- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конференция на тему: Самовоспитание и и самообразование классного руководителя
Конференция на тему: Самовоспитание и и самообразование классного руководителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мамикова Д.Х. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Самовоспитание и самообразование классного руководителя»
Цель: обсуждение средств и условий, стимулирующих самообразование учителя - воспитателя и обеспечивающих его личностно-профессиональный рост.
«Педагог живёт до тех пор, пока он учится» (К.Д.Ушинский)
Введение
Целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.
Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя, воспитателя.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности? Авторы научных трудов приходили к единому выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая направленность личности учителя- воспитателя.
Как писал выдающийся немецкий педагог Адольф Вильгельм Дистервег : «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»
Педагогическую деятельность можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Искусство умственного и нравственного воспитания есть лишь "искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не простого сообщения сведений и назиданий". Ничем неискоренимое стремление человека к самообразованию лежит в самой его природе, обусловливается самым существом его. Каждый организм есть самодеятельное начало, носящее в себе источник деятельности.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя - это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Вот некоторые мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Творческая индивидуальность педагога. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль. Как писал выдающийся русский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «О воспитании»: «Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним». «Творчество - это деятельность в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.»
• Стремительный рост современной науки, развитие информационных технологий, огромное разнообразие учебных пособий, методической литературы.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Ответственность за свою работу, понятие «профессиональной чести».
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? В праве ли он тогда преподавать? «Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» (А.В. Дистервег)
Формы самообразования учителя.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
Тема, над которой работает учитель.
Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают индивидуальную тему по самообразованию, над которой работает учитель и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Каждый учитель имеет личный план самообразования. На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В процессе работы каждый учитель накапливает дидактический материал по выбранной теме. Эта тема может быть реализована на открытом уроке, выступлении на м/о, педсовете.
Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя-воспитателя:
-
Чтение педагогических периодических изданий;
-
Знакомство с новинками методической, педагогической и предметной литературы;
-
Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
-
Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
-
Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
-
Дискуссии, обмен опытом с коллегами;
-
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
-
Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
-
Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
-
Изучение информационно-компьютерных технологий
-
Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
-
Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете
-
Ведение здорового образа жизни, занятия спортом. Хорошее самочувствие - залог успешной работы и хорошего настроения.
Приятно отметить, что в нашей школе большое внимание уделяется повышению квалификации учителей:
-
Все учителя проходят курсы повышения квалификации;
-
Регулярно проходят педсоветы, организована работа М/О;
-
Организовано взаимопосещение уроков;
-
Уделяется внимание повышению компьютерной грамотности.
Результаты самообразования:
• повышение качества преподавания предмета (учитель чувствует себя увереннее, хорошо ориентируется в море современных учебных пособий, владеет современной методикой, может решать возникающие задачи разными способами);
• разработка или публикация методических пособий, статей, программ, сценариев
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления на совещаниях, конференциях
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков
• создание комплектов педагогических разработок
• проведение мастер-классов, обобщение опыта.
Воспитание и самовоспитание
Воспитание неотрывно связано с образованием, поскольку оно создаёт основу для проявления и развития природных задатков и способностей.
Подводя к пониманию роли воспитания в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % - своим способностям и склонностям. Результаты труда педагога не всегда ощутимы сразу. Чаще всего они проявляют себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. Как говорил К.Д.Ушинский, только личность способна воспитать личность. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение». «Самая важная часть воспитания - образование характера». «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». (К.Д.Ушинский) Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.
Отсюда ясно, что необходимо развитие самого педагога, eго интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
Учитель, который стремиться к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и для самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность.
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Однако, мы не можем переложить свои знания, идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце. Мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой родились бы известные мысли и чувства. Как писал К.Д.Ушинский: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета»
Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:
трудолюбие; творческое отношение к труду; высокая культура поведения.
Вспоминаются такие слова В.А.Сухомлинского: «Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует одна радость - радость потребления. Самовоспитание - это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает».
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
Вот какие признания мы находим в опубликованных дневниках известных деятелей прошлого. В дневнике великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании
-
Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
-
Прямота в словах и поступках.
-
Обдуманность в действиях.
-
Решительность.
-
Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
-
Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что случится.
-
Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.
-
Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.
-
Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
И всю жизнь Ушинский производил впечатление человека, который умел прекрасно управлять своими поступками, управлять собственной личностью.
В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий. Самовоспитание - целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.
Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод разумного самопринуждения.
Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).
Какие же факторы побуждают учащихся к самовоспитанию?
1. Социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Следует стараться, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует всячески поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, умалять его положение в классе или школе и вызвать у него раздражение и противодействие.
3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитании оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.
4. Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.
5. Побуждают к активной работе над собой обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.
Основные этапы процесса самовоспитания
1) Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем).
2) Самоанализ.
3) Самооценка.
4) Разработка программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более простых целей и программ, например: всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы естественно, должны Начинать, конечно, лучше с более простых целей, например: всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».
5) Разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеждение; б) самообязательства; в) самопринуждение; г) самоприказ; д) самокритика; е) мысленный перенос себя в положение другого человека ; ж) самонаказание.
6) Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается тогда, когда хочешь и умеешь работать над собой, когда оформились мотивы, цели и методы самовоспитания.
Подводя итог разговору на тему самовоспитания, хочется снова процитировать Адольфа Дистервегера: «Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности.» «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
Заключение
Что понимается нами под понятием «успешная деятельность педагога»? Есть внутренние составляющие успешности - это цель, как процесса обучения, так и самого учителя в этом процессе, личность педагога, с его профессиональными и личностными качествами, а также технология учебно-воспитательного процесса. Помимо этого, есть и внешние составляющие успешности. Это администрация учебного заведения, педагогический коллектив и, конечно же, учащиеся и родители. И внешние и внутренние составляющие ведут педагога к самореализации, самообразованию, саморазвитию и т.д.
Итак, перечислим ещё раз возможные средства и способы самообразования:
-
Работа над методической темой по самообразованию.
-
Подбор дидактического и наглядного материала
-
Проведение открытых уроков
-
Выступления на педсоветах и м/о, обмен опытом с коллегами
-
Взаимопосещение уроков, не только по своему предмету, но и по другим предметам (можно научиться организации урока).
-
Посещение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, по возможности, посещение уроков в других школах.
-
Знакомство с новинками учебно-методической литературы
-
Овладение инновационными технологиями
-
Более активно участвовать в методической работе на уровне района.
-
Подготовка способных учащихся к олимпиадам, конкурсам
Для оценивания успешности работы учителя можно использовать следующие критерии:
-
Творческий подход к работе, умение заинтересовать учащихся;
-
Создание на уроке атмосферы благожелательности, чтобы дети учились с радостью и каждый ребёнок мог бы раскрыться с лучшей стороны;
-
Проведение открытых уроков;
-
Организация факультативов, секций, кружков для учащихся;
-
Руководство школьным предметным методическим объединением
-
Чтение лекций для педагогической общественности;
-
Научно-исследовательская работа;
-
Участие в творческих профессиональных конкурсах;
-
Научно-популярные и педагогические публикации;
-
Руководство учительским семинаром, временной исследовательской группой, лабораторией;
-
Разработка и апробация собственной предметной программы, учебных пособий, средств наглядности;
-
Участие в подготовке и проведении общешкольных внеклассных мероприятий по предмету: олимпиады, конкурсы;
-
Обучение молодых специалистов;
-
Повышение квалификации и самообразование;
-
Состояние кабинета;
-
Учебные результаты детей (срезы, экзамены, конкурсы).
Успешность работы учителя зависит и от взаимоотношений руководителей школы с учителем. Открытые доверительные отношения складываются только в том случае, когда в их основу заложены и действуют принципы: понимать, изучать, помогать! Понимание проблем и затруднений учителя предполагает сопереживание ему, отождествление себя с ним.
9