- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа Экспедиция - наш край Татарстан
Программа Экспедиция - наш край Татарстан
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мартышина О.П. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Подпрограмма
«Экспедиция наш край Татарстан».
Комплексной программы «Игра- дело серьезное».
Девиз ; «Мало быть железным, надо быт полезным».
Цели и задачи игры: Сплотить детский коллектив, вовлечь их в общественно -
полезный труд, опытническую и исследовательскую
работу,
воспитать у них любовь и бережное отношение е природе ,
к земле.
Участники игры: Разновозрастные коллективы ( следопыт, наследник,
наставник).
Организаторы игры: Штаб игры куда входят ребята, старшая вожатая ( педагог-
организатор), директор, классные руководители.
Сроки проведения: Старт игры дается на стартовой линейке 15 сентября, а
завершается игра в конце учебного года 25-30 мая игрой
«Робинзон».
ХОД ИГРЫ:
В ходе игры ребята приобретают минимум знаний, и практические навыки о природе родного края, изучают следы животных и птиц оберегают их, знакомятся с флорой и фауной своей местности, совершают очные и заочные путешествия. Во время путешествий ребята не только знакомятся с новым, неизведанным, но и выполняют задания штаба, проводят традиционные дела, разучивают новые песни, игры, танцы, находят работу для своих умелых рук.
Подведение итогов: Итоги подводятся ежемесячно, после каждого проведенного
дела штабом игры.
С чего начать?
С малого: нанести порядок на улице, во дворе, в сквере, парке, окрестном лесу. Могут быть созданы исследовательские группы по следующим специальностям:
Юристы - изучают документы, получают справки, письма, и снимают с них копии.
Экономисты - изучают данные об экологическом ущербе, который наносится
сегодня, о возможном повышении доходов от экономии природных
ресурсов.
Журналисты - изучают материалы периодической печати.
Санитары- медики - изучают последствия экологически вредных загрязнений
на человека.
Ботаники - изучают свойства растений, расположенных в районе - среди них есть
те, что очищают воздух, дымо-газоустойчевые, снижают уровень
шума, уровень радиации, занесенные в Красную книгу.
Зоологи - изучают условия обитания рыб, птиц и других животных.
Художники- фотографы - отражают экологическую картину района.
Агитаторы и артисты - готовят выступления и концертные программы на
экологические темы.
Цвет: каждая группа выбирает свой цвет и делает отличительный шеврон в
зависимости от направления работы.
Заповеди: Ребята должны придумать свои заповеди, вытекающие из каких-то традиций, сложившихся в группе, например:
-
в группе живут без «Я» , как друзья. Всем на удивление одно местоимение «МЫ».
-
чем больше трудностей, тем больше бодрости.
-
получил приказ не пещи, легкой работы себе не ищи.
-
думай, разведывай, соображай, решения и планы свои уважай.
Тайный знак: Ребята придумывают свой тайный знак, по которому узнают о
делах, своей группы, о местах, где эта группа находится, за каким
объектом закреплена.
Эмблема: символический рисунок, отражающий сущность названия группы,
профиль; эмблемы носят на рукавах, пилотках, на груди.
Ход игры по месяцам:
СЕНТЯБРЬ: Провести разведку в окрестностях своего села, поселка, с
помощью деловой игры РВС ( разведай, выполни, сообщи).
Ребята должны отыскать загрязненные объекты и сообщить
в штаб игры. Создается карта местности, на которой
обозначаются загрязненные места и закрепляются за
определенной группой, которая производит очистку.
ОКТЯБРЬ: Старшеклассники для малышей проводят мероприятия на
экологическую тему:
-
«Праздник цветов»;
-
«Путешествие по экопланетам»;
-
Интеллектуальная игра «Экобумиранг»;
НОЯБРЬ: Познавательное КТД « Лесное Царство- Государство» проходит
по шести маршрутам:
-
Лесная лечебница.
-
Лесная канцелярия.
-
Мастерская природы.
-
Лесная кухня.
-
Поляна «лесная тайна».
-
Лесная академия.
По окончанию КТД ребятам дается домашнее задание на следующий
месяц узнать как можно больше о тех птицах , которые остаются у нас
зимовать, подготовить материал для изготовления кормушек для
зимующих птиц.
ДЕКАБРЬ: Праздник «Встреча зимующих птиц»
Программа праздника:
-
Выступление о пользе зимующих птиц.
-
Сообщение ребят о том, что они узнали о птицах.
-
Открытие фабрики «Снегирек» ( изготовление по лучшим проектам кормушек и птичьих столовых).
-
Художественная часть, викторина.
ЯНВАРЬ: Игра- беседа «А если бы…» Игра на развитие фантазии и
воображения ребят.
-
Если бы у меня была волшебная палочка
-
Если бы исчезли все деревья
-
Если бы вы оказались на загрязненной планете и.т.д.
Ребята по группам получают одну из тем и им дается время на
обдумывание 30 минут. Затем каждая группа представляет свою тему в
виде:
-
Живой газеты
-
Фестиваля рисованных фильмов
-
Устного журнала
-
Сценок «Фантазеры», « Я борон Мюнхаузин» и т.д.
ФЕВРАЛЬ: На дворе стужа, но скоро весна и прилетят птицы,
и в школьной мастерской открывается конструкторское бюро,
«Скворечстрой».Будет выставка и защита проектов
скворечников, синичников, дуплянок и самых различных
птичьих домиков. Победителей ждет премия. Спешите,
спешите, не упустите своего шанса.
Такое объявление вывешивается в школе за две недели до выставки. Ребята
рисуют свои чертежи и думают, как интересней их защитить.
Лучшие проекты притворяют в жизнь (изготавливают и вывешивают в
окрестностях села).
МАРТ: «Трудовой десант»
Бегут ручьи, светит солнце, таит снег и на поверхности появляется
вся грязь , которая по осени ушла под снег. И сейчас, как никогда
нужна наша помощь природе и все группы выходят на свои
объекты и занимаются уборкой и очисткой загрязненной местности.
АПРЕЛЬ: Интеллектуальная игра «Счастливый случай» проходит по принципу телевизионной игры :
Х
Х
Х
Х
С/С
Х
Х
Х
Х
Для игры нужно:
- кубик,
- две фишки
- карта
- вопросник.
- «Зеленый друг» (вопросы о деревьях и кустарниках)
- «Остроглаз» ( вопросы о птицах)
- «Охрана природы» ( вопросы о водоемах)
- «Лесная аптека» ( вопросы о ягодах, грибах. травах)
Х- «Бюро погоды» ( неожиданный вопрос)
Каждый вопрос оценивается в один балл. В центре карты белый квадрат С/С счастливый случай( который оценивается в три балла. Время на каждый вопрос 1 минута. Правила игры жесткие и четкие. Игру начинают 2 команды. Два ведущих: один вместе за столом и игроками, который следит за точностью маршрута кубика и за временем, второй задает вопросы, каждой команде задается по пять вопросов.
Затем играют следующие две команды, затем победители и т.д. Таким образом проходит первый тур.
Второй тур состоит из 4 геймов. Играют сразу три команды -победители.
1 гейм: командный ( по 5 вопросов каждой команде).
2 гейм: личный ( по одному вопросу каждому игроку).
3 гейм: музыкальный ( назвать название песни из какого мультфильма прозвучала песня) и т.д.
4 гейм: блиц- гейм - быстро задается вопросы, должен быстро звучать ответ. Максимум количество ответов за 2 минуты приносят команде победу.
В отличии от первого тура во втором туре вопросы задаются под номерами. Одновременно с ходом фишки берется номер из коробочки: синяя, желтая, зеленая, красная.
Для С/С специальный конверт, в котором находятся вопросы. Жеребьевка проводится на Ваше усмотрение в течение всей игры.
МАЙ: Заключительная игра «Робинзон»
Проводить ее желательно в конце мая во время похода, перед проведением
игры ребятам дается домашнее задание, готовятся они к нему 2-3 недели.
Каждая группа выбирает место на земном шаре, где она бы хотела пожить. После этого думает, как можно прожить в данной точке( учитывая все экологические рекомендации):
-
Что там можно есть?
-
Где взять воду?
-
Как из чего построить жилище?
-
Как добывать огонь?
-
Какие орудия труда можно изготовить?
-
Есть ли лекарственные травы?
Желательно чтобы в группу входили не только ребята , но и их родители. Группа готовит театрализованное представление и показывает его.
Сама игра может проходить в виде:
-
КТД- Научно- исследовательская экспедиция;
-
Поэтапно или по станциям
-
В виде турслета и.т.д.
В конце игры подводятся итоги проделанного за год.