Родительское собрание Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

                      Родительское собрание «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы» Цели: -выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации; -выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем; -привлечь внимание родителей к серьёзности проблемы адаптации. Участники: родители учащихся 5 класса, классный руководитель, учителя – предметники, работающие в классе, школьный психолог, ученики 5 класса. Подготовка. Накануне собрания родителям предлагается передать классному руководителю записки с вопросами, появившимися у них за время учёбы их ребёнка в 5 классе, чтобы в ходе собрания родители обязательно получили на них ответы. Среди учащихся проводится «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью». (Приложение 1) Учителям – предметника можно предложить оценить класс, используя примерные вопросы. (Приложение 2)
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы»

Цели:

-выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации;

-выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

-привлечь внимание родителей к серьёзности проблемы адаптации.

Участники: родители учащихся 5 класса, классный руководитель, учителя - предметники, работающие в классе, школьный психолог, ученики 5 класса.

Подготовка.

  1. Накануне собрания родителям предлагается передать классному руководителю записки с вопросами, появившимися у них за время учёбы их ребёнка в 5 классе, чтобы в ходе собрания родители обязательно получили на них ответы.

  2. Среди учащихся проводится «Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью». (Приложение 1)

  3. Учителям - предметника можно предложить оценить класс, используя примерные вопросы. (Приложение 2)

  4. Готовит выступление школьный психолог или врач.

  5. Оформляется выставка рисунков пятиклассников «Я в школе». Рисунки подписаны с обратной стороны.

Оформление, оборудование.

  1. Столы в классе стоят по кругу.

  2. Выставка рисунков учащихся «Я в школе».

Ход собрания.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы - это сложный и ответственный период; от того, как пройдёт процесс адаптации, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Наша задача - разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидим наших детей глазами психолога, врача, учителей - предметников.

  1. С точки зрения психолога.

(Школьный психолог знакомит присутствующих с возрастными особенностями пятиклассников и с тем, какие проблемы могут возникать у них в период адаптации к новым условиям обучения.)

Подростковый период (10 -15 лет) - период бурного роста организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно - сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объёме, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющихся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идёт половое созревание. Вследствие неравномерного физического развитие всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и неверно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создаёт дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребёнка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст - это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток всё больше стремиться к самостоятельности во всём, его уже не устаивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате осознания подростком сдвигов в своём физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребёнком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьёзные обязанности и поручения. Н.К.Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Подросток - это ребёнок, становящийся взрослым.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать - в широком смысле - приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра - биологический и психологический. Мы ведём речь именно психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность обучению в средней школе». Не все учащиеся начально школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:

  1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное освоение программного материала.

  2. Новообразование младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.

  3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношения с учителями и одноклассниками.

Большинство проблем, трудностей адаптации вызвано двумя группами причин: недостатками в обучении школьников и нарушениями характера их общения со значимыми людьми.

(Далее психолог излагает результаты проведённых исследований.)

3.С точки зрения учителей - предметников.

Классный руководитель:

Поскольку наше собрание проходит в виде консилиума, а слово это означает совещание всех врачей для уточнения диагноза и обсуждения перспектив лечения, нам необходимо узнать мнение и точку зрения каждой из сторон, участвующих в процессе воспитания и обучения наших ребят. Накануне всем учителям - предметникам, работающим в классе, было предложено ответить на вопросы анкеты, связанной с выяснением их первых впечатлений от работы в нашем классе. В результате качественной обработки данных представляется следующая картина…

(Классный руководитель зачитывает ответы учителей на вопросы анкеты.)

Вполне возможно, что кто - то из учителей - предметников захочет высказать своё мнение о классе лично.

  1. С точки зрения врачей.

Школьный врач (фельдшер) выступает с анализом состояния здоровья пятиклассников, высказывает рекомендации по сохранению здоровья, оптимальной организации режима дня.

  1. С точки зрения родителей.

Классный руководитель:

Накануне собрания родителям учащихся было предложено задать в письменной форме вопросы, которые в настоящий момент волнуют их больше всего. (Далее классный руководитель систематизирует вопросы и просит на них ответить или психолога, или учителей - предметников, в зависимости от специфики вопроса. Поскольку вопросы поступали заранее, то специалисты имеют возможность подготовиться к ответам более основательно. Классный руководитель предлагает родителям высказаться или продолжить диалог в режиме «вопрос -ответ».)

  1. С точки зрения детей.

Классный руководитель:

Уже все стороны имели возможность высказаться, но молчит главный герой нашего консилиума. Что же думают сами дети о своей школьной жизни, насколько они удовлетворены ею? Для выяснения степени удовлетворённости учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование. (Классный руководитель знакомит присутствующих с данными проведённой «Методики изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью».)

А сейчас мы приглашаем всех посетить выставку рисунков «Я в школе», на которой представлены работы учеников нашего класса. Может быть, кто-то из родителей угадает, где рисунок его ребёнка?

  1. Подведение итогов собрания.

Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:

  1. Школьному психологу продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

  2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

  3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, участие в общественной жизни класса.

  4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

Классный руководитель:

Закончить наше большое совещание я хотела бы отрывком из книги Зденека Матейчика «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст- то когда гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылёк. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени - зрелости».











ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Задание: оцените степень согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:

4- совершенно согласен,

3-согласен,

2 - трудно сказать,

  1. -не согласен,

  1. -совершенно не согласен.



  1. Я иду в школу с радостью.

  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

  3. В нашем классе хороший классный руководитель.

  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

  5. У меня есть любимый учитель.

  6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.

  7. Я считаю, что в нашем школе созданы все условия для развития моих способностей.

  8. У меня есть любимые школьные предметы.

  9. Я считаю, что школа по - настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Показателем удовлетворённости учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.

Если «У» > 3, то высокая степень удовлетворённости.

Если 2 < «У» < 3, то средняя и низкая степень удовлетворённости.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Примерные вопросы:

  1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?

  2. С каким настроением вы идёте на урок в наш класс?

  3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

  4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

  5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

  6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?



© 2010-2022