ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Как бы хорошо ни был поставлен воспитательный процесс в масштабах класса, какими бы успехами ни славился коллектив, без индивидуальной работы с учащимися не обойтись. А.С. Макаренко всегда подчеркивал, что многое решает «индивидуальный корректор». Многолетний опыт учителей практиков убедил, что в подавляющем большинстве случаев педагогические неудачи объяснялись именно неумением проникнуть в душевный мир ученика, найти подход к нему с учетом его особых индивидуальных особенностей.Рассмотрим, как...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальный подход

к учащимся девиантного поведения

Булгакова Т.Н., научн. конс. - Микерова Г.Ж.,

КубГУ, г. Краснодар

Как бы хорошо ни был поставлен воспитательный процесс в масштабах класса, какими бы успехами ни славился коллектив, без индивидуальной работы с учащимися не обойтись. А.С. Макаренко всегда подчеркивал, что многое решает «индивидуальный корректор». Многолетний опыт учителей практиков убедил, что в подавляющем большинстве случаев педагогические неудачи объяснялись именно неумением проникнуть в душевный мир ученика, найти подход к нему с учетом его особых индивидуальных особенностей.

Рассмотрим, какие наиболее распространенные ошибки учителей в осуществлении индивидуального подхода к младшим школьникам девиантного поведения.

Первая ошибка - не учитываются специфика семьи, особенности домашнего воспитания. Например, мальчик грубит, нетактично ведет себя. Учитель его ругает, наказывает, не учитывая при этом, что ученик с детства привык к такому роду поведения и не считает его неверным, он просто не умеет вести себя по-другому.

Вторая ошибка - неумение разобраться в психических особенностях учеников, направленности их способностей, интересов, характера, темперамента, внимания, привычках. В результате предъявляются непосильные требования. Например, мальчик замкнут, медлителен, малоподвижен. Упрекая его, позоря перед классом, учитель не считается с темпераментом ребенка, наносит существенный удар по формированию характера, личности ученика и т.д.

Третья ошибка - раздражительность, нетерпимость, прямолинейность учителя, резко реагирующего на поступки учеников, без изучения причин этих поступков. Ученик убежал с классного часа, разбил окно, подрался, совершил кражу, не выполнил задание, плохо дежурил, учитель кричит, угрожает, наказывает, обсуждает поведение с классом, ведет к директору и т.д. В результате возникает психологический барьер, взаимная неприязнь, исключающие возможность действительного положительного влияния на ученика с целью коррекции его девиаций поведения. Разовое непосредственное давление с требованием немедленного «исправления» никогда не приводило к устойчивому успеху. В лучшем случае удается напугать младшего школьника и на короткое время унять его, но ведь речь идет о воспитании его характера.

Четвертая ошибка - в формальном отношении к вопросам воспитания, в стремлении изменить живую, кропотливую работу по формированию личности пустыми нотациями, общими разговорами, обсуждениями поведения на разных уровнях и составлением подробных характеристик. В некоторых школах учителя, классные руководители ограничивают свою деятельность изучением разных подробностей в поведении своих подопечных, выясняют, с кем он дружит, где бывает, чем увлекается, что читает, как относится к учителям, родителям, бабушкам, друзьям и т.д. Он записывает все эти данные, составляет, чуть ли не специальное досье на каждого ученика и этим ограничивается все воспитание, т.е. учитель средства превращает в цель. Что касается непосредственного воздействия на ученика, то дело ограничивается назидательными разговорами и выговорами.

Иногда просто поражает неумение воспитателя поговорить с учеником. Там, где можно ограничиться двумя-тремя удачно найденными замечаниями или просто шуткой, некоторые молодые учителя часами что-то растолковывают, изливают свою душу, упрекают, причем порой опускаются до уровня ученика, на полном серьезе сводят с ним счеты, искренне переживая обиду, неблагодарность, а иногда чувствуют даже злость по отношению к ученику.

Между тем, с древних времен велись и ведутся споры, как воспитывать детей: в строгости, путем наказаний и требований, или путем ласки, доброты, нежности. Царь Соломон в своих педагогических воззрениях был категоричен: своеволие и дурные наклонности надлежит выбивать из детей и чем раньше, тем лучше. «Наказывай сына своего, - говорится в библии, - доколе есть надежда, и не возмущаться криком его. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Не оставляй юношу без наказания; ты накажешь его розгою и спасешь душу его. Розга и обличение дает мудрость». В средние века порка, наказания считались единственным эффективным способом воспитания и в семье, и в школах.

В период Ренессанса звучит призыв к уважению личности. Высмеиваются порочные методы наказания, глумление над личностью, раздаются призывы к учителям воспитывать «свободную личность», гармонически развитую. Вместе с тем передовые просветители остерегали от баловства. Ж.Ж. Руссо писал: «Самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это приучать его не встречать ни в чем отказа».

Важно отметить, что до сегодняшнего времени споры о том, что важнее: строгость или доброта, суровая требовательность и наказание или убеждения и мягкость. До сих пор среди родителей продолжает бытовать мнение, что «ременная педагогика» вещь нужная и полезная.

Правы ученые - доброта никогда не приводит к злу. Нельзя думать, что если к ребенку относиться строго, порой даже жестоко, то тогда он вырастет вежливым и послушным человеком, а если относиться по доброму, то обязательно вырастет избалованный и распущенный человек. Все это очень не однозначно и не просто. Крайности никому не нужны. Но главное не это: дети бывают разные, а значит, и подходы к ним не могут быть одинаковыми. Вообще же сентиментальная нежность, баловство и вседозволенность, бесспорно опасны и антипедагогичны.

Дочь К.Д. Ушинского вспоминает, что ласка отца была редкостью, но эта редкость особенно чувствовалась и долго не забывалась. В подавляющем большинстве случаев убеждения и умеренная система требований срабатывает и обеспечивает нормальное воспитание детей. Но бывают дети, которые нуждаются в особом подходе, порой повышенной требовательности и наблюдении. Необходимы иной раз и наказания, и обсуждения, и принципиальная суровость. Бесправная педагогика так же опасна, как давление и жестокость. Педагогические ситуации неповторимы: разные обстоятельства, разные люди участвуют в конфликтах. Учитель должен научиться быстро оценивать обстановку, обладать большим запасом педагогических знаний, разнообразием приемов, чтобы быстро выбрать лучшее решение при любых самых сложных обстоятельствах. Неправильное их решение ведет к новым осложнениям, сопряженным с большой потерей времени и усилий.

Суть индивидуального подхода - не в приспособлении к личности ученика, а в умении выбрать способы воздействия на него с целью совершенствования характера и всестороннего развития ученика, особенно в целях коррекции девиантного поведения. Все дети имеют, разумеется, черты, присущие всем детям, вытекающие из своеобразия возраста, но имеются в виду те качества, которыми отличается каждый учащийся от своих сверстников, ибо у каждого неповторимый путь развития, свои природные данные, свои семейные условия, своя среда, свой характер и свои интересы. Под индивидуальным подходом понимается вся гамма персональных и коллективных педагогических средств воздействия на отдельного ученика в процессе обучения и воспитания с учетом особенностей его психического склада, домашних условий и круга интересов.

Для реализации эффективного индивидуального подхода к учащимся девиантного поведения используются различные приемы педагогического воздействия. Прежде всего - убеждение. Учитель должен доказать ученику, убедить его на примерах, показать полезность каких-то действий и порочность других. В определенных случаях при большом искусстве убеждения этот прием действует эффективно. Второй прием - приучение. Учитель помогает выработать определенные навыки правильных действий: рационально выполнять домашние задания, содержать в порядке парту, шкаф, наглядные пособия, убирать класс, сидеть за столом, аккуратно пользоваться учебными принадлежностями и т.д. Третий прием - приказ, прямое требование, указание. Учитель добивается послушания, выполнения требования, четких действий. Если ученики приучены не возражать, они быстро и добросовестно выполняют указания учителя, независимо от своих желаний - без дисциплины, сознательной дисциплины воспитание не возможно. Четвертый прием - поощрение. За хорошие поступки, примерное выполнение заданий ученика всегда нужно похвалить, объявить благодарность, поощрить. Это вдохновляет, повышает работоспособность. Пятый прием - наказание. Бывают случаи, когда за дурной поступок, невыполнение обязанности, нарушение нужно наказать: сделать замечание, объявить выговор, обсудить на собрании, пригласить родителей вызвать на педсовет, лишить каких-то удовольствий или участия в желаемом мероприятии и т.д. Наказание срабатывает тогда, когда ученик понимает, за что наказан, а товарищи его согласны и убеждены, что наказание заслуженно и справедливо.

Задача учителя заключается в том, чтобы он в совершенстве овладел всеми методами и приемами педагогического воздействия. В каждом детском классном коллективе немало так называемых «трудных» мальчиков. К сожалению, нередко «трудными» называют детей по недоразумению, за поступки, вызванные утомлением, реакцией на бестактность или грубость, временными обстоятельствами, сложившимися в семье и т.д. Что может быть нелепее резких выпадов учителя: «Марш за родителями!», «В колонию тебя нужно» и т.п. Они взвинчивают учителя, отнимают у него возможность здраво спокойно разобраться в поступках ученика, учесть специфические, индивидуальные условия, в которых произошло нарушение, своеобразие мальчика. Они озлобляют ученика, вызывают реакцию, особенно, если замечание учителя делается в классе, при всех. Психологи подсчитали, что если резкое замечание сделано мальчику в классе, то из 44 наблюдаемых случаев 35 раз мальчик отвечал грубостью, что влекло за собой новый, порой тяжелый, затяжной конфликт. Нужно признать, что неумелые действия учителя, если они носят систематический характер, приводят к искусственному созданию так называемых «трудных» младших школьников.

Опыт лучших учителей показывает, что подобные незлостные нарушения следует разбирать локально, отдельно, если они случайны, и в классе с участием всего коллектива, если они носят систематический характер. Наиболее действенным средством является ребячий контроль и спокойные убеждения и беседы учителя. Гораздо тяжелее, когда учитель сталкивается со злостными нарушениями драками, воровством, бродяжничеством, систематическим бездельем, нарочитым срывом уроков, азартными играми, оскорблением работником школы и пр. Но и здесь следует очень спокойно разобраться в обстановке: «Кто виноват? Кто влияет на мальчика? Когда начались срывы в учебе? На кого можно опереться в работе с этим мальчиком? Каковы его слабости? Есть ли у ребенка какое-либо увлечение?». Изучение ученика следует вести со всей научной тщательностью, с учетом семьи, темперамента, анализируя его поступки. Нужно найти ту, пусть маленькую, незначительную положительную черту характера учащегося, уцепившись за которую можно вернуть мальчику веру в себя, стремление учиться и вести себя нормально.

Итак, почти никогда не встречается безнадежных учащихся даже девиантного поведения, которых нельзя вернуть в здоровый коллектив, если классный руководитель, учителя и товарищи со всей серьезностью и умением возьмутся за дело.



© 2010-2022