Внеклассное мероприятие по нравственному воспитанию

Внеклассное мероприятие по нравственному воспитанию из раздела "Учиться надо веселее, чтоб хорошо жилось". На данном мероприятии речь идет о смехе и улыбке,об их уместности. Мероприятие построено в форме беседы - диалога. На этом занятии  в ходе активного участия детей в обсуждении предложенных ситуаций, их анализе и выводах, а также   на основе собственных наблюдений,  ребята приходят к выводу, что смех и улыбка не всегда уместны. Объединившись в группы, дети составляют памятку об уместности см...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеВнеклассное мероприятие по нравственному воспитанию

«Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина»







Разработка внеклассного мероприятия на конкурс «Копилка методических идей»

Тема: «Учиться надо веселее, чтоб хорошо жилось»

(беседа - диалог) Внеклассное мероприятие по нравственному воспитанию

Внеклассное мероприятие по нравственному воспитанию

Внеклассное мероприятие по нравственному воспитанию



Учитель начальных классов

Тюлькина Елена Анатольевна



г. Шахунья 2014 год

Учиться надо веселее, чтоб хорошо жилось.

  1. Информация для размышления.

  1. Мотивация.

- Сегодня наш классный час пройдет не совсем обычно. Для начала прослушайте песню. Кто желает, может подпевать.

2. Прослушивание песни «Улыбка».

3. Краткая беседа о смехе.

- Мы слушали с вами песню про улыбку и улыбались. Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо).

- Вспомните случай из своей жизни, когда вы улыбались или смеялись. (Высказывания детей).

- Сегодня, направляясь в школу, я наблюдала за двумя мальчиками, которые не просто улыбались, а хохотали, увидев, как старушка, спешащая куда - то, запнулась и упала. Получается, что ребятам в этот момент было очень хорошо? Или это говорит о другом? (Дети анализируют, приходят к выводу: это были невоспитанные, злые мальчики).

- Значит, улыбки и смех бывают разными? Если улыбка говорит о том, что человеку хорошо, а он на самом деле смеётся над человеком, которому плохо, хороший ли это человек? Вот видите, как о многом могут сказать нам улыбка и смех.

- Как вы думаете, о чём сегодня у нас пойдёт речь на классном часе? Чему будем учиться?

- Верно, сегодня мы будем говорить об этических нормах поведения в обществе, об улыбке, смехе, их своевременности, будем анализировать как свои поступки, так и поступки сверстников.

Вы школьники, поэтому к вашей улыбке и смеху относятся по-взрослому. Чем чаще мы, учителя, видим ваши добрые улыбки, слышим добрые шутки, тем меньше среди нас остаётся злых, жадных, ленивых. А они, к сожалению, ещё встречаются. Вот мальчик ударил товарища и смеётся. Другой - обидел девочку и хохочет. Третий бросает камни в собаку, а девочки, стоящие рядом, улыбаются.

  1. Конкурсы и миниатюры об уместности смеха.

  1. Конкурс улыбок.

- Учиться надо всему, в том числе улыбке и смеху. Думаете, это так просто? Сейчас мы проведём конкурс на лучшую улыбку. Я хлопну в ладоши, скажу предложение, а вы повернетесь, друг к другу и мило улыбнётесь. Итак, (хлопок). Какие хорошие дети учатся в нашем классе! (Улыбаются друг другу).

- Самая лучшая улыбка…. Не всем по силам этот простой конкурс. Заметили, что некоторые из вас не могут просто по-хорошему улыбнуться товарищу? Как же тогда быть с более трудными конкурсами вежливости? Боюсь, что вы не справитесь!

- Думаете, справитесь? Ну что ж, попробуем!

2. Разыгрывание диалога.

- Мне нужны помощники - мальчик и девочка. (Выходят Артём и Таня).

- Сейчас, ребята будут вести разговор. Во время разговора необходимо по - доброму улыбаться друг другу.

ДИАЛОГ:

А.: Добрый день, Таня!

Т.: Здравствуй, Артём!

А.: Я очень рад, что встретил тебя!

Т.: Спасибо, я тоже.

А.: давай, я донесу до школы твой портфель.

Т.: А тебе не будет трудно?

А.: Что ты!

Т.: Ты очень любезен! Как бы ни опоздать в школу…

А.: Давай руку, успеем!

(Можно повторить диалог несколько раз).

- Видите, многим из вас ещё не привыкли к самой обыкновенной вежливости. И это в школе, где человек должен взрослеть очень быстро. Сейчас я прочитаю вам рассказ. Вы же мне потом расскажете: о чём он, что в нём главное, какие моменты вызвали улыбки. (ЧТЕНИЕ РАССКАЗА. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

3. Обсуждение рассказа «Что случилось?»

- Так о чём же рассказ, что в нем главное?

- Что вызвало у вас улыбку?

4. Размышление над вопросом: «Что необходимо для появления доброй улыбки»?

- Ребята, а что, по - вашему, необходимо для появления доброй, веселой улыбки? (Вёселый случай, хорошее настроение).

- Что вызывает хорошее настроение? (Песня, танец, игра).

- Когда мы слушаем весёлую песню волей - неволей у нас поднимается настроение и на лице появляется…(улыбка).

- Конечно! А если играем в интересную игру?

- Правильно! Но возможно ли всё сразу: песня, танец, игра?

- Попробуем?

- Надеюсь, все будут активно играть, танцевать, слушать и улыбаться? (ИГРА «САНТИК - ФАНТИК»).

/Описание игры: водящий отходит от ребят и отворачивается. Ребята встают в круг, и одного из них учитель назначает ведущим. Дети повторяют за ним постоянно меняющиеся движения. При этом они не смотрят на ведущего, чтобы не выдать его. Если ведущего «поймали», он становиться водящим. Продолжительность игры 5-10 минут./

- Молодцы! Улыбка и смех ходят рядом. Кому - то мы приветливо улыбаемся, а над кем - то посмеиваемся. Над кем же и чем же, мы порой смеёмся? (Над лентяями, врунами, грубиянами, жадинами).

- Совершенно верно!

5. Обсуждение рассказа «Про Толю, конфеты и волков».

- Сейчас я вам прочитаю рассказ, в котором мы над кем - то посмеёмся. Над кем, вы мне скажете, после того, как послушаете рассказ. (ЧТЕНИЕ РАССКАЗА . ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Над кем же и чем же мы смеялись в этом рассказе? А можно ли смеяться над людьми худыми, полными, в очках, с веснушками, больными?

- Вы правы, ребята, нельзя. Ведь главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был трудолюбив, честен, имел силу воли, а худоба, полнота, веснушки, очки - это лишь внешний облик человека. Если заниматься спортом, можно исправить недостатки фигуры, но ведь среди вас, дети, к сожалению, ещё немало любителей поддразнивать кого - то, обидеть. Как же бороться с этими дразнилками?

6.Сценка «Дразнилка».

- Сейчас ребята покажут вам сценку, из которой вы поймёте, что является главным оружием, против любителей дразниться. Смотрите.

ДРАЗНИЛКА.

Усердно Саша всех дразнил.

Отпора он не находил.

Но вот однажды так случилось,

Что Саше больше не дразнилось.

(Раздается звонок с урока. «По коридору» проходят мальчики и девочки - одни беседуют, другие - играют, третьи - читают. Позади, плетётся мальчик Саша. Ему скучно. Он останавливается, зевает, смотрит по сторонам, чешет затылок. Вдруг он обращает внимание на проходящую мимо девочку, высокую и стройную. На лице Саши появляется злая улыбка).

С.: Длинноногая, а длинноногая?

Д.: Никакая я не длинноногая.

С.: Длинноногая! (Кривляясь, ходит вокруг неё на цыпочках). Длинноногая! (Девочка заплакав, убегает. Саша бежит за ней, продолжая дразнить. Ему навстречу идёт мальчик).

С.: Конопатый, конопатый, весь веснушками богатый! (Мальчик, сжимая кулаки, наступает на обидчика. Саша убегает, мальчик за ним. Несколько секунд спустя Саша с хохотом возвращается - его не догнали. Он снова принимается за любимое занятие - пристаёт к другой девочке).

С.: Пышка, пышка, пышка! (Свои обидные слова он сопровождает гримасами и злым смехом. Девочка оглядывает себя, с обидой смотрит на Сашу, поджимает губы и, не выдержав, начинает и всхлипывать. Со скакалкой появляется девочка, которая оказывается «щепкой». Мальчишка, которого Саша назвал ушастиком, тоже оскорблен, но догнать обидчика не может. «Герой» уже устал от «дел» и беготни, когда появилась девочка с книгой. Саша подумал, вздохнул и начал).

С.: Рыжая, рыжая, рыжая!

Д.(невозмутимо): Не рыжая, а блондинка. Кто - брюнет, кто - то блондин… . Да и рыжая - ничего страшного. (Продолжает читать).

С.(волнуясь): Рыжая! (девочка не обращает внимания). Рыжая! (Сашу закачало. Кричит). Рыжая!!! А - а - а!!! (Привлечённые криком, подходят ранее оскорблённые ребята. Саша собирает последние силы, подходит к девочке и кричит ей в ухо). Рыжая!!! (девочка улыбается). Обидчик не выдерживает и падает на руки стоящих сзади него мальчиков. Все ахают.

М. (волнуясь): Куда его?

6. Обсуждение.

- Что вы можете сказать о том, что увидели?

- Какие выводы сделали?

- Как надо себя вести, если вас дразнят?

- Прилично ли это - дразнить других людей за врожденные изъяны в их внешности?

III. Подведение итогов классного часа.

  • Вспомните все, о чем мы говорили на протяжении всего занятия. К каким выводам вы пришли? (Высказывания детей).

  • Вы правы. В различных жизненных ситуациях улыбка и смех могут быть вызваны разными причинами: смешной рассказ, веселая песенка или игра, нелепая жизненная ситуация и так далее. Но, ни в коем случае нельзя смеяться над физическими недостатками человека. Почему?

  • Смех должен быть уместным в любом месте (в театре, на уроке, в кругу друзей), но не должен привлекать излишнее внимание окружающих.

IV. Составление памятки.

  • Объединитесь в группы по 4 человека и попробуйте составить памятку об уместности смеха и улыбок. (Каждая группа зачитывает получившуюся памятку. Далее, составление общей памятки.)

ПАМЯТКА ОБ УМЕСТНОСТИ СМЕХА И УЛЫБОК.

1. Нельзя смеяться над физическими недостатками людей.

2. Смех не должен привлекать излишнее внимание окружающих.

3. Можно посмеяться над веселым рассказом, случаем, но нельзя смеяться над горем, несчастьем другого человека.

  • Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поблагодарите друг друга за работу.

  • Молодцы! Спасибо за плодотворную работу на занятии!

Самоанализ внеклассного мероприятия.

В классе 22 учащихся, из них 15 девочек и 7 мальчиков. Возраст 9,5 - 11 лет. Все дети доброжелательные, открытые, каждому присуще чувство сопереживания. В силу особенностей возраста, волевые качества развиты ещё в недостаточной степени. Ребята неконфликтные, взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками, сверстниками, находятся в стадии формирования.

Оценка сформированности отдельных качеств личности показала, что дети испытывают затруднения в общении с другими людьми. В данной период идет закладка «фундамента» основ личности, важно уделять внимание развитию у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, поэтому в этом учебном году приоритетным направлением является формирование нравственно - этических качеств.

Тема мероприятия была выбрана неслучайно. Она соответствует возрастным особенностям детей данного коллектива и обоснована потребностью в правильном становлении учащихся, с целью воспитания этических норм развития культуры поведения, общения.

Данное мероприятие является частью системной работы по нравственному воспитанию уч-ся на этапе отработки практических навыков и умений, норм поведения в обществе, классном коллективе.

Целью мероприятия является формирование нравственных ценностей.

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Направить деятельность уч-ся на критическое осмысливание и анализ собственных поступков, поступков сверстников, одноклассников; на своевременность использование смеха, улыбок, через обсуждение прочитанных рассказов и жизненных ситуаций;

  2. Создать условия для воспитания этических норм поведения в обществе, уместности смеха в компании, через конкурсы и миниатюры.

Мероприятие построено в форме беседы - диалога. Роль классного руководителя заключается в организации активного участия детей в обсуждении предложенных ситуаций, их анализе и выводах, основанных на полученных знаниях в ходе предыдущих занятий по изучению норм и правил поведения и данного мероприятия.

В ходе мероприятия используются следующие виды деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

С целью создания благоприятной эмоциональной обстановки, детям предлагается игровой вид деятельности, сюжетно - ролевое исполнение рассказа «Дразнилка». Дети выступают в роли героев рассказа, показав интонацией, поведением отрицательные и положительные черты своих сверстников.

Учащиеся с интересом включаются во все виды деятельности. Игровая деятельность способствует развитию у детей личностных качеств, побуждает их к более эффективным видам воспитательной деятельност6 учению, общению. Включение ребят в сюжетно - ролевую деятельность положительно влияет на становление характера ребенка. Обсуждение и анализ ситуаций способствуют формированию жизненной позиции. В ходе групповой работы, дети учатся взаимодействовать друг с другом.

Таким образом, в ходе мероприятия закрепляются знания об этических нормах поведения, а также ребята делают выводы о своевременности использования улыбок и смеха (составляют памятки).

Характер взаимоотношений учащихся и классного руководителя доброжелательный, эмоционально - психологический климат благоприятный для совместной деятельности. Педагогическая значимость мероприятия - умение детей управлять своим поведением, анализировать свои поступки.























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рассказ «Что случилось?»

«Говорят - солнце одно. А вот Димке показалось, что сегодня на небе - особенный диск: Более яркий, забавный, заставляющий взглянуть на все по - другому. Вчера он выбил портфель из рук Иринки, отскочил в сторону и завизжал от восторга. Сегодня ж он девочке по - доброму улыбался. Притом так, что сразу было видно; эта улыбка - извинение за вчерашнее.

До этого вечера! Еще утром Димка бросал в Фантомаса, веселого бездомного пса, желудь за желудем. А сейчас друг человека с аппетитом дожевывал Димкин бутерброд с колбасой.

Мимо проходила тетя Нина, и мальчик впервые выпалил:

- Здрасьте!

Женщина от неожиданности отпрянула в сторону.

- Заболел, что ли?

- Нет, наоборот, мне очень хорошо!

Через минуту Димка уже помогал завязать шнурки двум школьникам.

При переходе улицы мальчик посмотрел сначала, налево, потом направо и сел на скамейку. Что же с ним происходит?

По небосклону не спеша проплывали облака. Одно облако сначала напоминало серую злую кошку, потом вдруг вытянулось в рысь, готовящуюся к прыжку. Но не прошло и минуты, как на том же месте гордо смотрел вдаль гордый олень…

Менялись не только облака. Менялся и сам Димка. Это он понял, когда увидел старушку, спешащую к автобусу. Она с трудом несла две огромные сумки. Мальчик сорвался с места, подбежал к женщине, выхватил из ее рук ношу и устремился к остановке. Старушка участила шаг:

- Стой! Стой! Я подойду… я расскажу…

- Да я просто так, не надо меня благодарить, - весело ответил Димка и вскочил в дверь автобуса. За ним вошла старушка. Она отдышалась и уже ласково посмотрела на первоклассника:

- Ну что у нас за вежливые детки!

Через десять минут мальчик вошел в квартиру, снял ботинки, ранец, без напоминания вымыл руки. Подошел к зеркалу. Перед ним стоял и Дима, и не Дима. Он снял берет, распахнул пальто - и сердце его замерло. Первоклассник моментально вспомнил чудесные мгновения школьного торжества».



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рассказ «Про Толю, конфеты и волков».

«- Девочки, у вас йода нет?

- Нет, а зачем тебе?

Толик скромно опустил голову:

- Сейчас два пятиклассника к малышу приставали, хотели книжку отнять. Я одному - раз, другому - два, третьему - три… и палец ушиб.

Девочки удивленно переглянулись:

- Но ведь их было двое, а ты третьему…

- Потом еще один подбежал. Но это мелочи, главное - я одного через бедро, другого - через колено, третьего - под дых, четвертому в нос…

- Откуда же взялся четвертый?! - переспросила Света.

- А … это брат первого проходил, семиклассник, ну, я ему и …

Таня прижала маленькие ручонки к щекам:

- И тебе не жалко их было?

- А чего их жалеть, хулиганов и трусов? Ведь ко мне не один подошел, а сразу пятеро!

- Как пятеро? Четверо было… - улыбнулась Света.

- Ну да … потом друг второго увидел, как я их отделываю, тоже подбежал. А у него собака - бык! Думал, что я испугаюсь, а я собаку за шею приподнял и в кусты забросил. Что ее бояться? Да я на волков с палкой ходил!

Девочки раскрыли рты.

- Да, да! Брал с собой кулек конфет и шел в дремучий лес. Волки вышли голодные, штук пять, окружили меня, сидят и думают, кому что достанется. А я бросаю им конфеты. Конфеты ведь вкуснее, чем я. Волки набрасываются на конфеты! Но всем не хватает, их же штук пятьдесят!

- Пять … - нерешительно поправила Таня.

- Пять - это сначала. Потом прибежали родственники, друзья… Короче, их пятьдесят, а я один! Конфет, конечно, всем не хватило, волки стали ссориться и ругаться, кусаться; друг на друга бросаться…

- Ну, а ты? - Светина улыбка становилась все шире.

- Я хожу и палкой их, палкой! Десять минут - и сто шкур! Вызываю по телефону машину, отправляю все на фабрику. Потом, конечно, премия, газеты…

Таня хохочет:

- Мы только сейчас эту газету читали!

- Какую газету? - Толя подозрительно смотрит на девочек.

- «Пионерскую правду» на 44 странице!

Девочки еле сдерживаются от смеха.

- Так в газете всего четыре страницы! Издеваетесь?! - Толя начинает злиться.

- Это раньше было четыре, а как только про твои подвиги узнали… - говорить дальше Света уже не могла.

- Хоть бы одну шкуру волчью подарил, - худенькая, скромная Таня хохочет до слез. Еще через секунду девочки с сожалением посмотрели вслед герою».



© 2010-2022