Доклад «Личностно-ориентированный подход при организации познавательной активности школьников»

При реализации познавательной активности педагог отмечает саморегуляцию, выражающаюся в умении регулировать своё поведение в зависимости от характера и условий деятельности, От педагога требуется как педагогические знания, так и по психологии. Ведь каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия. Так, например, учащиеся с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью вн... Особого внимания требуют к себе «трудные» дети, отличающиеся девиантным поведением.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Личностно-ориентированный подход при организации

познавательной активности школьников»


Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

Признавая, что активность в широком смысле является биологически обусловленным свойством человека, особое внимание придается ее направленности на определенный вид деятельности и способах удовлетворения. В отношении познавательной деятельности это означает формирование у школьников мотивации учения и обучения их навыкам добывания и использования информации, т.е. навыкам мыслительной деятельности, которые определяют возможность осуществления продуктивной учебно-познавательной деятельности. Результативность деятельности, вызывая положительные эмоции и гностические чувства, тем самым способствует сохранению и упрочнению познавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность.

Необходимым условием реализации познавательной активности является саморегуляция, выражающаяся в умении регулировать своё поведение в зависимости от характера и условий деятельности, в частности, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели.

Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей.

В педагогической энциклопедии активность личности рассматривается как деятельностное отношение к миру, способность человека производить социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно - исторического опыта.

Способами проявления активности служат:

  • творческая деятельность,

  • волевые действия,

  • общение.

По определению из педагогической энциклопедии - активность как особенность личности, проявляется как особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять и выявляется в энергичной, интенсивной деятельности: в труде, обучении, в общественной жизни, разных видах искусства, в спорте, в играх.

То есть человек с такими качествами стремиться брать активное участие во всём, показывает себя в деятельности.

Основными условиями для развития познавательной активности детей являются:

  • интересы и потребности детей,

  • осмысление и осознание себя в окружающем мире,

  • индивидуальность каждого ребенка,

  • средства и способы добывания знаний.

Можно условно выделить два направления развития познавательной активности -

- деятельное, предполагающее освоение навыков учебной деятельности, и

- личностное, в основе которого лежит формирование мотивационно - потребностной и эмоционально-волевой сфер личности школьника. Познавательная активность с одной стороны, является формой самоорганизации и самореализации учащихся, с другой -результатом усилий педагога в организации учебной деятельности и становлении их в качестве субъектов последней.

Проблема формирования личности может быть решена только в том случае, если в каждом человеке видеть личность.

Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики - личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе. Он должен знать и использовать такие приемы (их выработала педагогика сотрудничества), в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.

Личностный подход основывается на том, что каждая личность универсальна, и главной задачей воспитательной работы становится формирование индивидуальности, создание условий для развития творческого потенциала. Важным результатом ориентации воспитания на личностный подход является восстановление разумного отношения между личностью и коллективом, основанного на понимании того, что личность-основа коллектива, а не наоборот.

Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъектных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии.

Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания.

Только коллектив педагогов-единомышленников способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность педагога-главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

А индивидуальная работа- это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

От педагога требуется не только педагогические знания, но и знания по психологии, физиологии, технологии воспитания на диагностической основе учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. В современной практике выделяют детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода, а также своей системы методов педагогического воздействия. Так, например, учащиеся с высоким интеллектом отличаются от других учащихся ярко выраженными умственными способностями, устойчивостью внимания, развитостью воображения, широтой интересов. Таким детям требуется известная свобода действий в учебной и внеучебной работе для саморазвития. Для этого в школе и на уровне города проводятся интеллектуальные игры: «Брейн-ринг», «Умники», «Ученик года».

Особого внимания требуют к себе «трудные» дети, отличающиеся девиантным поведением. В структуре личности «трудного» подростка наблюдается отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к взрослым и сверстникам. Зная и учитывая специфику личностного-ориентированного подхода с «трудными» подростками, социальные педагоги, педагоги-психологи школ района применяют различные методы работы: переубеждение, переучивание, переключение, поощрение и наказание, самоисправление, «реконструкция характера». Еженедельно педагоги-психологи проводят для таких детей обучающие и развивающие тренинги.

Педагоги-организаторы совместно с учителями физической культуры привлекают таких детей как можно больше в различные спортивные мероприятия школы: футбол, волейбол, баскетбол.

Таким образом, индивидуальный подход - важнейший принцип воспитания. Её реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения гармоничного, целостного ее развития. Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства учителя.

Школа проводит мероприятия, направленные на творческое развитие, здорового образа жизни, нравственного, патриотического, экологического и т.д. воспитания, в которых каждый ребенок раскрывается как личность.

Каждый ребенок интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого «Я» и, попросту говоря, - воспитать маленького человека лучше, чем он есть.

Заключение

Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.

Проблема развития познавательной активности школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

- Естественное стремление школьников к познанию;

- Положительное отношение к учебе;

- Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;

- Проявление воли в процессе овладения знаниями.

Вывод: Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

© 2010-2022