- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Родительское собрание Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Осокина Л.М. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Родительское собрание
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы»
Цели:
-выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации;
-выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
-привлечь внимание родителей к серьёзности проблемы адаптации.
Участники: родители учащихся 5 класса, классный руководитель, учителя - предметники, работающие в классе, школьный психолог, ученики 5 класса.
Подготовка.
-
Накануне собрания родителям предлагается передать классному руководителю записки с вопросами, появившимися у них за время учёбы их ребёнка в 5 классе, чтобы в ходе собрания родители обязательно получили на них ответы.
-
Среди учащихся проводится «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью». (Приложение 1)
-
Учителям - предметника можно предложить оценить класс, используя примерные вопросы. (Приложение 2)
-
Готовит выступление школьный психолог или врач.
-
Оформляется выставка рисунков пятиклассников «Я в школе». Рисунки подписаны с обратной стороны.
Оформление, оборудование.
-
Столы в классе стоят по кругу.
-
Выставка рисунков учащихся «Я в школе».
Ход собрания.
-
Вступительное слово классного руководителя.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидим наших детей глазами психолога, врача, учителей - предметников.
-
С точки зрения психолога.
(Школьный психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников и с тем, какие проблемы могут возникать у них в период адаптации к новым условиям обучения.)
Подростковый период (10 -15 лет) - период бурного роста организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объёме, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющихся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идёт половое созревание. Вследствие неравномерного физического развитие всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и неверно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создаёт дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребёнка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток всё больше стремиться к самостоятельности во всём, его уже не устаивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания подростком сдвигов в своём физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребёнком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьёзные обязанности и поручения. Н.К.Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Подросток - это ребёнок, становящийся взрослым.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведём речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность обучению в средней школе». Не все учащиеся начально школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
-
Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение программного материала.
-
Новообразование младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.
-
Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.
(Далее психолог излагает результаты проведённых исследований.)
3.С точки зрения учителей - предметников.
Классный руководитель:
Поскольку наше собрание проходит в виде консилиума, а слово это означает совещание всех врачей для уточнения диагноза и обсуждения перспектив лечения, нам необходимо узнать мнение и точку зрения каждой из сторон, участвующих в процессе воспитания и обучения наших ребят. Накануне всем учителям - предметникам, работающим в классе, было предложено ответить на вопросы анкеты, связанной с выяснением их первых впечатлений от работы в нашем классе. В результате качественной обработки данных представляется следующая картина…
(Классный руководитель зачитывает ответы учителей на вопросы анкеты.)
Вполне возможно, что кто - то из учителей - предметников захочет высказать своё мнение о классе лично.
-
С точки зрения врачей.
Школьный врач (фельдшер) выступает с анализом состояния здоровья пятиклассников, высказывает рекомендации по сохранению здоровья, оптимальной организации режима дня.
-
С точки зрения родителей.
Классный руководитель:
Накануне собрания родителям учащихся было предложено задать в письменной форме вопросы, которые в настоящий момент волнуют их больше всего. (Далее классный руководитель систематизирует вопросы и просит на них ответить или психолога, или учителей - предметников, в зависимости от специфики вопроса. Поскольку вопросы поступали заранее, то специалисты имеют возможность подготовиться к ответам более основательно. Классный руководитель предлагает родителям высказаться или продолжить диалог в режиме «вопрос -ответ».)
-
С точки зрения детей.
Классный руководитель:
Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведённой «Методики изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью».)
А сейчас мы приглашаем всех посетить выставку рисунков «Я в школе», на которой представлены работы учеников нашего класса. Может быть, кто-то из родителей угадает, где рисунок его ребёнка?
-
Подведение итогов собрания.
Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:
-
Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
-
Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
-
Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, участие в общественной жизни класса.
-
Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
Классный руководитель:
Закончить наше большое совещание я хотела бы отрывком из книги Зденека Матейчика «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст- то когда гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылёк. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени - зрелости».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.
Задание: оцените степень согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
4- совершенно согласен,
3-согласен,
2 - трудно сказать,
-
-не согласен,
-
-совершенно не согласен.
-
Я иду в школу с радостью.
-
В школе у меня обычно хорошее настроение.
-
В нашем классе хороший классный руководитель.
-
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
-
У меня есть любимый учитель.
-
В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.
-
Я считаю, что в нашем школе созданы все условия для развития моих способностей.
-
У меня есть любимые школьные предметы.
-
Я считаю, что школа по - настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
-
На летних каникулах я скучаю по школе.
Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.
Если «У» > 3, то высокая степень удовлетворённости.
Если 2 < «У» < 3, то средняя и низкая степень удовлетворённости.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Примерные вопросы:
-
Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?
-
С каким настроением вы идёте на урок в наш класс?
-
Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?
-
Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?
-
Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?
-
Какие советы вы можете дать классному руководителю?