- Преподавателю
- Классному руководителю
- Требования к современному уроку
Требования к современному уроку
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Байтемирова И.А. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Организация урока
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
(Федеральный государственный образовательный стандарт.
Дидактические требования к современному уроку).
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
-
анализировать свои действия;
-
самостоятельно принимать решения, прогнозируя из возможные последствия; отличаться мобильностью;
-
быть способны к сотрудничеству;
-
обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.
В чём же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
-
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
-
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, чётко сформулировать тему, цель, задачи урока;
-
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
-
вывод делают сами учащиеся;
-
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-
времясбережение и здоровьесбережение;
-
в центре внимания урока - дети;
-
учёт уровней и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
-
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
-
планирование обратной связи;
-
урок должен быть добрым.
При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
-
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
-
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
-
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
-
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
-
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание - параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока - учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
-
требований к результатам освоения основной образовательной программы;
-
требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
-
требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
-
Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
-
Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
-
Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
-
Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
-
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.- В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
Традиционные задания
Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.
Задания в учебниках ФГОС
Представь, что ты оказался на месте своего предка - участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.
Традиционные задания
Перечислите отличия растений от животных.
Задания в учебниках ФГОС
Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый - значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?
Традиционные задания
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.
Задания в учебниках ФГОС
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
Традиционные задания
Определите площадь прямоугольника.
Задания в учебниках ФГОС
Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
ФГОС вводят новое понятие - учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично - запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
-
возраста ребенка;
-
специфики учебного предмета;
-
меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
-
предъявить противоречивые факты, теории;
-
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
-
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания - главное средство достижения результата образования:
-
проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы;
-
если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы;
-
таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Требования к результатам обучения устанавливает Стандарт
ПРЕДМЕТНОЕ ЛИЧНОСТНОЕ
МЕТАПРЕДМЕТНОЕ
Личностное: - готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметное: - получение опыта специфического для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также овладение системой основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.
Метапредметное: - освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Номенклатура УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Личностные универсальные учебные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Виды заданий для формирования личностных УУД:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Виды заданий для познавательных УУД:
- «найди отличия» (можно задать их «количество»);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- лабиринты;
- упорядочивание;
- цепочки;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция).
Виды заданий для диагностики регулятивных УУД:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант (метод М.Г. Булановской);
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- «ищу ошибки»;
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Показатели сформированности регулятивных УУД:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные универсальные учебные действия
обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. Обеспечивают:
- социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников;
- строить продуктивное взаимодействие;
- сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды заданий для диагностики коммуникативных УУД:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- задания: «подготовь рассказ...»;
«опиши устно...»;
«объясни...» и т.д.