«Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по теме: «Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Слайд 1

Слайд 2. В своём выступлении я хотела бы остановиться на личностных универсальных учебных действиях, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд 3.Личностные действия делятся на 3 блока:

1) самоопределение;

2) смыслообразование;

3) нравственно-этического оценивания.

Одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению (какой я есть, каким я хочу стать, каким я должен стать, каким я буду).

Здесь конечно, на начальном этапе обязательное проведение диагностических исследований. На мой взгляд, интересных методик много. Но личностные качества учащихся моего класса раскрылись , в результате проведения Слайд 4. Анкеты "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой. Цель методики: выявление уровня школьной мотивации учащихся

Оцениваемые УУД: действие смыслообразования (интерес, мотивация)

учения.

Еще одним направлением в личностном определении является формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны.

Большая роль по формированию личностных УУД ведется на всех уроках в начальной школе.

Слайд 5,6. Предмет «Литературное чтение» прежде всего способствует личностному развитию ученика. Многие тексты по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, нельзя пройти мимо нравственной оценки поступков героев. Я строю свой диалог с детьми , т. о. что ответы на мои вопросы помогали раскрыть внутренний мир ребенка. На уроках чтения часто провожу по прочитанным произведениям мини сочинения, в которых дети раскрывают своё отношение к прочитанному. Свои высказывания они начинают со слов: Слайд 7.

Я почувствовал (а) …
Я увидел (а) …
Я улыбнулся (ась) …
Я вспомнил (а) …
Мне стало грустно …
Я бы продолжил (а) написанное так …
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни …
Будущее героев я представляю …
Произведение вызвало у меня чувства…

Слайд 8. Также с формирование личностных УУД связан материал на уроках математики, так как основой формирования человека как личности является развитие речи и мышления.

В учебнике 4-го класса создана линия задач и заданий, названная «Не только математика». Слайд 9. Все они построены на историческом материале, относящемся к построению Российского государства ,и рассказывают о работе учёных. Исходя из этого, я предлагаю детям поработать над проектами. Например, слайд 10. проект «Машина времени», «Великие математики», «Откуда пришла Математика».

Одна из целей предмета «Окружающий мир» - научить школьников объяснять своё отношение к миру, корректируя мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности. Каждый урок по окружающему миру начинается с проблемного диалога между главными героями. В каждый параграф включены проблемные ситуации Слайд 11 , позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, обыгрывая её, высказывая свою версию. Возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации добывая информацию самостоятельно.

За время моей педагогической деятельности у меня собран методический материал , позволяющий на уроках русского языка развивать личностные УУД. Среди которого есть тексты нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Например, творческие задания Слайд 12

Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать.

Дети получают карточки с текстом:

Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. .

Выполнить следующие задания:

  1. Озаглавить текст.

  2. Определить основную идею.

  3. Составить тезисный план: озаглавить каждый пункт плана цитатами из текста:

  1. Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»

При подведении итогов обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия на листе самооценки. Слайд 13

Слайд 14. Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования

  1. У выпускника будут сформированы:

  2. . Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

  3. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

  4. Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься

  5. У ребенка развита рефлексия

  6. У ребенка сформирована учебная мотивация

  7. У ребенка сформирована адекватная самооценка

А самое главное в деятельности учителя в формировании личностных универсальных учебных действий, помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

Слайд 15. Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом. Слайд 16



© 2010-2022