Классный час Балаковский район в годы Великой Отечественной войны

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему:

«Балаковский район в годы войны»

Цели :воспитывать уважение, любовь и гордость к родной земле; познакомить учащихся с трудовым и боевым подвигом земляков в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за свою страну, за малую родину и за свой народ.

Классы - 7-9 .

Оборудование: мультимедийная презентация «Балаковский район в годы Великой Отечественной войны», стенгазета «Всё для фронта, всё для победы!», фотографии земляков-участников войны; папки «Герои Великой Отечественной войны - балаковцы», «Женские и детские руки ковали победу».

Ход мероприятия.

Звучит песня "С чего начинается Родина". (1 куплет громко, дальше тихо.)

Учитель: Знакома ли вам эта песня? О чем поется в песне? ( ответы учащихся)

А что стоит за словом «Родина»?( ответы учащихся)

Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна, в котором мы живем. Это место, где ты родился, где живешь со своими родителями, со своими друзьями. В нашей большой Родине - в России у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город,где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

А что значит любить Родину? (ответы учащихся)

Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Во имя родины люди совершали подвиги и совершают их сейчас.

История нашей Родины богата событиями, которые повлияли на ее судьбу, Одним из таких событий была трагическая и героическая Великая Отечественная война. Не было в истории России такой войны, как Великая Отечественная. Не только потому, что она была самой разрушительной, унесшей жизни миллионов людей, но, прежде всего, потому, что не только взрослые люди, но и совсем молодые, даже дети становились в этой войне настоящими героями. На территории нашего Балаковского района не падали бомбы и не рвались снаряды, но жители города и района внесли свой огромный трудовой и военный вклад в общее дело Победы. Неоценим трудовой подвиг наших земляков балаковцев в годы войны. Это они строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Неоценим боевой, военный подвиг жителей района. Многие жители Балаковского района защищали страну с оружием в руках, многим так и не пришлось вернуться в родные края.

Сегодня мы поговорим о вкладе жителей Балаковского района в общее дело Победы. Итак, тема нашей встречи « Балаковский район в годы Великой Отечественной войны».

Как район и город развивались накануне войны, расскажет ученица 10 класса Зулкарнеева Лия.

Сообщение ученицы.

Накануне войны наш Балаковский район был одним из экономически развитых районов. В 1940 году жителям района удалось собрать высокий урожай.Постоянно газеты называют имена передовиков сельского хозяйства. Среди них председатель колхоза «Наука Ильича» Богма С.Е., комбайнёр И.А. Крюков.Итоги 1940 года показывают, что был выполнен план и по развитию животноводства.На январь 1941 г. в районе насчитывалось большое количество лошадей, крупного рогатого скота, овец и коз, свиней.А к маю 1941 г. колхозы Балаковского района достигли ещё болеезначительных успехов. За достигнутые успехи район был занесен на областную доску почёта, 175 представителей Балаковского района явились участниками ВСХВ, открывшейся 15 мая 1941 г.

В городе Балаково успешно работали в предвоенные годы предприятия -завод им.Дзержинского, судоремонтный завод.

Учитель: Город, а вместе с ним и район, жил мирной жизнью, развивался…

Но все прервала война.

( под музыку «До свидания, мальчики)

Читают стихи ученики.

Лилия. Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день земли - 22-ое.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и в этот час -

взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

сквозь повязки неумелые сочась,

кровь народа заалела в том июне.

Аида.Тот самый длинный день в году,

С такой безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила-

Что 70 прошедших лет

Живым не верится, что живы.

Учитель:22 июня 1941 года. Уже гибли на границе наши пограничники, а страна встречала летний воскресный день. В Балакове, как и в большей части СССР, этот день начинался обычно. В 11 часов утра в помещении училища речников открылся очередной пленум Балаковского райкома партии, на котором обсудили итоги весеннего сева, подготовку к уборке урожая и хлебозаготовкам.

Работа пленума подходила к концу, когда в зал заседаний вошел бывший председатель колхоза «Красное Знамя» (с. Натальино) И. Слепков. Он сказал: «Товарищи! Сейчас выступает по радио нарком иностранных дел СССР с сообщением о том, что фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз и бомбит наши города».

Читает ученица - Из воспоминаний труженицы тыла, жительницы с.Новая Елюзань Шамьёновой Мярьям Умяровны: « В июне 1941 года я закончила семилетнюю татарскую школу в родном селе. Мечтала о дальнейшей учебе, хотела поехать в Алтата. Вся жизнь ведь была впереди, мирная, счастливая жизнь. Я ещё не знала, что моим мечтам не суждено было сбыться. 20 июня мама меня оправила в г.Балаково купить обувь и немного погостить у родственников. Очень хорошо помню день 22 июня. В этот день я проснулась поздно от взволнованных голосов «Война!» Потом ко мне подошла тетя и сказала « Просыпайся, война началась». Я побежала в центр города. Там было уже очень много людей, взволнованных, растерянных. Я дошла до гостевого двора, села на подводу и поехала домой. Известие о войне во многих селах Балаковского района услышали из репродуктора, который висел на столбе в каждом села. В центре нашего села на столбе тоже висел репродуктор - черная тарелка. Но в этот день она молчала. Из города прискакал гонец на лошади ( 30 км. от города до нас), первым делом известил о начале войны председателя колхоза. И сразу же погнали коней на поля, известить работающих о начале войны с немцами».

Учитель: В первый же день войны в военкомат в Балакове шли сотни людей с просьбой направить их на фронт.

Читает ученица - Из воспоминаний труженицы тыла Шамьёновой Мярьям Умяровны: « Возвращаясь домой, я встретила две наши подводы, на которых сидело около 20 моих односельчан - опытных комбайнеров, трактористов, сильных, молодых парней. Когда наши подводы встретились, из одной выпрыгнул мой односельчанин Хасанов Мухамеди , подошел ко мне, приобнял меня и сказал «Пожелай, чтобы мы все вернулись домой». Все они погибли на фронте, никому не суждено было вернуться обратно»

Учитель:139 человек 23 июня записались в Балаковском военкомате как добровольцы..Всего из Балаковского района на фронт ушли 14171 человек, в том числе из нашего села около 200 человек. Вернулись 7178 человек. Погиб каждый второй.

Мужчины ушли, на смену им за станки и на полях встали их жёны, матери и отцы, младшие братья и сёстры. Для всех, оставшихся в тылу, также как и на фронте, началась долгая и тяжелая борьба за мир, за лучшую жизнь.

Военное время в корне изменило обстановку мирного труда.

Рассказывает ученица. По воспоминаниям очевидцев 1941 год оказался очень урожайным. Уборка проводилась до глубокой осени. Кроме недостатка рабочих рук и техники мешали дожди. Все это сдерживало вывоз хлеба государству и заготовку кормов для скота. Но труженики района с честью справились с поставленными задачами.

Во всех четырех МТС района были организованы курсы трактористов и созданы женские тракторные бригады. В районе село на трактор более 100 девушек. В 1942 году из нашего села тоже поехали на курсы-Шамьёнов Давлят, Абжалимов Мунявяр, 15-летние девочки -Шамьёнова Мярьям Умяровна, Бадамшина Тагиря, Муслимова Равза. Работали на легком колесном тракторе СТЗ( трактор назывался так, потому что выпускали его до войны на Сталинградском тракторном заводе). Всего в селе остались 2 трактора СТЗ. Выполняли всю мужскую работу, так же как и во всех селах - сеяли, пахали, корма вывозили. Заправщицей была Алиева Мяфтюря. Весенне-полевые работы 1942 года прошли хорошо, хотя отдельные участки поля приходилось засевать вручную: сроки поджимали. Навешают на грудь старики «пудовики»,, т.е мешки с зерном, идут и рассеивают зерна на обе стороны. По пашне идут, проваливаясь по щиколотки, а следом 13-14-летние парнишки, девчата, тащат мешок с зерном.

Рассказывает ученик.

Прошло два года войны. Наступил самый сложный 43-й год. Практически вся техника была отправлена на фронт. В плуги стали запрягать коров, лошадей, волов, верблюдов. Исчерпались запасы сельчан, износились одежда и обувь - купить негде и не на что. На селе оставалось все меньше и меньше мужчин. Не брали только тех, у кого была бронь.На волах отправляли зерно прямо от молотилки и комбайна. Летом на бричках, а в начале зимы переключались на сани. На каждой подводе 14-15-летние парни, девчата. Никто не роптал, не отлынивал.

Сами сельчане - старики выезжали в поле, т.к. техники не хватало, приходилось работать косой и серпом, а навыки работы с этими орудиями труда были утрачены, поэтому старики учили молодёжь работать косой и серпом. Зимой в нетопленных гаражах ремонтировали трактора, готовили их к посевной в МТС, расположенной в селе Малая Быковка. Ездили на быках в поле за соломой. Работали на ферме, ухаживали за телятами .На село пришло немало похоронок, слезы, горе, но люди рук не опускали.

Учитель: Страшное слово «похоронка», рожденное войной. Оно появилось сразу же после первых боев на белорусском направлении, где мужественно удерживали рубежи Родины наши солдаты. Всю войну почтальоны носили в своих сумках эту скорбную ношу и дом, куда приходила похоронка, некогда живой, сразу горбился, чернел, становился вдовьим домом.В нашем селе в те годы почтальоном был пожилой мужчина - Баширов Хайдар. Первая похоронка в нашем селе пришла на Ямбулатова Каюма летом 1941 г. 80 раз почтальон приносил в дома елюзанцев страшную весть - погиб или пропал без вести. 80 елюзанцев не вернулось домой. Война - это страшно.

Выступления учеников.

Рамис..1.Впервый день войны многим было 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!!!

Абузяров2. Война- это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война-это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Вот она , война!!!

Алим Ал.3. Война-это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда.. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Вот она, война!!!

Найля4. Война-это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же мальчишек и девчонок, как мы. Вот она, война!!!

Алсу Нигм.5. Война…Это пожелтевшие треугольники-доказательство. Это фронтовые письма. Их писал прадедушка…моей прабабушке…Когда он ушел на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: «Агукает ли моя доченька? Увидеть дочь ему так и не пришлось. Моя прабабушка получила лишь похоронку. Вот она , война!!!

Учитель: Впервые дни войны десятки тысяч наших соотечественников остались без крова. Их дома или уже были захвачены или были под угрозой захвата. Началась эвакуация людей и важных промышленных объектов.

Рассказывает ученик: К августу-сентябрю 1941 года население города Балаково и района выросло за счёт притока эвакуированных из Киева, Могилёва, Полтавской области, Харьковской, из Витебска, Бобруйска, Каунаса. В октябре 1942 года к нам был эвакуирован Ворошиловградский сельскохозяйственный институт, который разместился на территории Ивановского сельскохозяйственного техникума, Первомайский завод из Одессы, в 1942 году было размещено Симферопольское пулемётно-миномётное училище. Завод имени Ф.Э.Дзержинского и судоремонтный завод в годы войны полностью перешли на выпуск военной продукции: снаряды, мины, патроны к автомату ППШ, тральщики, бронекатера, канонерские лодки, санитарские лодки-волокуши.Только за время Сталинградской битвы балаковские речники перевезли 30 тысяч автомашин, около 900 тысяч орудий, 149 тысяч тонн боеприпасов, вооружения и продовольствия, 543 тысяч воинов.Из осажденного Сталинграда по заминированному фарватеру были вывезены раненые и гражданское население. Не вернулись в Балаковский затон 7 судов, они погибли с большинством членов экипажей.

Учитель:Жители города и района всячески оказывали помощь бойцам Красной Армии - собирали теплые вещи, варили сыр, брынзу и оправляли на фронт. Балаковцы сдавали свои личные сбережения в фонд обороны, покупали на свои деньги самолеты, танки. Письма всех, кто сдавал средства в фонд обороны, и ответы тов. Сталина публиковались в газете «Социалистический труд». Вот одно из писем.

Читает ученица.- «Москва. Кремль. Иосифу Виссарионовичу Сталину. Дорогой дедушка Сталин! Я знаю как злые фашисты мучают наших советских ребят, как они разоряют школы, жгут библиотеки во всех оккупированных областях. Чтобы помочь нашей Красной Армии скорее разгромить кровавых извергов, я решила 800 рублей, накопленных мною, внести на строительство танка. Кроме того, я посылаю детям районов, освобожденных от фашистов, три платья, чулки, теплый платок, простынь и варежки. Желаем Вам, дорогой дедушка, здоровья на многие годы. Ученица 3 класса Маянгской школы Балаковского района Саратовской области Эра Сбитнева. 8 января 1943 г.» Через несколько дней в другом номере газеты балаковцы могли прочитать: «Гор. Балаково, секретарю Балаковского райкома комсомола тов. Китаеву. Передайте комсомольцам, молодежи, пионерам и учащимся Балаковского района, собравшим 1 миллион 700 тысяч рублей на строительство танков и самолетов, сдавшим 549 пудов хлеба в Фонд Красной Армии и пославшим разные вещи для детей освобожденных районов мой горячий привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин. Москва. Кремль».

Учитель:Мы можем сказать с гордостью, что жители города и района внесли свой посильный вклад в дело разгрома врага. А громили врага балаковцы на всех фронтах.

Рассказ ученика о Героях Советского Союза - балаковцах.

Балаковская земля воспитала 17 героев Советского Союза. Пятеро балаковцев удостоены этого звания за форсирования Днепра : капитан Василий Иванович Мельников, гвардии старший сержант Павел Иванович Егоров, гвардии старший лейтенант Степан Кузьмич Остапенко (посмертно) майор Василий Иванович Крюков, командир роты Алексей Яковлевич Ломакин. За форсирование реки Вислы удостоен звания героя Советского Союза гвардии майор Валентин Кириллович Ерошкин. За форсирование реки Нитце - Григорий Константинович Морозов. За форсирование реки Одра гвардии лейтенант Николай Никифорович Мороз. Иван Терентьевич Коровников от рядового солдата вырос до генерал-полковника. В годы Великой отечественной войны он командовал 59-й армией. В селе Сухой Отрог родился Федор Петрович Полынин. Он тоже прошел путь от рядового летчика до генерал-полковника авиации и стал Героем Советского Союза.

Примером мужества и отваги навсегда останется Герой Советского Союза - младший сержант Грибанов Николай Васильевич, который в свои 19 лет повторил подвиг Александра Матросова - закрыл грудью вражеский пулемет. В селе Большой Кушум родился Тарасов Дмитрий Захарович. В первые дни войны командир звена авиаполка, после того, как немцы подожгли его самолет, направил его на скопление танков и бензовозов врага. Посмертно Герой Советского Союза.

Стихи читают ученики

Ты пройди по стране-

В каждом доме

Либо в красном углу,

Либо в старом семейном альбоме

Ты увидишь портреты хозяев

В пилотках и касках

В гимнастерках солдатских.

Кто под Нарвой и Псковом,

А кто под Москвою сражался,

Кто увидел Победу,

А кто не дожил, не дождался,

Кто убит под Ржевом,

А может, под Старою Руссой,

Все они, эти люди,

Что с разных глядят фотографий,-

Наши деды и наши отцы

Это - сплав боевых биографий.

Спят солдаты вечным сном в земле

Юным поколением воспеты.

Им звенят спасенные хлеба, солнцем мая до краев прогреты.

А в России каждая изба бережет солдатские портреты.

Учитель: В нашем селе в каждом доме бережно хранится память о тех, кто ушел воевать. Наши деды и прадеды вместе с огромной страной воевали на всех фронтах, участвовали во всех битвах. Одни из них остались там, в своем последнем бою, другие выжили в этой страшной войнеи вернулись домой. Сегодня внуки и правнуки победителей рассказывают о своих родственниках

Слово вам, ребята. ( Ученики выходят по очереди с фотографиями своих родственников-участников войны и рассказывают о них.)

Учитель:Говорят, что солдаты погибают дважды - в первый раз от пули на поле битвы, а второй раз от забвения. Я надеюсь, что вы, ребята, никогда не забудете о своих родственниках, передадите эту память своим детям и внукам, чтобы никогда не угасала память поколений о людях, которые выстояли и победили!

Учитель:4 года фронт и тыл был связан воедино. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую - трудовой подвиг женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины - труженицы тыла. Именно поэтому медали за бой и за труд из одного металла льют.

Читают стихи ученики.

Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.



Время героев, по самому высшему праву

Ты подарила далеким и близким годам

Доблесть, и славу, и, долгую добрую память,

Время героев, а что ты оставила нам?



Ты нам оставило ясное небо Отчизны,

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни-

Радость работы на мирной, счастливой земле.

Учитель: Подвиги совершаются и воинами, и учителями, и врачами, и рабочими на заводах. И все они совершаются во имя любви к своей Родине, к своему Отечеству.

Мне хочется, ребята, чтобы вы все были патриотами своего края, независимо от того, куда вас забросит судьба. И чтобы вы всегда помнили, что вы не просто мальчишки и девчонки, вы правнуки солдат, которые защищали нашу Родину. И будьте благодарны им за это!

Классный час заканчивается прослушиванием песни « С чего начинается Родина»

Источники:

  1. Материалы комнаты Боевой и Трудовой Славы МАОУ СОШ с.Новая Елюзань.

  2. Материалы музея истории г.Балаково.

  3. Книга Памяти. Том 1. 2000 г.

  4. Балаково в годы Великой Отечественной войны // Балаковская народная энциклопедия / сост. Ю. Каргин. - Саратов: Приволж. изд-во, 2007. - С. 40-44.

  5. Воспоминания тружеников тыла.



© 2010-2022