Программа по воспитательной работе для 10-11 классов

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Согласовано» «Утверждено»

___________2015 г. ___________2015г.

Рук-ль ШМО кл. рук МБОУ «СШ №7» Зам.директора по ВР

_______ / ./ ________ /Титоренко Т.С./

.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя школа №7»



Программа

воспитательного компонента


«Мы - вместе»


Ногаевой Аиды Батырхановны

Программа по воспитательной работе для 10-11 классов


г. Новый Уренгой

2015/2016




Пояснительная записка

Мужество создает победителей, согласие - непобедимых.



Казимир Делавинь

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Воспитание - категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием и все плохое тоже дается воспитанием. Дело в том, что "невоспитания" вообще нет.

Учитель постоянно воспитывает ученика своим общением, своей личностью. Работа с детьми, само педагогическое мастерство для учителя есть нравственно-ответственное дело. Воспитание есть искусство, благодаря ему развиваются все природные способности человека.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным.

В современном обществе приоритетом являются такие качества личности, как мобильность, коммерческая жилка, активность, умение быстро налаживать контакты, толерантность. К тому же быстротечность и суровость нашей обыденной жизни сводит взаимоотношения, деятельность взрослых к минимуму, когда как детям нужен максимум. Жизнь многие воспринимают как что-то серое, скучное, неопределенное, страшное, хотя вокруг много всего интересного и яркого. Поэтому перед классным руководителем как педагогом ставится еще одна глобальная цель - учить адаптироваться в жизни. Своевременно разглядеть искорку, развить - вот, наверное, самое важное дело, которое должен делать педагог. Учить адаптироваться в жизни - не значит давать советы, как жить, что правильно, а что нет. Педагог учит, как можно развивать свои способности, быть успешным.

При работе с подростками необходимо учитывать их возрастные особенности, а так же индивидуальные особенности развивающейся личности. Задача взрослых знать, в какие группы и на каких основаниях входит подросток, что является основой объединения подростков в группу, целенаправленно управлять формированием этих групп, помогать каждому подростку занять в них достойное место. Необходимо создавать такие условия, в которых дети находили бы возможность реализовать свой потенциал и удовлетворять свои потребности и интересы, развиваясь и взрослея, чтобы в дальнейшем занять достойное место в обществе. Необходимо показать подрастающему поколению многогранность и яркость жизни.

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного всестороннего знающего свое место в обществе человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; обеспечение необходимых условий для реализации личностных качеств учащегося, раскрытия его самобытности; уважение и утверждение личности ребенка, а также направление его на служение добру и справедливости; и самое главное: вера в возможности ребенка - это целевые ориентиры, на которые должен опираться любой педагог в своей деятельности, особенно классный руководитель.

Исходя из выше сказанного, можно определить следующие цели и задачи для воплощения основных ориентиров в деятельности учителя и классного руководителя при работе с учащимися 10-11 класса.

Цель программы: способствование успешной социализации подростков и эффективной адаптации их в обществе, создание условий для патриотического, гражданского и духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

  1. Создать условия для раскрытия творческого потенциала личности ребенка и его самореализации.


  1. Проводить воспитательную работу по сплочению и развитию коллектива, воспитанию культуры человеческого общения.


  1. Организовать досуг детей.


  1. Формировать потребность в здоровом образе жизни.


  1. Способствовать развитию гражданской активности.


  1. Работать над развитием ученического самоуправления.


  1. Проводить работу по профессиональной ориентации.


  1. Привлекать родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместного досуга.

Ожидаемые результаты

  • Раскрытие и реализация творческого потенциала детей.

  • Развитие индивидуальных способностей каждого школьника с учетом его возможностей; предоставление ему возможностей участвовать во внеурочной деятельности.

  • Получение опыта во взаимодействии с различными категориями людей, а также с окружающей природой.

  • Формирование у детей установки на ЗОЖ.

  • Появление и усиление чувства патриотизма и гражданской ответственности.

  • Проявления ребят в различных ролях: исполнителя, зрителя, участника, организатора.

  • Развитие способности учащихся находить свое место в социуме, умение правильно выбрать свою будущую профессию.

  • Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего досуга, в результате чего преодолеваются противоречия между семьей и школой.

Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:

  • беседы и лекции;

  • разнообразные классные часы;

  • совместные с родителями мероприятия;

  • деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;

  • встречи с интересными людьми;

  • занятия-практикумы;

  • тестирование, анкетирование;

  • психологические тренинги;

  • КТД.

Содержание и механизм реализации программы

Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют сплочению классного коллектива.

Большое значение в данной программе имеют досуговые мероприятия. Это походы в театр, кино, на экскурсии, классные огоньки, вечера и праздники с родителями. Такие совместные встречи позволяют формировать мировоззрения учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, способствуют сплочению коллектива, налаживанию контакта с родителями, и во многом определяют его отношение к жизни. Кроме того, такие методы и формы реализации программы позволяют лучше узнать учащихся, понять особенности их характера.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

- в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;

- программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;

- содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;

- семья - равноправный участник воспитательного процесса в школе;

- программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрфессиональную;

- программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.

Концептуальные основы программы

Программа работы с учащимися 10-11 класса основывается на концепции воспитания и развития, созданной не только Л. В. Занковым и Ш. А. Амонашвили, но и В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л.Селивановой. В этих концепциях воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности.

Главное - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. В своей работе надо управлять не личностью, а процессом ее развития, а это означает, что надо отдавать приоритет приемам опосредованного педагогического воздействия: выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основополагающее место в педагогической деятельности занимает и методика коллективных творческих дел И.П. Иванова.

Основополагающими принципами программы являются:

Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.

Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной и нужной.

Дифференцированный подход к воспитанию детей - это отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с условиями социума и школы, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Природосообразность воспитания, учет половозрастных особенностей детей, динамики их возрастного развития.

Культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, привычки.

Социализация, предусматривающая непрерывность и открытость освоения подростком социального опыта, определение своего места социальной среде.

Что касается системы Занкова, то её можно назвать системой раннего интенсифицирующего всестороннего развития личности. Занков ставил такую цель: система обучения и воспитания должна помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке. Развитие детей в такой системе понимается как общее развитие личности, то есть развитие ума, воли, чувств. В центре внимания - растущая и развивающаяся личность школьника. Методика Занкова предполагает вовлекать учащихся в различные виды деятельности. Использовать в преподавании и воспитании дидактические игры, дискуссии, методы обучения и воспитания, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

Идея оптимистического и опережающего педагогического процесса легла в основу гуманно-личностной технологии Шалвы Амонашвили.

Свою педагогическую позицию Амонашвили определяет как личностно-гуманную. Он говорит о том, что совсем необязательно "родиться педагогом", важно влюбиться в своих учеников, в дело их воспитания, а профессию педагога сделать целью своей жизни. Амонашвили пишет, что для того, чтобы стать мастером педагогического труда нужны - " знания, и, обязательно - добрая душа, чуткое сердце, любовь к детям и неудержимое желание посвятить им свою жизнь".

Амонашвили уверен, что у учителя и ученика должны быть "общая жизнь, общие цели, общая радость, общее горе"- это нужно для того, чтобы открыть каждому истинный источник для обогащения личной жизни, для того, чтобы расположить детей к себе, к своему учителю, заиметь право войти в жизнь каждого ученика со своей педагогикой. Но, чтобы дети доверчиво впускали в свою жизнь, эта педагогика должна быть " чистая, красивая, радостная, добрая", а если одним словом - жизнеутверждающая. В воспитании не цель оправдывает средства, а средства, т.е. способ общения, возводят и украшают цель.

И вот теперь о принципах педагогической деятельности, принципах жизнеутверждающей педагогики, которая, по мнению Амонашвили, родилась давно и развивалась в творческом труде многих учителей. Эти принципы очень просты, как всякая истина, только нужно принять их за истину, пропитаться ими и строить на них свою деятельность.

Первый принцип - это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке. Ребенок становится счастливым, как только ощущает, что учитель его любит, любит искренне и бескорыстно. Любовь облегчает воспитание. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка.

Второй принцип - (вытекает из первого) - это очеловечить среду, в которой живет ребенок. Очеловечение среды означает внимание ко всем сферам общения с ребенком, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность.

Третий принцип - прожить в ребенке свое детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребенка. Глубокое изучение жизни ребенка, движений его души, возможно, только тогда, когда учитель познает ребенка в самом себе.

Слова великого Учителя - Шалвы Амонашвили - должны стать основой педагогической деятельности каждого из нас: "Учитель должен воспитывать не ребенка, а жизнь в ребенке".

Ведь итог работы каждого учителя - это успешность его учеников!

Деятельность классного руководителя в рамках реализации программы строится на основе следующих нормативных документов:

  • Конвенция ООН «О правах ребенка»

  • Конституция Российской Федерации (статья 30, статья 13)

  • Федеральный закон «Об образовании» (статья 1, статья 35, статья 50)

  • Федеральный закон №124 от 24.07.98 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Срок реализации программы - 2 год, ориентирована она на учащихся 10-11 классов и включает в себя 11 направлений.

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся школы на 2014-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД:

1. Семейное воспитание;

2. Труд и призвание. Профориентационное обучение;

3. Здоровьесберегающее воспитание;

4. Гражданско-патриотическое воспитание;

5. Интеллектуальное воспитание;

6. Экологическое воспитание;

7. Нравственное и духовное воспитание;

8. Правовое воспитание и культура безопасности;

9.Формирование коммуникативной культуры;

10. Культуротворческое и эстетическое воспитание;

11. Социокультурное и медиакультурное воспитание;






I. Семейное воспитание

В настоящее время большинство семей озабочено не только вопросами экономического и материального процветания, но порой и просто физического выживания. Вопросы же воспитания отходят на второй план, и происходит самоустранение родителей от решения вопросов обучения и воспитания ребенка. В этих условиях педагогу необходимо тщательно выбирать направления и формы работы с родителями, так как становление личности ребенка во многом зависит от окружающей его социальной среды.

Цель работы: обеспечение взаимодействия школы, классного руководителя, педагогов с родителями, привлечение их к воспитательному процессу, к участию в общешкольных и классных мероприятиях, помощь ребятам в определении с выбором профессии через семейные традиции.

Предполагаемый результат деятельности: понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций, воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважение профессионального выбора своих родителей.

Ценности: семейные традиции, культура семейной жизни

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«Этические нормы семейной жизни»

«Этапы развития семьи»

октябрь

«Семейный досуг»

«Семья.Семейные ценности»

ноябрь

«Мамы разные важны, мамы разные нужны»

декабрь

«Конфликты в семье»

«Семейное благополучие»

январь

«Трудовое воспитание в семье»

«Ошибки родителей и детей»

февраль

«Семья - школа - семья»

март

«Стили общения родителей с детьми»

апрель

«Секреты уюта вашего дома»

май

«Роли в семье»


II.Труд и призвание. Профориентационное обучение


Дать подросткам знания по различным дисциплинам - одна из основных задач школы и учащиеся должны получить образовательный минимум, определенный государственными стандартами. Это их основной труд в школе. Но для подростков в рамках учебного плана должны быть организованы профориентационное обучение и трудовая деятельность, в процессе которых они приобретают теоретические знания, практические умения и определенные качества личности.

Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

  1. Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.

  2. Формирование мотивов труда.

  3. Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

  4. Развитие культуры труда.

Предполагаемый результат: успешное окончаний школы и получение документов об образовании, формирование профессиональных умений и навыков, понимание учащимися необходимости выбора пути человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Формирование доброжелательного отношения к миру.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Мероприятия по реализации данного направления работы.


Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Классное собрание « Выборы органов самоуправления, Обсуждение проекта плана на новый учебный год и организации дежурства».

Класс. час «Образование и формирование жизненных планов»

октябрь

Тренинг «Планирование карьеры»

ноябрь

Класс. час «Качество и эффективность учебного труда»

День толерантности. Классный час « Почему трудно, но нужно быть толерантным?».

декабрь

Экспресс-анкета выпускника «Компетентность и конкурентоспособность»

январь

Игра по профориентации «В центре занятости населения»

февраль

Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? экскурсия в мир профессий

март

Деловая игра «Имидж делового человека»

апрель

«От лени болеют, от труда здоровеют».

Деловая игра «Устройство на работу»

май

III.Здоровьесберегающее воспитание

Единственная красота, которую я знаю, это здоровье

Генрих Гейне

Здоровье - это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.

Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.

Предполагаемые результаты: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое

Мероприятия по реализации данного направления работы


Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«Формула здоровья» (дискуссия)

октябрь

«Причины суицида среди подростков» (беседа)

ноябрь

«Не сломай судьбу свою» (беседа)

декабрь

Классный час: « Роль физической культуры для организма учащихся».

« Сколько стоит твое здоровье»

январь

«Здоровье - бесценное богатство» (анкетирование)

Беседа «Питание и здоровье человека»

февраль

«Три ступени, ведущие вниз»

март

«Суд над сигаретой» (Ролевая игра)

апрель

Класс. час «Я и сигарета»

май

Беседа « Всемирный День борьбы с курением».

Что делает человека здоровым и счастливым? (Тестирование, ролевая игра)

IV.Гражданско-патриотическое воспитание.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.

Цель работы: формировать правосознание и гражданскую ответственность; воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, уважение человеческого достоинства; формирование профессионально-нравственных качеств гражданина.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

День Знаний. Классный час: «Урок - Россия».

Каким я вижу будущее моего села? (дискуссия)

октябрь

«Может ли патриотом быть тот, кто живет за пределами своей Родины?»

«Пусть не повторится никогда…» (Кл .час посвященный Дню памяти жертв политических репрессий) (беседа)

ноябрь

«Афганистан болит в моей душе»; (Урок-презентация)

Классный час «Солдат войны не выбирает».

декабрь

Беседа «Защита Отечества - долг каждого гражданина»

январь

Экспресс-анкета «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»

февраль

Конкурс веселых и находчивых «Суп из топора»

Дискуссия «Гении и злодеи в политике государства»

март

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Классный час «Мораль и право - дороги, ведущие к человечности»

апрель

Час общения «Задержан милицией. Как себя вести?»

май

«О них мы будем помнить всегда» (беседа)

«Ветеран» Поздравительная открытка для ветерана


V. Интеллектуальное воспитание


Экономическое, политическое, научное и культурное состояние общества определяется уровнем интеллекта людей, являющихся полноправными членами этого общества. Следовательно, интеллектуальное (развитие) воспитание, наряду с нравственным и эстетическим, является необходимым условием формирования личности, способной позитивно влиять на развитие общественной жизни. Еще в школьные годы человек должен получить четкое представление о мировоззрении, о необходимости реализовать свои способности и возможности, для чего настойчиво заниматься самообразованием, постоянно совершенствуя знания, умения и навыки.

Цель работы:

Развитие и формирование интеллектуальных способностей. Развитие умений и навыков интеллектуального труда. Развитие интереса к научно-исследовательской деятельности.

Задачи работы:

1. Формировать и развивать культуру умственного труда учащихся; 2. Развивать культуру чтения и речи; 3. Формировать навыки монолога, диалога, дискуссии; 4. Организовывать работу по развитию памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.

Предполагаемый результат: овладение культурой речи, навыками культурного письма и умения самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике. Повышение качества успеваемости. Увеличение числа поступающих в ВУЗы. Рост социальной активности.

Ценности: образования, безопасность современного информационного пространства, личного успеха в жизни.


Мероприятия по реализации данного направления работы.

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«Книга рекордов Гиннеса». Круглый стол

«Ученье - свет, а неученье - тьма" (круглый стол)

октябрь

Беседа «Путешествие в Библиоград Беседа с библиотекарем

«Знатоки» (игра)

ноябрь

Подготовка к «Одиссее разума» Игра

декабрь

Диагностическое исследование по изучению мотивации учения детей класса. Тестирование

Путешествие эрудитов.
«Леворукость и праворукость. Что это такое?» (игра)

январь

Конкурс «Грамотеев». Круглый стол

«Как развить в себе хорошую память» (тренинг)

февраль

«Что? Где? Когда?» (игра)

март

«Всадник, скачущий впереди» Брейн-ринг

«Живая классика» (конкурс чтецов)

апрель

«Можно ли меня назвать человеком XXI века?» (дискуссия)

май


VI. Экологическое воспитание

Цель работы- становление начал экологической культуры, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя, человека.

Задачи работы:

  1. Воспитать любовь и уважение к природе, нравственной и гражданской ответственности за её благополучие;

  2. Приобрести навыки и умения в первичной помощи природе;

  3. Воспитать способность видения окружающего мира;

  4. Развить навыки трудовой сельскохозяйственной деятельности;

  5. Научить элементарным экологическим исследованиям рек.

Предполагаемый результат:

  • воспитание экологической культуры;

  • воспитание чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение;

  • достаточное обеспечение необходимой информацией для экологического воспитания обучающихся и педагого;

  • иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;

  • иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;

  • изучение богатства природного наследия;

  • иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

  • обогащение знанием и опытом общения с природой

  • овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора.

  • приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экскурсиях, походах и палаточных лагерях

  • расширение воспитательного и культурного пространства для самореализации, саморазвития экологической культуры обучающихся студентов;

  • развитие физических качеств, выработка у обучающихся потребности в здоровом образе жизни;

  • уметь рационально использовать природные ресурсы;

  • участие в выявлении экологических проблем Родного края;

  • умение применять теоретические знания в решении практических задач;

  • формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине.

Ценности: заповедная природа, родная земля, планета Земля, экологическое сознание

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«Экомастерская» Конкурс поделок из бросовых материалов

«Радуйся вместе с нами» Промо-акция

октябрь

«Может быть я - натуралист?» (тестирование)

Круглый стол «Пойми язык живой природы»

ноябрь

декабрь

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!» Тренинг

январь

Викторина «Загадки Земли», посвященная Дню Земли

февраль

«Живая планета. Экология и здоровье» Практическое занятие

март

Викторина «ЭкологияЯНАО»

апрель

Конкурс экологической фотографии:
«Природа глазами детей»

май

«Чудеса природы» - читательская конференция,

VII. Нравственное и духовное воспитание

Цель работы:

1.формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.;

2.формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

3. формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

4. формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

5. формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Предполагаемый результат:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Мероприятия по реализации данного направления работы.


Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

Диагностика нравственных приоритетов учащихся

Поговорим о нравственности… (беседа)

октябрь

Я среди людей, люди вокруг меня (деловая игра)

"Я имею право на…" (дискуссия)

ноябрь

Чувство взрослости. Что это такое? (Беседа)

Этическая беседа «Будь слугой совести и хозяином воли»

декабрь

Как научиться властвовать собой? (тренинг)

Стресс в нашей жизни (тренинги)

январь

Круглый стол «Конфликт и способы его разрешения»

Что значит быть счастливым? (дискуссия)

февраль

«О милосердии" (беседа)

Брейн-ринг «Важные мелочи повседневного этикета»

март

«Никого дороже нет…» (урок-презентация посвящен Дню матери).

"Человек и закон" (Деловая игра)

апрель

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть (беседа)

Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадает» (Л.Н.Толстой)

май

Классный час «Основы нравственной личности - стыд, жалость и доброжелательность»

Какие воспоминания оставлю я о себе в школе (классное собрание)



VIII. Правовое воспитание и культура


Цель работы :

1.формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;

2. развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.

Предполагаемый результат:

В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Ценности: принципы демократии, уважение к правам человека и свободе личности.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«Главные вопросы» Деловая игра

«Искру туши до пожара. Беду отведи до удара»

октябрь

«Административная и уголовная ответственность»

Главные ценности нашей жизни

ноябрь

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

декабрь

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

Беседа «Гражданин и обыватель»

январь

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

Беседа «Твоя воинская обязанность»

февраль

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»

Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека»

март

Викторина «Уроки Фемиды»

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

апрель

Круглый стол «Суицид среди подростков»

Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»

май

IX. Формирование коммуникативной культуры

Цель работы :

1. формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

2. формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

3. формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;

4. формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Задачи работы:

- выявить сущность, содержание, структурные компоненты информационно-коммуникативной компетентности детей и взрослых;

- определить критерии, показатели и уровни сформированности информационно-коммуникативной компетентности;

- совершенствовать технологию формирования информационно-коммуникативной компетентности педагога по этапам его профессиональной подготовки;

Предполагаемый результат:

· формирование коммуникативной компетентности педагога;

· успешная социализация ребёнка.

Ценности: межличностная коммуникация, межкультурная коммуникация, безопасность общения, ценностные представления о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«Активная жизненная позиция - как ты ее понимаешь?» (диспут)

«Общение и уважение» (тренинг)

октябрь

«Раз-словечко, два, словечко (игра)

«Толерантность - норма жизни» (тренинг)

ноябрь

«Что? Где? Когда? на тему «Этические нормы народов мира» (круглый стол)

«Без друзей меня чуть-чуть» (устный журнал)

декабрь

«Чем грозит сквернословие?» (обмен мнениями)

«Умей сказать «Нет!» (круглый стол)

январь

«Способы общения» (тренинг)

февраль

«Интернет- достойное средство общения?» (круглый стол)

«На пути к гармонии «(тренинг)

март

«Мама, папа, я - лучшие друзья» (вечер отдыха)

«Как не ошибиться в выборе друзей» (игра)

апрель

«Откровенный разговор между учителем и учеником». (разговор по душам)

«Вежливость - привилегия великих» (организационно-деятельностная игра)

май

«Что мы ценим в людях и в себе?" (круглый стол)

X. Культуротворческое и эстетическое воспитание

Цель работы :

1.формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

2. формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

3. формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

4. формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

5. формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

6. формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя

Предполагаемый результат:

1.Формирование у обучающих таких качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности.

2.Воспитание чувства прекрасного, развитие их творческого мышления, художественной способности.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.

Мероприятия по реализации данного направления работы.


Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«Красота спасёт мир» (конкурс буклетов)

октябрь

«Культура танца» (просмотр видеороликов знаменитых танцоров мира)

"Слава рукам золотым!" (брейн-ринг)

ноябрь

«Всему начало любовь…»( дискуссия)

декабрь

Выпуск Новогодней газеты

Выпуск Новогодней газеты

январь

«Как выбрать и как дарить подарки?» (устный журнал)

февраль

«Культура одежды» (презентации)

«Любви все возрасты покорны» (ролевая игра, посвящённая Дню Святого Валентина)

март

"Ты женщина - и этим ты права!" (к 8 марта) конкурс

"Красота и труд - вместе идут" _круглый стол)

апрель

Юмор в жизни человека (час общения)

«Что такое духовное богатство человека» (дискуссия)

май

"Музыка и мы"( дискуссия)







XI. Социокультурное и медиакультурное воспитание

Цель работы :

1.формиование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

2. формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.

Предполагаемый результат:

Формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества.

Ценности: толерантность, миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство.

Мероприятия по реализации данного направления работы.

Месяц

1-й год реализации

2-й год реализации

сентябрь

«Экстремизм - чума XXI века»( круглый стол)

«Русский язык - язык межнационального общения в России» (круглый стол)

октябрь

«Типы суицидального поведения»(круглый стол)

ноябрь

« Терроризм угроза обществу» (дискуссия)

декабрь

«Этот сложный взрослый мир»(обмен мнениями)

«Дружба - способ разрешения конфликтных ситуаций».(анализ ситуаций)

январь

«Памятникам уважение и достойное отношение» (круглый стол)

февраль

«Не жалейте сердца… Добру откроются сердца» (практикум)

«Что такое неформальные молодежные течения?»(диспут)

март

«Интернет среди нас» (устный журнал)

апрель

май

«Помощь одиноким старикам» (акция)



Список литературы


  1. Аджиева Е.М. Байкова Л.А. и др. 50 сценариев классных часов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

  2. Гребенкина Л.К. Жокина Н.А. и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. М.: «ВАКО», 2003.

  4. Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальных классов. М.: 2006.

  5. Классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. А.М. Байков А.М. и др. - Волгоград: Учитель, 2006.

  6. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. - Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006.

  7. Профориентация старшеклассников: сб. учебно.-метод. Материалов /сост., ред. И коммент. Т.В. Черниковой. - Волгоград: Учитель, 2006.

  8. Психодиагностика детей / Сост. А.С. Галанов. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

  9. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Цент ВЛАДОС, 2003.

  10. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.


© 2010-2022