Внеклассное занятие по истории русского костюма

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский костюм

Цели занятия:

Познакомить воспитанников с историей русского народного костюма; с творчеством русского народа, его культурой и традициями.

Развивать пространственное воображение, интеллектуальные способности, пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного творчества.

Обучающая: Способствовать формированию представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа, духовной культуре и эмоционального отношения к действительности.

Воспитательная: воспитывать в детях любовь к родной стране, людям, к культуре, к традициям своего народа.

Оборудование:

Презентация «История русского костюма».

Наглядные пособия: изображения русского костюма, изделия с элементами вышивки.

Для выполнения практической работы: альбомный лист, карандаши, фломастеры, ножницы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово воспитателя

- Сегодня на занятии мы будем знакомиться с историей русского народного костюма. Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.

2. Презентация (Слайд 1, 2).

(Слайд 3).Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

(Слайд 4).Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев. История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце XIX - начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи).

(Слайд 5).Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.

(Слайд 6).Праздничная одежда, север России.

(Слайд 7).Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний.

(Слайд 8).Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии.

(Слайд 9).Женская праздничная одежда Нижегородской губернии.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

В народе русский костюм описывают так: (Слайд 10).

Заговор-заклятье

Пойду ль я во чисто поле -

Под красное солнце,

Под светел месяц,

Под полетные облака,

Стану я во чистом поле

На ровное место,

Облаками облачуся,

Небесами покроюся,

На главу свою кладу

Красное солнце,

Подпояшусь светлыми зорями,

Обтычуся частыми звездами,

Что вострыми стрелами -

От всякого злого недуга.

(Слайд 11).Украшения передавались из поколения в поколение заветными письменами, которые можно читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:

- Слава божеству! Праздник.

- Просьба плодородия.

- Благодарность богу за содеянное.

(Слайд 12). Вышивка - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время.

(Слайд 13).Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны.

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.

Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. (Слайд 14).Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура - это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине - продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному :великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба - древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Женский костюм

(Слайд 15).Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины, застегивающихся на пуговицу.

(Слайд 16).Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана, а шили из дорогих тканей.

(Слайд 17).Рубаха - основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь и подол - места возможных «входов» злых сил. Рубахи в которых женщины косили, назывались «рубахи-сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.

(Слайд 18).Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.

(Слайд 19).На юге России вместо сарафана носили поневу - домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды. Он оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода.

Понева - это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины. Понева - древняя одежда, упоминается еще в письменных источниках домонгольского периода.

Термин «понява» («понева», «понька») - общеславянский, поначалу обозначал кусок ткани, пелену, покрывало.

Ткани для понев брали домашнего изготовления: шерстяные (пряжа преимущественно из овечьей шерсти) и из растительного волокна - конопли. Техника изготовления ткани была простейшая - полотняное переплетение. Чередование шерстяных и растительных нитей создавало на ткани узор из клеток.

Поневы так же, как и рубахи, делились на праздничные, расхожие и будничные. Будничные отделывались по низу узкой полоской домотканой тесьмы. В праздничных же поневах большое внимание уделялось «клаже» - это нашивки по подолу, в которых максимально использовалось все богатство отделки.

Поневу носили в основном замужние женщины, и в памяти народа она осталась как «вечный хомут и бабья кабала».

Фигура женщины в этой одежде казалась более приземистой, чем в сарафане. Деревенская одежда соответствовала укладу крестьянской жизни, и полнота женщины означала для крестьянки здоровье, а здоровье - это и дети, и работа без устали, «до седьмого пота».

Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом - «загонять в поньку», когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали поневу. Окончательно поневу надевали во время свадьбы.

Поневы, которые носила молодая жена до рождения первого ребенка, были самыми красивыми. Молодая после венца надевала поневу с «хвостом» из красного сукна, шелка, бахромы и даже с бубенцами.

(Слайд 20).Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.

(Слайд 21).Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной толщины. Носили их с сарафанами.

Женский головной убор.

(Слайд 22).Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник (от слова «кокошь» - петух, кика или кичка, сорока).

Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.

Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. «Повязка», или, как часто ее называли, «красота», «волюшка», в каждом селе имела свою форму и орнамент. Девичий головной убор дополнялся «пушками» - шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также «кудрями» - яркими Селезневыми перышками.

(Слайд 23).Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. (Слайд 24). Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани - позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.

(Слайд 25).Молодые женщины в первый год замужества складывали ширинку жгутом и повязывали ею повойник или сороку концами вперед. В XIX веке головные полотенца, ширинки вытеснены платками. Ими сначала покрывали голову на мягкие волосники, а затем прямо на волосы, причем и женщины, и девушки. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние «по-бабьи» - концами назад.

Женские украшения.

(Слайд 26).Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны - низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. На конце длинной косы - косник из бисера. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля.

Свадебная атрибутика.

(Слайд 27).Свадебный костюм - самый нарядный и торжественный. Свадьба - это старинный обряд. Древние крестьяне свято верили, что от того, как пройдет свадьба, зависит будущая жизнь жениха и невесты. Поэтому на свадьбе соблюдались все ритуалы и приметы. Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами, утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство. (Слайд 28).Свадебные головные уборы.

Мужской костюм

(Слайд 29).Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Так как ткань была узкая (до60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые потом сшивали, а швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком - гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи - куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками - оборрами, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.

(Слайд 30).Праздничная мужская одежда, Пензенской и Вологодской губерний.

(Слайд 31).Мужская рубаха также украшалась вышивкой.

(Слайд 32).Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой - овчинные нагольные шубы. Зипун - распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката. Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Длина их варьировалась от коленей до щиколотки. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.

(Слайд 33).Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. Каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.

Мужской головной убор.

(Слайд 34).Из мужских головных уборов наиболее распространены были высокие барашковые шапки, катанные из шерсти "гречневики", "малахаи", картузы, шапки мерлушки).

Наиболее широко распространенным головным убором во всех районах Среднего Поволжья в середине XIX в. была коричневая катаная из шерсти шляпа с небольшими полями. В фототеке Российского этнографического музея из Симбирского цикла Петербургского фотографа В. Каррика имеется фотография (Слайд 35), изображающая группу крестьян на ярмарке в с. Каменка (Симбирская губерния), где на переднем плане стоит мужчина в кафтане с воротником шалью, в высокой шляпе "гречневике" и лаптях с белыми онучами.

С середины XIX в. стали носить малахаи, а летом картузы. К концу XIX в. черные картузы и фуражки с блестящими кожаными козырьками повсеместно стали праздничными, а иногда и зимними головными уборами парней. Чаще всего их украшением так же была шелковая лента по околышу, за которую в нескольких местах затыкали живые или искусственные цветы. Надевали их, слегка сдвинув на одно ухо. Девушки парням по этому поводу пели в частушках: "Вы, ребята, не форсите, Картуз на бок не носите!"

Обувь.

(Слайд 36).Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Плели русские лапти из трех лык в три ряда. Плести начинали с пятки, потом заплетали подошву и "головяшку" (носок), после чего вставляли колодки, разные для правой и левой ноги, загибали головку и делали "ушки" для продевания обор. Русские крестьяне носили лапти русского типа - косого плетения с тупой головкой и высокими бортами, а также мордовские, татарские и чувашские. Они имели низкие борта и плелись на прямую колодку, то есть в отличие от русских, каждый лапоть можно было надеть на любую ногу. Это последнее обстоятельство, видимо, и обусловило широкое распространение у русских лаптей народов Поволжья. Дело в том, что при износе одного лаптя не нужно было выбрасывать другой, еще годный к носке, это было удобно, имело практический смысл. Лапти носились недели две, поэтому отец и дед вынуждены были всю зиму плести их для семьи, состоящей часто из большого количества детей. Праздничные лапти украшали "бортиками" - верхняя часть их окантовывалась цветным лыком.

Лапти надевались на ноги летом с холщовыми портянками, а зимой еще и с суконными онучами, которыми ноги обертывались до колен.

(Слайд 37).В распутицу, "в расторопье", когда снег начинал таять, к лаптям "пришьют дощечки", т. е. прикрепляли к подошве деревянные колодки. Носили и ступни - обувь, сплетенную из лык наподобие глубоких калош. Их носили для работы на усадьбе по хозяйству. Ступни всегда стояли у порога избы. В отдельных селах Сурского, Карсунского районов носили еще высокую плетеную обувь "наподобие валенок, если было грязно на улице". Кожаная обувь считалась городской, дорогой. Из старинной кожаной обуви в отдельных районах края (Карсунском, Сурском, Тереньгульском, Новоспасском) носили поршни, бахилы. "Поршни" - шили их из одного куска кожи, с одним передним швом и держали на ноге с помощью ремешка, вставленного в их верхние края, эта обувь бытовала на юге Симбирской губернии. В сырое время года надевали "бахилы", по форме напоминающие чулки без пяток. Они шились из мягкой кожи с двумя швами по бокам. Бахилы надевались на лапти и завязывались под коленкой ремнем. Теплые сапоги "валенки с голенищами" были лишь у зажиточных крестьян. Во второй половине XIX в. появились в деревне кожаные сапоги с низким каблуком. Праздничной обувью со второй половины XIX в. повсеместно были полусапожки или ботинки с резинками сбоку на небольшом каблуке. Носили ботинки с чулками. Были распространены одноцветные чулки белые, серые (во многих селах), коричневые и лиловые.

Многие художники изображали на своих картинах людей в русских народных костюмах.(Слайд 38, 39, 40).

Мы посмотрели с вами презентацию, познакомились с историей русского костюма. Теперь, я предлагаю вам на основе полученных знаний, выполнить практическую работу.

3. Практическая работа

Выполнить эскизы русского народного костюма и одеть бумажную куклу в русский народный костюм.

4. Подведение итогов и анализ урока

- Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что запомнилось больше всего? Давайте посмотрим ваши работы, что у вас получилось.

Приложение 1

© 2010-2022