Урок мужества

Разработка классного часа Урок мужества «Вечно живые» (заочная экскурсия на Мамаев курган).Форма проведения - устный журнал.Предназначен для учащихся 8-9 классов.Цели: познакомить учащихся с памятником-ансамблем на Мамаевом кургане, развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, за её героическое прошлое.Урок предполагает непосредственное участие самих учеников в процессе проведения занятия, содержит творческие задания, кото...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

имени Алексея Некрасова

г.Кирово-Чепецка Кировской области

Классный час

Урок мужества «Вечно живые»

(Заочная экскурсия на Мамаев Курган)


Заместитель директора по ВР

Квач Елена Анатольевна,

высшая квалификационная категория







Цели: 1) Познакомить учащихся с памятником - ансамблем на

Мамаевом кургане.

2) Развивать творческие и коммуникативные способности

учащихся.

3) Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою

страну, за ее героическое прошлое.

Форма занятия: устный журнал.

Ход занятия:

I Оргмомент: приветствие детей, знакомство с гостями, проверка готовности.

II. Вступительное слово учителя:

На предыдущем классном часе мы с вами знакомились с памятными датами Великой Отечественной войны. Давайте их вспомним.

(учащиеся называют памятные даты Великой Отечественной войны)

Итак, одной из памятных дат является 2 февраля 1943 года - разгром немецких войск под Сталинградом. Этой дате посвящается наш сегодняшний классный час.

Тема классного часа «Урок мужества «Вечно живые». Речь пойдет о Сталинградском сражении.

Вед: Сталинградское сражение - самое крупное сражение второй мировой войны. Оно

началось 17 июля 1942 года. За месяц боев немецкие войска продвинулись вперед

на 70-80 км. 23 августа немецкие танки ворвались в Сталинград. В тот же день

началась бомбежка города, которая продолжалась без перерыва несколько дней.

Бои в самом городе продолжались более двух месяцев. Каждый дом превращался в

крепость, и бой шел за каждый этаж или подвал, за каждую стену. К ноябрю

немцы захватили почти весь город, превращенный в руины.

Именно в этот период начал готовиться план контрнаступления советских войск и

окружения немцев под Сталинградом. 19 ноября началось успешное наступление

наших войск, а 23 ноября кольцо окружения замкнулось. Немцы предприняли

попытку вырваться из «котла», но им это не удалось. В течение января 1943 года

окруженные немецкие войска были разгромлены, а 2 февраля сопротивление

немцев прекратилось.

Их было очень много, солдат, погибших под Сталинградом: 35969 воинов погибли

в этой битве. Все они захоронены на Мамаевом кургане. Мамаев курган… Его

знают не только в России, но и во всем мире, как символ стойкости, мужества и

героизма советских солдат. Сколько бы мы не говорили сегодня красивых слов,

этого будет мало. Единственной благодарностью тем, кто не вернулся, чувство

скорби вместе с теми, кто ждал и не дождался.

(песня «Баллада о солдате»)

Вед: И вот сегодня в память об этой знаменательной дате - битве за Сталинград - мы с

вами проводим заочную экскурсию на Мамаев курган.

Те, кто выжил в этой кровавой битве навсегда сохранит в памяти ратный подвиг

советских бойцов.

Вед: Мамаев курган - главная высота России. Он был открыт 15 октября 1967 года.

Авторскую группу возглавил Евгений Викторович Вучетич, советский художник

и скульптор. Кроме него в группе работали еще 10 человек. В 1970 году за

создание памятника-ансамбля на Мамаевом кургане 6 человек из авторской

группы были удостоены звания лауреатов Ленинской премии.

Вед: На кургане, гремевшем боями,

Не отдавшем своей высоты.

Блиндажи поросли ковылями,

Разрослись по траншеям цветы.

Бродит женщина берегом Волги

И на том, дорогом берегу

Не цветы собирает - осколки,

Замирая на каждом шагу.

Вед: Остановится, голову склонит,

И над каждым осколком вздохнет,

И подержит его на ладони,

И песок не спеша отряхнет.

Вспоминает ли юность былую,

Вновь ли видит ушедшего в бой…

Поднимает осколок, целует

И навеки уносит с собой.

Вед: Начинается ансамбль вводной композицией - горельефом «Память поколений».

Это композиция длиной 17м и высотой - 8м.

В каменной стене высечено торжественное шествие людей разных возрастов и

национальностей. Они идут с венками и приспущенными знаменами поклониться

ратному подвигу защитников города.

Подъем по ступеням лестницы выводит в аллею пирамидальных тополей, которые

как бы стоят в почетном карауле.

Вот перед нами площадь Стоявших насмерть. ЕЕ венчает фигура воина с

автоматом и гранатой. Это образ героического защитника волжской твердыни.

Вед: Фигура воина высечена из огромной глыбы, ее высота - 16,5м. Мужественное

волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная

решимость, мускулы напряжены. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы

стали сильнее смерти. Сама земля поднялась с ним навстречу врагу, она питает его

своей силой, дает ему опору.

Вед: Когда прижимались солдаты, как тени,

к земле и уже не могли оторваться, -

Всегда находился в такое мгновенье

Один безымянный, сумевший подняться.

Правдива грядущая гордая повесть:

Она подтвердит, не прикрасив нимало, -

Один поднимался, но был он - как совесть,

И всех за такими с земли поднимало.

Вед: Следующий элемент композиции - «Стены-руины». Это каменная книга,

героическая летопись. На стенах барельефное изображение руин Сталинграда с

фигурными композициями и надписями. Осколком снаряда, штыком, куском

металла оставляли солдаты в перерывах между боями свои автографы. Отступать

было некуда. Где-то внутри самих стен звучит тихая музыка. Она перекрывается

мужественным голосом диктора Левитана. Голос умолкает, и слышится душевная

солдатская песня.

Перед нами площадь героев. Это стена в виде развернутого знамени длиной 112м.

На знамени слова: Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова

чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? Смертны

ли они?

Здесь же размещены шесть фигурных композиций, изображающих отдельные

эпизоды Сталинградской битвы.

Динамит вязал в узлы железо,

Как зубами, щебнем скрежетал.

Две недели рвал, кромсал и резал

Эту землю крупповский металл.

И росли в траве осколков жала

По земле катился черный пал.

Чем же мы огонь и сталь сдержали?

Мужеством - сильнее, чем металл.

Вед: Остановимся перед фигурами героев. Вот два солдата защищают позицию. Один

из них тяжело ранен, он не может стоять, но в руке у него еще осталась граната.

Рядом товарищ, у которого в автомате не осталось патронов, но еще есть силы.

Вдвоем они готовы вступить в последнюю схватку с врагом.

Фигура девушки-санитарки согнулась под тяжестью раненого солдата. Может

быть в этом образе запечатлен подвиг 19-летней комсомолки Ани Бесчастновой.

Она вынесла с поля боя 40 раненых, а когда был убит пулеметчик, заняла его

место и уничтожила более 30 фашистов.

Третья композиция рассказывает о моряках. Прижав к себе связки гранат,

решительно устремился вперед моряк, он готов отомстить за погибшего

товарища, готов броситься под танк, но не пропустить врага.

Далее мы видим раненого командира, который до последней минуты не покидает

передний край и руководит боем.

Пятая фигура изображает погибшего знаменосца. Но знамя не должно упасть и

его подхватывает другой воин, устремляясь вперед.

Шестая композиция аллегорическая - два воина уничтожают фашистскую гадину

и разламывают свастику.

Вед: Мой город свято помнит все -

Дни грозные, кровавые.

Он помнит все - кем был спасен

И возрожден со славою.

«Сегодня в бой», - как будто век

Храню письмо в конверте я.

Мой город чтит и помнит всех,

Кто прошагал в бессмертие.

Вед: Заканчивается площадь героев Малой подпорной стеной. В 1970 году в нее была

заложена капсула с обращением к потомкам.

Большая подпорная стена длиной 125м и высотой - 10м. На ней резные рисунки о

наступлении советских войск, о радости победы над захватчиками. В стене вход в

зал Воинской Славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают

блиндаж. В центре зала Воинской Славы горит Вечный огонь. Его зажгли от

Вечного огня на площади павших борцов. Диаметр зала 40м. По его периметру

расположены 34 символических знамени с именами воинов, павших в

Сталинградской битве.

Вед: Новая композиция называется «Скорбь матери». Высота скульптуры 11м. На

площади склонившаяся скульптура женщины-матери. Перед тем, как похоронить

сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь.

(песня «Мать оплакивает сына»)

Вед: Далее серпантинная дорожка ведет к главному монументу - «Родина-мать зовет».

Величественная скульптура матери-Родины поднялась над курганом на 52 м и

видна со всех сторон города. Она символизирует призыв Родины к народу -

победить врага. А мы, глядя на Родину-мать должны помнить об этой страшной

войне, чтобы она никогда не повторилась.

Вед: Наша экскурсия подошла к концу. Мы познакомились с символом стойкости и

мужества советских солдат - Мамаевым курганом. Может быть когда-нибудь вам

посчастливиться побывать на Волгоградской земле и воочию увидеть это

бессмертное творение скульпторов и архитекторов.

А сейчас я вам предлагаю

представить себя в роли:

  • фронтовых корреспондентов

  • архитекторов

  • художников

  • защитников Родины

Задание 1 группе

Вы побывали на заочной экскурсии на Мамаевом кургане. Опишите ваши впечатления в форме небольшой статьи для газеты.

Задание 2 группе

Во время войны огромное значение имела наглядная агитация. В основном это были плакаты. Какой плакат, призывающий к защите Сталинграда, вы бы выпустили?

Задание 3 группе

Вы узнали, что памятник-ансамбль на Мамаевом кургане создала группа архитекторов и скульпторов, Под руководством Вучетича. Какие дополнения к ансамблю вы бы сделали, если бы входили в авторскую группу?

Задание 4 группе

Защита Родине по конституции является обязанностью каждого гражданина России. Вам тоже предстоит выполнить эту обязанность. Как на ваш взгляд юноши должны готовить себя к службе в армии?

(дети выполняют задания в группах, отчитываются о выполнении задания)

Вед: Спасибо за работу. Молодцы. Давайте подведем итог нашего классного часа. У

вас на столах лежат флажки. Я вам предлагаю сделать своеобразный выстрел по

мишени.

На мишени три поля:

  1. узнал много нового, интересного

  2. все это я уже знал раньше

  3. мне было не интересно

(проходит рефлексия)

Классный руководитель подводит итоги проведенного классного часа.

© 2010-2022