Классный час на тему: «Основы информационной безопасности»

Классный час на тему: «Основы информационной безопасности» Чермашенцева М.В. МКОУ «Тэминская СОШ» Учитель информатики      Цель:  научить подростков правильно пользоваться интернетом; познакомить детей с опасностями сети Интернет;дать рекомендации по безопасному использованию всемирного источника информации.    Задачи: - выявить отношение подростков к интернету;- сформировать у подростков знания правильного поиска информации в интернете;- проинформировать подростков об отрицательных и положител...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: «Основы информационной безопасности»

Чермашенцева М.В. МКОУ «Тэминская СОШ»

Учитель информатики

Цель: научить подростков правильно пользоваться интернетом; познакомить детей с опасностями сети Интернет; дать рекомендации по безопасному использованию всемирного источника информации.

Задачи:

- выявить отношение подростков к интернету;
- сформировать у подростков знания правильного поиска информации в интернете;
- проинформировать подростков об отрицательных и положительных сторонах интернета;

- развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером,

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения классного часа дети должны научиться делать более

безопасным и полезным свое общение в интернете и иных информационно-

телекоммуникационных сетях, а именно:

- критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет;

- отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной;

- избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;

-распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;

- критически относиться к информационной продукции, распространяемой в Интернете;

- анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;

- применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, тест на знание правил поведения в интернете; тест на интернет - зависимость; презентация «Интернет-зависимость у подростков», таблица «плюсы» и «минусы» интернета, буклеты - памятки.

Ход мероприятия

1.Организационный момент

Учитель: Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Очень большое внимание при работе с интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.

«Нам в интернете всё знакомо! Мы в интернете словно дома!»

А сейчас предлагаю вам проверить готовность к интернету и выполнить простой тест.

Тест на знание правил поведения в интернете:

1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.

A) Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

B) Посоветуюсь с родителями.

2)В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

A) Скажу в ответ: «Сам дурак».

B) Прекращу разговор с этим человеком.

3)Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.

A) Потребую доказательств, что она плохая.

B) Сразу откажусь.

4)Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» - запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.

A) Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.

B) Отмечу письмо как Спам.

Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «B».

4 «А» - Тебе ещё многому надо научиться.

3 «А» и 1 «В» - Внимательно прочитай памятку по безопасному поведению в интернете.

2 «А» и 2 «В» - Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

1 «А» и 3 «В» - Ты почти справился, но есть слабые места.

4 «В» - Молодец! К интернету готов!

Обсуждение вопроса: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?

- Угроза заражения вредоносным программным обеспечением;

- Доступ к нежелательному содержимому;

- Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты;

- Неконтролируемые покупки;

- Интернет-зависимость;

- Интернет - преступники и их деятельность в сети.

Учитель: Вот сколько опасностей подстерегает нас в интернете, давайте с вами подумаем и обсудим, что делать и как всего этого избежать.

1. Спрашивай взрослых

2. Установи фильтр

3. Не спеши открывать файлы

4. Не спеши отправлять SMS

5. Осторожно с незнакомыми

6. Будь дружелюбен

7. Не рассказывай о себе

Учитель: Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения.

«Интернет зависимость» - это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

Некоторые признаки виртуальной зависимости:

· Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в сети Интернет.

· Навязчивая потребность в сети - игра в онлайновые азартные игры.

· Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

Тест на интернет - зависимость

Ответы на каждый вопрос даются по пятибалльной шкале:
1 - очень редко, 2 - иногда, 3 - часто, 4 - очень часто, 5 - всегда.

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в интернете общению с друзьями?
4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования интернета?
9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в сети?
10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об интернете?
11. Как часто Вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?
17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в интернет?

Теперь подсчитайте общую сумму баллов.

При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние интернета на вашу жизнь.
При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

Учитель: А сейчас, ребята, предлагаю вам посмотреть презентацию «Интернет-зависимость у подростков».

Учитель: Надеюсь, ребята, мы привели достаточно причин для того, чтобы вы хотя бы задумались о своем пристрастии к интернету? Если вы и без того уже давно заметили за собой непреодолимую тягу постоянно находиться в он-лайне, вам безусловно пригодятся советы о том, как избавиться от интернет-зависимости.

Рекомендации подросткам

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека - это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер - это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

Учитель: Интернет - это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина может быть и весьма опасна.

Самостоятельная работа по группам: «Плюсы» и «минусы» Интернета

Задание: ученикам предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в интернете можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др.

Заполняется таблица.

Положительные моменты интернета:

- развитие технического прогресса;

- доступ к разнообразной информации;

- доступность и легкость покупок.

Отрицательные моменты интернета:

- широкие знакомства - зависимость;

- теряется навык реального общения;

- портится язык (словарный запас);

- меняются цели человека;

- виртуальная реальность замещает действительную.

Подведем итоги классного часа.

Учитель: А теперь подведём итоги нашего классного часа. У вас на столе лежат три картинки. Выберите и положите перед собой ту, которая соответствует вашему настроению.

Классный час на тему: «Основы информационной безопасности»

  • Классный час понравился. Узнал что-то новое.

  • Классный час понравился. Ничего нового не узнал.

  • Классный час не понравился. Зря время потерял.

Учитель: Сегодня мы познакомились с основными правилами поведения в сети Интернет, постарайтесь их соблюдать.

Учитель: А на память об этом классном часе я хочу подарить каждому из вас памятку по безопасному поведению в интернете.

Памятка по безопасному поведению в интернете

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей интернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в интернете:

• Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

• Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

• Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

• Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

• Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

• Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

• Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.


Список литературы

  1. Безмалый В.Ф. Обеспечение безопасности детей при работе в интернет.

  2. Интернет сайт проекта «Ребенок в сети» detionline.ru

  3. Интернет-СМИ «Ваш личный Интернет» content-filtering.ru

  4. Покотило О. Интернет - друг ребенка? Какие опасности поджидают детей во всемирной паутине

  5. Ценев В.В. Интернет: зависимость и независимость.


© 2010-2022