«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»

      Уважаемые коллеги, выбирая в 2009году тему по самообразованию                        «Трудовое воспитание младших школьников» я имела в виду воспитание у детей навыков ручного труда, желание что – то мастерить и создавать. Этот вид деятельности мне всегда нравился и нравится, а главное удаётся. Два года выпали из трудовой деятельности по уходу за ребёнком, 2 года я работаю в новой должности воспитателем ГПД, но согласитесь с введением новых ФГОС, где большое внимание уделяется внеурочной ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

На районный конкурс «Учитель года - 2013»





МБОУ «Ясненская СОШ №7»

МО «Пинежский район»







«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»





Воспитатель ГПД: Ермолина Наталья Геннадьевна



Номинация «Воспитать человека»





















2013 г.

Уважаемые коллеги, выбирая в 2009году тему по самообразованию

«Трудовое воспитание младших школьников» я имела в виду воспитание у детей навыков ручного труда, желание что - то мастерить и создавать. Этот вид деятельности мне всегда нравился и нравится, а главное удаётся. Два года выпали из трудовой деятельности по уходу за ребёнком, 2 года я работаю в новой должности воспитателем ГПД, но согласитесь с введением новых ФГОС, где большое внимание уделяется внеурочной деятельности, это тема актуальна как никогда.

Таким образом, работая над своей темой по самообразованию 3 полных учебных года, сегодня я могу лишь уточнить её «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудовой деятельности» и поделиться с вами тем, что удалось найти, узнать и попробовать в данном направлении.

Школьному продленному дню как особой форме обучения и воспитания детей в школе уже более 40 лет. Практика показывает, что группы продлённого дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продлённый день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Воспитатель ГПД создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности, основываясь на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса, содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала.

Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях:

- эстетическое воспитание - формируется эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению), развивается чувство прекрасного;

- физическое воспитание предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков;

- трудовое воспитание - акцент делается на практическое применение школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов;

- экологическое воспитание - основной задачей является конкретная практическая природоохранная деятельность;

- нравственное воспитание - формирование нравственного создания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения;

- умственное воспитание.

Основные формы работы: практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии. Занятия воспитателями ГПД разрабатываются с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях.

Мне бы хотелось остановиться на таком направлении в своей работе, как развитие творческих способностей учащихся на клубных часах. Средняя продолжительность занятия на клубных часах 25-30 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня (чаще всего между обедом и самоподготовкой) и его основным функциональным назначением - стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке. Клубные часы в рамках ГПД создают благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствуют формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, в той или иной мере присуще всем людям.

Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) - эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка. При определенных условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию. Известный исследователь психологии чувств П.М. Якобсон, считает, что когда человек осуществляет деятельность, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера и наоборот предполагает сознательное новизны, приводящие к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Это положение позволяет думать о том, что приемы педагога, направленные на активизацию творческой фантазии детей и позволяющие им достичь более интересного и выразительного изображения, вызывают у детей положительного отношения к изобразительной деятельности.

Школа - это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности, несмотря на продолжающееся обнищание, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Для творчества нужны воля, умение, преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании. Творчество - как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника. Формировать творческую личность - задача трудная. Воспитатель бережно формирует внутренний мир каждого ученика, дает толчок мысли, чувству, а не набивает его жизнь, как пустой мешок, мероприятиями, которые ничего не составляет у детей, кроме скуки. Детское художественное творчество - деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. На этих занятиях дети выполняют поделки, используя разные виды художественной техники:

-лепка

-аппликация

-мозаика

-коллаж

-художественное вырезывание

-художественное складывание

-плетение

-шитье и вышивание

- объемное моделирование и конструирование из бумаги и ткани.

Основными задачами данного направления считаю: развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка; развитие технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Работу с различными материалами подразделяю на несколько видов:

-работа с бумагой и картоном (Приложения 1- 4)

-работа с тканью (Приложение 5)

-работа с бисером (Приложение 6)

-работа с различными материалами (Приложения 7-10)

На занятиях по изобразительному искусству дети учатся передавать свое настроение, свои мысли на листе бумаги с помощью красок, фломастеров и карандашей. Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. По мнению В. С. Щербакова, изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Ещё Аристотель отмечал положительное влияние рисования на развитие личности ребёнка. Эта идея нашла подтверждение в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и Ф. Фрёбеля: изобразительное детское творчество создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий. Ребята выполняют иллюстрации к произведениям, зарисовывают свои наблюдения после экскурсий и прогулок, выполняют тематические работы. Основными задачами этого направления вижу: стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса воспитанников. Известный исследователь психологии чувств П.М. Якобсон, считает, что когда человек осуществляет деятельность, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера и наоборот предполагает сознательное новизны, приводящие к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Это положение позволяет думать о том, что приемы педагога, направленные на активизацию творческой фантазии детей и позволяющие им достичь более интересного и выразительного изображения, вызывают у детей положительного отношения к изобразительной деятельности.

В классе постоянно действует выставка детских рисунков, поделок. Также учащееся ГПД принимают участие в конкурсах различных уровней: школьного, муниципального, регионального.(Приложения

Заключение

Таким образом, клубные часы, как и другие проводимые мною мероприятия развивают у детей творческие способности. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти творческая личность, готовая к жизни в современном обществе.


Список использованной литературы

Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. - М.: Советский художник, 1968 - 286с.

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Сталкер, 1992. -208с.

Боголюбова Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода - М.: Галактика, 1993. - 208с.

Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников

и младших школьников в процессе работы с различными материалами. Автореф. канд. дисс. - М., 1995 - С.2-16.

Григорьева Г.Г. Развитие школьника в изобразительной деятельности -М: Академия, 2000. - 342 с.

Дополнительное образование детей. /Под ред. О.Е.Лебедева. - М.:Владос, 2000. - 290 с.

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: Владос, 2002. - 269 с.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества - М.: Мнемозина, 1995. - 160с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. - М., 1964. - 224 с.

Лилов А. Природа художественного творчества - М., 1981 - 247 с.

Мухина В. С. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. докт. дисс. - М., 1972. - 121с.

Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М., 1981. - 223с.

Педагогическая энциклопедия. - М., 1993.

Развитие творческой активности школьников /Под ред А.М.Матюшкина; Научн-наслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад.пед.наук СССР - М.: Педагогика, 1991 - 160с.

Теплов Б.М. Психологические вопросы худ. воспитания // Известия. АПН РСФСР М., 1947-Вып

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. 181 с.

Шацкая В.Н. Эстетическое воспитания советского школьника//Художественное воспитание советского школьника. -М., 1947









Приложения







Приложение 1



«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»



Приложение 2

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»



Приложение 3

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»





Приложение 4



«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»



Приложение 5

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»



Приложение 6

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»





Приложение 7

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»





Приложение 8



«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»



Приложение 9

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»



Приложение 10

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»









Приложение 11

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»





Приложение 12

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе досуговой деятельности в группе продленного дня»

© 2010-2022