Крокодил)

7. Какая сказка начинается словами: «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд»?

(«Тараканище»)

8. Вспомните, кто победил таракана-злодея в этой сказке?

(Воробей)

9. Из какой сказки отрывок: «Кто говорит? Слон. Откуда? От верблюда. Что Вам надо? Шоколада»?

(«Телефон»)

10. Сколько пудов шоколада просил прислать слон?

(5 или 6)

11. Какая сказка заканчивается словами: «Рады зайчики и белочки, рады мальчики и девочки. Обнимают и целуют косолапого. Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»?

(«Краденое солнце»)

12. Кто украл с неба солнце?

(Крокодил)

13. Кто победил крокодила и вернул солнце?

(Медведь)

14. Какая сказка начинается словами: «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите в Африку гулять!»?

(«Бармалей»)

15. Что росло на чудо-дереве?

(Чулки, башмаки, туфли, галоши, ботинки)

16. Из какой сказки отрывок: «Самовар стоит, словно жар горит, и пыхтит, и на бабу поглядывает»?

(«Федорино горе»)

У.: А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком: «Всегда,- писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки для детей.» Сейчас мы с вами будем вместе их отгадывать.

У. : Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(Яйцо и цыплёнок.)


- Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы.)


- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска.)


- Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец - глупца, баран - барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало.)


- Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная!

(Коньки и лед)


- Паровоз без колес! Вот так чудо - паровоз!

Не с ума ли он сошел - прямо по морю пошел!

(Пароход)

У.: Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти». (читаю отрывок из книги):
- Когда Ляле было 2,5 года, её спросил какой-то незнакомец: «Ты хотела бы быть моей дочкой?» Она величаво ответила: «Я мамина и больше никовойная.» А однажды, гуляя по взморью, она впервые в жизни увидела вдали пароход и закричала: «Мама, мама, паровоз купается!» Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить. Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.

Я предлагаю вам инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

(Каждая пара учащихся получает карточку с диалогом. В течение 1-2 минут дети репетируют диалоги, используя жесты, мимику и соответствующие «малышовские» интонации, после чего представляют свои «номера» у доски под аплодисменты одноклассников.)

Карточка 1

- Вчера была сырая погода.

- А разве сегодня вареная?

Карточка 2

- Вот выпадет снег, ударят морозы...

- А я тогда не выйду на улицу.

- Почему?

- А чтоб меня морозы не ударили.

Карточка 3

- Наденька, скажи слово «рыба».

- Окунь.

Карточка 4

- Ага, а моя башня выше!

- А зато мне гланды вырезали, а тебе нет! Ага!

Карточка 5

- Мама, крапива кусается? -Да.

- А как она лает?

Карточка 6

- Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

- Если вырасту тетей, то буду врачом. А вырасту дядей - инженером.

Карточка 7

- Мама, ты была девочкой?

- Да, была.

- В школу ходила?

- Ходила.

- А с кем я дома оставался?

Карточка 8

- Что это ты шепчешь собаке?

- Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.

Карточка 9

- Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься.

- А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь?

Карточка 10

- Да как же ты с кровати упал?

- А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет.

У.: Вот здорово! Правда? Не меньшую радость приносят нам стихи Корнея Ивановича Чуковского.(Стихотворение «Курица- красавица»)

Стихотворение, прочитанное Настей, является результатом работы Чуковского- переводчика. Помимо детских стихов, он переводил самые разные произведения с английского и французского языков на русский.(слайд 15)

У.: Игра « Рифмочка» (Доскажи словечко)

В огороде-то на грядке вырастают…(Шоколадки; «Чудо-дерево»)

У тебя на шее вакса, у тебя под носом …(Клякса; «Мойдодыр»)

Пошла муха на базар и купила …(Самовар; «Муха-Цокотуха»)

Робин Бобин Барабек скушал сорок… (Человек; «Барабек»)

Ехали медведи на …(Велосипеде; «Тараканище»)

И стояли у ворот скрюченные елки, там гуляли без забот скрюченные…(Волки; «Жил на свете человек»)

И снова медведь: - О, спасите моржа! Вчера проглотил он морского… (Ежа; «Телефон»)

Загляни-ка ты в кадушку - и увидишь там …(Лягушку; «Федорино горе»)

Прибегали лягушата, поливали из …(Ушата; «Путаница»)

У.: Ребята, а вам хотелось бы узнать, где, в каком доме жил К. И. Чуковский? Тогда мы незамедлительно отправимся с вами в дом- музей К. И. Чуковского, который находится в Москве, в Переделкино. (Видео «Дом Корнея Чуковского в Переделкино»).


У.: Вот и подошло к концу наше занятие. Вы себя проявили знатоками творчества К.И.Чуковского.
Хочется закончить наше мероприятие словами Ираклия Андроникова «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».
Обзор книг Чуковского.



© 2010-2022