Сценарий воспитательного мероприятия И кисть в врагом сражалась

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»

Фатежского района Курской области






Методическая разработка

воспитательного мероприятия в 8 классе

на тему:

«И кисть с врагом сражалась …»








Выполнила классный руководитель 8 класса МБОУ «Фатежская СОШ №1» Варавина Оксана Степановна


г.Фатеж - 2015 г.

Тема мероприятия: «И кисть с врагом сражалась…»

Форма проведения: путешествие по картинной галерее В.О.войны (1941 -1945)

Цель мероприятия:

  • знакомство с творчеством художников, которые писали картины о войне;

  • воспитание уважения к борцам за свободу Родины, чувства гордости за свой народ, отстоявший свободу и независимость Отчизны в суровые годы Великой Отечественной войны;

  • формирование у детей стремления больше узнать о Родине, ее защитниках и их подвигах.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка, колонки, репродукции картин художников, рисунки детей о войне.

Подготовка к мероприятию: обучающиеся учат слова, выполняют рисунки о войне, выполняют подбор репродукций картин художников о войне, приглашают гостей, оформляют кабинет.

Структура мероприятия:

  1. Вводная часть. (2 мин.)

  2. Основная часть. (36 мин.)

  3. Заключительная часть .(2 мин.)


Содержание мероприятия:

  1. Вводная часть.

Учитель.

Ты, знаешь, что была война

Когда тебя на свете не было

И сколько помнила страна

Такой войны на свете не было.

Звучит песня «Священная война».

Великая Отечественная война закончилась 66 лет назад.

В памяти нашего на­рода навсегда останутся подвиг и весь тот путь, который прошли со­ветские люди к Победе.

Образы тех, кто, не щадя жизни, приближали Победу, боевые схватки с врагом предстают перед нами не только в рассказах, стихотворениях, фильмах, но и плакатах, картинах.

2. Основная часть.

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по картинной галерее В.О.войны (1941 -1945)

Тема нашего путешествия «И кисть с врагом сражалась..» (слайд 1)

Как вы думаете, что Вы должны будете сегодня узнать? (о художниках, которые писали картины о войне, названия их работ, о чём эти работы).

С первых же дней войны, надев солдатские шинели, ушли на фронт около 900 художников. Они были солдатами и офицерами, танкистами и летчиками, партизанами и разведчиками.

Они не только сражались с оружием в руках, но и работали во фронтовой печати.

Художники, которые работали в тылу, тоже выезжали творческими бригадами на фронт и писали свои картины.

Во время войны к изобразительному искусству предъявлялись несколько иные требования, чем в мирное время: искусство стало играть агитационную роль. Через фронтовые зарисовки, рисунки и плакаты художники призывали народ на борьбу с фашистскими захватчи­ками, к защите и освобождению своей Родины.

Всю войну боевые плакаты, созданные советскими художника­ми, "воевали" наряду с бойцами Красной Армии. Сложив до размера тетради, их носили в военных сумках. Наклеенные на "лбы" тан­ков плакаты вели за собой в атаку.

За годы войны было создано очень много плакатов. Главные их герои - солдат, отдающий жизнь в борьбе, партизан в тылу врага, рабочий-тыловик, мать с ребенком - все они призывали к защите Родины. Даже названия и надписи к ним говорили сами за себя: "Отстоим Москву" (слайд 2 ), "Каждый рубеж - решающий" (слайд 3).

Один из первых и один из самых известных плакатов 1941 года - "Родина-мать зовет!" (слайд 4), автор Ираклий Моисеевич Тоидзе. На фоне грозной стены штыков художник создал образ простой женщины-матери того времени. В руке у женщины - текст с военной присягой, и она призывает своих сыновей выполнить долг защиты Отечества.

Образ женщины-матери символизирует образ Родины, ведь недаром в русском языке есть такие пословицы: "Одна у человека мать, одна у него и Родина", "Родина любимая - мать родимая", "Роди­на - мать, умей за нее постоять", Слова "Родина" и "мать" - оба женского рода.

(Слайд 5) На второй день после начала войны появился плакат, написанный в жанре сатирической графи­ки. Назывался он "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Авторы - творческий союз трех художников-Кукрыниксов. Название этого творческого союза произошло от первых букв фами­лий художников. Кукрыниксы: Ку - Куприянов Михаил Васильевич (1903-1991), Кры - Крылов Порфирий Никитич (1902-1990), Никс - Николай Александрович Соколов.

В чем сатира плакатов, написан­ных в жанре сатирической графи­ки?

Образы врагов изображены карикатурно. Художники их высме­ивают, изображают трусливыми, глупыми, жалкими, ничтожными.

Посмотрите на этот плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!"

Разорвав пакт о ненападении на СССР и сбросив маску, Гитлер тянется костлявой лапой к СССР, но красноармеец накалывает его на штык, как паука на бу­лавку.

Это был первый плакат, появившийся в первые дни Великой Отечественной войны на улицах Москвы. В течение нескольких дней этот плакат стал известным во всей нашей стране, а еще через неделю - и всему миру. Его пере­издавали в Англии, США, Китае, Иране, Мексике, печатали в жур­налах, газетах, клеили на улицах, и везде он вызывал веру в Победу.

Обучающийся.

(Слайд 6)В жанре сатирической график­и работал художник Борис Ефи­мов. Его первые карикатуры поя­вились еще после революции и 50 лет высмеивали врагов Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны Ефимову не изменило чувство юмора. Чего стоил рисунок 1942 года "В партизанском крае. Ловля на живца", изображающий жадного гитлеровского солдата, который в погоне за жирной свиньей попадает на мушку к партизану. И по сей день карикатуры Б. Ефимова вызыва­ют смех.

Учитель.

(Слайд 7)Художник-график Борис Ива­нович Пророков прошел всю войну с первого дня и до последнего, по­бедного. Он был пехотинцем, сапе­ром, военным моряком. Участвовал в обороне Ленинграда, в десантной операции на Балтике и Черном мо­ре. Война стала для него школой Жизни.

Обучающийся.

В годы Великой Отечественной Борис Иванович Пророков работал во фронтовой газете и сделал очень много зарисовок. После войны по зарисовкам он создавал свои рисунки. Рисовал он чаще всего карандашом и цветной тушью. У него нет больших картин, но есть серии рисунков, объединенных общим заголовкам, например, серия "Это не должно повториться!" (слайд 8). Эти рисунки много стоили художнику. На фронте, в последний год войны, он получил две тяжелые контузии и, после нескольких часов напряженной работы, у него появлялись сильные головные боли и конвульсии. А в последний год жизни болезнь приковала его к постели. В своём дневнике Пророков записал: "Силы уходят с каждым днем. Вынужден лечь на койку. А мне еще хо­чется нарисовать групповые портреты наших пехотин­цев. Слышишь ли, товарищ Судьба?!"

За серию рисунков "Это не должно повториться!" художнику была присуждена Лени­нская премия.

Хранятся рисунки этой серии в Государственном Русском музее в Санкт- Петербурге.

Вот эти рисунки: "Тревога', «Налет", "Голод". "Изуверство".

Борис Иванович Пророков о своей серии сказал так: "Рисунки серии напоминают о кошмаре войны не для того, чтобы войной пугать, а для того, чтобы мобилизовать на борьбу с ней! Это было и остается главной моей задачей художника-пропагандиста и в мирное время". В этих словах Пророкова и заключается главная задача художников во время войны -"мобилизовать на борьбу с войной.

Учитель.

Художники-живописцы на войне изображали боевые действия: от крупных, решающих сражений до небольших, отдельных эпизодов и сцен фронтового быта. Они воевали с оружием в руках в армии, в партизанских отрядах, даже в концлагерях с риском для жизни художники продолжали рисовать.

(Слайд 9,10) Умирающего в лагере для военнопленных от дистрофии художника Николая Обрыньбу товарищи, отрывая последние куски хлеба от себя, поставили на ноги: «Рисуй! Пусть люди увидят лицо фашизма!.."

Бежав из концлагеря и став партизаном, Обрыньба писал картины, портреты, изображал героев по специальному приказу командира.

В ту пору из-за отсутствия связей с Большой землей не было ни орденов, ни медалей, поэтому в качестве наград бойцам-героям вручали их портреты.

Учитель.

Не легко художнику солдату,

Краток на путях его привал.

Наш товарищ фронтовой когда-то

Нас в часы досуга рисовал.

Кто хотел послать портрет невесте,

Кто родных порадовать спешил.

Нарисуй меня, но честь по чести

Безбородым, как до фронта был.

И художник на клочках бумаги

Рисовал, досуга не ценя.

Как -то раз, в одном глухом овраге,

Рисовать он начал и меня.

Ранят иль убьют бойца, но дома

На стене висит его портрет

И одной улыбкою знакомой

Утешает в том, что писем нет.

День настал, погиб солдат-художник,

Мой портрет закончить не успел,

Не узнал конца путей тревожных,

Нет бойца, а вот рисунок цел.

Он храниться в небольшой тетради

Эта память друга моего.

На портрет незавершённый глядя,

Не себя я вижу, а его.

Алим Кешоков.


Обучающийся.

(Слайд 11)Героический образ создает в своей монументальной картине "Оборона Севастополя" художник Александр Александрович Дейнека. Оборона Севастополя продол­жалась в течение 8 месяцев - с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. Когда фашисты прорвались к Крыму, то они надеялись сразу же захватить Севастополь, но сухопутные войска и флот, защищавшие город, объединились и оказали фашистам сопротивление.

Фашистская армия насчитыва­ла 200 тыс. человек, танки, самоле­ты, артиллерия, корабли наносили удары и с воздуха, и с моря. Снача­ла защитники успешно отражали атаки противника, но постепенно заканчивались боеприпасы. Фашисты блокировали город с моря, и когда вошли в Севасто­поль, в июне, то защитники по приказу Ставки Верховного глав­нокомандующего отошли к бух­там. Некоторой части удалось спастись на катерах и других мел­ких судах, другие ушли в горы к партизанам. Оставшиеся на берегу защитники города (около 5500 че­ловек), имевшие только стрелко­вое оружие, самоотверженно отра­жали атаки противника, пока не кончились боеприпасы.

Этот момент и изобразил художник Александр Александрович Дейнека в своей картине: моряки, морские десантники идут в штыковую атаку. На фоне дымного, закопченного неба, тем­но-синей воды моря, руин домов - гневная, мощная и светлая фигура советского матроса с непокрытой русой головой. В яростном порыве он бросает связку гранат, а у его ног - распластанное тело поверженного фашиста. В протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде. Все это говорит о том, что враг будет побежден.

Посмотрите, как художник четко нарисовал жесты, мимику лиц моряков, а группа фашистов дана безликой, сплошной массой. Если моряки показаны в светлой форме, то фашисты - в темной. Этот цветовой контраст олицетворяет извечную борьбу светлых сил с темными.

Силы защитников Севастополя и фашистской армии были неравными, и после восьмимесячной обо­роны город был оставлен.

Обучающийся.

(Слайд 12) На Всесоюзной художественной выставке появилась картина еще не известного широко живописца - Юрия Непринцева "Отдых после боя". Возле неё толпились зрители, все реши­ли, что в центре картины изобра­жен Василий Теркин - герой Александра Твардовского. Но это не было иллюстрацией к поэме.

Юрий Михайлович Непринцев ушел на войну добровольцем, в минуту затишья рисовал своих боевых товарищей. Среди которых и был вот такой простой, русский солдат. Да, наверно, и в каждом взводе был такой весельчак, балагур, который несмотря на тяготы войны, сумел сохранить доброту, юмор.

Посмотрите, после боя расположились бойцы на отдых, и среди них неунывающий Василий Теркин. Поэма Твар­довского и подсказала художнику сюжет кар­тины, помогла создать образ главного героя. Помните, как писал о нем Твардовский?

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.

Обучающийся.

На картине изображены и танкисты в шлемах, и (разведчики в белых маскхалатах, и стрелки. Сколько различных ха­рактеров показал на картине художник! Все слушают Теркина, но каждый по-своему. Одни уже пообедали, это самые активные слушатели. Другие только что возвратились с передовой, а пожи­лой боец - ротный "папаша" - неторопливо хлебает солдатские щи, но тоже слушает краем уха. О каждом с любовью рассказывает художник в картине. Яркое пятно в картине, которое тоже привлека­ет внимание к главному герою, - это красный кисет с табаком или с махоркой в руках у Теркина.

Обучающийся.

Бытовой жанр в живописи во время Великой Оте­чественной войны тоже изменил­ся. Художники этого жанра стремились показать мужество и стой­кость гражданского населения и показать, какое зло могут принес­ти война и фашизм.

(Слайд 13)Большой вклад в разгроме фашисткой Германии принадлежит партизанскому движению. Против Фашистов поднялись старики, женщины, дети. Партизаны в годы войны на оккупированной врагом территории уничтожили 1 миллион гитлеровцев их пособников, 4 тысячи танков вывели из строя, 6,5 тысяч автомашин, 1100 самолётов, повредили 1600 железнодорожных мостов, совершили 21 тысячу крушений вражеских поездов. На картине хдожников - баталистов Аркадия Александровича Пластова «Партизаны», Сергея Герасимова «Мать партизана» отражена эта героическая тема.

Обучающийся.

(Слайд 14) В 1943 году появилась картина Сергея Васильевича Герасимова "Мать партизана". В картине художник противопоставляет два образа: гордая, стойкая, пожилая крестьянка с достоинством, мужеством смотрит на жестокого фашистского карателя. Она не скло­нила перед ним головы. Позади нее другой каратель держит ее схва­ченного, совсем еще юного сына-партизана. Что же будет дальше? Чем закончится эта сцена?

Как бы ответом на этот вопрос и в продолжение картины у поэта Алексея Суркова есть стихотворе­ние "Под вечер в гестапо ее привели..."

Учитель.

Фронт и тыл - неразрывная нить, которая шла через всю войну. Тема фронта и тыла отражена и в картине художника Александра Лактионова «Письмо с Фронта».

Давайте совершим заочное путешествие в Третьяковскую галерею и узнаем историю этой картины (слайд 15).

Просмотр фильма «История одной картины. Письмо с фронта».

Обучающийся.

Картина художника А. И. Лактионова "Письмо с фронта" написана после войны в 1947 году. На освещенном солнцем крыльце, на фоне чисто-голубого неба мальчик читает письмо отца с фронта. Письмо получили по почте, а может быть, его принес солдат, который после ранения приехал домой. Судя по радостным лицам слушателей, у отца все в порядке, война заканчивается, и скоро все вернутся домой.

(Слайд 16) Все во время войны ждали вес­точек с фронта от родных. При ви­де долгожданного письма-треугольника сердце сжималось от радости и в то же время от неизве­стности: что там радость или пе­чаль? Простые, маленькие солдатские треугольнички с лиловым штампом - «Проверено цензурой». Читаешь их - и глубокое волнение охватывает тебя, словно ты переносишься в окопы и землянки, вместе с бойцами идешь в яростные штыковые атаки.

Обучающийся.

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, вот здесь, на войне,
Приятели, книжки, московские споры,

Все - сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!
...И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай - я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Э. Асадов

(Слайд 17) Первого мая 1945 года над зданием Рейхстага было водружено знамя Победы, ставшее символом разгрома фашистской Германии.

(Слайд 17)

Обучающийся.

Еще горячкой боя сердце билось,

А в мир уже вступала тишина,

Как будто время здесь остановилось,

Не веря, что закончилась война.

Под арками обугленного свода,

В какой-то первозданной тишине,

Солдаты величайшего похода

Расписывались прямо на стене.

Алим Кешоков.

Тема солдата спасителя звучит в картине Федора Ивановича Невежина «Русский солдат». Рушились города, горела земля, но где бы не проходил наш воин, он нес жизнь и спасенье.

(Слайд 19) Именно поэтому стоит в Берлине в Трептов парке монумент- мавзолей Е.Вучетича «Воин освободитель» 13 метровая бронзовая фигура. Внутри мавзолея находится золотой ларец с именами героев, погибших во время Берлинской операции.

Звучит песня у незнакомого посёлка».

Обучающийся.

«Ода солдату».

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжел.

Он все прошел огонь и воду

И трубы медные прошёл,

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня,

И прочно выковал победу

Из грома стали и огня.

И полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасённая Россия,

Как вечный памятник ему.

Александр Плотников

Учитель.

С той поры прошло много лет, выросло новое поколение художников, в творчестве которых нашла своё достойное отражение военная тематика, но произведения искусства, выполненные в годы войны, не утратили своего значения, обрели ещё большую историческую ценность, как памятники героизму и мужеству великого народа, проявленным в годы Великой Отечественной войны.

Назовите работы, которые выполняют художники в настоящее время. (открытки, плакаты, баннеры, панорамы (слайд 20). Ответы детей.

Художники - наши современники, работают в разных жанрах и техниках изобразительного искусства, рисуют не только кистью, карандашом, но и песком. Предлагаю вместе посмотреть, как молодая художница Ксения Симонова выполняет рисунок песком на стекле.

Просмотр видеофрагмента.

3. Заключительная часть.

Наше с вами путешествие подошло к концу. Что Вам больше всего запомнилось в этом путешествии? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Ответы детей.

Достигли ли мы цели нашего путешествия? Ответы детей.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть,

Она, как сила, нам нужна…

Ю. Воронов

Надеюсь, что благодаря мероприятиям, посвящённым ВОв вы не забудете, подвиг старшего поколения, не забудете художников, которые рисовали ВОв.


© 2010-2022