- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад Формирование толерантной школьной среды в ходе совместной проектной деятельности
Доклад Формирование толерантной школьной среды в ходе совместной проектной деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матвеева И.В. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
4
Доклад матвеевой И.В.
«Формирование толерантной школьной среды в ходе совместной проектной деятельнсоти учителей и учащихся»
Школа является своего рода центром
общества. В школе происходит
прогнозирование и планирование
будущего, через школу общество
формулирует и утверждает собственные
перспективы.
Бетти Э. Риэрдон
Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности.
Толерантность - одна из ключевых компетентностей , готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире.
Формы и виды совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса:
-
Уроки,
-
олимпиады,
-
МАН
-
Проекты
-
Тренинги
-
Акции
-
Классные и веклассные мероприятия
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить
А. Дистервег
Фасилитативный подход:
-
Многие «составляющие» толерантности могут быть сформированы - путем специального обучения, социально-психологических тренингов и т.д.
-
Создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым собственной, самостоятельной и независимой позиции, для естественного, рефлексивного и индивидуального становления толерантности во всех основных измерениях.
Метод проектов
система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий - проектов.
Цели и задачи проектной деятельности:
- создание творческих проектных мастерских разновозрастных детей;
- развитие творческой инициативы учащихся;
- формировать умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем;
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- обучить навыку самостоятельного движения в информационных полях;
- эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт.
Проектная деятельность способствует воспитанию:
-
значимых общечеловеческих ценностей ( социальное партнерство, толерантность, диалог);
-
чувства ответственности, самодисциплины
Проектная деятельность способствует развитию:
-
способности к методической работе и самоорганизации;
-
исследовательских и творческих способностей личности;
-
повышению личной уверенности учащихся;
-
развивает "командный дух", развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
-
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
-
развивает у учащихся исследовательские умения
Типы проектов по Е.С. Полату:
1 .По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
-
исследовательские,
-
творческие,
-
ролево-игровые,
-
информационные,
-
практико-ориентированные (прикладные).
2. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:
-
монопроекты,
-
межпредметные проекты.
3. По характеру контактов:
-
внутренние или региональные,
-
международные.
4. По количеству участников проекта:
-
индивидуальные,
-
парные,
-
групповые.
5. По продолжительности проекта:
-
краткосрочные,
-
средней продолжительности,
-
долгосрочные.
6. По результатам деятельности:
-
доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
-
макет, схема, план-карта;
-
видеофильм;
-
выставка; и др.
Классификация проектов по Хаймонду:
-
проекты-сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).
-
проекты-интервью (Survey projects).
-
проект-производство (Production projects).
-
проекты-ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).
Требования к проектам:
-
проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
-
учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность
-
учащихся должна иметь целесообразный характер;
-
работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
-
учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,
-
анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;
-
конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную
-
записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название
-
проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Этапы работы над проектом
-
постановка цели;
-
выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
-
обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
-
самообразование при помощи учителя;
-
продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
-
исследование: решение отдельных задач, компоновка;
-
обобщение результатов, выводы;
-
анализ успехов и ошибок, коррекция.
Роль учителя:
-
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
-
сам является источником;
-
координирует весь процесс;
-
поощряет учеников;
-
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Роль учащегося:
-
Оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества.
-
Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
-
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
С помощью метода проектов можно обучить:
-
выявлять и формулировать проблемы;
-
проводить их анализ;
-
находить пути их решения;
-
работать с информацией;
-
находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
-
применять полученную информацию для решения поставленных задач.
Вывод
-
Использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной, так как соответствует требованиям нового поликультурного общества.
-
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.
-
Использование метода проектов способствует формированию многих компетенций у школьников и развитию их коммуникативных способностей, групповой работы, толерантности
-
Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности.
-
Метод активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.
Школьные проекты
2013-2014 учебного года
-
Проект «Преодоление детской агрессии и жестокости»
Автор - разработчик: Каратунова Елена Леонидовна
-
Проект «История моего города. Семь чудес Евпатории»
Автор - разработчик: Гавадзина Ольга Анатольевна
-
Проект «Великие естествоиспытатели Крыма»
Авторы проекта: Матвеева Ирина Васильевна, Гинкул
Людмила Ивановна, Грачёва Елена Анатольевна,
Золотарёв Алексей Владимирович
-
Проект «Великие деятели северо-западного Крыма»
Авторы -разработчики: Мегалинская Татьяна Николаевна;
Скиданова Ольга Николаевна, Савинова Ольга Алексеевна
Результаты совместной деятельности учатнков учебно-воспитательного процесса:
-
Формирование предметных компетенций
-
Формирование поликультурной компетенции
-
Формирование личности устойчивой к окружающей среде