- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сценарий воспитательного мероприятия И кисть в врагом сражалась
Сценарий воспитательного мероприятия И кисть в врагом сражалась
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Варавина О.С. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Фатежская средняя общеобразовательная школа №1» Фатежского района Курской области
Методическая разработка воспитательного мероприятия в 8 классе на тему: «И кисть с врагом сражалась …»
Выполнила классный руководитель 8 класса МБОУ «Фатежская СОШ №1» Варавина Оксана Степановна
г.Фатеж - 2015 г. |
Тема мероприятия: «И кисть с врагом сражалась…»
Форма проведения: путешествие по картинной галерее В.О.войны (1941 -1945)
Цель мероприятия:
-
знакомство с творчеством художников, которые писали картины о войне;
-
воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы Великой Отечественной войны;
-
формирование у детей стремления больше узнать о Родине, ее защитниках и их подвигах.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка, колонки, репродукции картин художников, рисунки детей о войне.
Подготовка к мероприятию: обучающиеся учат слова, выполняют рисунки о войне, выполняют подбор репродукций картин художников о войне, приглашают гостей, оформляют кабинет.
Структура мероприятия:
-
Вводная часть. (2 мин.)
-
Основная часть. (36 мин.)
-
Заключительная часть .(2 мин.)
Содержание мероприятия:
-
Вводная часть.
Учитель.
Ты, знаешь, что была война
Когда тебя на свете не было
И сколько помнила страна
Такой войны на свете не было.
Звучит песня «Священная война».
Великая Отечественная война закончилась 66 лет назад.
В памяти нашего народа навсегда останутся подвиг и весь тот путь, который прошли советские люди к Победе.
Образы тех, кто, не щадя жизни, приближали Победу, боевые схватки с врагом предстают перед нами не только в рассказах, стихотворениях, фильмах, но и плакатах, картинах.
2. Основная часть.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по картинной галерее В.О.войны (1941 -1945)
Тема нашего путешествия «И кисть с врагом сражалась..» (слайд 1)
Как вы думаете, что Вы должны будете сегодня узнать? (о художниках, которые писали картины о войне, названия их работ, о чём эти работы).
С первых же дней войны, надев солдатские шинели, ушли на фронт около 900 художников. Они были солдатами и офицерами, танкистами и летчиками, партизанами и разведчиками.
Они не только сражались с оружием в руках, но и работали во фронтовой печати.
Художники, которые работали в тылу, тоже выезжали творческими бригадами на фронт и писали свои картины.
Во время войны к изобразительному искусству предъявлялись несколько иные требования, чем в мирное время: искусство стало играть агитационную роль. Через фронтовые зарисовки, рисунки и плакаты художники призывали народ на борьбу с фашистскими захватчиками, к защите и освобождению своей Родины.
Всю войну боевые плакаты, созданные советскими художниками, "воевали" наряду с бойцами Красной Армии. Сложив до размера тетради, их носили в военных сумках. Наклеенные на "лбы" танков плакаты вели за собой в атаку.
За годы войны было создано очень много плакатов. Главные их герои - солдат, отдающий жизнь в борьбе, партизан в тылу врага, рабочий-тыловик, мать с ребенком - все они призывали к защите Родины. Даже названия и надписи к ним говорили сами за себя: "Отстоим Москву" (слайд 2 ), "Каждый рубеж - решающий" (слайд 3).
Один из первых и один из самых известных плакатов 1941 года - "Родина-мать зовет!" (слайд 4), автор Ираклий Моисеевич Тоидзе. На фоне грозной стены штыков художник создал образ простой женщины-матери того времени. В руке у женщины - текст с военной присягой, и она призывает своих сыновей выполнить долг защиты Отечества.
Образ женщины-матери символизирует образ Родины, ведь недаром в русском языке есть такие пословицы: "Одна у человека мать, одна у него и Родина", "Родина любимая - мать родимая", "Родина - мать, умей за нее постоять", Слова "Родина" и "мать" - оба женского рода.
(Слайд 5) На второй день после начала войны появился плакат, написанный в жанре сатирической графики. Назывался он "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Авторы - творческий союз трех художников-Кукрыниксов. Название этого творческого союза произошло от первых букв фамилий художников. Кукрыниксы: Ку - Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991), Кры - Крылов Порфирий Никитич (1902-1990), Никс - Николай Александрович Соколов.
В чем сатира плакатов, написанных в жанре сатирической графики?
Образы врагов изображены карикатурно. Художники их высмеивают, изображают трусливыми, глупыми, жалкими, ничтожными.
Посмотрите на этот плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!"
Разорвав пакт о ненападении на СССР и сбросив маску, Гитлер тянется костлявой лапой к СССР, но красноармеец накалывает его на штык, как паука на булавку.
Это был первый плакат, появившийся в первые дни Великой Отечественной войны на улицах Москвы. В течение нескольких дней этот плакат стал известным во всей нашей стране, а еще через неделю - и всему миру. Его переиздавали в Англии, США, Китае, Иране, Мексике, печатали в журналах, газетах, клеили на улицах, и везде он вызывал веру в Победу.
Обучающийся.
(Слайд 6)В жанре сатирической графики работал художник Борис Ефимов. Его первые карикатуры появились еще после революции и 50 лет высмеивали врагов Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны Ефимову не изменило чувство юмора. Чего стоил рисунок 1942 года "В партизанском крае. Ловля на живца", изображающий жадного гитлеровского солдата, который в погоне за жирной свиньей попадает на мушку к партизану. И по сей день карикатуры Б. Ефимова вызывают смех.
Учитель.
(Слайд 7)Художник-график Борис Иванович Пророков прошел всю войну с первого дня и до последнего, победного. Он был пехотинцем, сапером, военным моряком. Участвовал в обороне Ленинграда, в десантной операции на Балтике и Черном море. Война стала для него школой Жизни.
Обучающийся.
В годы Великой Отечественной Борис Иванович Пророков работал во фронтовой газете и сделал очень много зарисовок. После войны по зарисовкам он создавал свои рисунки. Рисовал он чаще всего карандашом и цветной тушью. У него нет больших картин, но есть серии рисунков, объединенных общим заголовкам, например, серия "Это не должно повториться!" (слайд 8). Эти рисунки много стоили художнику. На фронте, в последний год войны, он получил две тяжелые контузии и, после нескольких часов напряженной работы, у него появлялись сильные головные боли и конвульсии. А в последний год жизни болезнь приковала его к постели. В своём дневнике Пророков записал: "Силы уходят с каждым днем. Вынужден лечь на койку. А мне еще хочется нарисовать групповые портреты наших пехотинцев. Слышишь ли, товарищ Судьба?!"
За серию рисунков "Это не должно повториться!" художнику была присуждена Ленинская премия.
Хранятся рисунки этой серии в Государственном Русском музее в Санкт- Петербурге.
Вот эти рисунки: "Тревога', «Налет", "Голод". "Изуверство".
Борис Иванович Пророков о своей серии сказал так: "Рисунки серии напоминают о кошмаре войны не для того, чтобы войной пугать, а для того, чтобы мобилизовать на борьбу с ней! Это было и остается главной моей задачей художника-пропагандиста и в мирное время". В этих словах Пророкова и заключается главная задача художников во время войны -"мобилизовать на борьбу с войной.
Учитель.
Художники-живописцы на войне изображали боевые действия: от крупных, решающих сражений до небольших, отдельных эпизодов и сцен фронтового быта. Они воевали с оружием в руках в армии, в партизанских отрядах, даже в концлагерях с риском для жизни художники продолжали рисовать.
(Слайд 9,10) Умирающего в лагере для военнопленных от дистрофии художника Николая Обрыньбу товарищи, отрывая последние куски хлеба от себя, поставили на ноги: «Рисуй! Пусть люди увидят лицо фашизма!.."
Бежав из концлагеря и став партизаном, Обрыньба писал картины, портреты, изображал героев по специальному приказу командира.
В ту пору из-за отсутствия связей с Большой землей не было ни орденов, ни медалей, поэтому в качестве наград бойцам-героям вручали их портреты.
Учитель.
Не легко художнику солдату,
Краток на путях его привал.
Наш товарищ фронтовой когда-то
Нас в часы досуга рисовал.
Кто хотел послать портрет невесте,
Кто родных порадовать спешил.
Нарисуй меня, но честь по чести
Безбородым, как до фронта был.
И художник на клочках бумаги
Рисовал, досуга не ценя.
Как -то раз, в одном глухом овраге,
Рисовать он начал и меня.
Ранят иль убьют бойца, но дома
На стене висит его портрет
И одной улыбкою знакомой
Утешает в том, что писем нет.
День настал, погиб солдат-художник,
Мой портрет закончить не успел,
Не узнал конца путей тревожных,
Нет бойца, а вот рисунок цел.
Он храниться в небольшой тетради
Эта память друга моего.
На портрет незавершённый глядя,
Не себя я вижу, а его.
Алим Кешоков.
Обучающийся.
(Слайд 11)Героический образ создает в своей монументальной картине "Оборона Севастополя" художник Александр Александрович Дейнека. Оборона Севастополя продолжалась в течение 8 месяцев - с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. Когда фашисты прорвались к Крыму, то они надеялись сразу же захватить Севастополь, но сухопутные войска и флот, защищавшие город, объединились и оказали фашистам сопротивление.
Фашистская армия насчитывала 200 тыс. человек, танки, самолеты, артиллерия, корабли наносили удары и с воздуха, и с моря. Сначала защитники успешно отражали атаки противника, но постепенно заканчивались боеприпасы. Фашисты блокировали город с моря, и когда вошли в Севастополь, в июне, то защитники по приказу Ставки Верховного главнокомандующего отошли к бухтам. Некоторой части удалось спастись на катерах и других мелких судах, другие ушли в горы к партизанам. Оставшиеся на берегу защитники города (около 5500 человек), имевшие только стрелковое оружие, самоотверженно отражали атаки противника, пока не кончились боеприпасы.
Этот момент и изобразил художник Александр Александрович Дейнека в своей картине: моряки, морские десантники идут в штыковую атаку. На фоне дымного, закопченного неба, темно-синей воды моря, руин домов - гневная, мощная и светлая фигура советского матроса с непокрытой русой головой. В яростном порыве он бросает связку гранат, а у его ног - распластанное тело поверженного фашиста. В протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде. Все это говорит о том, что враг будет побежден.
Посмотрите, как художник четко нарисовал жесты, мимику лиц моряков, а группа фашистов дана безликой, сплошной массой. Если моряки показаны в светлой форме, то фашисты - в темной. Этот цветовой контраст олицетворяет извечную борьбу светлых сил с темными.
Силы защитников Севастополя и фашистской армии были неравными, и после восьмимесячной обороны город был оставлен.
Обучающийся.
(Слайд 12) На Всесоюзной художественной выставке появилась картина еще не известного широко живописца - Юрия Непринцева "Отдых после боя". Возле неё толпились зрители, все решили, что в центре картины изображен Василий Теркин - герой Александра Твардовского. Но это не было иллюстрацией к поэме.
Юрий Михайлович Непринцев ушел на войну добровольцем, в минуту затишья рисовал своих боевых товарищей. Среди которых и был вот такой простой, русский солдат. Да, наверно, и в каждом взводе был такой весельчак, балагур, который несмотря на тяготы войны, сумел сохранить доброту, юмор.
Посмотрите, после боя расположились бойцы на отдых, и среди них неунывающий Василий Теркин. Поэма Твардовского и подсказала художнику сюжет картины, помогла создать образ главного героя. Помните, как писал о нем Твардовский?
Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
Обучающийся.
На картине изображены и танкисты в шлемах, и (разведчики в белых маскхалатах, и стрелки. Сколько различных характеров показал на картине художник! Все слушают Теркина, но каждый по-своему. Одни уже пообедали, это самые активные слушатели. Другие только что возвратились с передовой, а пожилой боец - ротный "папаша" - неторопливо хлебает солдатские щи, но тоже слушает краем уха. О каждом с любовью рассказывает художник в картине. Яркое пятно в картине, которое тоже привлекает внимание к главному герою, - это красный кисет с табаком или с махоркой в руках у Теркина.
Обучающийся.
Бытовой жанр в живописи во время Великой Отечественной войны тоже изменился. Художники этого жанра стремились показать мужество и стойкость гражданского населения и показать, какое зло могут принести война и фашизм.
(Слайд 13)Большой вклад в разгроме фашисткой Германии принадлежит партизанскому движению. Против Фашистов поднялись старики, женщины, дети. Партизаны в годы войны на оккупированной врагом территории уничтожили 1 миллион гитлеровцев их пособников, 4 тысячи танков вывели из строя, 6,5 тысяч автомашин, 1100 самолётов, повредили 1600 железнодорожных мостов, совершили 21 тысячу крушений вражеских поездов. На картине хдожников - баталистов Аркадия Александровича Пластова «Партизаны», Сергея Герасимова «Мать партизана» отражена эта героическая тема.
Обучающийся.
(Слайд 14) В 1943 году появилась картина Сергея Васильевича Герасимова "Мать партизана". В картине художник противопоставляет два образа: гордая, стойкая, пожилая крестьянка с достоинством, мужеством смотрит на жестокого фашистского карателя. Она не склонила перед ним головы. Позади нее другой каратель держит ее схваченного, совсем еще юного сына-партизана. Что же будет дальше? Чем закончится эта сцена?
Как бы ответом на этот вопрос и в продолжение картины у поэта Алексея Суркова есть стихотворение "Под вечер в гестапо ее привели..."
Учитель.
Фронт и тыл - неразрывная нить, которая шла через всю войну. Тема фронта и тыла отражена и в картине художника Александра Лактионова «Письмо с Фронта».
Давайте совершим заочное путешествие в Третьяковскую галерею и узнаем историю этой картины (слайд 15).
Просмотр фильма «История одной картины. Письмо с фронта».
Обучающийся.
Картина художника А. И. Лактионова "Письмо с фронта" написана после войны в 1947 году. На освещенном солнцем крыльце, на фоне чисто-голубого неба мальчик читает письмо отца с фронта. Письмо получили по почте, а может быть, его принес солдат, который после ранения приехал домой. Судя по радостным лицам слушателей, у отца все в порядке, война заканчивается, и скоро все вернутся домой.
(Слайд 16) Все во время войны ждали весточек с фронта от родных. При виде долгожданного письма-треугольника сердце сжималось от радости и в то же время от неизвестности: что там радость или печаль? Простые, маленькие солдатские треугольнички с лиловым штампом - «Проверено цензурой». Читаешь их - и глубокое волнение охватывает тебя, словно ты переносишься в окопы и землянки, вместе с бойцами идешь в яростные штыковые атаки.
Обучающийся.
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, вот здесь, на войне,
Приятели, книжки, московские споры,
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
...И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай - я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Э. Асадов
(Слайд 17) Первого мая 1945 года над зданием Рейхстага было водружено знамя Победы, ставшее символом разгрома фашистской Германии.
(Слайд 17)
Обучающийся.
Еще горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступала тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря, что закончилась война.
Под арками обугленного свода,
В какой-то первозданной тишине,
Солдаты величайшего похода
Расписывались прямо на стене.
Алим Кешоков.
Тема солдата спасителя звучит в картине Федора Ивановича Невежина «Русский солдат». Рушились города, горела земля, но где бы не проходил наш воин, он нес жизнь и спасенье.
(Слайд 19) Именно поэтому стоит в Берлине в Трептов парке монумент- мавзолей Е.Вучетича «Воин освободитель» 13 метровая бронзовая фигура. Внутри мавзолея находится золотой ларец с именами героев, погибших во время Берлинской операции.
Звучит песня у незнакомого посёлка».
Обучающийся.
«Ода солдату».
Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его тяжел.
Он все прошел огонь и воду
И трубы медные прошёл,
Шагал по вражескому следу
До завершающего дня,
И прочно выковал победу
Из грома стали и огня.
И полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасённая Россия,
Как вечный памятник ему.
Александр Плотников
Учитель.
С той поры прошло много лет, выросло новое поколение художников, в творчестве которых нашла своё достойное отражение военная тематика, но произведения искусства, выполненные в годы войны, не утратили своего значения, обрели ещё большую историческую ценность, как памятники героизму и мужеству великого народа, проявленным в годы Великой Отечественной войны.
Назовите работы, которые выполняют художники в настоящее время. (открытки, плакаты, баннеры, панорамы (слайд 20). Ответы детей.
Художники - наши современники, работают в разных жанрах и техниках изобразительного искусства, рисуют не только кистью, карандашом, но и песком. Предлагаю вместе посмотреть, как молодая художница Ксения Симонова выполняет рисунок песком на стекле.
Просмотр видеофрагмента.
3. Заключительная часть.
Наше с вами путешествие подошло к концу. Что Вам больше всего запомнилось в этом путешествии? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Ответы детей.
Достигли ли мы цели нашего путешествия? Ответы детей.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как сила, нам нужна…
Ю. Воронов
Надеюсь, что благодаря мероприятиям, посвящённым ВОв вы не забудете, подвиг старшего поколения, не забудете художников, которые рисовали ВОв.