Классный час по профориентационной работе «Путь в профессию»

Цель: способствовать правильному выбору профессии; формировать навыки осознанного выбора профессии, с учетом личных качеств и общественных потребностей.  Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с миром профессий. Я не случайно сказала с миром, поскольку различных профессий невероятное множество. И найти свою очень не просто. Мы и не будем сегодня выбирать, мы будем знакомиться с миром профессий, получим советы по трудоустройству. Итак, в путь!   Классификаций профессий много. Мы рассмотрим по тип...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по профориентационной работе «Путь в профессию»Классный час по профориентационной работе «Путь в профессию»ГБОУРК «КГИДОД»















Подготовила - Сечень Т.Г.












2015 год, с.Танковое


Цель: способствовать правильному выбору профессии; формировать навыки осознанного выбора профессии, с учетом личных качеств и общественных потребностей.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с миром профессий. Я не случайно сказала с миром, поскольку различных профессий невероятное множество. И найти свою очень не просто. Мы и не будем сегодня выбирать, мы будем знакомиться с миром профессий, получим советы по трудоустройству. Итак, в путь!

Классификаций профессий много. Мы рассмотрим по типам. Выделяют пять основных типов профессий: человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-природа, человек-художественный образ.

1Ведущий:

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК

Обслуживание человека

  • проводник,

  • кондуктор,

  • продавец,

  • бармен,

  • официант,

  • парикмахер,

  • визажист,

  • экскурсовод

Обучение и воспитание человека

  • няня,

  • воспитатель,

  • учитель,

  • преподаватель,

  • тренер

Правовая защита человека

  • милиционер,

  • следователь,

  • юрист

Здоровье человека

  • санитарка,

  • медсестра,

  • врач,

  • массажист,

  • психолог

Связь с общественностью

  • журналист,

  • диджей,

  • интервьюер,

  • промоутер,

  • пресс-секретарь,

  • специалист по связям с общественностью

Бизнес

  • рекламный агент,

  • секретарь,

  • риэлтер,

  • организатор,

  • менеджер,

предприниматель

2 Ведущий:

Предметом являются социальные системы, сообщества, люди разного возраста.

Особенность профессии этого типа состоит в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:

  • нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их способностях;

  • нужно быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства.

В области профессий выявляются несколько подтипов:

  • связанные с обучением и воспитанием людей (воспитатели, педагоги, няня, тренер, и т.д.);

  • связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами (диспетчер автотранспортного предприятия, инженер-экономист по организации производства и т.д.);

  • связанные с информационным обслуживанием (телефонистка, работник справочного бюро, экскурсовод, библиотекарь и т.д.);

  • связанные с законом (юрист, милиционер, следователь и т.д.);

  • связанные со сферой обслуживания (продавец, официант, парикмахер, проводник пассажирского вагона и т.д.).

Работать с людьми совсем не просто. Здесь нужен своеобразный талант - любить людей.

3 Ведущий:

ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

Работа с текстами

  • наборщик,

  • печатник,

  • корректор,

  • машинистка,

  • переводчик,

  • библиотекарь

Работа с цифрами, формулами, таблицами

  • программист,

  • экономист,

  • бухгалтер,

  • маркетолог,

  • кассир

Работа с чертежами, картами, схемами

  • штурман,

  • чертежник,

  • геодезист,

  • метеоролог

Работа со звуковыми сигналами

  • радист,

  • телефонист,

  • звукорежиссёр

1 Ведущий:

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем - тексты, чертежи, схемы, таблицы, формулы - все это неотъемлемые черты цивилизации. Выбирая профессию этого типа, ведущим предметом являются: коды, цифры, знаки.

Профессии типа Человек - знаковая система разнообразны, поэтому здесь пойдет речь о подтипах:

  • профессии, связанные с оформлением, делопроизводством, анализам текстов (переводчик, секретарь-машинистка, библиотекарь, телеграфист, технический редактор и т.д.)

  • профессии, предметом труда являются числа, количественные соотношения, (оператор счетных машин, контролер-кассир, программист, бухгалтер и т.д.)

  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических отображений объектов (штурман, чертёжник, топограф, техник-геодезист, инженер, и т.д.)

Представитель этого типа должен быть вдумчив, систематичен, усидчив, обладать творческим подходом к решению задач, хорошо развитым наглядно-образным мышлением, переключаемостью внимания и другими качествами.

2 Ведущий:

ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Создание художественных произведений

  • художник,

  • режиссёр,

  • модельер,

  • композитор,

  • фотограф,

  • хореограф,

  • повар

Воспроизведение по образцу

  • ювелир,

  • закройщик,

  • реставратор,

  • краснодеревщик,

  • цветовод,

  • портной, актёр

3 Ведущий:

Одна из особенностей данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остаётся невидимой стороннему наблюдателю.

Ведущим предметом труда является художественный образ, способы его построения. Выделяют подтипы как:

  • Связанные с изобразительной деятельностью (столяр по производству мебели, резчик по камню, реставратор, художник-декоратор и т. д.)

  • Связанные с музыкальной деятельностью (настройщик музыкальных инструментов, музыкант-исполнитель, композитор и т. д.)

  • Связанные с литературно-художественной деятельностью (редактор художественной литературы и т. д.)

  • Связанные с актёрско-сценической деятельностью (артист театра, артист, артист балета, артист эстрады и т. д.)

К отдельным трудностям профессии этого типа относят длительные нагрузки на отдельные группы мышц, опорно-двигательный аппарат, нервные перегрузки.

1 Ведущий:

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА

Изучение живой и неживой природы

  • биолог,

  • химик,

  • физик,

  • геолог

Уход за растениями и животными

  • озеленитель,

  • садовник,

  • лесник,

  • овощевод,

  • зоотехник,

  • дрессировщик

Лечение животных

  • ветеринар

2 Ведущий:

Ведущий предмет труда - живая природа. Выделяют профессии, Предметом труда в которых являются: растительные организмы; животные организмы; микроорганизмы.

Специалисту нужно не просто знать о животных, но и изменения в них.

При выборе профессии типа Человек-природа, важно разобраться, как именно ты любишь природу: как труд или как отдых.

Примеры профессий: фермер, агроном, зоотехник, цветовод, зооинженер, пчеловод, ветеринар, микробиолог, плодоовощевод.

3 Ведущий:

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА

Создание и наладка технических устройств

  • наладчик станков,

  • монтажник,

  • сварщик,

  • испытатель,

  • технолог,

  • инженер-конструктор

Эксплуатация техники

  • водитель,

  • кочегар,

  • машинист,

  • токарь,

  • швея

Ремонт техники

  • слесарь-ремонтник,

  • механик,

  • электромонтер,

  • часовщик,

  • мастер по ремонту

  • оборудования

Строительство

  • облицовщик,

  • каменщик,

  • маляр,

  • штукатур,

  • стекольщик,

  • плотник, столяр,

  • инженер-строитель

1 Ведущий:

Главный предмет труда - технические объекты (машины, механизмы и др.) материалы, виды энергии.

Это самый большой (по количеству профессий) тип, так в нем выделяют несколько подтипов профессий.

  • По добыче, обработке грунтов, горных пород:

    • машинист бульдозера;

    • горный техник;

    • инженер-геолог;

    • и др.

  • По обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов:

    • столяр;

    • ткач;

    • швея-мотористка;

    • инженер-технолог;

    • и др.

  • По производству и обработке металла, механической сборке,

монтажу машин, приборов:

    • слесарь-инструментальщик;

    • токарь;

    • оператор станков с программным управлением; и т.д.

  • По ремонту, наладке, обслуживанию технических машин, установок, транспортных средств, и т.д.

  • По монтажу, ремонту зданий, сооружений, и т.д.

  • По сборке, монтажу электрооборудования, аппаратов, и т.д.

  • По ремонту, наладке, ремонту радио и телевизионной аппаратуры, радиофизик и т.д.

  • По переработке продуктов сельского хозяйства:

    • повар;

    • пекарь;

    • и т.д.

2 Ведущий:

Несколько полезных советов при выборе профессии.

Выбирай профессию правильно

Классный час по профориентационной работе «Путь в профессию»Самое главное выбрать профессию так, чтобы твоя работа в будущем была успешной и приносила тебе удовольствие. Все, что соответствует такому выбору, хорошо, все, что противодействует, - плохо.

"Семь раз отмерь - один отрежь".

3 Ведущий:

Учитывай свои возможности (способности) и желания (склонности), а также физические особенности для данной профессии.

"У всякой Машки свои замашки: кому чашки да ложки, кому - брошки да сережки".

1 Ведущий:

Классный час по профориентационной работе «Путь в профессию»Соразмерь, соответствует ли твой уровень притязаний твоим возможностям? Например, если ты плохо учишься в школе, сможешь ли ты поступить в ВУЗ?

"По Сеньке ли шапка?"


2 Ведущий:

Обсуди свой выбор с родителями, товарищами, друзьями, учителями. Они кое-что знают о тебе и могут дать дельный совет. Но никогда не выбирай профессию "За компанию".

"Не в свои сани не садись".

3 Ведуший:

Выбирай профессию не по названию, а по себе! Представления о престижности быстро устаревают.

"Не все то золото, что блестит".

1 Ведущий:

Классный час по профориентационной работе «Путь в профессию»Подумай, каким путем достичь цели, какими средствами. Какие трудности и препятствия могут тебе встретиться? Каковы твои возможности для достижения цели?

2 Ведущий:

Обратись к специалисту по выбору профессии. В некоторых городах есть "Центры профессиональной ориентации молодежи".

"Один ум хорошо, а два - лучше".

Воспитатель: Ребята, наши ведущие помогли нам вспомнить несколько полезных советов при выборе профессии. А знаете ли вы как нужно правильно искать себе место работы? Давайте представим , что вы не ученики 9-го класса, а молодые специалисты.

3 Ведущий:

Как пройти собеседование?


Собираясь на собеседование, помни, что первое впечатление, которое ты произведешь, останется надолго. На собеседование лучше не приходить в джинсах и кроссовках. Одежда должна быть чистой и выглаженной. Работодатели часто судят о том, как человек будет работать, по его манере одеваться;

Если ты хочешь найти офисную работу, оденься на собеседование по-деловому.

Веди себя как взрослый человек, по-деловому.

Не волнуйся, оставайся уверенным и спокойным.

Думай, прежде чем отвечать. Будь вежливым, точным, откровенным.

Будь вежлив и тактичен.

Работодателя необходимо убедить, что ты действительно хочешь получить именно эту работу и сможешь ее выполнить.

1 Ведущий:

Где можно получить профессию?


ВУЗы (высшие учебные заведения: университеты, институты, академии, военные училища).

Средние специальные учебные заведения (техникумы, колледжи, училища).

ПТУ (профессионально-технические училища).

МУКи (Межшкольные учебные комбинаты).

УКК (учебно-курсовые комбинаты, курсы).

Производство (индивидуальное обучение на рабочем месте).

2 Ведущий:

Правила выбора профессии.

Изучить как можно больше профессий.

Выявить, какие профессии нужны в регионе Вашего проживания.

Изучить, познать самого себя.

Подробно изучить условия труда, профессионально важные качества, возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста.

Найти возможность практически попробовать свои силы в этой профессии.

Сравнить полученные знания со своими профессиональными возможностями.

Получить помощь профконсультанта.

При отсутствии соответствия профессиональных возможностей с требованиями к выбранной профессии изучить запасной вариант.

Выбрав для себя профессию, быть настойчивым в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.

3 Ведущий:

Ошибки при выборе профессии.

Ориентация сразу на профессии высшей квалификации или на особо престижные профессии (менеджер, дипломат, переводчик).

Стремление приобрести редкую профессию, на которую нет социального спроса при обладании редкой профессией всегда могут возникать проблемы с трудоустройством.

Подражание знаменитому человеку.

Отожествление школьного предмета с профессией.

Выбор профессий под влиянием товарищей, т.е. тот случай когда человек идет учиться "за компанию".

Увлечение только внешней стороной профессии, обычно при недостаточном знании её содержания. Например, человек хочет стать юристом, потому что смотрит и читает детективы.

Неумение разбираться в себе, в своих действительных склонностях, способностях, поступках, незнание и недооценка своих физических возможностей, состояние своего здоровья.

Устарелые представления о характере труда.

Незнание правил выбора профессии.

1 Ведущий:

Как составить персональное резюме?

Следует запомнить:

  • добиться успеха с помощью резюме в одном конкретном месте у Вас только один шанс,

  • дважды резюме почти никогда не читают.

  • На его просмотр затрачивают около минуты.

  • Ваша основная задача - привлечь внимание именно к Вашей кандидатуре.

2 Ведущий:

Требование к резюме:

  • информативность,

  • привлекательность,

  • избирательность,

  • краткость,

  • конкретность,

  • честность,

  • аккуратность,

  • абсолютная грамотность,

качественное исполнение.

3 Ведущий:

Структура резюме:

  • Личные данные (Ф.И.О., дата и место рождения, адрес, телефон)

  • Цель (не обязательно, но желательно): краткое описание того, на получение какой работы и почему Вы претендуете.

  • Образование (в обратном хронологическом порядке перечислить :

  • год обучения, учебные заведения с указанием полученной специальности).

  • Опыт и стаж работы (в обратном хронологическом порядке перечислить даты начало - окончания деятельности и место работы с указанием занимаемой должности).

  • Дополнительная информация : владение иностранными языками, компьютером , наличие водительских прав и т. д.

  • Семейное положение.

1 Ведущий:

Как правильно составить разговор по телефону?

  • Тщательно подготовьтесь к телефонному разговору. Подумайте, что и как вы собираетесь изложить, подготовьте ответы на наиболее вероятные вопросы. Неплохо набросать план беседы: о чем и в каком порядке вы хотели бы поговорить.

  • Не забывайте, что разговор-диалог, а не монолог. Не старайтесь проговорить на одном дыхании заранее заученный текст.

  • Ваша цель не только рассказать о себе, но и узнать о предполагаемой работе. Но не увлекайтесь телефонным разговором и не ждите от него много. Главное - получить разрешение на личное собеседование.

  • Не забывайте, что предмет разговора чисто деловой. Крайне нежелательно утомить собеседника чрезмерной говорливостью.

  • Телефон обеспечивает лишь ограниченную обратную связь: вы не видите выражение лица собеседника, его жесты и мимику, поэтому реагируя на его высказывание, старайтесь быть вежливым.

Ошибки при выборе профессии.

(Сообщения учащихся)

ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕНОМУ

БУДЬТЕ ГОТОВЫ:

  • РЕГУЛЯРНО ПОВЫШАТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ

  • ОСВАИВАТЬ СМЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

ОСВОЕНИЕ НОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СДЕЛАЕТ ВАС ЦЕННЫМ, ВОСТРЕБОВАННЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ И ПОВЫСИТ ВАШУ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА.

ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ, ПРЕДСТАВИТЕЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ, НА САМУ ПРОФЕССИЮ

НЕ ВЫБИРЙТЕ ПРОФЕССИЮ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТСЯ ДАННЫМ

ВИДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ

ЗА ЛЕГКОСТЬЮ, С КОТОРОЙ АКТЁР СОЗДАЕТ НА СЦЕНЕ ОБРАЗ, СТОИТ НАПРЯЖЕННЫЙ БУДНИЧНЫЙ ДЕНЬ.

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧИЕ ЭТИХ ПРОФЕССИЙ

ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ НАДО УЧИТЫВАТЬ, КАКИЕ РЕАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ И ПРОФЕССИИ ЗА ЭТИМ ПРЕДМЕТОМ СТОЯТ.

НЕУМЕНИЕ /НЕЖЕЛАНИЕ/ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВАХ (СКЛОНОСТЯХ, СПОСОБНОСТЯХ)

РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ ТЕБЕ ПОМОГУТ ПРОФКОНСУЛЬТАНТЫ, РОДСТВЕННИКИ И ТОВАРИЩИ.

НЕЗНАНИЕ /НЕДООЦЕНКА/ СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

СУЩЕСТВУЮТ ПРОФЕССИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОТИВОПОКАЗАНЫ, ТАК КАК ОНИ МОГУТ УХУДШИТЬ

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

ПОДОЙДИТЕ К ДЕЛУ ТВОРЧЕСКИ И РАЗРАБОТАЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СПИСОК ДЕЙСТВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Воспитатель:

Наш классный час подошёл к концу. Сейчас каждый из вас заполнит анкету «Познай себя».




























Анкета «Познай себя».

Эта анкета поможет вам определить направление и глубину ваших интересов по типам профессий. Отвечайте «да» или «нет».

  1. Легко, без внутренней скованности вступаю в общение с незнакомыми людьми.

  2. С удовольствием могу что-либо мастерить, шить, вязать, и т.д.

  3. Стараюсь придать окружающей среде эстетический вид. Многие считают, что мне это удаётся.

  4. Регулярно и с удовольствием ухаживаю за растениями и животными.

  5. С удовольствием и подолгу могу что-либо подсчитывать, вычислять или чертить.

  6. С удовольствием провожу время со сверстниками или малышами, когда их нужно чем-то занять, увлечь или помочь.

  7. С удовольствием помогаю старшим ухаживать за животными или растениями.

  8. Обычно я допускаю мало ошибок в письменных работах.

  9. Мои изделия обычно вызывают интерес сверстников или взрослых.

  10. По мнению других людей у меня есть способности к определённой области искусства.

  11. С удовольствием читаю литературу о растительном и животном мире.

  12. Активно участвую в художественной самодеятельности.

  13. С удовольствием читаю об устройстве и работе различных механизмов и машин.

  14. С удовольствием и подолгу могу разгадывать головоломки, ребусы, решать кроссворды, сложные логические задачи.

  15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками и теми, кто младше меня.

  16. По мнению других людей у меня есть способности к работе с техникой.

  17. Результаты моего художественного творчества одобряют совсем незнакомые люди.

  18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями и животными).

  19. Обычно мне удаётся подробно и понятно для других излагать мысли в письменной форме.

  20. Почти никогда и ни с кем не ссорюсь.

  21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди.

  22. Без особого труда запоминаю иностранные слова.

  23. Мне часто приходится помогать незнакомым людям.

  24. Подолгу могу заниматься любимым занятием (музицировать, рисовать и т.д.).

  25. Мне нравиться ставить опыты, влияющие на развитие растительных и животных организмов.

  26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, проборов.

  27. Мне обычно удаётся убедить сверстников в целесообразности того или иного плана действий.

  28. С удовольствием наблюдаю за животными, изучаю растения.

  29. С удовольствием читаю научно-популярную литературу, публицистику.

  30. Пробую свои силы в живописи, музыке и т.д., стараюсь постичь секреты этого искусства.

Ключь к ответам

Номер вопроса анкеты

Тип профессии

Количество

баллов

4,7, 18*, 25*, 28,11

Человек-природа (П)


2,9*,13, 16*, 21,26

Человек-техника (Т)


1, 6,15*, 20,23*,27

Человек - человек(Ч)


5,8,14*, 19*, 22,29

Человек - знаковая система(З)


3,10*, 12, 17*, 24,30

Человек - художественный образ(Х)


По таблице подсчитайте количество баллов и определите предпочтительный тип будущей профессии. За ответ «да» начисляется один балл. За ответ «да» на вопрос помеченный «*», начисляется два балла.

Вывод: Для меня предпочтительней профессии типа … .

© 2010-2022