- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на тему: Работа куратора группы с учащимися девиантного поведения
Доклад на тему: Работа куратора группы с учащимися девиантного поведения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Баль С.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Қазақстан Республикасының Білім және Ғылым Министірлігі
Министерство Образования и науки Республики Казахстан
ҚМКҚ «Электротехника колледжі»
КГКП «Электротехнический колледж»
(методическое объединение классных руководителей)
Подготовила: Баль С.В.
Семей 2015 г.
Под отклоняющимся понимается поведение, отклоняющееся от условно принятых норм: культурных, этических, моральных, юридических, религиозных, экономических и др.
-
В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом - девиантное поведение ( от лат. отклонение).
-
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенными в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Специфические особенности отклоняющегося поведения
-
- Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам, в связи с чем, личность его проявляющая, вызывает негативную оценку со стороны других людей, (негативная оценка может выражаться в форме общественного осуждения или социальных санкций, в том числе уголовного наказания).
-
- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям и может выражаться в деструктивных или аутодеструктивных формах, носящих длительный, стойко повторяющийся характер.
-
- Отклоняющееся поведение согласовывается с общей направленностью личности и имеет индивидуальное и половозрастное своеобразие, отражающее внешнее бытие личности в социуме.
-
- Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы и не должно отождествляться с психическими заболеваниями.
Критерии отклоняющегося поведения
-
Отрицание общепринятых или официально установленных норм, проявляющееся в различных формах поведения.
-
Нанесение через проявление деструктивных форм поведения ущерба, как самому человеку, так и окружающим его людям.
-
Негативное отношение к лицу, проявляющему отклоняющееся поведение со стороны общества.
-
Многократное и стойкое повторение отклоняющегося поведения соответствует общей направленности личности.
-
Дезадаптация, как результат проявления отклоняющегося поведения.
Проявление отклоняющегося поведения может быть разнообразным. В настоящее время выделено достаточное количество классификаций отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение можно разделить на три основные группы:
-
- Антисоциальное (делинквентное) поведение:
-
- Асоциальное (аморальное) поведение:
-
- Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
-
Асоциальное (аморальное) поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации (беспорядочные половые связи, проституция, совращение и др.), вовлечение в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество.
Одним из видов аморального поведения учащегося в учебном заведении может быть нарушение дисциплины. Нарушая дисциплину, ученик может использовать 4 вида поведения:
-
Привлечение внимания
-
Власть
-
Месть
-
Потеря контроля
Меры экстренного
поведения учителя:
-
Описывайте поведение ребенка без оценочно(именно в данный момент).
-
Будьте твердыми, но доброжелательными
-
Контролируйте свои отрицательные эмоции и не переходите на крик.
-
Не позволяйте ученику потерять свое лицо. Оставьте за собой последнее слово.
-
Не обсуждайте конфликт тут же, лучше перенесите его обсуждение на другое время.
-
Реагируйте на все ситуации спокойно.
-
Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.
-
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами, фанатическое поведение вовлечение в деструктивно-религиозный культ).
Девиантное поведение чаще всего проявляется у подростков, проживающих в неблагополучных семьях, семьях социального риска(малообеспеченных, неполных), где родители уделяют своим детям очень мало времени, или не уделяют вовсе.
Однако наличие материального благополучия и вседозволенность(попустительский стиль воспитания) также зачастую приводят подростка к саморазрушению(алкоголь, наркомания, суицид, разного рода преступления).
В настоящее время одно из первых мест в саморазрушительном поведении занимает суицид.
В плане проведения месячника «Общество в защиту детства» психолог колледжа Бабаева Д.Н. провела анкетирование студентов на тему « Как прекрасен этот мир!» целью исследования стал «суицид». Результаты этого анкетирования следующие:
Результаты анкетирования среди студентов
« Как прекрасен этот мир»
Цель исследования - «Суицид»
Приняли участие 121 респондент
№ п/п
Вопросы анкеты
Ответы
Да
%
Нет
%
1
Угрожали ли вы когда-нибудь своим родителям суицидом?
4
3%
117
97%
2
Думали ли вы когда-нибудь о самоубийстве?
24
19%
97
80%
3
Знаете ли вы что-то о детском суициде?
64
52%
57
48%
4
Считаете ли вы суицид эгоистичным поступком?
75
62%
46
38%
5
Имеет ли человек право распоряжаться своей собственной жизнью?
95
79%
26
21%
Причины отклоняющегося поведения
-
Личная неустойчивость и неудовлетворенность (как результат противоречий социально-экономического развития, социальных условий бытия).
-
Неспособность или неприятие активных форм самоутверждения, преодоление конфликтных ситуаций, фрустрации (двойная неудача).
-
Потребность в общении, в референтной группе (выбирается не алкоголь, а компания).
Бессознательные мотивы преступности
-Первая категория неосознаваемых мотивов свойственна определенному типу личности, характеризующемуся переоценкой собственной значимости, неустойчивостью настроения, склонностью к острым эмоциональным впечатлениям. Сюда же можно отнести лиц, ведущих бездомный паразитический образ жизни.
-Вторая категория неосознаваемых мотивов может носить компенсаторный характер, что связано с комплексом неполноценности, ущемления личности. Последнее нередко приводит к необдуманным поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на замещающий объект.
-Третья категория неосознаваемых мотивов связана с отсроченным во времени действиям, закрепившимся в детстве по механизму импринтинга (впечатывания) травмирующего опыта. Унижение, несправедливое жестокое обращение в семье могут оставлять свой отпечаток в эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождать соответствующие формы поведения.
-Четвертую категорию неосознаваемых мотивов преступного поведения составляют различные патологические, не исключающие вменяемости, особенности личности; в этих случаях у субъекта возникает желание совершить поступок, который он сам расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявляться как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности.
Меры воздействия
Одним из направлений социально-психологического воздействия является интервенция отклоняющегося поведения.
1.Психологическая интервенция - это психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений. Цель интервенции отклоняющегося поведения состоит в ослаблении или устранении тех форм поведения, которые препятствуют социальной адаптации.
Отличительной особенностью интервенции является желание изменений со стороны самой личности, ее готовность к сотрудничеству с психологом. В случае отклоняющегося поведения несовершеннолетних инициатива должна исходить от законных представителей интересов ребенка.
Ведущими задачами психологического вмешательства при девиантном поведении формирование мотивов на социальную адаптацию или выздоровление, психологическое консультирование и тренинги, с целью коррекции конкретных форм отклоняющегося поведения.
2.Психологическая превенция (предупреждение или профилактика) включает в себя профилактические мероприятия. Планируя систему профилактики необходимо учитывать следующие особенности:
-
Преемственность, необходимо обратиться к уже имеющимся системам профилактических мероприятий, существующих в стране, давно столкнувшимися с этой проблемой.
-
Непрерывность. Профилактическая работа не должна ограничиваться только временными рамками обучения ребенка в учебном заведении, а максимально охватывать все аспекты его жизни. Учитывать возрастные особенности.
-
Системность. Работа по профилактике должна вестись систематически, где одна мера вытекает из другой и не противоречит.
-
Умение выбирать главную цель. Необходимо обладать четкой информацией относительно тех, на кого направлены превентивные меры.
Работа классного руководителя с «трудными» учениками
Организацию работы классного руководителя с «трудными» подростками условно можно разделить на следующие этапы:
-
Подготовительный
-
Начальный
-
Переломный
-
Закрепляющий
Подготовительный этап - на котором внимательно изучается неблагополучная семья. Выявление конкретных показателей запущенности, а также условий и обстоятельств, способствовавших ее возникновению.
Начальный этап -это период налаживания доверительных отношений, взаимопонимания между классным руководителем и неблагополучной семьей, а также ее детьми, который дает возможность внести коррективы в их поведение, не унижая при этом их достоинства.
Переломный этап - это период борьбы стереотипов. Главным направлением классного руководителя на этом этапе деятельности должно быть достижение того, чтобы положительные нормы поведения его подопечных стали их внутренней потребностью, а это возможно только при вытеснении имеющихся в них противоправных качеств - положительными. Как правило, успех приходит только тогда, когда классный руководитель, воздействуя на сознание подростка и его родителей, умеет правильно направлять их активность.
Закрепляющий этап. Самое важное в работе классного руководителя на этом этапе - сохранение атмосферы сердечности и доверия с ними в сочетании с разумной требовательностью к ним. В своей работе классные руководители должны учитывать требования статей Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах ребенка» и закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан.»
Задумайтесь: быть может только Вы можете сделать первый шаг к «трудному» ученику. И пусть он не скажет вам спасибо и не изменится в раз, но, быть может, ваше слово пронесет через всю жизнь и оно не раз заставит задуматься над собой, над своей жизнью, а это - немало.